Финансы в России в 1990-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Деньги
В июле 1993 года Россия вышла из рублевой зоны СНГ.[1]
[править] Курс рубля
В России де-юре режим фиксированного обменного курса, введенный в середине 1995 года, был отменён после кризиса 1998 года.[2]
[править] ЦБ России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.[3]
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.[4]
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.[5]
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.[6]
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).[7]
В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.[8]
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.[9]
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.[10]
В 1992—1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.[11]
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.[12]
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности.[13]
[править] Банковская система
В апреле 1991 года в Нижневартовске, одном из центров российской нефтедобычи, был зарегистрирован банк «Югорский». Его президентом стал Олег Кантор. Банк ждало яркое, но непродолжительное будущее. Изначально он был ориентирован на обслуживание нефтедобывающих предприятий Сибири. Наивысшего расцвета «Югорский» достиг в 1993 году — он занимал 17-е место в списке крупнейших российских банков по сумме активов. В июне 1995 года О.Кантора зарежут на его подмосковной даче.[14]
В августе 1995 года в России разразился кризис банковской системы. Кризис явился ещё одной формой расплаты за политику преждевременной стабилизации.[15]
Впечатляющими являются данные о доходности банковской деятельности, которые регулярно публиковались в периодической печати до кризиса 1998 г. Так, прибыль на единицу собственного капитала 200 крупнейших банков в 1996 и 1997 гг. составляла соответственно 53 и 30 %, в то время как в материальном производстве отношение сальдированного финансового результата (разности прибылей и убытков) к объёму производственного капитала снизилось почти до нуля.[16]
[править] Государственные облигации
Формирование рынка ГКО было связано с отвлечением ресурсов от традиционных сфер инвестирования.[17]
Российский рынок государственных краткосрочных облигаций будучи заимствован из современных западных экономических систем с целью «неинфляционного» покрытия государственного бюджета, стал всего лишь игровым полем для спекулянтов и не только не способствовал, но и фактически препятствовал созданию эффективной системы кредитования производства. В России отсутствовали условия для эффективного функционирования этого института: политическая и экономическая нестабильность подрывала веру инвесторов в платежеспособность государства. Несмотря на пятилетние усилия, преодолеть институциональную несовместимость не удалось. Кризис августа 1998 года можно рассматривать как реакцию отторжения этого трансплантата.[18]
Преждевременное внедрение рынка ГКО послужило одной из причин кризиса 1998 года.[19]
[править] Государственные финансы
Как результат нарастающих бюджетных проблем в 1997 году правительство впервые было вынуждено официально признать нереальность только что утверждённого бюджета, представив в Государственную Думу проект закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год». Требовался кардинально новый подход к межбюджетным отношениям. Этот подход был найден, им оказалось построение межбюджетных отношений на основе принципов бюджетного федерализма. В то же время финансовый кризис 1998 года стал мощным стимулом развития центробежных тенденций в российской государственности и потребовал особого внимания к развитию новых форм межбюджетных отношений.[20]
До кризиса 1998 года местные власти (всего 130 субъектов Федерации, крупные города) активно размещали свои займы, которые превратились в суррогатные деньги. Уже в 1996 году треть всех доходов и расходов территорий стала обеспечиваться денежными суррогатами. В консолидированном бюджете 1996 года они заменили 145 трлн рублей. А реальные деньги уходили в тень, в наличный оборот, начинали жить своей независимой жизнью.[21]
[править] Налоги
В 1990 году был создан специализированный налоговый орган общегосударственного масштаба.
14 июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране.
Современная налоговая система России существует с января 1992 года, когда вступили в действие законы о налогах, принятые в нояб. — дек. 1991.[22]
Важным шагом явилось вступление в действие с января 1999 года первой (общей) части Налогового кодекса, чётко определившей права и обязанности участников налоговых правоотношений и установившей закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов.
[править] Межбюджетные отношения
В 1992 году федеральный бюджет нёс на себе непропорционально высокую (в сравнении с доходами) долю общегосударственных расходов, в 1997 году в таком положении оказались бюджеты субъектов РФ, в то время как доля доходов федерального бюджета стала существенно превышать долю его расходов.[23]
[править] Неплатежи
Ловушка неплатежей явилась результатом некритического копирования макроэкономической политики развитых стран.[24]
В июле 1992 года российским правительством была проведена частичная амнистия неплатежей (так называемый, перезачёт). Амнистии по различным нарушениям закона используется многими правительствами, их успех, однако, достигается не всегда. Амнистии должны быть редкими, непредсказуемыми событиями, в противном случае они могут стимулировать отклоняющееся поведение. Их необходимо осуществлять в подходящий момент, когда фундаментальные причины, породившие ловушку, уже устранены, и дополнять другими мерами, ослабляющими также эффекты координации и сопряжения. Этим условиям российская амнистия неплатежей июля 1992 года. В результате экономика осталась в ловушке неплатежей.[25]
[править] Финансовые пирамиды
В 1994 году крупнейшие в России финансовые пирамиды — «МММ», «Властилина», «Чара» — переживают расцвет и терпят крах, разоряя миллионы вкладчиков по всей России.[26]
[править] Обманутые вкладчики
В 1992—1994 годах стал назревать феномен «обманутых вкладчиков», ярко проявившийся во второй половине 1994 года, что знаменовало окончание первого периода становления рынков ценных бумаг в России.[27]
Феномен «обманутых вкладчиков» был связан не с «иррациональностью русской души», а с «ориентацией на среднее мнение» значительного количества домохозяйств, покупавших ценные бумаги «финансовых пирамид». Следование этому принципу поведения в условиях отсутствия институциональных барьеров для деятельности недобросовестных эмитентов и наличия неограниченной агрессивной рекламы (при отсутствии «психологического иммунитета» к её воздействию — «иммунитета», который вырабатывается десятилетиями жизни в развитой рыночной экономике) привело к длительному и огромному увеличению продаж финансовых активов «дутых» компаний, что не могло не закончиться финансовым крахом. Доверие «среднего» домохозяйства к финансовым рынкам было надолго утрачено, вследствие чего портфельный выбор российских домохозяйств во второй половине 1990-х годов осуществлялся в основном между наличными деньгами, иностранной валютой и вкладами в Сбербанке.[28]
Такое добровольное сужение диапазона портфельного выбора не способствовало быстрой эволюции рынка ценных бумаг в России, эволюции, важнейшей предпосылкой которой является доверие. Начиная с 1995 года эволюция этого рынка в России заключалась лишь в чрезвычайно быстром ускорении оборота государственных ценных бумаг, эмитировавшихся с целью неинфляционного финансирования бюджетного дефицита, и завершилась новым крахом — крахом пирамиды ГКО-ОФЗ.[29]
[править] Показатели
Отношение денежного агрегата М2 к ВВП России:[30]
- 1993 год — 19,3 %
- 1994 год — 16,0 %
- 1995 год — 14,3 %
- 1996 год — 13,8 %
- 1997 год — 15,5 %
- 1998 год — 16,4 %
- 1999 год — 14,8 %
[править] Годы
[править] 1990 год
В 1990 году СССР выплатил 23 миллиарда долларов долга.
[править] 1993 год
В 1993 году Министерство финансов России начало выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со сроками обращения в 3, 6 и 12 месяцев.
[править] 1995 год
В 1995 г. Россия выплатила банкам Лондонского клуба 500 млн долл. в счет погашения просроченных за 1992—1994 гг. процентов.
[править] 1997 год
Летом 1997 года платежный баланс России стал отрицательным.
В дек. 1997 г. Россия выплатила Лондонскому клубу около 3 млрд.долл. — часть суммы консолидированных просроченных процентов по основной задолженности.
В 1997 году российские и французские власти заключили договор об урегулировании финансовых претензий, возникших до 1945 года (фактически речь шла в основном о царских долгах). Стороны отказались от всех претензий, французское правительство обязалось не поддерживать на государственном уровне возможные требования владельцев облигаций, а Россия согласилась выплатить компенсацию в размере $400 млн восемью платежами раз в полгода. При этом никто из более чем 300 тысяч владельцев облигаций не мог получить более 97 тысяч франков независимо от количества бумаг на руках.
[править] 1998 год
Финансовый кризис в авг. 1998 был по своей сути долговым кризисом, трансформировавшимся в системный финансовый кризис со всеми присущими ему компонентами – кризисом внешних платежей, валютным и банковским кризисом, глубоким кризисом национальных финансовых рынков.[31]
В целом за четвертый квартал 1998 г. Россия выплатила по внешнему долгу около 3 млрд долларов.
[править] 1999 год
В 1999 г. Министерство финансов России через Внешэкономбанк оплатило купоны по выпущенным траншам еврооблигации на сумму примерно 1,66 млрд. долл.
[править] Ссылки
- Синельников-Мурылев С., Золотарёва А. Роль правительства и парламента в проводимой бюджетной политике в постсоветской России[14] // Научные труды ИЭППП. № 7. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998
- Провал кредитно-денежной политики в России в 90-х годах (сводный реферат)
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ Курсовая политика в рамках инфляционного таргетирования: мировая практика и действия Банка России
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[2]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[3]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[4]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[5]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[6]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[7]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[8]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[9]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[10]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[11]
- ↑ Центральный банк Российской Федерации[12]
- ↑ Нефтяная промышленность // Коммерсантъ-Власть, 23 октября 2001
- ↑ Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
- ↑ Волконский В. А. «Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса». Раздел 4 // М., «Наука», 2002
- ↑ Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
- ↑ Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
- ↑ Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 14 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 14 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ Финансовая система
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 14 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
- ↑ Полтерович В. М.Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
- ↑ [13]
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Введение. Глава 1 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Введение. Глава 1 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Введение. Глава 1 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
- ↑ Полтерович В. М.Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
- ↑ Финансовая система
Финансы в России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |
Другие периоды | Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4) |