Строительство в России в XIX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Промышленность

В 1847—1858 годах был по­стро­ен Па­ро­ход­ный завод.[1]

[править] Транспорт

[править] Железные дороги

Австрийский инженер, чех по национальности, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер приехал в Россию в 1834 г. с целью заняться железнодорожным строительством. Он предложил соединить железной дорогой Петербург и Москву и в дальнейшем начать строительство линий на Казань и Нижний Новгород. Совершив путешествие по стране, Герстнер в записке Николаю I писал: «… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России…».[2]

Понимая, что у его проекта будет немало противников, Герстнер предложил сначала построить небольшую по протяженности железную дорогу. Она, по его мнению, снимет вопросы о неэффективности, тем более — о невозможности нормаль- ной ее эксплуатации в зимних условиях. Таковой могла быть дорога, соединяющая Петербург с Царским Селом. Окончательный проект создания Царскосельской железной дороги линии общего пользования был утвержден Указом Николая I от 21 февраля 1836 г. Строительство этой железной дороги началось в мае 1836 г. акционерным обществом под руководством Ф. А. Герстнера. 6 ноября 1836 г. впервые в российской истории состоялась демонстрационная поездка паровоза с двумя вагонами между Царским Селом и Павловском. Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.[3]

1 февраля 1842 года Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Так были прекращены споры о необходимости соединения железной дорогой двух столиц. Северную дирекцию по ее строительству возглавил П. П. Мельников, южную — Н. О. Крафт. Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм), став с того времени единой для российских железных дорог. Строительство магистрали длилось восемь с половиной лет и завершилось в 1851 году. 1 ноября 1851 года началось движение поездов по всей линии Петербург — Москва. Эта дорога сразу сооружалась как двухпутная, по ней поезда могли двигаться одновременно в разных направлениях. Стоимость магистрали составила 66850 тыс. руб. серебром, или 110 тыс. руб. на одну версту.[4]

Во время строительства дороги Москва — Санкт-Петербург (в 1848 году) был введён в строй действующих участок железной дороги протяженностью 308 км от Варшавы до австрийской границы. Этот участок с учетом государственных границ того времени проходил по территории Российской империи. В итоге общая длина российских железных дорог составила в середине XIX века около 1000 км.[5]

В 1845 году частными лицами было начато строительство дороги Петербург — Варшава.[6]

Самым благоприятным образом на железнодорожном строительстве отразилась отмена в 1861 году крепостного права. С одной стороны, эта «революция сверху» привела к формированию рынка рабочих рук, крайне необходимого и в строительстве, и в эксплуатации железных дорог, с другой — к росту предпринимательства и накоплению в руках деловых людей значительных капиталов, которые можно было вложить на выгодных условиях в железнодорожное строительство. И, наконец, наступившее после отмены крепостничества оживление промышленного производства вызвало резкий спрос на средства рыночной инфраструктуры, прежде всего — на транспортные средства.[7]

В 1866—1868 годах были заключены договоры на сооружение 26 линий, в том числе таких как Курск — Киев, Курск — Харьков — Таганрог, Орел — Витебск, Москва — Смоленск — Брест.[8]

В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль протяженностью в 537 км была открыта для пассажирского и товарного движения.[9]

В 1868—1872 годах в строй действующих было введено около 9,6 тыс. км железнодорожных линий, ежегодный прирост составлял 1900 км. В эти годы вступили в эксплуатацию такие крупнейшие дороги, как Москва — Орел — Курск — Лозовая — Ростов-на-Дону — Владикавказ, Лозовая — Севастополь, Москва — Смоленск — Брест, Москва — Воронеж — Грушевские Копи, Орел — Витебск — Рига, Бахмач — Минск — Либава и др. Так центральный экономический район был соединен с морскими портами на Балтике и Черном море, с судоходными реками.[10]

В 1870-х — 1880-х годах были построены железные дороги, с помощью которых решались задачи освоения экономически отсталых, малозаселенных территорий, обеспечения их выхода к центру России, к морским и речным портам. На западе страны эти задачи решали полесские железные дороги Гомель — Брянск, Ровно — Вильна и др. С целью более эффективного использования природных богатств Урала, скорейшего их включения в торговый оборот в 1874—1876 гг. на Южном Урале была построена железная дорога Оренбург — Сызрань, в 1880-х гг. — Самара — Уфа и Уфа — Златоуст. Вскоре, в 1890 г., эти два участка были объединены в одну магистраль, получившую название Самаро-Златоустовской железной дороги. Через два года дорога от Златоуста дошла до Челябинска, откуда и началось сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали — Транссиба.[11]

В 1885 году была выполнена задача, поставленная еще в 1865 г. государственным комплексным планом строительства железных дорог в России. Урал был соединен с Сибирью железнодорожной линией Екатеринбург — Тюмень.[12]

К 1892 году общая протяжённость железных дорог России превысила 32 тыс. км.[13]

В 1899 году заработала железнодорожная линия Пермь — Вятка — Котлас, по которой уральские и сибирские грузы получили выход в северные районы Европейской России, к Белому морю.[14]

[править] Шоссейные дороги

В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.

