Машиностроение России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Отрасли

[править] Ракетостроение

К концу 1950-х годов ракетная промышленность занимала лидирующее положение в советском военно-промышленном комплексе. Создание и развитие ракетной промышленности происходили, помимо прочего, и за счёт переориентации на производство ракет некоторых авиационных заводов. По подсчетам Р. Ангельского, в 1950-х годах пять авиастроительных предприятий полностью переключились на выпуск ракетной техники, еще пять — сочетали выпуск ракет и самолётов.[1]

[править] Авиационная промышленность

В 1930—1931 годах число занятых в авиационной промышленности СССР возросло на 230 %.[2]

В январе 1940 года партийно-правительственная комиссия пришла к выводу об отставании авиационной промышленности СССР от западных держав, в том числе от Германии — ​как по количественным показателям, так и по качественным.[3]

[править] Самолётостроение

Производство Ан-2 было прекращено в СССР в 1971 году.[4]

[править] Железнодорожное машиностроение

В 1845 на Алек­сан­д­ров­ском гл. ме­ха­нич. за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге вы­пу­щен пер­вый отеч. па­ро­воз, в даль­ней­шем круп­ней­ши­ми цен­тра­ми ло­ко­мо­ти­во- и ва­го­но­строе­ния ста­ли за­во­ды: Ко­ло­мен­ский ма­ши­но­строи­тель­ный (Моск. губ.), Нев­ский ли­тей­ный и ме­ха­ни­че­ский за­вод и Пу­ти­лов­ский за­вод в С.-Пе­тер­бур­ге, Брян­ский (близ пос. Бе­жи­ца Брян­ско­го у. Ор­лов­ской губ.), Риж­ский ва­го­но­строи­тель­ный, Моск. ва­го­но­строи­тель­ный (с. Мы­ти­щи), Сор­мов­ский (Ба­лах­нин­ский у. Ни­же­го­род­ской губ.), Харь­ков­ский, Лу­ган­ский и др.[5]

В нач. 20 в. отеч. за­во­ды пол­но­стью удов­ле­тво­ря­ли по­треб­ность рос. железных дорог в под­виж­ном со­ста­ве, в 1906 вы­пус­ти­ли св. 1,3 тыс. па­ро­во­зов.[6]

После Октябрьской революции и Гражданской войны производство пассажирских железнодорожных вагонов было возобновлено в 1924 году.[7]

В 1924 году в СССР построен первый тепловоз мощностью в 1000 лошадиных сил.

В 1932 г. Московский завод выпустил первый отечественный электровоз ВЛ19.[8]

В 1946 году в СССР магистральных паровозов было построено в 30 раз больше, чем в 1945 году.[9]

В 1953 году в СССР построен первый тепловоз ТЭЗ мощностью в двух секциях 2940 кВт (4000 л. с.), а с 1956 года начато его серийное производство.

[править] Производство трамваев

Усть-Катавский завод производит трамваи с начала XX века.[10]

[править] Судостроение

Наркомат судостроительной промышленности СССР был создан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1939 года в результате разделения наркомата оборонной промышленности СССР.[11]

[править] Автомобильная промышленность

4 декабря 1946 года московский «Завод малолитражных автомобилей» выпустил первый легковой автомобиль «Москвич-400».[12]

[править] Тракторостроение

В 1924 году на ленинградском заводе «Красный путиловец» начался массовый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец». Это была нелицензионная копия трактора FordsonF компании Ford.[13]

Исключительное значение для Советского Союза в период индустриализации имело строительство Сталинградского тракторного завода. Постройка СТЗ была признана ВСНХ первоочередной и важнейшей задачей правительства.

Автором идеи строительства в Сталинграде тракторного завода был председатель ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинский. Ещё в 1924 г. в письме заместителю председателя Главметалла ВСНХ В. И. Межлауку он подчёркивал необходимость привлечения для этой цели крупных иностранных специалистов157. Впоследствии, 9 сентября 1926 г., занявший после смерти Ф. Э. Дзержинского пост председателя ВСНХ В. В. Куйбышев подписал приказ о присвоении тракторному заводу в Сталинграде имени Феликса Эдмундовича Дзержинского.

11 ноября 1925 г. коллегия Главметалла ВСНХ приняла постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. 12 июля 1926 г. состоялась закладка СТЗ.

12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки первого камня будущего тракторного завода.[14]

21 февраля 1929 г. коллегия Главмашинстроя ВСНХ утвердила «план общего расположения цехов тракторного завода им. Дзержинского производительностью 40 тыс. тракторов в год, мощностью 15/30 л. с., в две смены».

