Машиностроение России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
[править] Отрасли
[править] Ракетостроение
К концу 1950-х годов ракетная промышленность занимала лидирующее положение в советском военно-промышленном комплексе. Создание и развитие ракетной промышленности происходили, помимо прочего, и за счёт переориентации на производство ракет некоторых авиационных заводов. По подсчетам Р. Ангельского, в 1950-х годах пять авиастроительных предприятий полностью переключились на выпуск ракетной техники, еще пять — сочетали выпуск ракет и самолётов.[1]
[править] Авиационная промышленность
В 1930—1931 годах число занятых в авиационной промышленности СССР возросло на 230 %.[2]
В январе 1940 года партийно-правительственная комиссия пришла к выводу об отставании авиационной промышленности СССР от западных держав, в том числе от Германии — как по количественным показателям, так и по качественным.[3]
[править] Самолётостроение
Производство Ан-2 было прекращено в СССР в 1971 году.[4]
[править] Железнодорожное машиностроение
В 1845 на Александровском гл. механич. заводе в С.-Петербурге выпущен первый отеч. паровоз, в дальнейшем крупнейшими центрами локомотиво- и вагоностроения стали заводы: Коломенский машиностроительный (Моск. губ.), Невский литейный и механический завод и Путиловский завод в С.-Петербурге, Брянский (близ пос. Бежица Брянского у. Орловской губ.), Рижский вагоностроительный, Моск. вагоностроительный (с. Мытищи), Сормовский (Балахнинский у. Нижегородской губ.), Харьковский, Луганский и др.[5]
В нач. 20 в. отеч. заводы полностью удовлетворяли потребность рос. железных дорог в подвижном составе, в 1906 выпустили св. 1,3 тыс. паровозов.[6]
После Октябрьской революции и Гражданской войны производство пассажирских железнодорожных вагонов было возобновлено в 1924 году.[7]
В 1924 году в СССР построен первый тепловоз мощностью в 1000 лошадиных сил.
В 1932 г. Московский завод выпустил первый отечественный электровоз ВЛ19.[8]
В 1946 году в СССР магистральных паровозов было построено в 30 раз больше, чем в 1945 году.[9]
В 1953 году в СССР построен первый тепловоз ТЭЗ мощностью в двух секциях 2940 кВт (4000 л. с.), а с 1956 года начато его серийное производство.
[править] Производство трамваев
Усть-Катавский завод производит трамваи с начала XX века.[10]
[править] Судостроение
Наркомат судостроительной промышленности СССР был создан в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1939 года в результате разделения наркомата оборонной промышленности СССР.[11]
[править] Автомобильная промышленность
4 декабря 1946 года московский «Завод малолитражных автомобилей» выпустил первый легковой автомобиль «Москвич-400».[12]
[править] Тракторостроение
В 1924 году на ленинградском заводе «Красный путиловец» начался массовый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец». Это была нелицензионная копия трактора FordsonF компании Ford.[13]
Исключительное значение для Советского Союза в период индустриализации имело строительство Сталинградского тракторного завода. Постройка СТЗ была признана ВСНХ первоочередной и важнейшей задачей правительства.
Автором идеи строительства в Сталинграде тракторного завода был председатель ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинский. Ещё в 1924 г. в письме заместителю председателя Главметалла ВСНХ В. И. Межлауку он подчёркивал необходимость привлечения для этой цели крупных иностранных специалистов157. Впоследствии, 9 сентября 1926 г., занявший после смерти Ф. Э. Дзержинского пост председателя ВСНХ В. В. Куйбышев подписал приказ о присвоении тракторному заводу в Сталинграде имени Феликса Эдмундовича Дзержинского.
11 ноября 1925 г. коллегия Главметалла ВСНХ приняла постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. 12 июля 1926 г. состоялась закладка СТЗ.
12 июля 1926 года на арбузном поле на северной окраине Сталинграда состоялась церемония торжественной закладки первого камня будущего тракторного завода.[14]
21 февраля 1929 г. коллегия Главмашинстроя ВСНХ утвердила «план общего расположения цехов тракторного завода им. Дзержинского производительностью 40 тыс. тракторов в год, мощностью 15/30 л. с., в две смены».
17 июня 1930 г. состоялся торжественный пуск Сталинградского тракторного завода.
17 июня 1930 года с конвейера советского тракторного завода в Сталинграде сошел первый колесный трактор СТЗ-1.[15]
В конце 1990-х годов Волгоградский тракторный завод выпускал менее 3000 тракторов в год.[16]
[править] Энергетическое машиностроение
В 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС.[17]
[править] Станкостроение
В 1940 году в СССР было произведено 58437 металлорежущих станков.
Липецкий станкостроительный завод с середины 1950-х годов выпускал плоскошлифовальные станки.[18]
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
1 апреля 1921 года во исполнение постановления Всероссийского съезда Советов о мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства Совет Народных Комиссаров постановил:[19]
- Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.
- Поручить Народному комиссариату земледелия в месячный срок определить типы сельскохозяйственных машин, подлежащих изготовлению, а также разработать и представить Высшему совету народного хозяйства сводку потребности в сельскохозяйственных машинах и орудиях.
- Разработать в срочном порядке генеральный план организации сельскохозяйственного машиностроения по принципу массового производства.
- Поручить Высшему совету народного хозяйства сосредоточить исключительно в ведении Главного управления по сельскохозяйственному машиностроению («Главсельмаш») руководство в стране всем производством сельскохозяйственных машин и орудий.
[править] Кабельная промышленность
23 июня 1941 года М. Ф. Ерёменко приказом народного комиссара электропромышленности СССР был назначен начальником Главного управления кабельной промышленности — Главкабеля. С тех пор вплоть до 1971 года он бессменно руководил кабельной промышленностью СССР.[20]
М. Ф. Ерёменко лично руководил эвакуацией оборудования с кабельных заводов центра страны на восток. На базе этого оборудования были созданы новые заводы — «Куйбышевкабель», «Уралкабель», «Томкабель» (ныне «Сибкабель»), «Ташкенткабель» (ныне «Узкабель»), «Уфимкабель».[21]
В 1947 году по инициативе М. Ф. Ерёменко в Москве был образован головной институт кабельной промышленности с филиалами в ряде городов страны (ныне ВНИИ кабельной промышленности), в 1957 году — ОКБ кабельной промышленности в г. Мытищи.[22]
В 1950-1960-е годы была начата автоматизация кабельной промышленности СССР.[23]
27 марта 1986 года Министр Электротехничекой промышленности СССР Вороновский Г. П. издал приказ № 216 "О создании научно-производственного объединения ВНИИКП (НПО ВНИИКП). В состав НПО вошли такие организации: Головной научно-исследовательский институт кабельной промышленности (г. Москва), Особое конструкторское бюро кабельной промышленности (г. Мытищи), Опытный завод ВНИИКП (г. Подольск), Отделение ВНИИКП (г. Ереван), Опытный завод ВНИИКП (г. Ереван), Отделение медико-биологических проблем электротехники (г. Юрмала), Завод «Электропровод» (г. Москва), НТЦ «Электросбыт» (г. Москва).[24]
[править] Часовая промышленность
В 1955 году Минский часовой завод выпустил первую партию малогабаритных женских наручных часов «Заря».
В 1975 году пензенский завод выпустил 6 миллионов 820 тысяч экземпляров часов, что составило более 22 % от общего производства в СССР.
[править] Двигателестроение
Пермский моторный завод (сегодня знаменитые «Пермские моторы») начали строить в 1931 году.[25]
[править] Оборонная промышленность
В начале Великой Отечественной войны Устинов был назначен наркомом оборонной промышленности и сделал много для организации выпуска современных видов вооружений.[26]
[править] Государственная политика
Февраль 1939 года. Наркомат машиностроения СССР разделен на три наркомата: среднего, общего и тяжёлого машиностроения.[27]
В начале 1941 года на заседании Совнаркома СССР с участием Сталина обсуждался проект народнохозяйственного плана на этот год. Председатель Госплана СССР Николай Алексеевич Вознесенский, докладывая содержание проекта плана, поставил такой вопрос. Для того чтобы выполнить намечаемые Госпланом задания по производству военной техники и изделий машиностроения, требуется гораздо больше проката черных и цветных металлов, чем имеет страна. И если мы не сумеем найти дополнительные источники, придется сокращать важные оборонные задания на текущий год. Сталин тут же спросил: «А сколько у нас есть в Госмоблрезерве запасов необходимого нам проката черных и цветных металлов?» Ему дали справку. Тогда он говорит: «Давайте программу не сокращать, а возьмем из госрезервов, из моблзапасов недостающие нам материалы».[28]