Налоги в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Налоги

[править] Акцизы

Акцизы в начале XX века обеспечивали свыше 60 % всех государственных доходов.[1]

После Октябрьской революции 1917 года существенно повышаются ставки акцизов на предметы массового потребления.[2]

В феврале 1920 года взимание акцизов было приостановлено.[3]

[править] Военный налог

В 1915 году военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 года. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы.[4]

[править] Гербовый сбор

В первые годы в Советской России взимался гербовый сбор по несколько измененному дореволюционному законодательству, а в октябре 1920 г. был отменен.[5]

Взимание гербового сбора было отменено в период новой экономической политики (в 1920-е годы).[6]

[править] Горная подать

Горная подать была отменена в первые годы XX века. Исключение составляла добыча на некоторых казённых землях Сибири золота и платины, по которым взимание подати продолжалось до 1918 года.[7]

[править] Единовременные налоги

12 июня 1917 г. принимается постановление Временного правительства «Об установлении единовременного налога». Плательщиками единовременного налога являлась привлеченные в 1917 г. к платежу государственного подоходного налога лица, компании, предприятия, товарищества, артели и общественные организации, если обложенный в этом году подоходным налогом доход превышал 10 тыс. руб.[8]

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Коми¬тета (ВЦИК) и СНК от 30 октября 1918 г. вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, дополнявший собой систему регулярных прямых налогов. Налог был введен с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Этот налог взимался по рас¬кладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота пол¬ностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались по невысоким ставкам. В сельской местности волостные Советы определяли размер налога для отдельных хозяйств совместно с комитетами бедноты против кулачества. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд руб.[9]

В 1918—1919 годах неоднократно ставился вопрос об уменьшении чрезвычайного революционного налога с крестьян среднего и ниже среднего достатка. 9 апреля 1919 года на заседании ВЦИК был принят Декрет «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога» (Декрет опубликован в «Известиях ВЦИК» 10 апреля 1919 года).[10]

В соответствии с Декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, представлявший собой разновидность целевого налога, введенного взамен контрибуций. Поступления от этого сбора зачислялись в фонд обеспечения семей красноармейцев. Плательщиками сбора являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, имевших наемных рабочих и работниц. Размер сбора определялся на основании расчета и данных ведомости установленной формы. Декретом предусматривалась повышенная ответственность плательщика за правильность определения суммы сбора и своевременность перечисления ее в бюджет. Сбор на нужды красноармейцев просуществовал всего 11 месяцев (до марта 1919 г.).[11]

[править] Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог в первый год существования взимался в смешанной форме — натурой в одних районах и деньгами в других, с 1924/25 г натуральная форма взимания налога была отменена. В 1923—1927 гг. сельхозналог давал около половины всех налоговых поступлений, что составляло около 25 % всех средств, мобилизуемых в бюджет.[12]

[править] Косвенные налоги

В декабре 1921 года по указанию В. И. Ленина Г. Я. Сокольников разрабатывает проект постановления об усилении косвенных налогов. Данный проект был внесен на рассмотрение Пленума ЦК РКП (б) 28 декабря 1921 года.[13]

[править] Налог на прибыль

В течение 1991 года союзная ставка была снижена до 35 %, а республиканская — до 32 %.[14]

Одной из особенностей налогообложения прибыли предприятий в 1991—1993 гг. было нормирование расходов на оплату труда, включаемых с себестоимость при исчислении налогооблагаемой прибыли. Средства, направленные на оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль. Нормативы устанавливались с помощью дифференцированных коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по различным отраслям). Это преследовало цель сдержать рост заработной платы.[15]

В 1993—1995 годах доля налога на прибыль в доходах бюджетной системы России превышала долю НДС.[16]

[править] Налог на прирост прибылей

Налог на прирост прибылей был установлен в России 13 мая 1916 года.[17]

Постановлением Временного правительства от 12 июня 1917 года были внесены изменения в систему взимания налога на прирост прибылей.[18]

[править] Налог на сверхприбыль

В 1926 году был введён налог на сверхприбыль, если фактически полученная прибыль превышала установленную нормативную. Ставки данного налога составляли от 6 до 50 % в зависимости от суммы превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 году режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточён.[19]

[править] НДС

Основная статья: НДС в России в XX веке

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28 %. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20 % (льготная ставка — до 10 %).[20]

С 1996 года НДС устойчиво занимал первое место среди формирующих бюджет налоговых доходов.[21]

[править] Особый пятипроцентный сбор

Разновидностью обложения по обороту (косвенный налог) был особый пятипроцентный сбор, введенный Декретом СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. Официально целью введения сбора объявлялось со¬действие всеобщему кооперированию населения. Сбор взимался с кооперативных и частных торговых предприятий, а также отдельных лиц (в соответствии с Декретом от 26 августа 1918 г.), снабжающих население предметами личного потребления и домашнего обихода, в размере 5 % их оборота. Членам потребительской кооперации сумма сбора, уплаченная ими при покупке товаров в своих кооперативах, возвращалась после утверждения годового отчета общества, что стимулировало вступление граждан в члены потребительских обществ. Фактически для потребительской кооперации этот сбор был прообразом налога на добавленную стоимость.[22]

В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ный сбор был упразднён.[23]

[править] Подоходный налог

В апреле 1916 года был принят Закон о подоходном налоге.[24]

Постановлением Временного правительства от 12 июня 1917 года «О повышении окладов государственного подоходного налога» вводилось 89 разрядов подоходного налога. Из обложения исключались доходы, не превышающие 1 тыс., руб. Минимальная ставка 1 % устанавливалась для облагаемых доходов, не превышавших 1 тыс. руб., а доход, превышавший 400 тыс. руб., облагался в размере 120 тыс. руб. с прибавлением к этой сумме по 3050 руб. на каждые полные 10 000 руб. сверх 400 тыс. руб.[25]

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше налога он платил.[26]

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.[27]

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.[28]

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки". В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.[29]

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.[30]

[править] Подушный сбор

В XX веке подушный сбор сохранялся только в Сибири.[31]

[править] Продналог

Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом).[32]

Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства.[33]

Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.[34]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 года продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырьё, льняное и пеньковое волокно, табак.[35]

Продналог 1921 года фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г взимались налоги: на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель; сено; молочные продукты; мясо; яйца; птицу; мед; шерсть; льняное волокно; пеньку; кожевенное сырье; пушнину; мелкое животное сырьё; табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения.[36]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 года установил на 1922/23 г единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продукта¬ми: зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличны¬ми семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом.[37]

[править] Прямые налоги

Основной особенностью организации сбора прямых налогов в России до осуществления Столыпинских реформ была круговая порука.[38]

Одним из первых налоговых мероприятий после Октябрьской революции является Декрет Совета Народных Комиссаров от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. о взимании прямых налогов, устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и жесткие санкции за просрочку платежей или неуплату налога.[39]

30 ноября 1920 года СНК принимает написанное В. И. Лениным постановле¬ние о прямых налогах (проект постановления СНК о прямых налогах, в котором предлагается рассмотрение вопросов о возможности отмены местных денежных налогов и проведение одновременно как отме¬ны денежных налогов, так и превращения продразверстки в натуральный налог).[40]

[править] Промысловый налог

В 1930 году было издано новое положение по промысловому налогу, уже исключительно для частных предприятий.[41]

[править] Разовый сбор за торговлю

Разовый сбор за торговлю первоначально был установлен Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 года.[42]

На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 годах декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.[43]

[править] Сахарный акциз

Поступления по акцизу с сахара составили 75,5 млн рублей в 1903 году.[44]

[править] Налоговые органы

Общее число уездных податных присутствий в 1902 году в России достигло 500.[45]

В начале 1920-х годов налоги взимались различными органами — наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.[46]

[править] Объекты налогообложения

[править] Вознаграждения за изобретения

Положение СНК «Об изобретениях» от 30 июня 1919 года устанавливало, что вознаграждения за изобретения не подлежат налогообложению. Это положение Совнаркома было опубликовано 4 июля 1919 года в газете «Известия».[47]

[править] Неосуществлённые предложения по введению налогов

[править] Натуральный налог

В «Тезисах по продовольственному вопросу», написанных В.И. Лениным 2 августа 1918 г., выдвигается предложение о введении натурального налога. Впервые проект декрета об обложении сельских хозяев натуральным налогом был внесен на заседании СНК 4 сентября 1918 г. СНК постановил передать проект декрета в комиссию в составе представителей комиссариатов: фи¬нансов, продовольствия, земледелия, государственного контроля и внутренних дел. Другим комиссариатам было предоставлено право принимать участие в работе комиссии. Проект декрета о введении натурального налога вновь обсуждается на заседании СНК 21 сентября. В окончательном виде Декрет был принят Совнаркомом 26 октября 1918 г. (утвержден ВЦИК 30 октября и опубликован в «Известиях ВЦИК» 14 ноября 1918 г.). Введение натурального на¬лога не было осуществлено из-за усиления Гражданской войны и иностранной военной интервенции.[48]

[править] Показатели

В 1901 году население России отдавало в государственную казну и местным властям в виде налогов около 30 % всего производственного валового дохода, а в 1905—1907 годах — до 36 %.[49]

Доля НДС и налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета России:[50]

  • 1995 год: 58,9 %
  • 1999 год: 50,5 %

В структуре доходов государственного бюджета в 1991 году наибольшая доля приходилась на налог на прибыль — 28,4 %. Доля налога с оборота составляла 22,2 % (чуть ниже, чем в 1990 г. — 25,7 %); налога с продаж — 5,3 %; налоги с населения — 12,6 % (подоходный налог с заработной платы и от предпринимательской деятельности).[51]

Налоговые доходы консолидированного бюджета России относительно ВВП составили 20,8 % в 1998 году.[52]

[править] Примечания

  1. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  2. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  3. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  4. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  5. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  6. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  7. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  8. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  9. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  10. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  11. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  12. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  13. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  14. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  15. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  16. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  17. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  18. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  19. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  20. [1]
  21. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  22. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  23. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  24. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  25. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  26. [2]
  27. [3]
  28. [4]
  29. [5]
  30. [6]
  31. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  32. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  33. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  34. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  35. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  36. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  37. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  38. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  39. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  40. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  41. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  42. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  43. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  44. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  45. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  46. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  47. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  48. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  49. История правового регулирования налоговых отношений в России в IX — начале ХХ в. // Нижний Новгород, 2015
  50. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  51. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
  52. Совершенствование институциональных механизмов управления в промышленных корпорациях / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. — Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2013
История налогов в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты