Экономика России в XIX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
Во второй половине XIX века Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу.
Утверждение капитализма в российской промышленности прошло в два этапа:
- Первый этап — 1860-е — 1870-е годы: перестройка производства, спад в тяжёлой промышленности. Особенно это коснулось уральской горной промышленности, основанной долгое время на крепостном труде. Наиболее успешной в это время была текстильная отрасль, и в первую очередь хлопчатобумажное производство, оснащенное еще в дореформенное время всеми передовыми технологиями. В текстильном производстве было занято половина промышленных рабочих.
- Второй этап — 1880-е-1890-е годы: бурный экономический подъём, как следствие завершения промышленного переворота. К концу ХIХ в. в 5 раз увеличивается число новых фабрик и заводов, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Особенно интенсивно развиваются угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная отрасли. Меняется промышленная география страны. К старым промышленным районам -Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уральскому прибавляются новые районы: южный угольно-металлургический (Донбасс) и Бакинский нефтедобывающий. Значительные успехи были достигнуты в машиностроении. Центрами транспортного машиностроения (железнодорожные вагоны, паровозы, пароходы) стали Сормово (около Нижнего Новгорода), Коломна, Луганск, центрами сельскохозяйственного машиностроения — Одесса, Бердянск, Харьков.
[править] Сельское хозяйство
В первой половине XIX века Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Основная масса населения (93,6 %) проживала в сельской местности.
В первой половине XIX века сельское хозяйство оставалось главной отраслью российской экономики. Примерно 90 % населения страны составляли крестьяне. Развитие сельскохозяйственного производства происходило в основном экстенсивными методами, за счет расширения новых посевных площадей, которые увеличились за полвека на 53 %, преимущественно в южных и восточных районах. Внедрение более совершенных методов обработки почвы, новых сортов сельскохозяйственных культур происходило очень медленно, урожайность хлебов в начале века составляла в среднем «сам-три», «сам-четыре», то есть при посеве одного пуда собирали три-четыре пуда зерна. Частыми были неурожаи, которые приводили к массовому голоду крестьян, гибели скота. Основной агротехнической системой оставалось традиционное трехполье, коегде еще сохранялась подсека (в Сибири), а в степных районах — залежная (переложная) система. Животноводство имело преимущественно натуральный характер, то есть скот выращивался для домашнего потребления, а не на продажу.[1]
К середине XIX века сельское хозяйство постепенно стало меняться. Расширялись посевы технических культур — хмеля, табака, льна, а в 1840-е годы значительно увеличились площади под картофель, который стал не только «вторым хлебом» для крестьян, но и сырьем для пищевой промышленности. Увеличивались площади и под новой культурой — сахарной свеклой, особенно на Украине и на юге Черноземья. Появились предприятия по ее переработке.[2]
На селе начали внедряться новые машины: молотилки, веялки, сеялки, жатки и др. Увеличился удельный вес наемных работников. В 1850-х годах их количество достигало 700 тыс. человек, в основном приходивших на сезонные работы в южные, степные, заволжские губернии, в Прибалтику.[3]
В 1820—1840 годы в России произошёл резкий рост производительности сельского хозяйства за счет расширения барской запашки и повышение популярности оброка, что способствовало почти трехкратному снижению цен на ржаную муку по европейским губерниям России.[4]
1884 и 1885 годы были отмечены практически повсеместными неурожаями.[5]
[править] Транспорт
Первая железная дорога, не имевшая почти никакого хозяйственного значения, была построена в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским селом, её длина была всего 25 верст. В 1843—1851 годах железная дорога протяжённостью 650 верст соединила Санкт-Петербург и Москву, что имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Строительство велось на государственные деньги. Одновременно на частные средства была построена железная дорога от Санкт-Петербурга до Варшавы. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. В Англии в это время протяжённость железных дорог составляла 15 тыс. верст.[6]
[править] Железнодорожный транспорт
Идеи по созданию железных дорог в Российской империи начали появляться еще в 1820-х годах, вскоре после запуска первой линии в Англии. Выдвигались предложения построить первую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, Твери или Рыбинска. Однако все эти проекты были встречены недоверием со стороны правительства из-за большой стоимости, а также из-за неуверенности в надежности работы железной дороги в условиях русской зимы.[7]
Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774—1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803—1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).[8]
Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом, паровозы для нее были заказаны в Англии.[9]
В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой (общая длина с австрийским участком — 799 км).[10]
1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км 13 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие. Ровно в 11 ч 15 мин. из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России.[11]
С 1865 года железными дорогами в России ведало Министерство путей сообщения.[12]
С 1860-х годов железнодорожные перевозки начали играть ведущую роль в грузообороте, в 1870-х годах на их долю приходилось свыше 4/5 перевезённых грузов.[13]
17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока.[14]
7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, признал желательным" строительство Московской Окружной железной дороги.[15]
[править] Связь
С 1820—1840-х годов вследствие промышленного переворота заметно повышалось качество почтовой связи главным образом за счёт перевозок корреспонденции пароходами и по железным дорогам, в середине 1850-х — начале 1870-х годов телеграф связал воедино все части страны (в 1863—1883 длина линий увеличилась с 28,1 тыс. до 97 тыс. км, не считая линий железнодорожного телеграфа), а также Россию с соседними государствами; в 1880-х годах были созданы первые городские телефонные сети.[16]
[править] Телеграф
К николаевскому времени относится первое применение такого принципиально нового средства связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 году Санкт-Петербург и Царское Село).
26 июля 1854 года компания «Сименс и Гальске» закончила строительство телеграфной линии Варшава — Санкт-Петербург протяжённостью более 1000 км.
[править] СМИ
Номенклатура и тиражи периодической печати бурно росли после отмены предварительной цензуры для большинства изданий в 1865 году.[17]
[править] Торговля
Внутренняя торговля первой половины XIX века почти не отличалась от торговли XVIII века ни по структуре, ни по содержанию. Основной объём внутренней торговли по-прежнему приходился на сельскохозяйственную продукцию и изделия кустарных промыслов. И лишь к середине века увеличилась доля изделий крупных промышленных предприятий, особенно текстильных и кожевенных. Заметно повысилась роль центров оптовой торговли — ярмарок. Наиболее крупных, с оборотом свыше 1 млн руб., было немного, всего 64: Нижегородская, Ростовская (Ярославская губерния), Коренная (около Курска) и др. Кроме того, почти 18 тыс. ярмарок были средними и мелкими.[18]
Крупнейшие ярмарки оставались сердцевиной российского предпринимательства. В середине XIX века при содействии множества иностранных оптовых торговцев здесь заключались крупные международные сделки. На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новинки, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки выступали в качестве чуткого барометра экономической жизни страны, на них происходило стихийное регулирование баланса спроса и предложения, координация хозяйственного механизма.[19]
Как и в XVIII веке, по глухим деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье (лен, полотно и пр.). К середине XIX века торговля уже перестала быть привилегией гильдейского купечества. В 1842 году произошла отмена законов, по которым запрещалось промышленникам самим заниматься розничной торговлей, в результате чего гильдейские купцы потеряли монопольное положение на рынке. Вслед за промышленниками на городские рынки и ярмарки буквально хлынули «торгующие крестьяне», оттеснив кое-где купцов. Так, в Москве в 1840-х годах крестьяне составляли уже почти половину всех торговцев.[20]
[править] Финансы
Проекты М. М. Сперанского в области денежного обращения, кредита и бюджета содержали следующие предложения: придать государственному бюджету законодательный характер; устранить бюджетные дефициты; подушные подати заменить подоходным налогом; обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой, и взимать пошли¬ны с владельцев тягловой силы; от винных откупов перейти к акцизной системе; создать центральный банк, выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.[21]
[править] Внешнеэкономические отношения
[править] Внешняя торговля
Возобновившаяся в 1806 году европейская война приостановила таможенную реформу в России и оказала влияние на всю внешнеторговую политику государства. Военные приготовления потребовали резкого увеличения государственных расходов. В новых условиях Н. П. Румянцев не считал возможным продолжать реализацию намеченных мер.[22]
Канкрин являлся сторонником ведения протекционистской таможенной политики: при его активном участии в 1822 году был изменён прежде существовавший тариф 1819 года, который, по словам Канкрина, «убил у нас фабричное производство».[23]
Управление Бунге Министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и, в частности, в Германии.[24]
В 1881 году была произведена надбавка в 10 % на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, были повышены пошлины на вальцевое железо, сталь, машины. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциальным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.[25]
В 1889 г. повышаются пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал; в 1891 г. — на бумажную пряжу.[26]
При Вышнеградском в 1891 году был издан строго покровительственный таможенный тариф.[27]
[править] Экспорт
Экспортные пошлины имели большое фискальное значение до середины XIX века.[28]
К концу XIX века с целью стимулирования экспорта большинство экспортных пошлин было ликвидировано.[29]
[править] Экспорт хлеба
В мае 1804 года по предложению Н. П. Румянцева был отменен введенный ранее по военным и политическим соображениям запрет на вывоз хлеба за границу из литовских губерний.[30]
В конце 1806 года по политическим причинам был прекращен вывоз за границу всякого хлеба из балтийских и беломорских портов и по всей западной сухопутной границе России (был разрешен лишь вывоз хлеба в Швецию по условиям союзного договора от 18 октября 1799 г., а также для российских войск в Пруссии). Но вскоре этот запрет был снят.[31]
В марте 1807 г. был разрешен беспошлинный выпуск хлеба морем из Курляндии «по уважению затруднительного продовольствия в прусских провинциях, где находятся войска российские, и, желая подать Пруссии в том пособие».[32]
Особенно большой вывоз хлеба из России приходится на 1816—1817 и 1845—1846 гг. — период сильных неурожаев в Западной Европе.[33]
В 1812—1815 годах Россия в среднем вывозила хлеба на 4,3 млн руб. ежегодно, 1826 — 30 гг. — 9,1 млн руб., а в 1846—1850 гг. — на 33,3 млн руб.[34]
В начале XIX в. вывоз хлеба составлял 10,5 % всего вывоза России, а в 1846—1850 годах — 31,3 %.[35]
[править] Импорт
С 1822 года в России широкое распространение получают покровительственные пошлины, устанавливавшиеся для сдерживания или запрещения ввоза товаров, конкурирующих с товарами национальных производителей.[36]
В середине XIX в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.
[править] Прочее
На основании подписанных в 1860—1880-х гг. двусторонних конвенций с рядом стран, за иностранными компаниями признавалась их правоспособность в качестве юридических лиц, дееспособными они становились лишь по получении особого разрешения российского правительства.[37]
В конце XIX века получил заметное развитие вывоз капитала из России за границу.[38]
[править] Компании
Указ 1.8.1805 г. провозгласил в общем виде ограниченную ответственностью (то есть ответственность одним складочным капиталом) акционерных обществ и необходимость наличия устава акционерной компании.[39]
6.12.1836 г. принят первый специальный общий закон об акционерных обществах — «Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях», закрепивший разрешительный (концессионный) порядок их возникновения путём утверждения правительством уставов. Закон 1836 г. создал минимально необходимые правовые условия для развития в стране акционерного предпринимательства с сохранением за правительством средств воздействия на процесс акционерного учредительства.[40]
Первые кооперативы возникли в России в 1860-х годах.[41]
К 1861 году насчитывалось 128 акционерных компаний (с основным капиталом 256 млн рублей).[42]
В 1880-х гг. складывалась система ограничений общегражданских прав акционерных компаний по приобретению земли, занятию некоторыми видами производства, составу акционеров и администрации.[43]
Законом 3.12.1884 г. ограничивалось участие высших государственных служащих в управлении делами компаний (совместительство, безусловно, запрещалось для чинов первых трёх классов и ряда начальственных должностей, для всех остальных чиновников обусловливалось разрешением начальства).[44]
15.1.1885 г. в общем порядке введена обязательная публикация финансовой отчётности компаний.[45]
[править] Трудовые ресурсы
Освобождение помещичьих крестьян от крепостной зависимости в результате крестьянской реформы 1861 и предоставление полной гражд. самостоятельности гос., удельным и дворцовым крестьянам, с одной стороны, обеспечило создание довольно гибкого рынка наёмных рабочих (в частности, за счёт отходничества), с другой — вовлекало в предпринимательскую деятельность наиболее активные слои деревни, наряду с дворянством пополнявшие ряды буржуазии.[46]
[править] Продолжительность рабочего времени
Первый в России закон, регламентировавший продолжительность рабочего времени, был принят 2 июня 1897 года. Документ, подписанный императором Николаем II после ряда рабочих стачек, ограничил рабочий день в «заведениях фабрично-заводской промышленности» 11,5 часа, в ночное время или перед праздниками — 10 часами. Закон впервые ввел 14 обязательных праздничных дней (13 согласно православному календарю и Новый год), а также установил шестидневную рабочую неделю. Законодательно было закреплено, что для православных выходными днями являются все воскресенья, для рабочих-нехристиан допускалось заменять их на другие дни недели.[47]
[править] Государственная политика
Во второй половине XIX века на смену патриархальным отношениям между хозяином и работником приходили новые, регулируемые законодательством.[48]
[править] Экономические кризисы
Экономический кризис поразил народное хозяйство России в 1873 году.[49]
в 1882 году в России разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет.[50]
[править] Экономическая наука
Выдающиеся мыслители Михаил Орлов и Николай Тургенев стояли у истоков русской экономической мысли начала XIX века.[51]
[править] Государственная политика
В отчёте министра внутренних дел В. П. Кочубея за 1803 год, который был составлен М. М. Сперанским, была изложена программа деятельности министерства в экономической области. Но значение этой программы шире, поскольку она характеризовала общие намерения правительства в области экономической политики и была одобрена Александром I.[52]
Коммерц-коллегия в 1810 году была подчинена Министерству финансов, с 1823 года упразднена.[53]
В 1837 году было учреждено Министерство государственных имуществ, до этого управление государственными имуществами осуществлялось специальным подразделением Министерства финансов.[54]
[править] Ссылки
- Давыдов М. А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина. 2-е издание, исправленное и дополненное
- ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III
[править] Примечания
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[1] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[2] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[3] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Внешняя торговля и хлебные цены в Российской империи. За или против неоклассических теорем внешней торговли?
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[4] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[16] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[17] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учебное пособие[18] / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. — 15’е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
- ↑ Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
- ↑ Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
- ↑ ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
- ↑ ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
- ↑ ЭВОЛЮЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ [21]
- ↑ История центральных банков и бумажных денег / С. Р. Моисеев. — М.: Вече, 2015
- ↑ Теория и практика становления экономики, налогов и финансов России в Х — ХХ веках
- ↑ Внешнеторговая и таможенная политика Российской империи начала XIX века: монография / Е. В. Лобас, М. М. Савченко. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001