17 июня 1930 г. состоялся торжественный пуск Сталинградского тракторного завода.

17 июня 1930 года с конвейера советского тракторного завода в Сталинграде сошел первый колесный трактор СТЗ-1.[15]

В конце 1990-х годов Волгоградский тракторный завод выпускал менее 3000 тракторов в год.[16]

[править] Энергетическое машиностроение

В 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС.[17]

[править] Станкостроение

В 1940 году в СССР было произведено 58437 металлорежущих станков.

Липецкий станкостроительный завод с середины 1950-х годов выпускал плоскошлифовальные станки.[18]

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

1 апреля 1921 года во исполнение постановления Всероссийского съезда Советов о мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства Совет Народных Комиссаров постановил:[19]

  1. Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.
  2. Поручить Народному комиссариату земледелия в месячный срок определить типы сельскохозяйственных машин, подлежащих изготовлению, а также разработать и представить Высшему совету народного хозяйства сводку потребности в сельскохозяйственных машинах и орудиях.
  3. Разработать в срочном порядке генеральный план организации сельскохозяйственного машиностроения по принципу массового производства.
  4. Поручить Высшему совету народного хозяйства сосредоточить исключительно в ведении Главного управления по сельскохозяйственному машиностроению («Главсельмаш») руководство в стране всем производством сельскохозяйственных машин и орудий.

[править] Кабельная промышленность

23 июня 1941 года М. Ф. Ерёменко приказом народного комиссара электропромышленности СССР был назначен начальником Главного управления кабельной промышленности — Главкабеля. С тех пор вплоть до 1971 года он бессменно руководил кабельной промышленностью СССР.[20]

М. Ф. Ерёменко лично руководил эвакуацией оборудования с кабельных заводов центра страны на восток. На базе этого оборудования были созданы новые заводы — «Куйбышевкабель», «Уралкабель», «Томкабель» (ныне «Сибкабель»), «Ташкенткабель» (ныне «Узкабель»), «Уфимкабель».[21]

В 1947 году по инициативе М. Ф. Ерёменко в Москве был образован головной институт кабельной промышленности с филиалами в ряде городов страны (ныне ВНИИ кабельной промышленности), в 1957 году — ОКБ кабельной промышленности в г. Мытищи.[22]

В 1950-1960-е годы была начата автоматизация кабельной промышленности СССР.[23]

27 марта 1986 года Министр Электротехничекой промышленности СССР Вороновский Г. П. издал приказ № 216 "О создании научно-производственного объединения ВНИИКП (НПО ВНИИКП). В состав НПО вошли такие организации: Головной научно-исследовательский институт кабельной промышленности (г. Москва), Особое конструкторское бюро кабельной промышленности (г. Мытищи), Опытный завод ВНИИКП (г. Подольск), Отделение ВНИИКП (г. Ереван), Опытный завод ВНИИКП (г. Ереван), Отделение медико-биологических проблем электротехники (г. Юрмала), Завод «Электропровод» (г. Москва), НТЦ «Электросбыт» (г. Москва).[24]

[править] Часовая промышленность

В 1955 году Минский часовой завод выпустил первую партию малогабаритных женских наручных часов «Заря».

В 1975 году пензенский завод выпустил 6 миллионов 820 тысяч экземпляров часов, что составило более 22 % от общего производства в СССР.

[править] Двигателестроение

Пермский моторный завод (сегодня знаменитые «Пермские моторы») начали строить в 1931 году.[25]

[править] Оборонная промышленность

В начале Великой Отечественной войны Устинов был назначен наркомом оборонной промышленности и сделал много для организации выпуска современных видов вооружений.[26]

[править] Государственная политика

Февраль 1939 года. Наркомат машиностроения СССР разделен на три наркомата: среднего, общего и тяжёлого машиностроения.[27]

В начале 1941 года на заседании Совнаркома СССР с участием Сталина обсуждался проект народнохозяйственного плана на этот год. Председатель Госплана СССР Николай Алексеевич Вознесенский, докладывая содержание проекта плана, поставил такой вопрос. Для того чтобы выполнить намечаемые Госпланом задания по производству военной техники и изделий машиностроения, требуется гораздо больше проката черных и цветных металлов, чем имеет страна. И если мы не сумеем найти дополнительные источники, придется сокращать важные оборонные задания на текущий год. Сталин тут же спросил: «А сколько у нас есть в Госмоблрезерве запасов необходимого нам проката черных и цветных металлов?» Ему дали справку. Тогда он говорит: «Давайте программу не сокращать, а возьмем из госрезервов, из моблзапасов недостающие нам материалы».[28]

Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России во II тысячелетии
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты