Строительство в России в XIX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
В 1847—1858 годах был построен Пароходный завод.[1]
[править] Транспорт
[править] Железные дороги
Австрийский инженер, чех по национальности, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер приехал в Россию в 1834 г. с целью заняться железнодорожным строительством. Он предложил соединить железной дорогой Петербург и Москву и в дальнейшем начать строительство линий на Казань и Нижний Новгород. Совершив путешествие по стране, Герстнер в записке Николаю I писал: «… нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России…».[2]
Понимая, что у его проекта будет немало противников, Герстнер предложил сначала построить небольшую по протяженности железную дорогу. Она, по его мнению, снимет вопросы о неэффективности, тем более — о невозможности нормаль- ной ее эксплуатации в зимних условиях. Таковой могла быть дорога, соединяющая Петербург с Царским Селом. Окончательный проект создания Царскосельской железной дороги линии общего пользования был утвержден Указом Николая I от 21 февраля 1836 г. Строительство этой железной дороги началось в мае 1836 г. акционерным обществом под руководством Ф. А. Герстнера. 6 ноября 1836 г. впервые в российской истории состоялась демонстрационная поездка паровоза с двумя вагонами между Царским Селом и Павловском. Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.[3]
1 февраля 1842 года Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Так были прекращены споры о необходимости соединения железной дорогой двух столиц. Северную дирекцию по ее строительству возглавил П. П. Мельников, южную — Н. О. Крафт. Ширина колеи была установлена в 5 футов (1524 мм), став с того времени единой для российских железных дорог. Строительство магистрали длилось восемь с половиной лет и завершилось в 1851 году. 1 ноября 1851 года началось движение поездов по всей линии Петербург — Москва. Эта дорога сразу сооружалась как двухпутная, по ней поезда могли двигаться одновременно в разных направлениях. Стоимость магистрали составила 66850 тыс. руб. серебром, или 110 тыс. руб. на одну версту.[4]
Во время строительства дороги Москва — Санкт-Петербург (в 1848 году) был введён в строй действующих участок железной дороги протяженностью 308 км от Варшавы до австрийской границы. Этот участок с учетом государственных границ того времени проходил по территории Российской империи. В итоге общая длина российских железных дорог составила в середине XIX века около 1000 км.[5]
В 1845 году частными лицами было начато строительство дороги Петербург — Варшава.[6]
Самым благоприятным образом на железнодорожном строительстве отразилась отмена в 1861 году крепостного права. С одной стороны, эта «революция сверху» привела к формированию рынка рабочих рук, крайне необходимого и в строительстве, и в эксплуатации железных дорог, с другой — к росту предпринимательства и накоплению в руках деловых людей значительных капиталов, которые можно было вложить на выгодных условиях в железнодорожное строительство. И, наконец, наступившее после отмены крепостничества оживление промышленного производства вызвало резкий спрос на средства рыночной инфраструктуры, прежде всего — на транспортные средства.[7]
В 1866—1868 годах были заключены договоры на сооружение 26 линий, в том числе таких как Курск — Киев, Курск — Харьков — Таганрог, Орел — Витебск, Москва — Смоленск — Брест.[8]
В сентябре 1868 г. Московско-Курская магистраль протяженностью в 537 км была открыта для пассажирского и товарного движения.[9]
В 1868—1872 годах в строй действующих было введено около 9,6 тыс. км железнодорожных линий, ежегодный прирост составлял 1900 км. В эти годы вступили в эксплуатацию такие крупнейшие дороги, как Москва — Орел — Курск — Лозовая — Ростов-на-Дону — Владикавказ, Лозовая — Севастополь, Москва — Смоленск — Брест, Москва — Воронеж — Грушевские Копи, Орел — Витебск — Рига, Бахмач — Минск — Либава и др. Так центральный экономический район был соединен с морскими портами на Балтике и Черном море, с судоходными реками.[10]
В 1870-х — 1880-х годах были построены железные дороги, с помощью которых решались задачи освоения экономически отсталых, малозаселенных территорий, обеспечения их выхода к центру России, к морским и речным портам. На западе страны эти задачи решали полесские железные дороги Гомель — Брянск, Ровно — Вильна и др. С целью более эффективного использования природных богатств Урала, скорейшего их включения в торговый оборот в 1874—1876 гг. на Южном Урале была построена железная дорога Оренбург — Сызрань, в 1880-х гг. — Самара — Уфа и Уфа — Златоуст. Вскоре, в 1890 г., эти два участка были объединены в одну магистраль, получившую название Самаро-Златоустовской железной дороги. Через два года дорога от Златоуста дошла до Челябинска, откуда и началось сооружение Великой Сибирской железнодорожной магистрали — Транссиба.[11]
В 1885 году была выполнена задача, поставленная еще в 1865 г. государственным комплексным планом строительства железных дорог в России. Урал был соединен с Сибирью железнодорожной линией Екатеринбург — Тюмень.[12]
К 1892 году общая протяжённость железных дорог России превысила 32 тыс. км.[13]
В 1899 году заработала железнодорожная линия Пермь — Вятка — Котлас, по которой уральские и сибирские грузы получили выход в северные районы Европейской России, к Белому морю.[14]
[править] Шоссейные дороги
В первой половине XIX века началось строительство шоссейных дорог.
