Воздушный транспорт России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Воздушный транспорт России — один из основных видов российского транспорта, играющий особенно важную роль в дальних пассажирских перевозках.

В 2013 году пассажирооборот воздушного транспорта общего пользования России составил 225 млрд пассажиро-км, что равнялось 42 % от аналогичного показателя по всем видам транспорта. В том году им было перевезено 86 млн пассажиров.[1]

Грузооборот воздушного транспорта в 2013 году составил 5,0 млрд т*км (0,1 % от общего грузооборота). Воздушным транспортом было перевезено 1,2 млн тонн грузов.[2]

Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта более чем на 70 % превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент рынка авиационных перевозок. Сохраняется высокая значимость авиации и для обеспечения транспортной доступности населённых пунктов районов Крайнего Севера.[3]

Несмотря на кризис 2008—2009 годов, средний темп роста объёмов пассажирских перевозок российских авиакомпаний в 2001—2012 годах составлял 11,4 % в год, грузовых — 6,1 % в год. В 2012 году объём пассажирских перевозок составил 196 млрд п*км, а грузовых — 5,1 млрд т*км. Это на 23 % превышает итоги 1990 года по пассажирообороту и почти в 2 раза по грузообороту.[4]

Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объёме авиаперевозок, которая по итогам 2011—2013 годов составляет около 4 % по пассажирообороту и около 2,5 % по грузообороту.[5][6]

Содержание

[править] Аэродромы

Подробнее см. также: Аэропорты России

По состоянию на 1 октября 2011 года в государственном реестре аэропортов Российской Федерации зарегистрировано 239 сертифицированных аэропортов, в том числе 76 федеральных и международных аэропортов.[7]

Продолжаются работы по реконструкции аэродромной сети, что приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Также подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.[8]

[править] Авиакомпании

В 2013 году в России имелось 119 коммерческих авиакомпаний.[9] При этом выполнение 60 % пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90 % пассажирооборота.[10]

[править] Внутренние авиаперевозки

Основной объём внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой. На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13 % перевезённых пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России.[11]

[править] Коммерческие авиаработы вертолётов

Объём коммерческих авиаработ вертолётов в 2011 году составил около 450 тыс. часов.[12]

Тенденция восстановления рынка вертолётных авиаработ, наметившаяся в начале 2000-х годов, прервалась в результате кризисных явлений в экономике страны. По итогам 9 месяцев налет вертолетов в 2012 году сохранился на уровне 2011 года, оставаясь на 2 % ниже налета, достигнутого в 2007 году, ив 4 раза ниже объёмов конца 1980-х годов. Средние вертолёты были и остаются основой вертолётного парка России, как по численности, так и по объёму выполняемой работы. На их долю приходится около 85 % налёта.[13]

[править] Рентабельность авиаперевозок

В целом по отрасли рентабельность авиаперевозок поддерживается в основном за счёт прибыли от международных полётов. За период 2003—2011 годов только в 2008, 2009 и 2011 годах убытки от внутренних перевозок превысили прибыль от международных перевозок.[14]

[править] Авиапарк

На сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации были зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.[15]

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолётов, 137 грузовых самолётов, 1111 вертолётов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолётов достигла 63 %.[16]

[править] Самолёты

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 656 магистральных самолётов, из которых 153 — отечественного производства, 503 — западного. Основными типами магистральных самолётов являются A-320 (97 единиц), B-737-500 (70), B-737-800 (60), Як-42 (50), A-321 (37), Ту-154М (36).[17]

В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.[18]

Объёмы использования устаревших отечественных самолётов предыдущих поколений сократились до 4 %, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом всё более значимым становится применение западных типов самолётов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93 %, а в грузооборот — в 85 %. Доля современных российских типов самолётов в объёме пассажирских перевозок сократилась с 9 % в 2006 году до 4 % в 2012 году.[19]

[править] Вертолёты

В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 1111 вертолётов, из которых 981 — отечественного производства, 130 — западного. Основными типами вертолётов являются Ми-8 (596 единиц), Ми-8МТ (210) и Ми-2 (94).[20]

[править] Поставки в парк воздушных судов

[править] Самолёты

Объём поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008—2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолётов.[21]

[править] Вертолёты

Наибольшее количество новой отечественной авиатехники поставлялось в вертолётный парк. За 2007—2010 годы было поставлено около 100 вертолетов, что составило 24 % от общего количества поступивших в парк вертолетов. На данном сегменте российская авиатехника уступает рынок зарубежным производителям, предложение которых характеризуется многообразием типоразмеров вертолетов. В 2012 году из 121 поступившего в парк вертолета было только 2 новых российских вертолета и 105 зарубежных вертолетов, в основном легких.[22]

[править] История

[править] 2015 год

В 2015 году российскими авиакомпаниями было перевезено 92,07 млн человек, что на 1,2 % меньше, чем в 2014 году. Пассажирооборот за этот период сократился на 6 %, до 226,8 млрд пассажиро-километров. Загрузка кресел снизилась на 0,1 процентных пункта, до 79,7 %.[23]

В 2015 году за рубеж было перевезено 39,5 млн человек, что на 15,8 % меньше, чем в 2014 году. Внутренние перевозки за год, наоборот, выросли — на 13,6 %, до 52,6 млн пассажиров.[24]

Объём перевозок пассажиров в 2015 году по авиакомпаниям:[25]

[править] 2017 год

В январе-июне 2017 г. пассажиропоток российских аэропортов увеличился на 19 %, достигнув 82 млн чел. Объемы перевозок на международных направлениях за первые шесть месяцев 2017 г. составили 26,17 млн пассажиров, что на 35 % больше, чем в январе — июне 2016 г. На внутренних воздушных линиях российские аэропорты обслужили 55,84 млн пассажиров, рост в годовом выражении составил 12,8 %.[26]

[править] Показатели

Наблюдается постоянный рост доли международных перевозок в общем объёме транспортной работы гражданской авиации России от 41,8 % в 2002 году до 48,7 % в 2010 году при перевозках пассажиров и от 58,1 % в 2002 году до 71,6 % в 2010 году при перевозках грузов и почты.[27]

[править] Ссылки

[править] РЖД-Партнёр

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. См. Транспорт России в 2013 году
  2. См. Транспорт России в 2013 году
  3. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  4. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  5. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  6. Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России. Иллюстративный материал. 2014 год
  7. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  8. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  9. Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России. Иллюстративный материал. 2014 год
  10. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  11. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  12. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  13. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  14. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  15. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  16. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  17. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  18. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  19. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  20. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  21. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  22. Состояние и прогноз обновления парка ВС в России. 2013 год
  23. Россияне перестали летать. Авиаперевозки за рубеж в декабре рухнули на 30,7 %. 26 января 2016
  24. Россияне перестали летать. Авиаперевозки за рубеж в декабре рухнули на 30,7 %. 26 января 2016
  25. Россияне перестали летать. Авиаперевозки за рубеж в декабре рухнули на 30,7 %. 26 января 2016
  26. [1]
  27. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  28. В том числе по России
  29. В том числе по России
Транспорт России
История  Российская империяСССР1990-е (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999)2000-е (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Сухопутный  ЖелезнодорожныйАвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойРечной
Воздушный 
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров


Экономика России
История  Древнерусское государствоРусское царствоРоссийская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала


Воздушный транспорт
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты