Экономика России в XIX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Промышленность

Во второй половине XIX века Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу.

Утверждение капитализма в российской промышленности прошло в два этапа:

  • Первый этап — 1860-е — 1870-е годы: перестройка производства, спад в тяжёлой промышленности. Особенно это коснулось уральской горной промышленности, основанной долгое время на крепостном труде. Наиболее успешной в это время была текстильная отрасль, и в первую очередь хлопчатобумажное производство, оснащенное еще в дореформенное время всеми передовыми технологиями. В текстильном производстве было занято половина промышленных рабочих.
  • Второй этап — 1880-е-1890-е годы: бурный экономический подъём, как следствие завершения промышленного переворота. К концу ХIХ в. в 5 раз увеличивается число новых фабрик и заводов, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Особенно интенсивно развиваются угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная отрасли. Меняется промышленная география страны. К старым промышленным районам -Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уральскому прибавляются новые районы: южный угольно-металлургический (Донбасс) и Бакинский нефтедобывающий. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении. Центрами транспортного машиностроения (железнодорожные вагоны, паровозы, пароходы) стали Сормово (около Нижнего Новгорода), Коломна, Луганск, центрами сельскохозяйственного машиностроения — Одесса, Бердянск, Харьков.

[править] Сельское хозяйство

В первой половине XIX века Россия по-прежне­му оставалась аграрной страной. Основная масса населения (93,6 %) проживала в сельской местности.

В первой половине XIX века сельское хозяйство оставалось главной отраслью российской экономики. Примерно 90 % населения страны составляли крестьяне. Развитие сельскохозяйственного производства происходило в основном экстенсивными методами, за счет расширения новых посевных площадей, которые увеличились за полвека на 53 %, преимущественно в южных и восточных районах. Внедрение более совершенных методов обработки почвы, новых сортов сельскохозяйственных культур происходило очень медленно, урожайность хлебов в начале века составляла в среднем «сам-три», «сам-четыре», то есть при посеве одного пуда собирали три-четыре пуда зерна. Частыми были неурожаи, которые приводили к массовому голоду крестьян, гибели скота. Основной агротехнической системой оставалось традиционное трехполье, коегде еще сохранялась подсека (в Сибири), а в степных районах — залежная (переложная) система. Животноводство имело преимущественно натуральный характер, то есть скот выращивался для домашнего потребления, а не на продажу.[1]

К середине XIX века сельское хозяйство постепенно стало меняться. Расширялись посевы технических культур — хмеля, табака, льна, а в 1840-е годы значительно увеличились площади под картофель, который стал не только «вторым хлебом» для крестьян, но и сырьем для пищевой промышленности. Увеличивались площади и под новой культурой — сахарной свеклой, особенно на Украине и на юге Черноземья. Появились предприятия по ее переработке.[2]

На селе начали внедряться новые машины: молотилки, веялки, сеялки, жатки и др. Увеличился удельный вес наемных работников. В 1850-х годах их количество достигало 700 тыс. человек, в основном приходивших на сезонные работы в южные, степные, заволжские губернии, в Прибалтику.[3]

В 1820—1840 годы в России произошёл резкий рост производительности сельского хозяйства за счет расширения барской запашки и повышение популярности оброка, что способствовало почти трехкратному снижению цен на ржаную муку по европейским губерниям России.[4]

1884 и 1885 годы были отмечены практически повсеместными неурожаями.[5]

[править] Транспорт

Первая железная дорога, не имевшая почти никакого хозяйственного значения, была построена в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским селом, её длина была всего 25 верст. В 1843—1851 годах железная дорога протяжённостью 650 верст соединила Санкт-Петербург и Москву, что имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Строительство велось на государственные деньги. Одновременно на частные средства была построена железная дорога от Санкт-Петербурга до Варшавы. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. В Англии в это время протяжённость железных дорог составляла 15 тыс. верст.[6]

[править] Железнодорожный транспорт

Идеи по созданию железных дорог в Российской империи начали появляться еще в 1820-х годах, вскоре после запуска первой линии в Англии. Выдвигались предложения построить первую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, Твери или Рыбинска. Однако все эти проекты были встречены недоверием со стороны правительства из-за большой стоимости, а также из-за неуверенности в надежности работы железной дороги в условиях русской зимы.[7]

Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774—1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803—1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).[8]

Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом, паровозы для нее были заказаны в Англии.[9]

В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой (общая длина с австрийским участком — 799 км).[10]

1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км 13 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие. Ровно в 11 ч 15 мин. из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России.[11]

С 1865 года железными дорогами в России ведало Министерство путей сообщения.[12]

С 1860-х годов железнодорожные перевозки на­ча­ли иг­рать ве­ду­щую роль в гру­зо­обо­ро­те, в 1870-х годах на их до­лю при­хо­ди­лось свыше 4/5 пе­ре­ве­зён­ных гру­зов.[13]

17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока.[14]

7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, признал желательным" строительство Московской Окружной железной дороги.[15]

[править] Связь

С 1820—1840-х годов вслед­ст­вие промышленного переворота за­мет­но по­вы­ша­лось ка­че­ст­во поч­то­вой свя­зи главным образом за счёт пе­ре­во­зок кор­рес­пон­ден­ции па­ро­хо­да­ми и по же­лез­ным до­ро­гам, в середине 1850-х — начале 1870-х годов те­ле­граф свя­зал во­еди­но все час­ти стра­ны (в 1863—1883 дли­на ли­ний уве­ли­чи­лась с 28,1 тыс. до 97 тыс. км, не счи­тая ли­ний железнодорожного те­ле­гра­фа), а так­же Рос­сию с со­сед­ни­ми го­су­дар­ст­ва­ми; в 1880-х годах были соз­да­ны пер­вые городские те­ле­фон­ные се­ти.[16]

[править] Телеграф

К николаевскому времени относится первое применение такого принципиально нового средства связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 году Санкт-Петербург и Царское Село).

26 июля 1854 года компания «Сименс и Гальске» закончила строительство телеграфной линии Варшава — Санкт-Петербург протяжённостью более 1000 км.

[править] СМИ

Но­мен­к­ла­ту­ра и ти­ра­жи периодической печати бур­но рос­ли по­сле от­ме­ны пред­ва­рительной цен­зу­ры для боль­шин­ст­ва из­да­ний в 1865 году.[17]

[править] Торговля

Внутренняя торговля первой половины XIX века почти не отличалась от торговли XVIII века ни по структуре, ни по содержанию. Основной объём внутренней торговли по-прежнему приходился на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных. Заметно повысилась роль центров оптовой торговли — ярмарок. Наиболее крупных, с оборотом свыше 1 млн руб., было немного, всего 64: Нижегородская, Ростовская (Ярославская губерния), Коренная (около Курска) и др. Кроме того, почти 18 тыс. ярмарок были средними и мелкими.[18]

Крупнейшие ярмарки оставались сердцевиной российского предпринимательства. В середине XIX века при содействии множества иностранных оптовых торговцев здесь заключались крупные международные сделки. На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новинки, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки выступали в качестве чуткого барометра экономической жизни страны, на них происходило стихийное регулирование баланса спроса и предложения, координация хозяйственного механизма.[19]

Как и в XVIII веке, по глухим деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье (лен, полотно и пр.). К середине XIX века торговля уже перестала быть привилегией гильдейского купечества. В 1842 году произошла отмена законов, по которым запрещалось промышленникам самим заниматься розничной торговлей, в результате чего гильдейские купцы потеряли монопольное положение на рынке. Вслед за промышленниками на городские рынки и ярмарки буквально хлынули «торгующие крестьяне», оттеснив кое-где купцов. Так, в Москве в 1840-х годах крестьяне составляли уже почти половину всех торговцев.[20]

[править] Финансы

Основная статья: Финансы в России в XIX веке

Проекты М. М. Сперанского в области денежного обращения, кредита и бюджета содержали следующие предложения: придать государственному бюджету законодательный характер; устранить бюджетные дефициты; подушные подати заменить подоходным налогом; обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой, и взимать пошли¬ны с владельцев тягловой силы; от винных откупов перейти к акцизной системе; создать центральный банк, выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.[21]

