Транспорт России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



До сооружения железных дорог непрерывности транспорта в России не существовало: внутренне судоходство останавливалось из-за замерзания рек, каналов и озер на 5-6 месяцев в году, а в некоторых регионах и более, движение на грунтовых дорогах весной и осенью было крайне затруднено (нередко — до полной остановки) вследствие распутицы, а летом и зимой — из-за порчи дорог. Поэтому доставка товаров в определённый срок в дожелезнодорожную эпоху было затруднено.[1]

В хо­де Первой ми­ро­вой вой­ны, а так­же в пе­ри­од Гражданской вой­ны и во­ен­ной ин­тер­вен­ции 1917-22 транс­порт­ная сис­те­ма России под­вер­глась раз­ру­ше­нию.[2]

В пе­ри­од ин­ду­ст­риа­ли­за­ции бы­ло за­вер­ше­но строи­тель­ст­во Тур­ке­ста­но-Си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли (1927-31) и др. ж.-д. ли­ний, вве­де­ны в строй ка­на­лы Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский (1933) и им. Мо­ск­вы (1937), по­строе­на ав­то­мо­биль­ная ма­ги­ст­раль Мо­ск­ва-Минск, по­лу­чи­ла раз­ви­тие сис­те­ма ма­ги­ст­раль­ных тру­бо­про­во­дов. На­ча­лось ос­вое­ние Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти.[3]

В го­ды Вел. Отеч. вой­ны транс­порт ус­пеш­но ре­шил за­да­чи по пе­ре­ба­зи­ро­ва­нию про­из­во­ди­тель­ных сил в вост. рай­оны стра­ны, снаб­же­нию фрон­та и ты­ла. Вой­на на­нес­ла транс­пор­ту ог­ром­ный ущерб.[4]

В 1946-50 вос­ста­нав­ли­ва­лись же­лез­ные и ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, реч­ные и мор­ские пу­ти, об­нов­лял­ся и по­пол­нял­ся парк транс­порт­ных средств и фло­та.[5]

Пре­об­ра­зо­ва­ния пер­во­го эта­па ры­ноч­ных ре­форм со­про­во­ж­да­лись спа­дом спро­са на пе­ре­воз­ки и рос­том цен на по­треб­ляе­мые транс­пор­том ре­сур­сы. Зна­чи­тель­но обо­ст­ри­лась про­бле­ма об­нов­ле­ния из­но­шен­ных ос­нов­ных фон­дов. Боль­шое ко­ли­че­ст­во транс­порт­ных пред­при­ятий на­хо­ди­лось в слож­ном фи­нан­со­вом по­ло­же­нии.[6]

К кон. 1990-х гг. пе­ри­од кри­зис­но­го раз­ви­тия был в це­лом пре­одо­лён.[7]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Сухопутный транспорт

Венецианский дипломат Амброджо Контарини, совершивший в 1470-х годах путешествие через Русь, писал: «Ввиду больших снегов люди делают себе сани, которые легко тащит одна лошадь, перевозя таким образом любые грузы. Летом же — ужасная грязь из-за таяния снегов, и к тому же крайне трудно ездить по громадным лесам, где невозможно проложить хорошие дороги. Поэтому большинство поступают именно так [то есть пользуются зимней дорогой].»[8]

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом.[9]

[править] Метро

Первый поезд Московского метро отправился в рейс 15 мая 1935 года.[10]

Ленинградский метрополитен был открыт в 1955 году.[11]

В 1958 году был введён в строй метромост, соединивший Воробьёвы горы через Комсомольский проспект с центром Москвы.[12]

Киевский метрополитен был открыт в 1960 году.

Станция Мосметро «Ленинский проспект» открылась в 1962 году.[13]

Ташкентский метрополитен был открыт в 1977 году.

Новосибирский метрополитен был открыт в 1985 году.[14]

Прокладка первой очереди метро Алма-Аты началась в 1988 году.[15]

Екатеринбургский метрополитен был открыт в 1991 году.[16]

До распада СССР метрополитены подчинялись Наркомату/Министерству путей сообщения.[17]

[править] Трамвайный транспорт

В конце XIX века Россия стала пятой страной в мире после Англии, Германии, США и Франции, где в качестве городского транспорта стал применяться электрический трамвай.

Первый в России трамвай на электрической тяге появился в 1892 году.[18]

В 1894 году открылось трамвайное движение в Казани по линиям конки, которая находилась в концессии «Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог».