1817—1834 годы — строительство шоссейной дороги Санкт-Петербург — Москва.

При Николае I впервые в истории России началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием.

[править] Трамваи

В Петербурге в 1885 году владелец электротехнического завода Победов построил по льду Невы трамвайную линию между Сенатской площадью и Васильевским островом, по которой за сезон проехало 200 тыс. пассажиров.[15]

Городская трамвайная линия была пущена в Киеве в 1892 году.[16]

В 1890-х годах велось строительство трамвайных линий в Курске, Астрахани, Казани.[17]

[править] Водный транспорт

1808—1811 годы — постройка Мариинской и Тихвинской систем каналов, связавших Балтийское и Каспийское моря.[18]

К периоду 1875—1885 годов относится строительство Морского канала в Санкт-Петербурге.

В 1883 году началось сооружение канала, соединяющего Обь и Енисей.[19]

[править] Дворцы

Большой Кремлёвский дворец был построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарѐв, Н. А. Шохин).

[править] Храмы

Казанский собор был построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

В 1817—1826 годах построена каменная Дмитриевская церковь.

Каменная Преображенская церковь была построена в 1807—1828 годах.

Троицкий собор был построен в 1819—1832 годах мастером школы Бове.[20]

В 1825—1835 годах построена каменная Вознесенская церковь.

В 1829—1841 годах построили каменную Богородицкую церковь.

Исаакиевский собор был построен в 1818—1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал российский император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

В 1851—1867 годах, по данным Ф. А. Тентюковой, построили каменную Воскресенскую церковь.

Строительство Храма Христа Спасителя продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

[править] Здания

Чайный дом Перлова был построен в конце XIX века для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова.

[править] Населённые пункты

[править] Верхнеудинск

8 сентября 1895 года в Верхнеудинске началось строительство железной дороги.

[править] Москва

23 сентября 1839 года в Москве началось строительство храма Христа Спасителя.

В середине XIX века в Москве были возведены здания Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты.

В по­ре­фор­мен­ный пе­ри­од ур­ба­ни­за­ция Москвы про­хо­ди­ла фор­си­ро­ван­ны­ми тем­па­ми. В Москве на­чал­ся стро­ительный бум: ес­ли в 1860-х годах об­щее чис­ло строе­ний в го­ро­де рав­ня­лось 18 тыс., то к ис­хо­ду XIX века — 74-75 тыс.[21]

В 1870—1890-е годы идея ре­кон­ст­рук­ции цен­тра Москвы в фор­мах «национального сти­ля» реа­ли­зу­ет­ся в строи­тель­ст­ве ря­да зда­ний в рус­ском сти­ле, ос­но­ван­ном на пе­ре­ра­бот­ке форм и мо­ти­вов XVI—XVII веков; сре­ди них — зда­ния По­ли­тех­ни­че­ско­го му­зея и Ис­то­ри­че­ско­го му­зея.[22]

[править] Санкт-Петербург

Грандиозные ансамбли Адмиралтейства и Главного штаба в Санкт-Петербурге были построены в XIX веке.

В последние десятилетия XIX века Санкт-Петербург охватила строительная лихорадка: если в 1880—1890 годах ежегодно появлялось около пятисот новых домов, то в 1897 году их выстроили больше тысячи.

[править] Севастополь

При М. П. Лазареве в Севастополе было построено много административных и жилых зданий, ряд казарм для флотских экипажей, морской госпиталь.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. История железнодорожного транспорта России
  3. История железнодорожного транспорта России
  4. История железнодорожного транспорта России
  5. История железнодорожного транспорта России
  6. История железнодорожного транспорта России
  7. История железнодорожного транспорта России
  8. История железнодорожного транспорта России
  9. История железнодорожного транспорта России
  10. История железнодорожного транспорта России
  11. История железнодорожного транспорта России
  12. История железнодорожного транспорта России
  13. История железнодорожного транспорта России
  14. История железнодорожного транспорта России
  15. История железнодорожного транспорта России
  16. История железнодорожного транспорта России
  17. История железнодорожного транспорта России
  18. Хронология основных событий социальной истории России XVIII — начала XX в.
  19. История железнодорожного транспорта России
  20. [2]
  21. [3]
  22. [4]
История строительства в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Строительство в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Транспортное строительство  Железнодорожное строительствоАвтодорожное строительствоМетростроениеТрубопроводное строительствоАэродромное строительство
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XIX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспорт
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1820-е  1820182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900
Личные инструменты