Финансы в России в XVIII веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Деньги
Денежные системы России в XVIII веке:[1]
- До 1725 года: биметаллический стандарт. Средства обращения — серебряные и медные монеты.
- 1726—1768 годы: триметаллический стандарт. Средства обращения — золотые, серебряные и медные монеты, медные денежные платы.
- С 1769 года: смешанный стандарт. Средства обращения — государственные ассигнации, золотые, серебряные и медные монеты.
[править] Банковская система
[править] Банки ипотечного кредита
В 1754 году был основан Дворянский заёмный банк.[2]
В 1786 году дворянский заёмный банк преобразован в Государственный заёмный банк.[3]
С 1769 года капитал Дворянского заёмного банка пополнялся за счёт выдачи ему значительных сумм бумажных денег (ассигнаций), с 1770 г. также за счёт приёма частных вкладов из 5 % годовых, кроме того, в 1782 г. банку переданы пассивы прекратившего существование Коммерческого банка. В 1786 году Дворянский заёмный банк реорганизован, получил название Государственный заёмный банк.[4]
В 1797 году в целях «скорой помощи» дворянам был открыт Вспомогательный банк для дворянства.[5]
[править] Банки краткосрочного коммерческого кредита
В 1758—1763 годах с целью привлечения в казну серебряной монеты действовал Медный банк для обращения денег внутри России (выдавал ссуды медной монетой из 6 % годовых, требовал возвращения их на 75 % серебряной монетой).[6]
В 1764 г. по предложению Комиссии о коммерции был открыт коммерческий банк в Астрахани для финансирования армянской Компании по торговле с Персией.[7]
[править] Эмиссионные банки
Ассигнационные банки были учреждены 1.1.1769 г. в соответствии с императорским указом 1768 г.[8]
В 1786 году петербургские и московские ассигнационные банки были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк.[9]
В 1797 году для кредитования промышленности и торговли при Государственном ассигнационном банке образована учётная контора.[10]
[править] Городские общественные банки
В соответствии с «Жалованной грамотой городам 1785 г.» разрешалось учреждать городские общественные банки для выдачи ссуд жителям на торговые дела, а также в случае нужды и несчастья.[11]
Городские общественные банки существовали с конца XVIII века.[12]
В 1785 году был основан Вологодский банк.[13]
[править] Биржи
Первая официальная биржа в России открыта в 1703 году по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге.[14]
[править] Ценные бумаги
[править] Векселя
Согласно утверждённому в 1729 году первому «Вексельному уставу», в России выдавались векселя двух видов: казённые и частные.[15]
[править] Государственные финансы
В бюджете 1701 года расходы на военные нужды составляли 82,9 % всех государственных расходов.[16]
В 1710 году разница между расходами и доходами государства составляла около 0,5 млн руб.[17]
Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 году — 3,1 млн рублей, а в 1725 году — 10,2 млн рублей).[18]
Во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами государства.[19]
В 1717 году учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 годах были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии.[20]
В 1725 году была составлена Табель государственного прихода-расхода (фактически государственный бюджет).[21]
К кон. 1740-х гг. арсенал привычных мер по пополнению гос. казны был исчерпан, и правительство вынуждено было пойти на ряд серьёзных реформ, инициатором которых выступил П. И. Шувалов.[22]
Важнейшим источником доходов казны была провозглашена монополия на соль: в 1745 году был принят проект графа П. И. Шувалова, установивший единую и более высокую цену на соль в размере 35 копеек. Эта мера позволила увеличить государственную казну, которая в 1749—1758 годах пополнилась доходами от продажи соли более, чем в 2,7 раза.[23]
В первые годы царствования Екатерины II государственные расходы России колебались вокруг 22 млн рублей в год.[24]
В 1775 году учреждаются губернские финансовые органы — Казенные палаты (Указ от 7 ноября 1775 г. «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел»). На Казенные палаты возлагалось осуществление «казенного управления» в губерниях: сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами, учет поступлений доходов.[25]
24 октября 1780 года при Сенате была учреждена экспедиция о государственных доходах. Через год её разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами; вторая — расходами; третья — ревизией счетов; четвёртая — взысканием недоимок, недоборов и начётов.[26]
В 1783 году Андрей Шувалов входит в состав Комиссии для обсуждения предположений об увеличении государственных доходов.[27]
В последнее десятилетие царствования Екатерины II государственные расходы России составляли около 78 млн рублей в год.[28]
К концу царствования Екатерины II в 1796 году в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7 %, на питейные доходы — 2,6, на соляной налог — 7, на таможенные пошлины — 8,7 %.[29]
[править] Бюджет
В 1710 году дефицит бюджета превысил 500 тыс. рублей, что составляло примерно 1/7 часть доходов государства.[30]
В 1761 г. при императоре Петре III дефицит бюджета достигал 1,152 млн руб.[31]
[править] Налоги
В начале XVIII века налоговые органы были децентрализованы.[32]
Общее количество налогов, как общегосударственных, так и местных в начале XVIII века доходило иногда до 40.[33]
26 ноября 1718 года Пётр I издал указ о проведении реформы, в ходе реализации которой в 1722 году была установлена подушная система обложения взамен подворной: если раньше единицей налогообложения был двор, то теперь ей стала ревизская душа. Подушная подать, ставшая основной формой налогообложения России, заменила множество прямых налогов. Ее величина определялась арифметическим отношением суммы финансовых потребностей на военные нужды государства к числу податного населения. Для этого была проведена ревизия — перепись податного населения для определения количественного и качественного состава плательщиков. Начавшись в 1718 году ревизия продлилась до 1724 года. Её результаты фиксировались в специальных книгах (ревизских сказках). Только после окончания переписи населения в 1724 году начала собираться подушная подать, несмотря на то, что указ, ее установивший, был издан два года назад.[34]
В соответствии с плакатом от 26 июня 1724 года «О порядке сбора подушной подати» ставка налога зависела и от социальной принадлежности плательщика. Так: городские жители должны были платить 1 руб. 20 коп. с души; помещичьи, удельные и посессионные крестьяне — 64 коп.; государственные крестьяне — основную (74 коп.) и дополнительную (40 коп.) подати. Раскольники платили в двойном размере. Но, несмотря на то, что правительство зафиксировало ставку налога, на практике она не всегда взималась именно в таком размере.[35]
Введение подушной подати сыграло позитивную роль в формировании финансовой основы Российской империи. Исследователи единогласно отмечают, что в первые годы своего существования она принесла колоссальные доходы государственному бюджету. Так, в 1724 году окладной доход увеличился до 4,7 млн руб., причём поступления от подушной подати составляли основную часть (54 %). Статистические данные за 1726—1727 гг. свидетельствуют о том, что по-душные сборы были больше подворных, собранных в 1721—1723 годах на 75 %. Кроме того, важным последствием этого нововведения явилось изменение соотношения прямых и косвенных налогов в сторону доминирования первого вида.[36]
Проводимая Петром I политика вывела страну на новый более цивилизованный уровень налоговых отношений, которые приобрели все более стабильный характер: во-первых, были упорядочены многочисленные налоги; во-вторых, заложены основы формирования единой централизованной системы финансовых органов российского государства; в-третьих, предпринята попытка введения принципов законности, коллегиальности, единства и централизации в управлении финансами.[37]
Преемники Петра I не внесли серьёзных изменений в российскую систему налогов: подушная подать продолжала занимать важное место среди государственных налогов; большая часть государственных налогов приходилась на прямые налоги, несмотря даже на то, что их доля в общей массе поступлений в бюджет, по мнению исследователей, ко второй половине XVIII века несколько снизилась.[38]
В 1742 году принято решение о проведении ревизии с целью упорядочения сбора податей (в дальнейшем ревизии стали проводиться регулярно раз в 15 лет).[39]