В 1897 году управа г. Екатеринодара заключила концессионный договор о строительстве и эксплуатации электрического трамвая с французской компанией. В следующем году французы уступили свои права на строительство бельгийской «Компании тяги и электричества». Работы по прокладке первой трамвайной линии начались в 1899 году. Трамвайное движение по улицам Красной и Екатерининской (Мира) открылось 10 (23) декабря 1900 года. Екатеринодар стал 17-м городом России, получившим трамвайное сообщение.[19]

Трамвайное движение в Таганроге существует с 1932 года.[20]

Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года.[21]

1934 год ознаменовался началом перешивки линий краснодарского трамвая на стандартную колею (1524 мм). За четыре следующих года ширококолейными стали большинство городских линий.[22]

Трамвайное движение в Прокопьевске было открыто в 1936 году.[23]

Трамвайное движение в Нижнем Тагиле открыто 28 февраля 1937 года.[24]

Трамвайное движение в Липецке было открыто в 1947 году.[25]

В 1948—1955 годах была проведена крупная реконструкция краснодарской трамвайной системы. В 1948—1950 годах полностью завершилась перешивка путей на широкую колею.[26]

Трамвайное движение в Череповце действует с октября 1956 года.[27]

К 1980-м годам в Новосибирске действовали 4 трамвайных депо: Дзержинское, Ленинское, Октябрьское и Кировское.[28]

В 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 186,9 млн пассажиров.[29]

[править] Фуникулёры

Фуникулёр в Баку был открыт в 1960 году.[30]

[править] Автомобильный транспорт

Ко времени правления Ивана III относится первая сохранившаяся подорожная грамота, выданная Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланным «в немцы». В ней государь приказывал на всём расстоянии от Москвы к Твери, от Твери к Торжку и от Торжка к Новгороду давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте».[31]

[править] Троллейбусный транспорт

В России первый пробный троллейбус был испытан 13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге.

В России инженер Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум в 1904—1905 годах. Однако несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён.[32]

В Советской России впервые идея постройки троллейбусных линий на пригородных направлениях в Москве была высказана в 1924 году.[33]

В октябре 1933 года на Ленинградском шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе была смонтирована троллейбусная линия длиной 7,5 км.[34]

Регулярное движение троллейбуса в Москве началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия.[35][36]

В январе 1934 года первая троллейбусная линия была продлена по улице Горького (Тверской) до площади Революции, а в декабре 1934 года построена вторая линия от центра города по Арбату до Дорогомиловской заставы. К концу 1934 года по обоим маршрутам курсировали 36 троллейбусов серии ЛК.[37]

Троллейбусное движение в Краснодаре открылось 28 июля 1950 года.[38]

Движение новосибирского троллейбуса началось 6 ноября 1957 года.[39]

К концу 1957 года по Новосибирску курсировало 17 троллейбусов. К 1958 году их количество увеличилось до 45.[40]

Движение троллейбусов в Перми было открыто в 1960 году. Первая линия проходила от Комсомольской площади до сада Решетникова по улице Орджоникидзе и Комсомольскому проспекту. В 1972 году появилась линия к вокзалу Пермь II по улице Ленина.[41]

В октябре 1961 года в Новосибирск поступают первые машины новой модели ЗИУ-5 из г. Энгельс.[42]

В 1980 году Новосибирск выходит на 3-е место по протяженности троллейбусных линий контактной сети после Москвы и Ленинграда.[43]

С 1984 года в Новосибирске начинается эксплуатация троллейбусных поездов по системе многих единиц.[44]

В конце 1980-х годов в рамках реформирования городской маршрутной сети Краснодара были закрыты троллейбусные линии по улицам Красноармейской, Седина и Захарова.[45]

23 октября 1995 года в Новосибирск прибыли первые шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-9 (ЗИУ-6205).[46]

[править] Дороги

По состоянию на 31 декабря 2000 года протяжённость автодорог общего пользования в России составляла 584 тыс. км.[47]

[править] Трубопроводный транспорт

[править] Нефтепроводный транспорт

В 1928 году был введён в строй неф­те­про­вод Грозный — Ту­ап­се.[48]

