Налоги в России в 1990-х годах
Материал из Documentation.
[править] Налогообложение компаний
Проблема нехватки оборотных средств, которая резко обострилась после либерализации цен, была порождена не только обесценением денежных накоплений предприятий и кризисом сбыта, но и значительно усилившимся налоговым бременем.[1] Возросшие платежи в бюджет существенно уменьшили долю дохода, которую предприятия могли использовать для собственных нужд.[1]
Анализ ситуации, связанной с широкомасштабным уклонением российских юридических лиц от налогов в 1990-е годы, показывает, что последствия этого процесса носили двойственный характер.[1] С одной стороны, предприятия, уходя от налогов, сохраняли финансовые ресурсы, которые были необходимы им для поддержания производственной деятельности.[1] Следовательно, этот процесс фактически противодействовал спаду производства.[1] Кроме того, уменьшая налоговую составляющую в стоимости продукции, предприятия могли дешевле продавать свою продукцию.[1] А это, помимо облегчения сбытовых проблем предприятий, оказывало сдерживающее воздействие на инфляционную динамику в российской экономике.[1] С другой стороны, беспорядок в налоговой сфере объективно работал против стабильности в бюджетно-финансовой системе России, снижал эффективность любых макроэкономических мероприятий, сокращал возможности по финансированию бюджетной сферы и государственных инвестиций.[1] Помимо этого, преимущественно теневой характер операций по уходу от налогов подпитывал криминальную составляющую экономических отношений и способствовал общему росту преступности в стране.[1]
Несмотря на сложность и неоднозначность проблем, связанных с налогообложением, органы государственной власти на протяжении 1990-х годов использовали только один путь их решения — постоянное ужесточение налогового законодательства и усиление давления на предприятия со стороны фискальных органов.[1] Однако всякий раз предприятия находили новые способы для противодействия такой политике и продолжали весьма успешно уклоняться от налогов.[1] Этот факт свидетельствовал прежде всего о том, что уровень налогообложения в те годы был заведомо завышенным и неприемлемым для предприятий.[1]
[править] Показатели
Доля субъектов федерации в общих налоговых доходах страны в 1997 году составила 56 % (для сравнения: в Канаде в середине 1990-х гг. — 54 %, Германии — 53 %, США — 45 %, Индии — 35 %, Австралии — 33 %, Бразилии — 28 %).[2]
[править] Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 14 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»