Образование в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В XI веке на Руси появляются первые монастырские школы.[1]

В 1580-х годах Антонио Поссевино писал: «Там [в России] нет ни одной коллегии или академии. Существуют только кое-какие школы, в которых мальчики обучаются читать и писать по Евангелию, деяниям апостолов, по имеющейся у них хронике, по некоторым другим авторам, в первую очередь по Иоанну Златоусту, по гомилиям и житиям святых или тех, кого они почитают за святых.»[2]

При Екатерине II устав о народных училищах учреждает в каждом губернском городе народные школы двух ступеней. Первую представляли малые училища с двухгодичным сроком обучения, вторую — главные, в составе четырех классов. В малых преподавали грамоту, чтение, арифметику и закон Божий. Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров малых училищ. Создается Воспитательный дом для детей-сирот, Смольный институт благородных девиц, открываются коммерческие училища. В учебных заведениях вводится классно-урочная система.[3]

Реформа российского императора Александра I подразумевала бессословный характер образования, но на практике мальчики низших социальных классов редко продвигались дальше уездного училища. Учиться дальше было дорого (приходские училища были бесплатными), и многие родители считали траты нецелесообразными после того, как отпрыск обучался чтению, письму, счету и закону Божиему.[4]

При Александре II в России вводится преемственность учебных программ среднего и высшего образования: выпускники гимназий получают право без вступительных экзаменов поступать в университеты.[5]

24 декабря 1924 года Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».[6]

Содержание

[править] Виды образования

[править] Высшее образование

В ию­не 1863 года Александр II утвердил но­вый уни­вер­си­тет­ский устав, пре­дос­тав­ляв­ший уни­вер­си­те­там ши­ро­кую ав­то­но­мию. Со­вет уни­вер­си­те­та по­лу­чил пра­во из­би­рать рек­то­ра, про­рек­то­ра и уни­вер­си­тет­ских су­дей, рас­смат­ри­вал фи­нан­со­вую сме­ту, при­су­ж­дал учё­ные сте­пе­ни, на­зна­чал сту­ден­там сти­пен­дии. Обу­че­ние в уни­вер­си­те­тах ос­та­ва­лось плат­ным, сту­ден­ты не име­ли кор­по­ра­тив­ных прав. Дей­ст­вие ус­та­ва рас­про­стра­ня­лось на Мо­с­ков­ский, С.-Пе­тер­бург­ский, Ка­зан­ский, Харь­ков­ский, Ки­ев­ский, Но­во­рос­сий­ский (Одес­ский) уни­вер­си­те­ты (Дерпт­ский, Вар­шав­ский и Гель­синг­форс­ский име­ли свои ус­та­вы).[7][8]

[править] Начальное образование

1 сентября 1930 года в СССР было введено обязательное всеобщее начальное образование.

[править] Военное образование

Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра I.[9]

[править] Математическое образование

Андрей Колмогоров был председателем Комиссии по математическому образованию при Академии наук.[10]

[править] Алгебра

Андрей Колмогоров написал учебник по алгебре.[11]

[править] Виды образовательных учреждений

[править] Лицеи

31 (19) октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей.

[править] Училища

В 1804 году в Судаке открылось первое училище виноделия.[12]

[править] Грамотность

По подсчётам некоторых исследователей, например экономиста Григория Ханина, грамотными под конец правления российской императрицы Екатерины II были всего 4-8 % мужского населения России.[13]

[править] Государственная политика

В 1802 году в России появилось — наряду с другими министерствами — и Министерство народного просвещения.[14]

В конце 1919 года российское правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России».

В 1925 году был принят закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ.

10 июля 1992 года — закон Российской Федерации от № 3266-I «Об образовании».[15]

22 августа 1996 года — федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».[16]

4 октября 2000 года правительство России утвердило Национальную доктрину образования в России — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Основные положения доктрины — доступность и бесплатность общего образования, сохранение единого образовательного пространства России, классификация образования и распределение его по ступеням (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское).

Образование в России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Россия во II тысячелетии
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Века XI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты