История финансов в России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] XVII век

В 1649 г. Россия выплатила Швеции огромную сумму в 190 тыс. рублей в качестве компенсации за перебежчиков.

По Вечному миру 1686 г. Россия выплатила 146 тысяч рублей компенсации Польше за отказ от Киева.

[править] XVIII век

В 1792 году курс рубля по отношению к доллару США (это первый год выхода общенациональной американской валюты) при пересчете через золото составил 1,39 рубля за доллар.

[править] XIX век

С самого своего появления в 1802 году Министерство финансов России стало играть одну из наиважнейших ролей в финансовой политике страны.

В 1883 году Министерство финансов России осуществило нововведение на рынке государственных заимствований, а именно, впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения.

В 1892 г. министерство финансов России возглавил С. Ю. Витте — один из крупнейших российских государственных деятелей и реформаторов того времени.

В 1895 г. Министерство финансов России создало Русско-Китайский банк. Его учредителями была группа французских банков и Петербургский международный коммерческий банк.

[править] 1900-е годы

В октябре 1907 г. Россия выплатила Японии 45,9 млн руб. за содержание русских военнопленных.

[править] 1910-е годы

В 1913 году Россия выплатила по внешним долгам 183 млн рублей. Доходы бюджета составили в тот год 3431,2 млн рублей.

В 1913 году курс рубля по отношению к другим валютам был 9,46 рубля за фунт стерлингов, 1,94 рубля за доллар США, 0,46 рубля за немецкую марку, 0,37 рубля за французский франк.

К осени 1917 года финансы России оказались в катастрофическом состоянии.

[править] 1930-е годы

В 1933 г. СССР выплатил Германии по долгу 750 млн рейхсмарок.

[править] 1940-е годы

В 1944 году СССР выплатил японцам компенсацию за закрытие концессий (около 1 млн долларов).

[править] 1970-е годы

В 1973 году СССР выплатил Штатам 48 млн долларов США.

[править] 1980-е годы

В 1985 г. СССР выплатил 28,9 млрд долл. внешнего долга, в том числе средне- и долгосрочных 21,0 млрд долл.

Соглашение об отказе от взаимных финансовых претензий между Советским Союзом и Великобританией было достигнуто в 1986 году. Согласно нему британские владельцы царских облигаций, которые были аннулированы большевиками январским декретом 1918 года, могли получить компенсацию от своего правительства, а оно отказывалось от поддержки любых их дальнейших претензий к Советскому Союзу. В ответ СССР переставал требовать компенсацию убытков, понесенных во время британской интервенции. Соглашение между СССР и Соединенным Королевством не предполагало какой-либо компенсации за неоплаченные купоны или поправку на инфляцию. Британия просто направила на выплаты своим гражданам блокированные в 1918 году средства бывшей царской власти (с накопившимися процентами) — 45 млн фунтов, которые были поделены на всех владельцев бондов, подавших соответствующие заявки. Таковых оказалось более 4 тысяч человек — некоторые имели одну облигацию, другие — несколько сотен бумаг. В результате держатели облигаций могли получить около 25 % номинальной стоимости сохранившихся у них облигаций.

[править] 1990-е годы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.[1]

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.[2]

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.[3]

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.[4]

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).[5]

В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.[6]

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.[7]

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.[8]

В 1992—1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.[9]

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.[10]

[править] 2000-е годы

Динамика объёма совокупных государственных доходов и совокупных государственных расходов в России в 1998—2010 годах, в процентах к ВВП
Динамика объёма совокупных государственных доходов и совокупных государственных расходов в России в 1998—2010 годах, в процентах к ВВП

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.[11]

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.[12]

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.[13]

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.[14]

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).[15]

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.[16]

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.[17]

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.[18]

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».[19]

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание «О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.[20]

С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.[21]

В 2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.[22]

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.[23]

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.[24]

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».[25]

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.[26]

Основными задачами развития банковского сектора являются:[27]

  • усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
  • повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
  • повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
  • предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

По итогам 2006 года Россия вышла на четвертое место в мире по IPO — первичному размещению компаниями своих акций на бирже, обогнав Японию и пропустив вперед Китай, США и Великобританию.[28]

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая создание «инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве».[29]

В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Ухудшилось состояние платёжного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.[30]

Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.[31]

В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.[32]

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13 % до 8,75 %.[33]

Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90 % убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.[34]

Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения («беззалоговых» кредитов).[35]

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.[36]

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.[37]

Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.[38]

[править] 2010-е годы

В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.[39]

В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75 %.[40]

С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25 % по привлекаемым Банком России депозитам.[41]

В 2010 году Россия вышла на первое место по объёму роста фондового рынка среди ведущих индустриальных государств и стран группы БРИК.[42]

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25 %. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.[43]

В мае 2011 года Национальный банк Украины (НБУ) начал анализ возможности предоставления российской денежной единице особого статуса, чтобы позволить банкам инвестировать в рубль на тех же условиях, что и в доллары и евро.[44] Осенью 2011 года «Нафтогаз» и «Газпром» договорились об оплате поставок газа не в долларах, как раньше, а в российской валюте. В декабре 2011 года «Нафтогаз» впервые осуществил расчеты в рублях: за ноябрьские поставки газа «Газпрому» было перечислено 7,2 млрд руб. и еще $210 млн. В декабре 2011 года было сообщено, что с 2012 года Национальный банк Украины (НБУ) переводит российский рубль в первую категорию валют. Это означает, что рубль будет использоваться при формировании валютных резервов НБУ, а в стране будет создан рублевый рынок в объеме до $10 млрд.[45] В феврале 2012 года глава НБУ Сергей Арбузов заявил, что в золотовалютные резервы Украины будут внесены резервы в рублях.[46]

Осенью 2011 года ЦБ РФ в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» анонсировал на 2012 год проведение мероприятий по получению российским рублем статуса расчётной валюты клиринговой системы Continuous Linked Settlement (CLS). Присоединение к CLS может заметно активизировать международные операции в рублях: частная клиринговая система под управлением центробанков сейчас обслуживает большинство конверсионных операций крупнейших валютных бирж мира по 17 валютам стран мира.[47] Первая рабочая встреча представителей CLS с первым зампредом ЦБ Владиславом Конторовичем по тематике включения рубля в систему расчетов CLS состоялась в ноябре 2011 года. В течение марта-апреля 2012 года осуществлялась двусторонняя идентификация технологических ограничений и вырабатывались пути их преодоления.[48]

[править] Примечания

  1. Центральный банк Российской Федерации[1]
  2. Центральный банк Российской Федерации[2]
  3. Центральный банк Российской Федерации[3]
  4. Центральный банк Российской Федерации[4]
  5. Центральный банк Российской Федерации[5]
  6. Центральный банк Российской Федерации[6]
  7. Центральный банк Российской Федерации[7]
  8. Центральный банк Российской Федерации[8]
  9. Центральный банк Российской Федерации[9]
  10. Центральный банк Российской Федерации[10]
  11. Центральный банк Российской Федерации[11]
  12. Центральный банк Российской Федерации[12]
  13. Центральный банк Российской Федерации[13]
  14. Центральный банк Российской Федерации[14]
  15. Центральный банк Российской Федерации[15]
  16. Центральный банк Российской Федерации[16]
  17. Центральный банк Российской Федерации[17]
  18. Центральный банк Российской Федерации[18]
  19. Центральный банк Российской Федерации[19]
  20. Центральный банк Российской Федерации[20]
  21. Центральный банк Российской Федерации[21]
  22. Центральный банк Российской Федерации[22]
  23. Центральный банк Российской Федерации[23]
  24. Центральный банк Российской Федерации[24]
  25. Центральный банк Российской Федерации[25]
  26. Центральный банк Российской Федерации[26]
  27. Центральный банк Российской Федерации[27]
  28. [28]
  29. [29][30]
  30. Центральный банк Российской Федерации[31]
  31. Центральный банк Российской Федерации[32]
  32. Центральный банк Российской Федерации[33]
  33. Центральный банк Российской Федерации[34]
  34. Центральный банк Российской Федерации[35]
  35. Центральный банк Российской Федерации[36]
  36. Центральный банк Российской Федерации[37]
  37. Центральный банк Российской Федерации[38]
  38. Центральный банк Российской Федерации[39]
  39. Центральный банк Российской Федерации[40]
  40. Центральный банк Российской Федерации[41]
  41. Центральный банк Российской Федерации[42]
  42. [43]
  43. Центральный банк Российской Федерации[44]
  44. [45][46]
  45. Украина повышает статус российского рубля[47]
  46. Арбузов: Резервы в рублях в ЗВР будут внесены в ближайшее время
  47. Российский рубль готов стать клиринговой валютой CLS
  48. Дилеры обсудили рубль в Лондоне
Финансы в России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Банковская система  Центральный банкРозничный банковский секторСбербанк РоссииВТБВнешэкономбанк
Фондовый рынок  Индекс ММВБИндекс РТС
Страхование  Транспортное страхованиеМедицинское страхование
Лизинг  ВТБ-ЛизингРосагролизинг
Ипотека  Валютная ипотека
Ценные бумаги  АкцииОблигацииДеривативы
Государственные и муниципальные финансы  Консолидированный бюджетФедеральный бюджетГосударственный долг (Внутренний долг, Внешний долг) • Резервный фондФНБГосударственные и муниципальные облигацииБюджетные послания президента РоссииБюджетный кодекс
Биржи  Московская биржаСанкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа
Финансовые реформы  Денежные реформыРеформа финансовой инфраструктуры (2000—е годы)Банковская реформаРеформа валютного регулирования (2000—е годы)Бюджетная реформа (2000-е годы)
Российский рубль  Курсовая политика ЦБИспользование в международных расчётахИспользование в расчётах между странами ЕврАзЭСКурс к доллару СШАВключение рубля в систему CLS
МФЦ  План мероприятий по созданию МФЦ
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Валютный рынокВнешний долгКредитные рейтингиДенежные накопления населенияНациональный расчётный депозитарийРынок производных финансовых инструментовПенсионные фондыНеплатежиИнсайдерская торговляБухгалтерский учётДенежно-кредитная политика
Личные инструменты