Финансы в России в 2010-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Деньги
[править] Процентные ставки
В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75 %.[1]
С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25 % по привлекаемым Банком России депозитам.[2]
[править] Кредиты
[править] Кредиты Банка России
К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.[3]
[править] Кредиты на покупку автомобилей
По данным БКИ «Эквифакс», в третьем квартале 2018 года банками было выдано свыше 181 тыс. автокредитов более чем на 132,9 млрд руб. Схожие данные приводят и в БКИ ОКБ. По их оценке, объем выдачи кредитов на покупку машин в третьем квартале превысил 127 млрд руб., превзойдя показатель докризисного третьего квартала 2013 года (125,3 млрд руб.), и приблизился к объему четвертого квартала 2013 года, когда выдачи были наиболее высокими. При этом, по данным всех БКИ, в третьем квартале 2018 года наблюдался значительный рост среднего чека автокредита. Как отмечают в «Эквифаксе», средняя сумма выданной ссуды достигла рекордного уровня в 733 тыс. руб. По данным ОКБ, этот показатель составил почти 831 тыс. руб. По данным НБКИ, средний размер автокредита составил 781,6 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 102,5 тыс. руб. (или на 15,1 %).[4]
[править] Центр обработки данных Сбербанка
Открытый в 2011 году ЦОД Сбербанка является крупнейшим в Европе. Он обрабатывает информацию со всех территориальных банков Сбербанка. Строительство центра стоило $1,2 млрд.[5]
[править] Государственная политика
В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы.[6]
В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25 %. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.[7]
[править] Годы
[править] 2010 год
В 2010 году Россия заплатила за свое членство в Совете Европы 29,7 миллионов евро.
[править] 2011 год
В 2011 году платежный баланс Российской Федерации формировался под влиянием благоприятной ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков, обусловившей высокие значения основных параметров счета текущих операций.
В январе — сентябре 2011 года платежный баланс Российской Федерации испытывал влияние усилившейся волатильности международных рынков.
В 2011 году Белоруссия выплатила России экспортных пошлин на нефтепродукты объемом 3,070 млрд долларов.
В 2011 году Россия заплатила за использование комплекса Байконура сумму в размере 116,9 миллионов американских долларов.
[править] 2012 год
В 2012 году платежный баланс Российской Федерации формировался под влиянием благоприятной международной конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта.
В первом полугодии 2012 г. платежный баланс РФ характеризуется положительным сальдо по счету текущих операций в размере 61631 млн долл. США.
В 2012 году Министерство финансов России начало работу по созданию Единой Информационно-Аналитической Системы Минфина РФ (ЕИАС).
[править] 2013 год
В I квартале 2013 года платежный баланс РФ складывался на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров и условий торговли, что обусловило сокращение экспорта товаров и профицита счета текущих операций.
[править] 2014 год
По итогам 2014 г. платежный баланс России ухудшился.
В первом полугодии 2014 года платежный баланс Российской Федерации вырос на 65 % относительно того же периода 2013 года и составил 44,2 млрд долларов против 26,8 млрд долларов.
В четвертом квартале 2014 года платежный баланс Российской Федерации испытал резкое изменение условий внешней торговли в результате падения цен на нефть, что сопровождалось значительным сокращением импорта.
В 2014 году Белоруссия выплатила России нефтепошлинами более 2 млрд долларов.
31 декабря 2014 г. Сербия выплатила России 100 млн долл США в качестве 1-го взноса погашения задолженности за газ.
[править] 2015 год
В 2015 году курс рубля по отношению к доллару США опустился на 27 %.
В первой половине 2015 года платежный баланс России оставался стабильным, несмотря на снижение цен на сырьевые товары и увеличение оттока капитала.
К лету 2015 года платежный баланс России стабилизировался.
В 2015 году Россия выплатила 65 миллиардов долларов внешнего долга (государственного и корпоративного).
В 2015 году Россия выплатила компенсаций по решениям Европейского суда по правам человека на 500 млн рублей.
22 июня 2015 года Украина выплатила России купон по еврооблигациям, выпущенным в декабре 2013 года на общую сумму $ 3 млрд под 5 % годовых.
[править] 2016 год
В феврале 2016 года Министерство финансов России с требованием взыскать задолженность с Украины обратилось в Высокий суд Лондона.
[править] Прогнозы
С 2018 года планка отсечения сверхдоходов в рамках бюджетного правила немного вырастет. Стоимость сырья будет ежегодно индексироваться на 2 %. В полном объёме бюджетное правило вступит в действие с 2019 года.[8]
Начиная с 2019 года, часть нефтегазовых доходов, которую правительство России сможет согласно бюджетному правилу израсходовать в том или ином конкретном году, будет определяться исходя из фиксированной базовой цены нефти ($40 за баррель в ценах 2017 года) — в отличие от двух предыдущих правил, которые основывались на исторических ценах на нефть. Если фактические нефтяные цены превысят базовой ориентир цены, то полученная в результате такого превышения разница в доходах будет направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который в феврале 2018 года будет объединен с Резервным фондом. Если фактические цены опустятся ниже базового ориентира, правительство будет вправе восполнить выпадающие нефтегазовые доходы, взяв недостающую сумму из ФНБ. Таким образом, бюджетное правило будет симметричным. Бюджетное правило ограничивает использование средств ФНБ для финансирования бюджетных расходов — они предназначены только для сглаживания колебаний в объемах нефтегазовых доходов. В том случае, если остаток средств ФНБ будет меньше 5 % ВВП, то использование средств фонда в следующем году будет ограничено 1 % ВВП.[9]
[править] Примечания
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[1]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[2]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[6]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[7]
- ↑ [8]
- ↑ Доклад об экономике России. Ноябрь 2017