Железнодорожный транспорт России в XIX веке
Материал из Documentation.
В эпоху императора Николая I в России появляется железнодорожный транспорт.
В 1839—1845 годах было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью.
Железная дорога Санкт-Петербург — Москва построена в 1842—1851 годах.[1]
Поражение России в Крымской войне 1853—1856 годов, которое во многом было обусловлено слабым развитием путей сообщения, подтвердило важность развития железнодорожного транспорта.[2]
В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861—1891 годы их протяжённость возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. Промышленный подъём 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. вёрст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. По протяжённости железных дорог Россия вышла на 2-е место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчёте на 1 тыс. км2 территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии, почти в 53 раза, а в Англии — в 66 раз. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст.[3]
К концу XIX века Москва и Санкт-Петербург были связаны железнодорожным сообщением с юго-западом России, Уралом, Средней Азией, Поволжьем и Кавказом.
Содержание |
[править] Дачные поезда
В конце XIX века на тогдашней Московско-Ярославско-Архангельской дороге появляется новый класс железнодорожных перевозок — так называемые дачные поезда. Их отличительной особенностью было то, что рейс совершался на относительно небольшое расстояние, но имел много остановок в пригородной зоне.[4]
[править] Периоды
[править] 1830-е годы
14 января 1835 г. при Главном Управлении путей сообщения для рассмотрения перспектив развития железнодорожного транспорта в России была создана специальная комиссия. По итогам её работы 17 февраля 1835 г. был учреждён Комитет об устройстве железных дорог под председательством Николая I, который высказался за «полезность постройки железных дорог в России и за их исполнимость в техническом отношении». Однако осуществление первых проектов железных дорог было признано в финансовом отношении весьма затруднительным. Несмотря на это, Николай I настоял на том, чтобы была сооружена экспериментальная ветвь.[5]
В 1830-х годах было принято решение о создании Царскосельской железной дороги протяжённостью всего около 27 км.
30 октября 1837 года — Открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское село.
В 1839 г. было образовано Общество Варшаво-Венской железной дороги.[6]
[править] 1840-е годы
В 1842 г. началось сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой.[7]
[править] 1850-е годы
В 1851 году состоялось открытие Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 1857 году было организовано Главное общество российских железных дорог, разработавшее перспективную программу.
[править] 1860-е годы
Железная дорога Москва — Петушки построена в 1861 году.[8]
В 1862 году был отправлен первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву.
Железная дорога Москва — Сергиев Посад построена в 1862 году.[9]
Железная дорога Москва — Рязань построена в 1865 году.[10]
Железная дорога Москва — Серпухов — Тула — Орел построена в 1868 году.[11]
В 1868 году военный министр Д. А. Милютин в записке царю обосновал необходимость постройки целой сети стратегических дорог, которые связали бы Польшу с центральной Россией.
[править] 1870-е годы
Железная дорога Москва — Смоленск через Можайск построена в 1870 году.[12]
В 1870 году построена железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Выборгом. Постройка железной дороги стало мощным стимулом к развитию торговли в Выборге и увеличению количества судозаходов в морской порт.[13]
В 1870 году железная дорога Москва — Сергиев Посад была продлена до Александрова.[14]
28 февраля 1873 г. министр путей сообщения А. П. Бобринский доложил Александру II: «Существование многих наших железнодорожных обществ — мнимо; фирмы их — фальшивы; правления их — неправильны; акционеры их подставные; акции их не реализованы, а Министерство путей сообщения вынуждено оставаться безвластным свидетелем действий, прикрытых законными формами, но противных целям правительства, предприятия и казны».[15]
В 1873 году в России были приняты новые правила выдачи железнодорожных концессий. Согласно им вводились обязательные казённые изыскания и ежегодные доклады министра путей сообщения, в которых он излагал свои соображения о проектируемых дорогах, а также предусматривалась возможность выбора способа постройки.[16]
В 1876 г. государственное казначейство не осуществляло приплат по гарантиям ценных бумаг следующих железных дорог: Лодзинской, Московско-Рязанской, Рязано-Козловской, Московско-Курской, Московско-Ярославской и Курско-Киевской. Другими словами, к этому времени данные предприятия стали полностью самоокупаемыми.[17]
[править] 1880-е годы
К 1881 г. была создана основа российской сети железных дорог, состоящая из главных и второстепенных линий, общей протяжённостью 14544 вёрст.[18]
Строительство Закаспийской железной дороги (1880—1886 гг.) было вызвано завоеванием Туркмении.
