Судостроение России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Первые палубные суда строили на Руси в XII веке, а организованное морское судостроение началось в конце XV века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде, и хотя само оно было «иноземной конструкции», но построено было русскими мастерами.[1]
Первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Жители этих мест издавна славились умением строительства деревянных судов. На Дединовской верфи в 1667—1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота — фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море.[2]
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. Так, в июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей.[3]
С 1696 года в Воронеже под руководством Ф. М. Апраксина началось строительство русского морского флота (в том числе судов, участвовавших во 2-м Азовском походе 1696).[4]
После основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава».[5]
К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов.[6]
С 1951 года в рамках программы усиления военно-морского флота началось строительство нового судостроительного завода в районе Советской Гавани на Дальнем Востоке, рассчитанного при полной мощности на производство двух крейсеров и четырех подводных лодок в год.[7]
Содержание |
[править] Виды судов
[править] Военные суда
[править] Крейсеры
15 мая 1916 года в Николаеве на заводе «Руссуд» спущен на воду крейсер «Адмирал Лазарев».[8]
Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен 22 февраля 1951 года в Николаеве на судостроительном заводе имени Н. И. Носенко. 29 ноября 1952 года он был спущен на воду.[9]
[править] Эсминцы
31 марта 1954 года в Николаеве на судостроительном заводе № 445 спущен на воду эскадренный миноносец «Бывалый».[10]
3 марта 1976 года на судостроительном заводе им. А. А. Жданова (ныне — Северная верфь) в Ленинграде заложен головной эсминец проекта 956 «Современный» (главный конструктор — И. И. Рубис, главные наблюдающие — капитан 1 ранга И. М. Стецюра, капитан 2 ранга В. Г. Басов). Спущен на воду 18 ноября 1978 года. Сдан флоту 25 декабря 1980 года.[11]
[править] Грузовые суда
[править] Лихтеровозы
В 1988 году на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы был создан лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».[12]
[править] Рефрижераторные суда
24 марта 1985 года на заводе имени 61 коммунара спущено на воду головное приемно-транспортное рефрижераторное судно «Бухта русская».[13]
[править] Танкеры
30 марта 1951 года в Николаеве на ЧСЗ спущен на воду головной танкер «Казбек».[14]
[править] Ледоколы
В 1938 году в СССР был построен первый линейный ледокол, получивший имя Иосифа Сталина.
[править] Атомные
Постановление о строительстве атомного ледокола Совет Министров СССР принял 20 ноября 1953 года. Атомоход заложили на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде 27 июля 1956 года. В 1957 году сошёл на воду «Ленин» — первый в мире атомный ледокол. Он стал головным в особом классе советских судов, предназначенных для сложных трасс Северного морского пути. В августе 1959 года состоялся физпуск реакторов, а уже 3 декабря ледокол был передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству.
С 1975 по 1992 годы на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» и «Ямал».[15]
Атомный ледокол «50 лет Победы» строился на Балтийском заводе с 1989 года.[16]
[править] Дизель-электрические
В 1965 году в СССР построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский».
[править] Подводные лодки
[править] Атомные подводные лодки
Головную атомную подлодку проекта 658 заложили 17 октября 1958 года в Северодвинске на судостроительном заводе № 402.[17]
Подводный крейсер К-407 был заложен 14 июля 1987 года в Северодвинске на заводе Севмаш, заводской номер 385. К-407 стал седьмым и последним в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1990 год. 27 ноября 1990 года К-407 спущен на воду.[18]
Головной атомный подводный крейсер четвертого поколения серии проекта 885 (шифр «Ясень») К-560 «Северодвинск» (заводской номер 160) был заложен на СМП 21 декабря 1993 года.[19]
[править] Промысловые суда
[править] Китобойные базы
В 1959 году в Николаеве на судостроительном заводе им. Н. И. Носенко была построена китобойная база «Советская Украина» водоизмещением 45 тысяч тонн.[20]
[править] Спасательные суда
17 ноября 1913 года со стапелей Путиловского завода (в настоящее время — завод «Северная верфь») было спущено на воду спасательное судно «Волхов».
[править] Предприятия
[править] Амурский судостроительный завод
Амурский судостроительный завод был основан в 1936 году.
[править] Северная верфь
Судостроительный завод «Северная верфь» основан 14 ноября 1912 года (до 1922 года — «Путиловская верфь»).[21]
[править] Сосновский судостроительный завод
Сосновский судостроительный завод основан в июле 1924 года на юге Кировской области.
[править] Средне-Невский судостроительный завод
Средне-Невский судостроительный завод основан в 1912 году.
[править] Сретенский судостроительный завод
Сретенский судостроительный завод основан в 1935 году.
[править] Хабаровский судостроительный завод
Хабаровский судостроительный завод основан 29 июня 1953 года.
[править] Ярославский судостроительный завод
Ярославский судостроительный завод основан в 1920 году.