[править] Внешнеэкономические отношения

[править] Внешняя торговля

Возобновившаяся в 1806 году европейская война приостановила таможенную реформу в России и оказала влияние на всю внешнеторговую политику государства. Военные приготовления потребовали резкого увеличения государственных расходов. В новых условиях Н. П. Румянцев не считал возможным продолжать реализацию намеченных мер.[22]

Канкрин являлся сторонником ведения протекционистской таможенной политики: при его активном участии в 1822 году был изменён прежде существовавший тариф 1819 года, который, по словам Канкрина, «убил у нас фабричное производство».[23]

Управление Бунге Министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и, в частности, в Германии.[24]

В 1881 году была произведена надбавка в 10 % на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, были повышены пошлины на вальцевое железо, сталь, машины. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциальным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.[25]

В 1889 г. повышаются пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал; в 1891 г. — на бумажную пряжу.[26]

При Вышнеградском в 1891 году был издан строго покровительственный таможенный тариф.[27]

[править] Экспорт

Экспортные пошлины имели большое фискальное значение до середины XIX века.[28]

К концу XIX века с целью стимулирования экспорта большинство экспортных пошлин было ликвидировано.[29]

[править] Экспорт хлеба

В мае 1804 года по предложению Н. П. Румянцева был отменен введенный ранее по военным и политическим соображениям запрет на вывоз хлеба за границу из литовских губерний.[30]

В конце 1806 года по политическим причинам был прекращен вывоз за границу всякого хлеба из балтийских и беломорских портов и по всей западной сухопутной границе России (был разрешен лишь вывоз хлеба в Швецию по условиям союзного договора от 18 октября 1799 г., а также для российских войск в Пруссии). Но вскоре этот запрет был снят.[31]

В марте 1807 г. был разрешен беспошлинный выпуск хлеба морем из Курляндии «по уважению затруднительного продовольствия в прусских провинциях, где находятся войска российские, и, желая подать Пруссии в том пособие».[32]

Особенно большой вывоз хлеба из России приходится на 1816—1817 и 1845—1846 гг. — период сильных неурожаев в Западной Европе.[33]

В 1812—1815 годах Россия в среднем вывозила хлеба на 4,3 млн руб. ежегодно, 1826 — 30 гг. — 9,1 млн руб., а в 1846—1850 гг. — на 33,3 млн руб.[34]

В начале XIX в. вывоз хлеба составлял 10,5 % всего вывоза России, а в 1846—1850 годах — 31,3 %.[35]

[править] Импорт

Основная статья: Импорт в Россию в XIX веке

С 1822 года в России широкое распространение получают покровительственные пошлины, устанавливавшиеся для сдерживания или запрещения ввоза товаров, конкурирующих с товарами национальных производителей.[36]

В середине XIX в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.

[править] Прочее

На основании подписанных в 1860—1880-х гг. двусторонних конвенций с рядом стран, за иностранными компаниями признавалась их правоспособность в качестве юридических лиц, дееспособными они становились лишь по получении особого разрешения российского правительства.[37]

В конце XIX века получил заметное развитие вывоз капитала из России за границу.[38]

[править] Компании

Указ 1.8.1805 г. провозгласил в общем виде ограниченную ответственностью (то есть ответственность одним складочным капиталом) акционерных обществ и необходимость наличия устава акционерной компании.[39]

6.12.1836 г. принят первый специальный общий закон об акционерных обществах — «Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях», закрепивший разрешительный (концессионный) порядок их возникновения путём утверждения правительством уставов. Закон 1836 г. создал минимально необходимые правовые условия для развития в стране акционерного предпринимательства с сохранением за правительством средств воздействия на процесс акционерного учредительства.[40]

Первые кооперативы возникли в России в 1860-х годах.[41]

К 1861 году насчитывалось 128 акционерных компаний (с основным капиталом 256 млн рублей).[42]

В 1880-х гг. складывалась система ограничений общегражданских прав акционерных компаний по приобретению земли, занятию некоторыми видами производства, составу акционеров и администрации.[43]

Законом 3.12.1884 г. ограничивалось участие высших государственных служащих в управлении делами компаний (совместительство, безусловно, запрещалось для чинов первых трёх классов и ряда начальственных должностей, для всех остальных чиновников обусловливалось разрешением начальства).[44]

15.1.1885 г. в общем порядке введена обязательная публикация финансовой отчётности компаний.[45]

[править] Трудовые ресурсы

Ос­во­бо­ж­де­ние по­ме­щичь­их кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти в ре­зуль­та­те кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 и пре­дос­тав­ле­ние пол­ной гражд. са­мо­стоя­тель­но­сти гос., удель­ным и двор­цо­вым кре­сть­я­нам, с од­ной сто­ро­ны, обес­пе­чи­ло соз­да­ние до­воль­но гиб­ко­го рын­ка на­ём­ных ра­бо­чих (в ча­ст­но­сти, за счёт от­ход­ни­че­ст­ва), с дру­гой — во­вле­ка­ло в пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность наи­бо­лее ак­тив­ные слои де­рев­ни, на­ряду с дво­рян­ст­вом по­пол­няв­шие ря­ды бур­жу­а­зии.[46]

[править] Продолжительность рабочего времени

Первый в России закон, регламентировавший продолжительность рабочего времени, был принят 2 июня 1897 года. Документ, подписанный императором Николаем II после ряда рабочих стачек, ограничил рабочий день в «заведениях фабрично-заводской промышленности» 11,5 часа, в ночное время или перед праздниками — 10 часами. Закон впервые ввел 14 обязательных праздничных дней (13 согласно православному календарю и Новый год), а также установил шестидневную рабочую неделю. Законодательно было закреплено, что для православных выходными днями являются все воскресенья, для рабочих-нехристиан допускалось заменять их на другие дни недели.[47]

[править] Государственная политика

Во второй половине XIX века на смену патриархальным отношениям между хозяином и работником приходили новые, регулируемые законодательством.[48]

[править] Экономические кризисы

Эко­но­мический кри­зи­с по­ра­зил народное хо­зяй­ст­во Рос­сии в 1873 году.[49]

в 1882 году в России разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет.[50]

[править] Экономическая наука

Выдающиеся мыслители Михаил Орлов и Николай Тургенев стояли у истоков русской экономической мысли начала XIX века.[51]

[править] Государственная политика

В отчёте министра внутренних дел В. П. Кочубея за 1803 год, который был составлен М. М. Сперанским, была изложена программа деятельности министерства в экономической области. Но значение этой программы шире, поскольку она характеризовала общие намерения правительства в области экономической политики и была одобрена Александром I.[52]

Коммерц-коллегия в 1810 году была подчинена Министерству финансов, с 1823 года упразднена.[53]

В 1837 году было учреждено Министерство государственных имуществ, до этого управление государственными имуществами осуществлялось специальным подразделением Министерства финансов.[54]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[1] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  2. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[2] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  3. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[3] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  4. Внешняя торговля и хлебные цены в Российской империи. За или против неоклассических теорем внешней торговли?
  5. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  6. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[4] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. [8]
  11. [9]
  12. [10]
  13. [11]
  14. [12]
  15. [13]
  16. [14]
  17. [15]
  18. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[16] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  19. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[17] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  20. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[18] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
  21. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  22. Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
  23. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  24. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  25. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  26. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  27. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  28. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  29. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  30. Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
  31. Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
  32. Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
  33. ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  34. ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  35. ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
  36. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  37. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  38. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  39. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  40. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  41. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  42. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  43. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  44. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  45. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  46. [19]
  47. [20]
  48. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  49. [21]
  50. История центральных банков и бумажных денег / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015
  51. Теория и практика становления экономики, налогов и финансов России в Х — ХХ веках
  52. Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
  53. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  54. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
Экономика России в XIX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспорт
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1820-е  1820182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900


Экономика России во II тысячелетии
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)


История экономики России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Отрасли  ПромышленностьСельское хозяйствоСтроительствоТранспортСвязьФинансы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
Личные инструменты