Воздушный транспорт России
Материал из Documentation.
Воздушный транспорт России — один из основных видов российского транспорта, играющий особенно важную роль в дальних пассажирских перевозках.
Через все аэропорты России прошло 128,1 млн пассажиров (2019; 91 млн пассажиров в 2016), 1147 тыс. т грузов и почты в (2019; 730,6 тыс. т в 2016). Число гражданских воздушных судов 6,9 тыс. (2018).[1]
Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта более чем на 70 % превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент рынка авиационных перевозок. Сохраняется высокая значимость авиации и для обеспечения транспортной доступности населённых пунктов районов Крайнего Севера.[2]
Несмотря на кризис 2008—2009 годов, средний темп роста объёмов пассажирских перевозок российских авиакомпаний в 2001—2012 годах составлял 11,4 % в год, грузовых — 6,1 % в год. В 2012 году объём пассажирских перевозок составил 196 млрд п*км, а грузовых — 5,1 млрд т*км. Это на 23 % превышает итоги 1990 года по пассажирообороту и почти в 2 раза по грузообороту.[3]
Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объёме авиаперевозок, которая по итогам 2011—2013 годов составляет около 4 % по пассажирообороту и около 2,5 % по грузообороту.[4][5]
Содержание |
[править] Аэродромы
В России действуют 277 гражданских аэропортов и аэродромов (2020). Из них 89 федерального значения (2019), 78 международных (2020).[6]
Ведутся работы по реконструкции аэродромной сети, что приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Также подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.[7]
[править] Авиакомпании
В 2013 году в России имелось 119 коммерческих авиакомпаний.[8] При этом выполнение 60 % пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90 % пассажирооборота.[9]
В России действуют жёсткие условия для входа новых авиакомпаний на рынок: для начала регулярных перевозок вновь создаваемой авиакомпании необходимо иметь восемь самолётов плюс в первые два года существования нельзя летать за рубеж (по состоянию на 2019 год).[10]
Наибольшим количеством самолётов владеют компании «Аэрофлот» (190 единиц; 2017), «ЮТэйр» (65 единиц), «S7 Airlines» (64 единицы), «Россия» (60 единиц) и «Уральские авиалинии» (39 единиц). Остальные компании владеют 12-29 самолётами; среди них выделяется единственная низкобюджетная компания «Победа», а также чартерные «АЗУР эйр», «Нордстар» («NordStar Airlines»), «Роял Флайт» («Royal Flight») и туристическая «Икар» («Pegas Fly»).[11]
[править] Внутренние авиаперевозки
Основной объём внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой. На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13 % перевезённых пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России.[12]
[править] Коммерческие авиаработы вертолётов
Объём коммерческих авиаработ вертолётов в 2011 году составил около 450 тыс. часов.[13]
Тенденция восстановления рынка вертолётных авиаработ, наметившаяся в начале 2000-х годов, прервалась в результате кризисных явлений в экономике страны. По итогам 9 месяцев налет вертолетов в 2012 году сохранился на уровне 2011 года, оставаясь на 2 % ниже налета, достигнутого в 2007 году, ив 4 раза ниже объёмов конца 1980-х годов. Средние вертолёты были и остаются основой вертолётного парка России, как по численности, так и по объёму выполняемой работы. На их долю приходится около 85 % налёта.[14]
[править] Рентабельность авиаперевозок
В целом по отрасли рентабельность авиаперевозок поддерживается в основном за счёт прибыли от международных полётов. За период 2003—2011 годов только в 2008, 2009 и 2011 годах убытки от внутренних перевозок превысили прибыль от международных перевозок.[15]
[править] Авиапарк
На сентябрь 2011 года в государственном реестре Российской Федерации были зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.[16]
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолётов, 137 грузовых самолётов, 1111 вертолётов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолётов достигла 63 %.[17]
[править] Самолёты
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 656 магистральных самолётов, из которых 153 — отечественного производства, 503 — западного. Основными типами магистральных самолётов являются A-320 (97 единиц), B-737-500 (70), B-737-800 (60), Як-42 (50), A-321 (37), Ту-154М (36).[18]
В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.[19]
Объёмы использования устаревших отечественных самолётов предыдущих поколений сократились до 4 %, что благоприятно сказывается на экологических и экономических показателях деятельности воздушного транспорта. При этом всё более значимым становится применение западных типов самолётов, чей вклад в пассажирооборот российских авиакомпаний в 2012 году оценивается в 93 %, а в грузооборот — в 85 %. Доля современных российских типов самолётов в объёме пассажирских перевозок сократилась с 9 % в 2006 году до 4 % в 2012 году.[20]
[править] Вертолёты
В 2013 году отмечалось, что в действующем коммерческом парке российских эксплуатантов насчитывается 1111 вертолётов, из которых 981 — отечественного производства, 130 — западного. Основными типами вертолётов являются Ми-8 (596 единиц), Ми-8МТ (210) и Ми-2 (94).[21]
[править] Поставки в парк воздушных судов
[править] Самолёты
Объём поставок пассажирских самолетов в российский парк активно растет, и достиг в 2011 году 149 самолетов. За 2008—2012 годы в российский парк было поставлено 540 пассажирских самолетов зарубежного производства и 50 новых отечественных самолетов. Поставки грузовых самолетов за этот период составили 14 западных и 8 новых российских самолетов. В 2012 году в российский парк поступило 133 пассажирских самолета, в том числе 114 самолетов иностранного производства и 15 новых отечественных самолётов.[22]
[править] Вертолёты
Наибольшее количество новой отечественной авиатехники поставлялось в вертолётный парк. За 2007—2010 годы было поставлено около 100 вертолетов, что составило 24 % от общего количества поступивших в парк вертолетов. На данном сегменте российская авиатехника уступает рынок зарубежным производителям, предложение которых характеризуется многообразием типоразмеров вертолетов. В 2012 году из 121 поступившего в парк вертолета было только 2 новых российских вертолета и 105 зарубежных вертолетов, в основном легких.[23]
[править] Оценки
В феврале 2019 года аэропорт Ростова-на-Дону «Платов» получил рейтинг 5 звезд от британского агентства Skytrax. Российский аэропорт удостоен столь высокой оценки впервые за всё время существования рейтинга с 1989 года.[24]
[править] Ссылки
[править] Росавиация
- Сайт Росавиации
- Состоялось заседание итоговой коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. 10 марта 2017
[править] Госкорпорация по организации воздушного движения в России
- Официальный сайт Госкорпорации по организации воздушного движения в России
- В Москве введен в эксплуатацию новый Центр управления полетами. 10 октября 2017
[править] Карты
- Карта аэродромов, вертодромов и посадочных площадок
- Карта запретных зон для полетов на квадрокоптере
[править] РЖД-Партнёр
[править] Рунет
- НИИ гражданской авиации
- Воздушный транспорт
- Исследование РБК: на чем летает Россия. 27 ноября 2015
- Федеральная служба охраны разрешила самолетам летать над Москвой
- Новый Центр управления полетами Московского авиаузла: фотоэкскурсия
- Катастроф воздушных судов в России за год стало меньше в 1,4 раза
- Мировой воздушный транспорт
- Крылатый, воздушный, пассажирский
- Открытие Хелипорта в Москве
- Господдержка рынка межрегиональных авиаперевозок
- Крупнейший в Европе вертодром на 200 вертолетов строится под Москвой
- Оценка потребности в самолётах малой авиации. 2013 год
- Средний возраст парка основных российских авиакомпаний по версии airfleets
- Минтранс: авиаперевозки в России растут благодаря госсубсидированию. 27 мая 2015
- Названы лучшие авиакомпании мира. 18 июня 2015
- Как авиакомпания «Сибирь» превратилась из полубанкрота в успешный бизнес. 13 марта 2016
- Авансы и долги
- Об авиаперелетах и ситуации вокруг ВИМ-Авиа
- Новости
- Новости
[править] Прочее
- Сайт, показывающий маршруты движения самолётов на карте
- Итоги воздушного транспорта 1990—2012
- Показатели деятельности воздушного транспорта России в 2011 году
- О самолетах России и советском наследстве (часть вторая)