Осенью 1941 г. было начато строительство нефтепровода «Оха — Циммермановка (Софийск)» для подачи нефти с севера Сахалина на НПЗ Комсомольска-на-Амуре. Трубопровод диаметром 325 мм и длиной 374 км, (по острову Сахалин — 196 км, через Татарский пролив — 9 км, остальная часть материка — 169 км) был завершен 06.11.1942 г. и обеспечил перекачку около 1,3 млн т. нефти до конца 1945 г. В его строительстве принимали участие 10 тысяч человек. В 1946 г. этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Амуре, в результате чего его длина увеличилась до 655 км.[49]

Неф­те­про­вод Са­ха­лин — Ком­со­мольск-на-Аму­ре был вве­дён в строй в 1953 году.[50]

Магистральный нефтепровод «Ярославль — Москва» эксплуатируется с 1978 года.[51]

31 марта 2000 года на территории будущего порта Приморск состоялась церемония начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).[52]

[править] Газопроводный транспорт

Постановление Государственного комитета обороны № 1563сс «О строительстве газопровода Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» было подписано 7 апреля 1942 г.[53]

Были построены газопроводы «Елшанка — Саратов» длиной 23 км (за 35 дней с 18 сентября по 28 октября 1942 г.) и «Бугуруслан — Похвистенево — Куйбышев» длиной 180 км (за 225 дней с 3 января по 15 сентября 1943 г.).[54]

Объем газа, перекачанный по газопроводу «Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» за период с сентября 1943 по июнь 1945 гг. составил 260 млн куб. м.[55]

В 1944—1946 годах был по­стро­ен га­зо­про­вод Са­ра­тов — Мо­ск­ва.[56]

В 1984 году в СССР был построен магистральный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» проектной мощностью 32 млрд м3 в год.

[править] Водный транспорт

Основанный в 1584 г. город Архангельск быстро стал основным торговым портом России.[57]

[править] Воздушный транспорт

С 1 августа 1922 года стала действовать авиалиния Москва — Нижний Новгород.

[править] Транспортные пути

Транспортная сеть СССР (без морских путей сообщения) возросла с 506 тыс. км в 1940 г. до 727,5 тыс. км в 1950 г., или в 1,4 раза.

[править] Военные перевозки

8 июля 1941 года начальник Управления ВОСО генерал-лейтенант Н. И. Трубецкой был снят с должности. Вместо Трубецкого начальником военных сообщений был назначен военный инженер 1 ранга Иван Владимирович Ковалёв, занимавший должность заместителя наркома Госконтроля СССР.[58]

С 1943 г. И. В. Ковалёв становится первым заместителем начальника, а в 1944 г. — начальником Центрального управления военных сообщений (ЦУП ВОСО), проработав в этой должности до 20 декабря 1944 г.[59]

[править] Государственная политика

В 1918 бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны мор­ской и реч­ной флот, ча­ст­ные же­лез­ные до­ро­ги.[60]

В 1920 план ГОЭЛРО оп­ре­де­лил гл. на­прав­ле­ния ре­кон­ст­рук­ции транс­пор­та (ж.-д. строи­тель­ст­во, элек­три­фи­ка­ция ря­да важ­ней­ших ж.-д. на­прав­ле­ний, раз­ви­тие реч­но­го транс­пор­та, уве­ли­че­ние мощ­но­сти мор­ских пор­тов) в увяз­ке с раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил.[61]

14 февраля 1942 г. по инициативе И. В. Ковалёва, поддержанной И. В. Сталиным, был создан при ГКО Транспортный комитет, в состав которого наряду с членами Политбюро ЦК А. А. Андреевым, Л. М. Кагановичем, А. И. Микояном, начальником Тыла Красной Армии генералом А. В. Хрулевым и рядом других военных и гражданских деятелей, вошел и начальник УПВОСО генерал И. В. Ковалев. Транспортный комитет возглавил Сталин. Новым органом были предприняты весьма действенные меры по упорядочению планирования и координации работы всех видов транспорта СССР. Во многом благодаря этому удалось в первом полугодии 1942 г. избежать топливного кризиса и обеспечить устойчивость в перевозочной деятельности железных дорог.[62]

[править] Показатели

Сум­мар­ный гру­зо­обо­рот всех ви­дов ма­ги­ст­раль­но­го транс­пор­та в СССР к 1990 дос­тиг поч­ти 8 трлн т·км., пас­са­жи­ро­обо­рот — 1,1 трлн пасс.-км.[63]

[править] Ссылки

Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России во II тысячелетии
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)


Россия во II тысячелетии
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Века XI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты