Образование в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В XI веке на Руси появляются первые монастырские школы.[1]
В 1580-х годах Антонио Поссевино писал: «Там [в России] нет ни одной коллегии или академии. Существуют только кое-какие школы, в которых мальчики обучаются читать и писать по Евангелию, деяниям апостолов, по имеющейся у них хронике, по некоторым другим авторам, в первую очередь по Иоанну Златоусту, по гомилиям и житиям святых или тех, кого они почитают за святых.»[2]
При Екатерине II устав о народных училищах учреждает в каждом губернском городе народные школы двух ступеней. Первую представляли малые училища с двухгодичным сроком обучения, вторую — главные, в составе четырех классов. В малых преподавали грамоту, чтение, арифметику и закон Божий. Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров малых училищ. Создается Воспитательный дом для детей-сирот, Смольный институт благородных девиц, открываются коммерческие училища. В учебных заведениях вводится классно-урочная система.[3]
Реформа российского императора Александра I подразумевала бессословный характер образования, но на практике мальчики низших социальных классов редко продвигались дальше уездного училища. Учиться дальше было дорого (приходские училища были бесплатными), и многие родители считали траты нецелесообразными после того, как отпрыск обучался чтению, письму, счету и закону Божиему.[4]
При Александре II в России вводится преемственность учебных программ среднего и высшего образования: выпускники гимназий получают право без вступительных экзаменов поступать в университеты.[5]
24 декабря 1924 года Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».[6]
Содержание |
[править] Виды образования
[править] Высшее образование
В июне 1863 года Александр II утвердил новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую автономию. Совет университета получил право избирать ректора, проректора и университетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал учёные степени, назначал студентам стипендии. Обучение в университетах оставалось платным, студенты не имели корпоративных прав. Действие устава распространялось на Московский, С.-Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский, Новороссийский (Одесский) университеты (Дерптский, Варшавский и Гельсингфорсский имели свои уставы).[7][8]
[править] Начальное образование
1 сентября 1930 года в СССР было введено обязательное всеобщее начальное образование.
[править] Военное образование
Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра I.[9]
[править] Математическое образование
Андрей Колмогоров был председателем Комиссии по математическому образованию при Академии наук.[10]
[править] Алгебра
Андрей Колмогоров написал учебник по алгебре.[11]
[править] Виды образовательных учреждений
[править] Лицеи
31 (19) октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей.
[править] Училища
В 1804 году в Судаке открылось первое училище виноделия.[12]
[править] Грамотность
По подсчётам некоторых исследователей, например экономиста Григория Ханина, грамотными под конец правления российской императрицы Екатерины II были всего 4-8 % мужского населения России.[13]
[править] Государственная политика
В 1802 году в России появилось — наряду с другими министерствами — и Министерство народного просвещения.[14]
В конце 1919 года российское правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России».
В 1925 году был принят закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ.
10 июля 1992 года — закон Российской Федерации от № 3266-I «Об образовании».[15]
22 августа 1996 года — федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».[16]
4 октября 2000 года правительство России утвердило Национальную доктрину образования в России — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Основные положения доктрины — доступность и бесплатность общего образования, сохранение единого образовательного пространства России, классификация образования и распределение его по ступеням (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское).