Железнодорожный транспорт России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой транспорт

В 2001 году отправлено грузов железными дорогами в объеме 1057,2 млн тонн, что на 1,4 % больше, чем в предыдущем году.

[править] Тяжеловесное движение

В 2007 году в ОАО «РЖД» была утверждена Концепция организации тяжеловесного и длинносоставного движения грузовых поездов на основных направлениях сети железных дорог.[1]

Развитие тяжеловесного движения стало отдельным разделом долгосрочной программы, направленной на реализацию Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года, утверждённой 17 июня 2008 года Владимиром Путиным, занимавшим в этот период пост премьер-министра страны.[2]

[править] Пассажирский транспорт

В России в декабре 2009 г. по маршруту Москва — Санкт-Петербург начато регулярное движение электропоездов «Сапсан» постройки Siemens, преодолевающих расстояние 650 км без остановок за 3 ч 45 мин, что соответствует маршрутной скорости 173,3 км/ч, а с четырьмя промежуточными остановками — за 4 ч 15 мин.[3]

[править] Железнодорожное сообщение с московскими аэропортами

Развитие железнодорожной инфраструктуры, внедрение и применение современных технологий позволили запустить между столичными вокзалами и аэропортами скоростное движение поездов. В 2003 году было организовано движение между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово, в 2004—2005 — поэтапное открытие прямого железнодорожного сообщения Москва — аэропорт Внуково и первого в России подземного железнодорожного терминала в аэропорту. В 2008 году благодаря строительству новой железнодорожной ветки скоростные поезда начали курсировать в аэропорт Шереметьево. Для этого от остановочного пункта Шереметьевская Савёловского направления Московской железной дороги был построен двухпутный электрифицированный участок пути протяженностью 7 км.[4]

[править] Пригородное скоростное движение

В 2004 году впервые в истории российского железнодорожного транспорта был реализован проект скоростного движения электропоездов «Спутник» на участке Москва — Мытищи. Время поездки по сравнению с обычным пригородным поездом сократилось с 35 до 18 минут. В 2005 году технологию скоростных пригородных перевозок внедрили на Казанском направлении на участке Москва — Люберцы — Раменское, в 2008 — на линии Москва — Болшево, Москва — Пушкино, в этом же году на Горьковском направлении — Москва — Железнодорожный.[5]

[править] Электрификация железных дорог

[править] Транссиб

Проект стартовал в 1927 г., но на 1991 г. неэлектрифицированными оставались порядка 880 км магистрали[8]. Завершение проекта в 2002 г. (через 75 лет после его начала) позволило организовать на Транссибе сквозную проводку поездов весом 6 тыс. тонн и уменьшить простои на станциях при смене локомотивов. Только в пусковой комплекс последнего участка длиной 175 км вложено 2,5 млрд рублей в ценах тех лет[9] (свыше 10 млрд в ценах 2012 г.). Электрификация магистрали проходила в следующем порядке:

[править] Волховстрой-1 — Кошта

Проект завершил электрификацию направления Санкт-Петербург — Вологда на одном из самых загруженных участков отечественных железных дорог протяжённостью 350 км[10]. Проект осуществлялся с 1998 по 2001 г.[11] Стоимость проекта 7,4 млрд рублей в ценах тех лет[12].

[править] Сорокская (Беломорск) — Обозерская

Однопутная линия общей протяжённостью 351 км, которую делят между собой Северная и Октябрьская ж.д. была введена в строй в начале Великой Отечественной войны как соединительная между железными дорогами на Архангельск и Мурманск, но в настоящее время именно через неё идёт основной поток грузов в Мурманск, в связи с чем она была электрифицирована. Отдельные участки электрификации линии вводились в строй с 1994 года, полностью же электрификация линии, а вместе с ней и всей магистрали Вологда — Мурманск, была завершена в 2003 году.[13]

[править] Волховстрой-Идель

Проект, отмеченный в качестве приоритетного ещё в плане ГОЭЛРО 1920 г.(!)[14] завершил электрификацию Северного хода Октябрьской железной дороги (линии Волховстрой — Мурманск), которую начали ещё в 1931 г. К 1991 г. ближайшая к Мурманску часть железной дороги (Мурманск — Лоухи) была электрифицирована на постоянном токе, следующая часть (Лоухи-Беломорск) — на переменном. А далее существовал разрыв примерно в 650 км от Беломорска до электрифицированной станции Волховстрой. До 1997 г. была завершена электрификация участка Беломорск-Идель. В рамках проекта было решено обеспечить сквозное движение на магистрали, для чего был переведён с постоянного на переменный ток участок Лоухи-Мурманск (в 2001 г. за 1,6 млрд рублей), а также электрифицирован участок Волховстрой-Беломорск. На завершение электрификации оставшихся 600 км магистрали в 1999…2006 гг. было потрачено не менее 24 млрд рублей в ценах тех лет[15][16].

[править] Саратов — Петров Вал — М. Горький — Котельниково

Участок Приволжской железной дороги электрифицирован для развития транспортного коридора «Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел». В рамках проекта электрифицировано 710 км железной дороги, ещё 89 км переведено на переменный ток, построены объекты соответствующей инфраструктуры, включая удлинение путей на станциях. Проект выполнялся в несколько этапов: электрификации участков Саратов — Петров Вал, Петров Вал — М. Горький, М. Горький — Котельниково и перевод Волгоградского узла на переменный ток. Проект был выполнен в 2000…2005 гг. Стоимость проекта 14 млрд рублей в ценах тех лет[17].

[править] Сызрань — Сенная

Участок Куйбышевской и Приволжской железных дорог оставался последней не электрифицированной частью транспортного коридора «Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел». В рамках проекта электрифицировано 179 км железной дороги, построено 157 км вторых главных путей, 30 км станционных путей и другая инфраструктура. Проект был выполнен с 2004 по конец 2008 г. Стоимость проекта 29 млрд рублей в ценах тех лет[18].

[править] Крупные проекты

[править] Байкало-Амурская магистраль

В это время стартовавший ещё в далёком 1938 году проект строительства грандиозной магистрали, введённой в строй в объёме пускового комплекса ещё в 1989 году, был завершён со сдачей в эксплуатацию 5 декабря 2003 года[19] крупнейшего в стране Северомуйского тоннеля, отсутствие которого порождало серьёзные трудности в эксплуатации железной дороги. При этом заметная часть других подлежавших выполнению по первоначальному проекту работ была отменена ещё в 1990-е, однако в целом, строившаяся ещё с довоенного времени дорога была завершена. Длина только основного хода магистрали от Тайшета до Советской Гавани, без учёта ответвлений и соединительных линий, составила 4287 км.

[править] Ладожский вокзал

Современный вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге, построен в 2001—2003 гг. Единственный городской транзитный вокзал (со сквозным движением поездов). Построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Пригородные поезда прибывают на подземный (нижний) ярус здания, поезда дальнего следования — на верхний ярус. Обеспечена удобная пересадка на станцию метро и городской наземный транспорт. Стоимость проекта — 9 млрд рублей в ценах начала 2000-х гг. [20]

[править] Спрямление Веребьинского обхода

Как известно, Санкт-Петербурго-Московская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена в 1851 году практически точно по прямой. Однако на трассе долгое время существовал изгиб, породивший легенду о «пальце Императора», помешавшем прочертить линию дороги совсем ровно по линейке. На самом деле с 1851 по 1881 году дорога была прямой, но из-за резкого перепада высот в районе крупнейшего на трассе и одного из крупнейших на то время в мире Веребьинского моста через долину реки Веребья возникали проблемы с движением грузовых поездов. Поэтому в 1874 году было принято решение не заменять деревянный мост на металлический, как делалось для остальных мостов на трассе, а построить Веребьинский обход, который, вступив в строй в сентябре 1881 г., позволил заметно уменьшить уклон.[21]

Обход функционировал до 2001 г., когда на старом месте был возведён новый мост через реку Веребья и подходы к нему. Получившийся уклон не представляет проблем для современной железнодорожной техники. Спрямление позволило уменьшить путь поездов на 6 километров и увеличить скорость их движения. Стоимость проекта 2,47 млрд рублей в ценах 2001 г.[22], что составляет порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

[править] Строительство вторых путей на участке Буй-Вологда

Укладка вторых путей на 130-километровом участке проведена в 2004…2006 гг., что позволило увеличить его пропускную способность в 1,6 раза. [23] Стоимость проекта 11 млрд рублей. [24]

[править] Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск (первый этап — «Перевозка нефти в Китай»)

Реконструкция построенной в 1901 г. Кайдаловской ветви, соединяющей Транссиб с Китаем в Забайкалье. Инвестиционный проект стартовал в мае 2004 г. под названием «Перевозка нефти в Китай»[25]. К концу 2007 года в рамках проекта было освоено около 13 млрд рублей инвестиций в ценах тех лет. В рамках проекта к этому времени реконструирован один главный путь на участке Карымская — Борзя, построено 178 км вторых путей, а также проведена реконструкция станции Забайкальск и укладка двух участков бесстыкового пути.

В 2007 году в связи с возрастанием объёма перевозок принято решение о проведении дальнейшей комплексной реконструкции участка Карымская — Забайкальск.[26][27]

[править] Реконструкция железной дороги Москва — Санкт-Петербург для организации скоростного сообщения в 2007—2009 гг.

В рамках подготовки к запуску скоростных поездов «Сапсан» на дороге были реконструированы 302 км контактной сети, построено 78 км путей, реконструированы и построены десятки сооружений инфраструктуры. Объем капитальных вложений составил 15 млрд рублей.[6]

[править] Строительство нового участка Яйва — Соликамск Свердловской ж.д. в обход района техногенной аварии

Проект был начат в связи с провалом земли в непосредственной близости от действовавшего участка железной дороги в районе калийных шахт г. Березники. Участок длиной 53 км в обход района расположения шахт был введён в строй за два года на 10 месяцев раньше установленных сроков (начало строительства 2008 г, первый поезд — конец 2009 г.), хотя позже достраивался ещё какое-то время. Стоимость проекта не менее 12 млрд рублей. [28] В будущем участок может стать частью перспективной магистрали «Белкомур».

[править] Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск (второй этап)

Дальнейшая реконструкция и первый этап электрификации построенной участка Карымская — Забайкальск (Кайдаловской ветви Транссиба), соединяющей Транссиб с Китаем в Забайкалье начались после успешного завершения предыдущего этапа работ, проведённого в рамках инвестиционного проекта «Перевозка нефти в Китай». В рамках нового этапа глобальной реконструкции, призванной превратить этот участок в первоклассную магистраль был электрифицирован участок Карымская — Оловянная длиной 148,4 км, а также большое количество работ по улучшению путей и инфраструктуры дороги. С начала реализации проекта в 2007 году до 2011 года включительно в проект было вложено 25,8 млрд рублей в ценах тех лет.[29] Реализация проекта продолжается.

[править] Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Железнодорожный тоннель, ставший завершающей частью гигантского проекта Байкало-Амурской магистрали, строился с 1977 года, был ведён в строй 5 декабря 2003 года.[30][31] Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[32]

[править] Государственная политика

С октября 2003 года по март 2004 года МПС России выполняло функции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МПС России упразднено.

[править] Регионы

[править] УФО

[править] Свердловская область

1 сентября 2005 года состоялся запуск электропоездов по маршруту Свердловск-Сортировочный — Свердловск-Пассажирский — Керамик.[7]

В 2008 году при реконструкции аэропорта «Кольцово» к нему была проложена однопутная электрифицированная линия протяжённостью около 2 км от станции Кольцово.[8]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Высокоскоростные сообщения: частота важнее скорости
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Виды  ГрузовойПассажирский
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


История железнодорожного транспорта России
XVIII век  1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Грузовой транспортПассажирский транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Железнодорожный транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в 2000-х годах
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты