Налоги в России в 2000-х годах
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды налогов
[править] НДФЛ
С 2001 года в России установили единую для всех — независимо от уровня заработков — ставку подоходного налога в 13 %.
[править] Нефтяной сектор
В 2002 г. радикально реформирована система ресурсных платежей в нефтедобыче: базой таких налогов вместо стоимости добытой нефти во внутренних ценах стала ее стоимость на мировых рынках. Одновременно была скорректирована шкала экспортных пошлин. Номинальный эффект реформы был не столь значителен: по сравнению с 2001 г. суммарные выплаты налогов типа роялти, экспортной пошлины на нефть и налога на прибыль в расчете на тонну добытой нефти оказались увеличены на 2, 3 и 4 долл. за тонну при мировых ценах 20, 25 и 30 долл. за баррель и снижена при мировых ценах ниже 18 долл. за баррель. Однако реформа кардинально облегчила администрирование ресурсных налогов, сделав невозможной их минимизацию с помощью трансфертных цен. В целом принятые меры значительно повысили налоговую нагрузку в нефтяном секторе.[1]
[править] Налогообложение компаний
Как и в предшествующие годы, большие сложности для предприятий создавал высокий уровень налогового бремени.[2] В 2002—2004 годах эту проблему в числе наиболее сложных для себя называли 50-51 % участников опросов ИНП РАН.[2] Лишь по мере общего улучшения финансового положения предприятий доля респондентов, обеспокоенных высокой налоговой нагрузкой, стала постепенно снижаться, уменьшившись к лету 2008 г. до 34,91 %.[2]
При этом нельзя сказать, что ситуация в российской налоговой сфере была неизменной.[2] С одной стороны, российские власти, понимая нежелательность чрезмерного фискального давления на предприятия, а также надеясь стимулировать вывод финансовых потоков «из тени», предприняли некоторые действия по снижению налоговых ставок.[2] В частности, в 2002 году с 35 до 24 % был снижен налог на прибыль (с 1 января 2009 года — до 20 %); в 2004 году с 20 до 18 % уменьшился налог на добавленную стоимость.[2]
Помимо этого, за счёт снижения базовых ставок, а также введения регрессивной шкалы обложения в 2005 году был уменьшен размер единого социального налога.[2]
С другой стороны, снижение налоговых ставок сопровождалось ужесточением налогового администрирования и ликвидацией значительной части налоговых льгот.[2] Особенно болезненной для отраслей реального сектора оказалась отмена 50%-й инвестиционной льготы по налогу на прибыль.[2] Это подтверждалось и данными опросов ИНП РАН.[2] В частности, в 2004 году эту фискальную новацию к числу наиболее неудачных отнесли 67,9 % опрошенных предприятий.[2]
Вследствие такой противоречивости фискальной политики властей подавляющее большинство российских предприятий не заметило сколько-нибудь существенного снижения налоговой нагрузки в посткризисный период.[2]
[править] Налоговое законодательство
В 2000-х годах налоговое законодательство стало более чётким и логичным.[2]
[править] Налоговая оптимизация
В 1999 году о применении налоговой оптимизации сообщало 50,82 % респондентов, тогда как в 2008 году — только 17,16 %.[3]
[править] Дело ЮКОСа
Смысл начавшегося в 2003 году «дела ЮКОСа» был в том, что укрепившееся государство послало крупному бизнесу однозначное послание: соблюдайте закон, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 года после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 годом увеличилось сразу на 133,8 %. Причём если в 2002—2003 годах динамика поступлений налога на прибыль в нефтяных компаниях падала, то в 2004 году поступления от этого налога выросли сразу на 225,3 %. Некоторые компании, исходя из «дела ЮКОСа», добровольно доплатили налоги.