Экономика России в XVIII веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
[править] Обрабатывающая промышленность
[править] Судостроение
В 1704 году на левом берегу Невы была заложена Адмиралтейская верфь, вокруг которой стали быстро строиться различные производства, обеспечивающие её функционирование.[1]
Первый военный корабль, построенный в Санкт-Петербурге, спустили на воду 10 мая 1706 года. Он был 24,4 м в длину, 7,9 м в ширину, имел осадку 1,8 м и был вооружен 18 пушками.[2]
В 1710 году в Выборгском порту построена галерная верфь.[3]
[править] Лёгкая промышленность
К середине XVIII в. Россия уже полностью удовлетворяла спрос внутреннего рынка на собственную продукцию легкой промышленности.
[править] Оборонная промышленность
В 1711 году появился Литейный двор, производивший артиллерийские орудия.[4]
Тульский оружейный завод основан в 1712 году.
[править] Металлургия
Россия в начале XVIII века создала крупную металлургическую промышленность на Урале.[5]
В 1716 году Демидову принадлежали на Урале 6 крупных металлургических заводов — Невьянский, Шуралинский, Быньговский, Верхнетагильский, Нижнелайский железоделательные и Выйский медеплавильный.
В середине XVIII века Россия стала полностью себя обеспечивать медью и не зависеть от импорта этого металла.
[править] Чёрная металлургия
К кон. 1730-х гг. Россия вышла на 1-е место в мире по производству чугуна.[6]
[править] Бумажная промышленность
Начало строительства бумажной мельницы Петра I в 1714 г. считается годом основания Красного Села. В 1753 г. бумажная фабрика была пожалована Елизаветой Петровной графу Карлу Ефимовичу Сиверсу (Karl von Sievers, 1710—1774).[7]
[править] Пищевая промышленность
[править] Виноделие
Большую часть XVIII века Россия обходилась минимальным производством собственного вина.[8]
В 1755 году был издан указ, установивший дворянскую монополию на винокурение и превративший винокуренные заводы в часть барщинного хозяйства.[9]
Накануне присоединения Крыма к России под Астраханью из местного винограда производили до 20 тыс. бочек вина ежегодно.[10]
В 1784 году, на следующий год после ликвидации Крымского ханства, князь Потемкин поставил вопрос о «насаждении виноградников» и создании на землях древней Тавриды массового виноделия.[11]
В связи с включением в состав России обширных пространств, потенциально пригодных к виноградарству, в 1798 году император Павел I утвердил проект о создании в стране сразу трех «казенных училищ виноделия» — в Крыму, на Дону и на Тереке.[12]
[править] Пивоваренная промышленность
В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт‑Петербурге Абрахамом Фридрихом Кроном был основан пивоваренный завод Александра Невского.[13]
В конце XVIII века Петром Казалетом был основан Калинкинский пивоваренный завод.[14]
[править] Добыча полезных ископаемых
[править] Золото
Добыча золота в России в первой половине XVIII века была ничтожной.[15]
[править] Виноградарство
В 1706 году последовал указ Петра «разводить виноградники по Дону».[16]
[править] Транспорт
В 1719 году в России началось строительство Ладожского канала.
Началом регулярного дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Санкт-Петербург с Москвой.[17]
В 1775 году в Москве было 5 тыс. извозчиков.[18]
В 1784 году в Санкт-Петербурге был построен первый чугунный мост.
В 1785 году Екатерина II утвердила «прожект» о строительстве Петербургского тракта.[19]
В конце XVIII века в Санкт-Петербурге было 4600 извозчиков.[20]
[править] Торговля
Особое внимание правители России 2-й пол. 1720-30-х гг. уделяли развитию торговли.[21]
К концу 1720-х года гости слились с другими категориями русского купечества, объединённого в гильдии.[22]
Окончательно отмена внутренних таможенных пошлин была осуществлена в 1753 году (за исключением нескольких регионов России).[23]
В 1754 году были ликвидированы внутренние таможни и одновременно повышены пошлины на импорт. Эта реформа способствовала превращению всей территории России в единое экономическое пространство.[24]
Росту российской промышленности и торговли способствовало образование гильдейского купечества (1775 г.), организация которого была окончательно оформлена «Жалованной грамотой городам» в 1785 г.[25]
Внутренние таможенные пошлины на границах Лифляндской провинции были отменены в 1780-х годах.[26]
[править] Финансы
С 1769 года в России начался выпуск бумажных денег.
[править] Цены
В 1747 году были повышены цены на соль и вино, продажа которых являлась монополией государства.[27]
[править] Внешняя торговля
В 1753 году были отменены все внутренние пошлины, а в качестве компенсации потери казны был установлен добавочный сбор со всех товаров, вывозимых из России или ввозимых в Россию, в размере 13 % их стоимости.[28]
[править] Трудовые ресурсы
В 1736 последовал указ, продолживший линию Петра I на укрепление институтов крепостничества: за владельцами предприятий закреплены принятые ими на условиях вольного найма лица, получившие за время работы к.-л. специальность.[29]
Рядом указов 1740-х — нач. 1750-х гг. было подтверждено петровское законодательство по вопросам крепостного права, включая и право заводчиков не из дворян покупать крестьян к заводам. Однако в 1752 году это право было ограничено.[30]
[править] Купечество
Процесс юридического обособления купеческого сословия в России завершился в XVIII веке, с оформлением гильдейского купечества.[31]
[править] Компании
В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания.[32]
[править] Государственная политика
XVIII век ознаменовался принятием правовых актов, регулирующих отдельные вопросы торгово-хозяйственной деятельности, в частности, были приняты Морской устав (1720), Вексельный устав (1729), Устав о банкротах (1740), Таможенный устав (1755), Устав о купеческом водоходстве (1781), Цеховой устав (1799) и др.[33]
[править] Ссылки
- Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина. 2-е издание, исправленное и дополненное
- РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 6(13)' 2009
[править] Примечания
- ↑ Летюхин И. Д. Промышленность Санкт-Петербурга: история, проблемы и перспективы развития // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2014. — № 4
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Летюхин И. Д. Промышленность Санкт-Петербурга: история, проблемы и перспективы развития // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2014. — № 4
- ↑ РОССИЙСКОЕ И ШВЕДСКОЕ ЖЕЛЕЗО НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ XVIII ВЕКА: ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА И ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ
- ↑ 1725-1762
- ↑ История центральных банков и бумажных денег / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015
- ↑ Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века
- ↑ 1725-1762
- ↑ Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века
- ↑ Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века
- ↑ Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Денежные реформы в России: учеб. пособ. / В. Д. Белоусов. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010
- ↑ Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [5]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [6]
- ↑ 1725-1762
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ 1725-1762
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ 1725-1762
- ↑ ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
- ↑ 1725-1762
- ↑ 1725-1762
- ↑ История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // Уфа, 2009
- ↑ [7]
- ↑ [8]