[править] 1890-е годы
В начале 1890-х гг. начинается качественно новый этап развития российских железных дорог.[19]
С промышленным подъемом 1890-х годов теснейшим образом связано железнодорожное строительство. Связь эта была двоякого рода. Во-первых, строительство и эксплуатация дорог сами по себе требовали развития необходимых для этого отраслей — металлургии и транспортного машиностроения, и государство, заботившееся о железнодорожном деле, оказывало этим отраслям поддержку. Во-вторых, железные дороги — «кровеносные сосуды экономики» расширяли и сплачивали внутренний рынок и укрепляли связи важнейших экономических районов России с рынками внешними. Наиболее значительной из строившихся в этот период дорог была Великая Сибирская магистраль.
В 1890 году построена железная дорога, соединившая Выборг и станцию Иматра на реке Вуокса.[20]
В 1891 году началось строительство Трассиба.
В 1893 году было принято решение о строительстве первого железнодорожного моста через Обь. В 1897 году движение по мосту было открыто.[21]
Железная дорога Москва — Калуга — Брянск построена в 1899 году.[22]
[править] 1900 год
Железная дорога на Савёлово через Дмитров построена в 1900 году.[23]
Железная дорога Москва — Павелец через Каширу построена в 1900 году.[24]
[править] Вокзалы
В апреле 1869 года началось строительство железнодорожного вокзала, названного Смоленским и ставшего шестым по счёту и вторым по размерам в Москве. Ответственным за строительство был крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов статский советник Немчинов.
Первый железнодорожный вокзал в Самаре был построен в 1876 году. Автором проекта строительства был Петербургский инженер-архитектор граф Н. И. де Рошефор.[25]
Курско-Нижегородский вокзал на Земляном валу построил архитектор Николай Иванович Орлов в 1890-х годах.
Брянский вокзал был открыт в самом конце XIX века.
[править] Владельцы железных дорог
[править] Государственные дороги
С 1880-х годов в России быстро нарастают темпы бюджетного железнодорожного строительства и выкуп частных железных дорог в казну.
При министре финансов России Вышнеградском начался процесс выкупа частных железных дорог в казну.[26]
В начале 1880-х гг. государству принадлежало 4 % железных дорог, а в начале 1890-х гг. — уже больше 30 %.
К середине 1890-х годов 60 % железных дорог и пристанционных сооружений принадлежало государству.
[править] Частные дороги
В 1867 г. создан «железнодорожный фонд», ставший постоянным источником финансирования частного железнодорожного строительства.[27]
К 1871 году почти все железные дороги России находились в частных руках.
К 1880 году долг частных железных дорог казне превысил 1 млрд рублей.[28]
К 1881 г. в России насчитывалось 47 частных железнодорожных предприятий.[29]
Из частных железнодорожных обществ, действовавших в России, к концу XIX в. остались только те, в чистых прибылях которых было заинтересовано государство. Все остальные были уничтожены путём срочного или досрочного выкупа и перехода в казённое управление. Благодаря этому в России исчезли такие железнодорожные общества, которые, эксплуатируя небольшие магистрали, занимавшие важное место в железнодорожной сети, наживали огромные деньги, по-скольку другие железные дороги были вынуждены пользоваться их услугами.[30]
[править] Строительство
В 1842—1851 годах была построена Николаевская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Москвой.
За период «железнодорожной горячки» 1868—1872 гг. было введено в эксплуатацию 8 806 верст железных дорог, а в последовавшее за ней пятилетие, 1878—1882 гг., только 2 221.[31]
Железнодорожное строительство в России в 1880-е — 1890-е годы развертывалось по специальной программе, предусматривающей создание всех необходимых условий для выхода товарного хлеба к промышленным центрам, морским и речным портам.
Во время экономического подъёма 1893—1897 гг. среднегодовой прирост русской железнодорожной сети составил 2,5 тыс. км, что почти в два раза превышало темпы железнодорожного строительства в годы «железнодорожной горячки».[32]
[править] Государственная политика
В конце XIX в. заметно усилился контроль за железнодорожными предприятиями со стороны государства.[33]
[править] Показатели
[править] Длина железных дорог
Длина железных дорог России (тыс. км):
Общая протяженность железных дорог России к 1855 году составила 1044 км.
К 1860 году в России насчитывалось не более 1500 вёрст железной дороги.
С 1868 года по 1877 год длина российских железных дорог возросла в 4,1 раза.[36]
В 1861—1880-х годах протяжённость железных дорог в России выросла в 14 раз.
[править] Строительство
За первую половину XIX века в России было построено всего 1,6 тыс. вёрст железных дорог.
При Николае I было построено всего 979 вёрст железнодорожного полотна.[37]
Всего с 1861 по 1881 г. в строительство железных дорог вложили свои средства 63 акционерных общества.[38]
[править] Финансы
Суммы доходов, полученных казной от казённых железных дорог и частных, составила 120,2 млн рублей в 1892 году.[39]
[править] Огосударствление частных железных дорог
При министре финансов России Бунге было выкуплено казной 1344 версты железных дорог, при Вышнеградском — 5858 вёрст.[40]
В период с 1881 по 1900 гг. государством было выкуплено 37 частных железных дорог.[41]
В 1882—1886 гг. было огосударствлено 514 вёрст железнодорожного полотна, в 1887—1891 гг. — 5 061, в 1892—1896 гг. — 11 358.[42]
[править] Акции железных дорог
Александр III владел акциями железных дорог на 6 321 933 рублей.
[править] Ссылки
[править] Литература
- Соловьёва А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975
[править] Примечания
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Железная дорога
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[1] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ [2]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [3]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [6]
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ История российского предпринимательства: XIX — начало XX века
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
Железнодорожный транспорт России в XIX веке | |
---|---|
1800-е | 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 |
1810-е | 1810 • 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • 1817 • 1818 • 1819 |
1820-е | 1820 • 1821 • 1822 • 1823 • 1824 • 1825 • 1826 • 1827 • 1828 • 1829 |
1830-е | 1830 • 1831 • 1832 • 1833 • 1834 • 1835 • 1836 • 1837 • 1838 • 1839 |
1840-е | 1840 • 1841 • 1842 • 1843 • 1844 • 1845 • 1846 • 1847 • 1848 • 1849 |
1850-е | 1850 • 1851 • 1852 • 1853 • 1854 • 1855 • 1856 • 1857 • 1858 • 1859 |
1860-е | 1860 • 1861 • 1862 • 1863 • 1864 • 1865 • 1866 • 1867 • 1868 • 1869 |
1870-е | 1870 • 1871 • 1872 • 1873 • 1874 • 1875 • 1876 • 1877 • 1878 • 1879 |
1880-е | 1880 • 1881 • 1882 • 1883 • 1884 • 1885 • 1886 • 1887 • 1888 • 1889 |
1890-е | 1890 • 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • 1896 • 1897 • 1898 • 1899 |
1900-е | 1900 |
Другие периоды | Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4) |
Транспорт России в XIX веке | |
---|---|
Виды | Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) |
1800-е | 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 |
1810-е | 1810 • 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • 1817 • 1818 • 1819 |
1818-е | 1818 • 1821 • 1822 • 1823 • 1824 • 1825 • 1826 • 1827 • 1828 • 1829 |
1830-е | 1830 • 1831 • 1832 • 1833 • 1834 • 1835 • 1836 • 1837 • 1838 • 1839 |
1840-е | 1840 • 1841 • 1842 • 1843 • 1844 • 1845 • 1846 • 1847 • 1848 • 1849 |
1850-е | 1850 • 1851 • 1852 • 1853 • 1854 • 1855 • 1856 • 1857 • 1858 • 1859 |
1860-е | 1860 • 1861 • 1862 • 1863 • 1864 • 1865 • 1866 • 1867 • 1868 • 1869 |
1870-е | 1870 • 1871 • 1872 • 1873 • 1874 • 1875 • 1876 • 1877 • 1878 • 1879 |
1880-е | 1880 • 1881 • 1882 • 1883 • 1884 • 1885 • 1886 • 1887 • 1888 • 1889 |
1890-е | 1890 • 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • 1896 • 1897 • 1898 • 1899 |
1900-е | 1900 |