Во время правления Екатерины II были созданы важные предпосылки для дальнейшего развития налоговых отношений. В частности была проведена реформа налогообложения городского населения, в соответствии с которой в налогооблагаемую базу попали купеческие капиталы. Указом от 25 мая 1775 г. «О сборе с купцов, вместо подушных, по 1 % с объявленного капитала, и о разделении их на гильдии» для купеческого сословия была введена гильдийская подать, которая представляла собой процентный сбор с капитала, объявленного купцами. Все они были распределены на три гильдии. Критерием градации явился уровень их имущественного положения. Причем законодатель предоставлял купцам определенные льготы, заинтересовывая их тем самым не укрывать свои капиталы.[40]
[править] Доходы госслужащих
Пётр I в 1708 году впервые среди российских монархов повысил жалованье всем категориям госслужащих, включая подьячих, и его величина фиксировалась законом и уже не зависела от воли начальника.[41]
В первой четверти XVIII века материальное положение большинства из госслужащих ухудшилось. Причиной этому было прежде всего падение курса рубля, подешевевшего за годы правления Петра I почти в два раза. Обесценивание денег было следствием монетной операции (перечеканка старых серебряных монет, уменьшение их веса, выпуск медных денег и др.), которая приносила большую прибыль казне, но в то же время способствовала росту цен. Оклады низшего звена бюрократии не достигали прожиточного минимума. Кроме того, государственный аппарат при Петре I сильно увеличился, и содержать его стало проблематично.[42]
Другая причина ухудшения положения чиновников заключалась в систематической невыплате жалованья. В условиях хронического дефицита бюджета правительство рассматривало жалованье служащих как не самую обязательную статью расходов и в случае необходимости обращало предназначавшиеся на это средства на другие цели. В 1723 году специальным указом предписывалось в случае нужды в деньгах и невозможности изыскать другие способы для их получения «разложить оную сумму на всех чинов всего государства, которые жалованье получают».[43]
В связи с отсутствием денег в казне губернским чиновникам не платили жалованье годами или выдавали его натурой: мехами и другими казенными товарами. Но и получая деньги из казны, чиновники не всегда могли их тратить, так как вынуждены были давать подписки, что в случае государственной нужды вернут эти деньги по первому требованию. Эта явная дискриминация труда чиновников продолжалась почти 40 лет, вплоть до введения штатов 1763 года.[44]
Таким образом, государство не имело достаточно средств, чтобы выплачивать достойное жалование чиновникам, и в результате позволяло кормиться за счет населения. Эта особенность является одной из отличительных черт формирования аппарата управления российского самодержавия. Рост аппарата управления вызывался государственными потребностям, но само государство было не в состоянии его содержать. Результатом этого противоречивого процесса было появление в России чиновничества, которое в значительной мере содержалось самим обществом.[45]
В 1726 году было велено «приказным людям» жалованья не давать, а «довольствоваться от дел по прежнему обыкновению с челобитчиков, кто сколько даст по своей воле». Таким образом, произошло возвращение к прежней системе обеспечения чиновников, предусматривавшей работу канцелярских служащих в городах без жалованья, с позволением «брать акциденцию от дел», то есть узаконивался все тот же средневековый обычай кормиться приказным за счет населения.[46]
Только при Екатерине II денежное жалованье закрепилось за всеми рангами служащих и чиновников. Все прочие доходы считались взятками, а уличенные в мздоимстве несли строгое наказание.[47]
Финансы в России в XVIII веке | |
---|---|
1700-е | 1701 • 1702 • 1703 • 1704 • 1705 • 1706 • 1707 • 1708 • 1709 |
1710-е | 1710 • 1711 • 1712 • 1713 • 1714 • 1715 • 1716 • 1717 • 1718 • 1719 |
1720-е | 1720 • 1721 • 1722 • 1723 • 1724 • 1725 • 1726 • 1727 • 1728 • 1729 |
1730-е | 1730 • 1731 • 1732 • 1733 • 1734 • 1735 • 1736 • 1737 • 1738 • 1739 |
1740-е | 1740 • 1741 • 1742 • 1743 • 1744 • 1745 • 1746 • 1747 • 1748 • 1749 |
1750-е | 1750 • 1751 • 1752 • 1753 • 1754 • 1755 • 1756 • 1757 • 1758 • 1759 |
1760-е | 1760 • 1761 • 1762 • 1763 • 1764 • 1765 • 1766 • 1767 • 1768 • 1769 |
1770-е | 1770 • 1771 • 1772 • 1773 • 1774 • 1775 • 1776 • 1777 • 1778 • 1779 |
1780-е | 1780 • 1781 • 1782 • 1783 • 1784 • 1785 • 1786 • 1787 • 1788 • 1789 |
1790-е | 1790 • 1791 • 1792 • 1793 • 1794 • 1795 • 1796 • 1797 • 1798 • 1799 |
1800-е | 1800 |
Другие периоды | Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4) |