1817—1834 годы — строительство шоссейной дороги Санкт-Петербург — Москва.
При Николае I впервые в истории России началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием.
[править] Трамваи
В Петербурге в 1885 году владелец электротехнического завода Победов построил по льду Невы трамвайную линию между Сенатской площадью и Васильевским островом, по которой за сезон проехало 200 тыс. пассажиров.[15]
Городская трамвайная линия была пущена в Киеве в 1892 году.[16]
В 1890-х годах велось строительство трамвайных линий в Курске, Астрахани, Казани.[17]
[править] Водный транспорт
1808—1811 годы — постройка Мариинской и Тихвинской систем каналов, связавших Балтийское и Каспийское моря.[18]
К периоду 1875—1885 годов относится строительство Морского канала в Санкт-Петербурге.
В 1883 году началось сооружение канала, соединяющего Обь и Енисей.[19]
[править] Дворцы
Большой Кремлёвский дворец был построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарѐв, Н. А. Шохин).
[править] Храмы
Казанский собор был построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
В 1817—1826 годах построена каменная Дмитриевская церковь.
Каменная Преображенская церковь была построена в 1807—1828 годах.
Троицкий собор был построен в 1819—1832 годах мастером школы Бове.[20]
В 1825—1835 годах построена каменная Вознесенская церковь.
В 1829—1841 годах построили каменную Богородицкую церковь.
Исаакиевский собор был построен в 1818—1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал российский император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
В 1851—1867 годах, по данным Ф. А. Тентюковой, построили каменную Воскресенскую церковь.
Строительство Храма Христа Спасителя продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
[править] Здания
Чайный дом Перлова был построен в конце XIX века для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова.
[править] Населённые пункты
[править] Верхнеудинск
8 сентября 1895 года в Верхнеудинске началось строительство железной дороги.
[править] Москва
23 сентября 1839 года в Москве началось строительство храма Христа Спасителя.
В середине XIX века в Москве были возведены здания Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты.
В пореформенный период урбанизация Москвы проходила форсированными темпами. В Москве начался строительный бум: если в 1860-х годах общее число строений в городе равнялось 18 тыс., то к исходу XIX века — 74-75 тыс.[21]
В 1870—1890-е годы идея реконструкции центра Москвы в формах «национального стиля» реализуется в строительстве ряда зданий в русском стиле, основанном на переработке форм и мотивов XVI—XVII веков; среди них — здания Политехнического музея и Исторического музея.[22]
[править] Санкт-Петербург
Грандиозные ансамбли Адмиралтейства и Главного штаба в Санкт-Петербурге были построены в XIX веке.
В последние десятилетия XIX века Санкт-Петербург охватила строительная лихорадка: если в 1880—1890 годах ежегодно появлялось около пятисот новых домов, то в 1897 году их выстроили больше тысячи.
[править] Севастополь
При М. П. Лазареве в Севастополе было построено много административных и жилых зданий, ряд казарм для флотских экипажей, морской госпиталь.
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ Хронология основных событий социальной истории России XVIII — начала XX в.
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]