Транспорт России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
До сооружения железных дорог непрерывности транспорта в России не существовало: внутренне судоходство останавливалось из-за замерзания рек, каналов и озер на 5-6 месяцев в году, а в некоторых регионах и более, движение на грунтовых дорогах весной и осенью было крайне затруднено (нередко — до полной остановки) вследствие распутицы, а летом и зимой — из-за порчи дорог. Поэтому доставка товаров в определённый срок в дожелезнодорожную эпоху было затруднено.[1]
В ходе Первой мировой войны, а также в период Гражданской войны и военной интервенции 1917-22 транспортная система России подверглась разрушению.[2]
В период индустриализации было завершено строительство Туркестано-Сибирской магистрали (1927-31) и др. ж.-д. линий, введены в строй каналы Беломорско-Балтийский (1933) и им. Москвы (1937), построена автомобильная магистраль Москва-Минск, получила развитие система магистральных трубопроводов. Началось освоение Северного морского пути.[3]
В годы Вел. Отеч. войны транспорт успешно решил задачи по перебазированию производительных сил в вост. районы страны, снабжению фронта и тыла. Война нанесла транспорту огромный ущерб.[4]
В 1946-50 восстанавливались железные и автомобильные дороги, речные и морские пути, обновлялся и пополнялся парк транспортных средств и флота.[5]
Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Значительно обострилась проблема обновления изношенных основных фондов. Большое количество транспортных предприятий находилось в сложном финансовом положении.[6]
К кон. 1990-х гг. период кризисного развития был в целом преодолён.[7]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Сухопутный транспорт
Венецианский дипломат Амброджо Контарини, совершивший в 1470-х годах путешествие через Русь, писал: «Ввиду больших снегов люди делают себе сани, которые легко тащит одна лошадь, перевозя таким образом любые грузы. Летом же — ужасная грязь из-за таяния снегов, и к тому же крайне трудно ездить по громадным лесам, где невозможно проложить хорошие дороги. Поэтому большинство поступают именно так [то есть пользуются зимней дорогой].»[8]
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом.[9]
[править] Метро
Первый поезд Московского метро отправился в рейс 15 мая 1935 года.[10]
Ленинградский метрополитен был открыт в 1955 году.[11]
В 1958 году был введён в строй метромост, соединивший Воробьёвы горы через Комсомольский проспект с центром Москвы.[12]
Киевский метрополитен был открыт в 1960 году.
Станция Мосметро «Ленинский проспект» открылась в 1962 году.[13]
Ташкентский метрополитен был открыт в 1977 году.
Новосибирский метрополитен был открыт в 1985 году.[14]
Прокладка первой очереди метро Алма-Аты началась в 1988 году.[15]
Екатеринбургский метрополитен был открыт в 1991 году.[16]
До распада СССР метрополитены подчинялись Наркомату/Министерству путей сообщения.[17]
[править] Трамвайный транспорт
В конце XIX века Россия стала пятой страной в мире после Англии, Германии, США и Франции, где в качестве городского транспорта стал применяться электрический трамвай.
Первый в России трамвай на электрической тяге появился в 1892 году.[18]
В 1894 году открылось трамвайное движение в Казани по линиям конки, которая находилась в концессии «Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог».
В 1897 году управа г. Екатеринодара заключила концессионный договор о строительстве и эксплуатации электрического трамвая с французской компанией. В следующем году французы уступили свои права на строительство бельгийской «Компании тяги и электричества». Работы по прокладке первой трамвайной линии начались в 1899 году. Трамвайное движение по улицам Красной и Екатерининской (Мира) открылось 10 (23) декабря 1900 года. Екатеринодар стал 17-м городом России, получившим трамвайное сообщение.[19]
Трамвайное движение в Таганроге существует с 1932 года.[20]
Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года.[21]
1934 год ознаменовался началом перешивки линий краснодарского трамвая на стандартную колею (1524 мм). За четыре следующих года ширококолейными стали большинство городских линий.[22]
Трамвайное движение в Прокопьевске было открыто в 1936 году.[23]
Трамвайное движение в Нижнем Тагиле открыто 28 февраля 1937 года.[24]
Трамвайное движение в Липецке было открыто в 1947 году.[25]
В 1948—1955 годах была проведена крупная реконструкция краснодарской трамвайной системы. В 1948—1950 годах полностью завершилась перешивка путей на широкую колею.[26]
Трамвайное движение в Череповце действует с октября 1956 года.[27]
К 1980-м годам в Новосибирске действовали 4 трамвайных депо: Дзержинское, Ленинское, Октябрьское и Кировское.[28]
В 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 186,9 млн пассажиров.[29]
[править] Фуникулёры
Фуникулёр в Баку был открыт в 1960 году.[30]
[править] Автомобильный транспорт
Ко времени правления Ивана III относится первая сохранившаяся подорожная грамота, выданная Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланным «в немцы». В ней государь приказывал на всём расстоянии от Москвы к Твери, от Твери к Торжку и от Торжка к Новгороду давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте».[31]
[править] Троллейбусный транспорт
В России первый пробный троллейбус был испытан 13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге.
В России инженер Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум в 1904—1905 годах. Однако несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён.[32]
В Советской России впервые идея постройки троллейбусных линий на пригородных направлениях в Москве была высказана в 1924 году.[33]
В октябре 1933 года на Ленинградском шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе была смонтирована троллейбусная линия длиной 7,5 км.[34]
Регулярное движение троллейбуса в Москве началось в 11 часов утра 15 ноября 1933 года. Это была первая в Москве и СССР троллейбусная линия.[35][36]
В январе 1934 года первая троллейбусная линия была продлена по улице Горького (Тверской) до площади Революции, а в декабре 1934 года построена вторая линия от центра города по Арбату до Дорогомиловской заставы. К концу 1934 года по обоим маршрутам курсировали 36 троллейбусов серии ЛК.[37]
Троллейбусное движение в Краснодаре открылось 28 июля 1950 года.[38]
Движение новосибирского троллейбуса началось 6 ноября 1957 года.[39]
К концу 1957 года по Новосибирску курсировало 17 троллейбусов. К 1958 году их количество увеличилось до 45.[40]
Движение троллейбусов в Перми было открыто в 1960 году. Первая линия проходила от Комсомольской площади до сада Решетникова по улице Орджоникидзе и Комсомольскому проспекту. В 1972 году появилась линия к вокзалу Пермь II по улице Ленина.[41]
В октябре 1961 года в Новосибирск поступают первые машины новой модели ЗИУ-5 из г. Энгельс.[42]
В 1980 году Новосибирск выходит на 3-е место по протяженности троллейбусных линий контактной сети после Москвы и Ленинграда.[43]
С 1984 года в Новосибирске начинается эксплуатация троллейбусных поездов по системе многих единиц.[44]
В конце 1980-х годов в рамках реформирования городской маршрутной сети Краснодара были закрыты троллейбусные линии по улицам Красноармейской, Седина и Захарова.[45]
23 октября 1995 года в Новосибирск прибыли первые шарнирно-сочлененные троллейбусы ЗИУ-9 (ЗИУ-6205).[46]
[править] Дороги
По состоянию на 31 декабря 2000 года протяжённость автодорог общего пользования в России составляла 584 тыс. км.[47]
[править] Трубопроводный транспорт
[править] Нефтепроводный транспорт
В 1928 году был введён в строй нефтепровод Грозный — Туапсе.[48]
Осенью 1941 г. было начато строительство нефтепровода «Оха — Циммермановка (Софийск)» для подачи нефти с севера Сахалина на НПЗ Комсомольска-на-Амуре. Трубопровод диаметром 325 мм и длиной 374 км, (по острову Сахалин — 196 км, через Татарский пролив — 9 км, остальная часть материка — 169 км) был завершен 06.11.1942 г. и обеспечил перекачку около 1,3 млн т. нефти до конца 1945 г. В его строительстве принимали участие 10 тысяч человек. В 1946 г. этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Амуре, в результате чего его длина увеличилась до 655 км.[49]
Нефтепровод Сахалин — Комсомольск-на-Амуре был введён в строй в 1953 году.[50]
Магистральный нефтепровод «Ярославль — Москва» эксплуатируется с 1978 года.[51]
31 марта 2000 года на территории будущего порта Приморск состоялась церемония начала строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС).[52]
[править] Газопроводный транспорт
Постановление Государственного комитета обороны № 1563сс «О строительстве газопровода Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» было подписано 7 апреля 1942 г.[53]
Были построены газопроводы «Елшанка — Саратов» длиной 23 км (за 35 дней с 18 сентября по 28 октября 1942 г.) и «Бугуруслан — Похвистенево — Куйбышев» длиной 180 км (за 225 дней с 3 января по 15 сентября 1943 г.).[54]
Объем газа, перекачанный по газопроводу «Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев» за период с сентября 1943 по июнь 1945 гг. составил 260 млн куб. м.[55]
В 1944—1946 годах был построен газопровод Саратов — Москва.[56]
В 1984 году в СССР был построен магистральный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» проектной мощностью 32 млрд м3 в год.
[править] Водный транспорт
Основанный в 1584 г. город Архангельск быстро стал основным торговым портом России.[57]
[править] Воздушный транспорт
С 1 августа 1922 года стала действовать авиалиния Москва — Нижний Новгород.
[править] Транспортные пути
Транспортная сеть СССР (без морских путей сообщения) возросла с 506 тыс. км в 1940 г. до 727,5 тыс. км в 1950 г., или в 1,4 раза.
[править] Военные перевозки
8 июля 1941 года начальник Управления ВОСО генерал-лейтенант Н. И. Трубецкой был снят с должности. Вместо Трубецкого начальником военных сообщений был назначен военный инженер 1 ранга Иван Владимирович Ковалёв, занимавший должность заместителя наркома Госконтроля СССР.[58]
С 1943 г. И. В. Ковалёв становится первым заместителем начальника, а в 1944 г. — начальником Центрального управления военных сообщений (ЦУП ВОСО), проработав в этой должности до 20 декабря 1944 г.[59]
[править] Государственная политика
В 1918 были национализированы морской и речной флот, частные железные дороги.[60]
В 1920 план ГОЭЛРО определил гл. направления реконструкции транспорта (ж.-д. строительство, электрификация ряда важнейших ж.-д. направлений, развитие речного транспорта, увеличение мощности морских портов) в увязке с развитием производительных сил.[61]
14 февраля 1942 г. по инициативе И. В. Ковалёва, поддержанной И. В. Сталиным, был создан при ГКО Транспортный комитет, в состав которого наряду с членами Политбюро ЦК А. А. Андреевым, Л. М. Кагановичем, А. И. Микояном, начальником Тыла Красной Армии генералом А. В. Хрулевым и рядом других военных и гражданских деятелей, вошел и начальник УПВОСО генерал И. В. Ковалев. Транспортный комитет возглавил Сталин. Новым органом были предприняты весьма действенные меры по упорядочению планирования и координации работы всех видов транспорта СССР. Во многом благодаря этому удалось в первом полугодии 1942 г. избежать топливного кризиса и обеспечить устойчивость в перевозочной деятельности железных дорог.[62]
[править] Показатели
Суммарный грузооборот всех видов магистрального транспорта в СССР к 1990 достиг почти 8 трлн т·км., пассажирооборот — 1,1 трлн пасс.-км.[63]
[править] Ссылки