Транспорт Москвы
Материал из Documentation.
Транспорт Москвы — отрасль экономики Москвы.
Москва — крупный транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс транспортных услуг. В Москве сходятся 11 линий железных дорог, 13 автомобильных дорог, имеется 3 речных порта, аэропорты.[1][2]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Москва является одним из самых крупных железнодорожных узлов мира: здесь сходятся линии 11 направлений (объединены МКЖД), действуют 9 железнодорожных вокзалов. Москва — один из российских лидеров по объёмам таможенного оформления грузов (свыше 20 сортировочных станций, в том числе Бекасово Большого железнодорожного кольца Московской железной дороги). На долю московского железнодорожного узла приходится около 35 % всех отправлений пассажиров в России. Действует скоростное межобластное сообщение с городами Калуга, Нижний Новгород, Рязань, Санкт-Петербург и другими.[3]
Действует пассажирское Московское центральное кольцо (54 км, 31 остановочный пункт). В рамках строительства Московских центральных диаметров, соединяющих радиальные направления железной дороги, планируется организовать 5 маршрутов движения поездов.[4] Первые четыре диаметра уже запущены в 2019—2023 годах.
[править] Метро
В Москве действуют 14 линий метрополитена (408 км линий, 233 станции).[5]
[править] Общественный транспорт
В Москве насчитывается около 950 маршрутов наземного городского транспорта (в том числе 13 ночных маршрутов), для большего удобства повседневных поездок по центру города и сокращения интервалов движения наземного транспорта функционирует новая маршрутная сеть «Магистраль», состоящая из маршрутов трех типов: магистральные (21), районные (17), социальные (8).[6]
Низкая по сравнению с крупнейшими мегаполисами мира стоимость проезда в общественном транспорте — значимое преимущество Москвы. Стоимость услуг общественного транспорта в Москве в зависимости от тарифа и лимита поездок варьируется от 33 до 57 рублей за одну поездку, что существенно ниже, чем в Нью-Йорке, Берлине или Лондоне.[7]
[править] Воздушный транспорт
В Москве и ближнем Подмосковье расположены аэропорты «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово» и «Жуковский». С точки зрения пространственного расположения аэропортов характерной особенностью Москвы является их значительная удалённость от центра города.[8]
Москва в плане транспортной доступности узлов пассажирской авиации и сбалансированности системы интермодальных перевозок между аэропортами и центром города всё больше приближается к ведущими мировыми финансовым центрам, а по дешевизне проезда даже опережает большинство из них. Во многом этого удалось достигнуть благодаря вводу в эксплуатацию в течение последних нескольких лет линий скоростных аэроэкспрессов непосредственно от аэропортовых терминалов к железнодорожным вокзалам города. Данный вид транспорта является на сегодняшний день наиболее быстрым, надежным и достаточно комфортным средством сообщения между аэропортами и городом.[9]
Услуги аэротакси в Москве предлагают несколько компаний. По состоянию на июль 2019 года примерная стоимость часа полёта на модели Robinson R66 в компании Heliport Moscow — 46 тыс. руб.[10]
[править] История
На заре своей истории Москва стала важным стратегическим пунктом на юго западном порубежье Владимиро-Суздальской земли. Она находилась на очень удобном скрещении водных путей и проезжих дорог. От нее по реке Яузе, а потом по Клязьме шел путь во Владимир — крупнейший город Северо-Восточной Руси XII века. На водоразделе между Яузой и Клязьмой ещё в древности находилось село Мытищи, где с купцов взимали проездную пошлину — мыт. С севера на юг дорога вела из далекого Новгорода через Волоколамск к Оке и Рязани. Другая сухопутная дорога шла с запада на юго-запад, связывая через Москву Черниговское и Смоленское княжества с Владимирской землёй.[11]
На протяжении двух столетий (с XIV до конца XV века) шло становление Москвы как столицы единого Российского государства, что отразилось на всем облике города. Территория Москвы значительно выросла, главным образом в восточном направлении, и достигла современного Бульварного кольца. Её основой стали радиально расположенные улицы, ведущие к дорогам, связывавшим Москву с основными русскими землями. Старинные улицы Большого посада Варьская, или Варварская, и Никольская со Сретенкой, как её продолжением, начинались у стен Кремля и соответственно вели на Владимир и Переяславль.[12]
В первой половине XVII века застройка Москвы шла по-прежнему стихийно, хаотично, особенно там, где проживал «черный» люд. И, тем не менее, наметившаяся ранее радиально-кольцевая система планировки города получила в XVII веке более отчётливое выражение. Улицы, вытянувшиеся вдоль старинных дорог к центру Москвы (Тверская, Большая Дмитровка и Малая Дмитровка, Мясницкая и другие), пересекались кольцами Белого города и Земляного города, потерявших со временем своё оборонное значение укреплений.[13]
В 1876 году на Тверской улице началось усовершенствование мостовой (замена булыжника торцовым и асфальтовым покрытием).[14]
Некоторые деревянные мосты стали заменяться железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский (1872), Крымский (1873), Большой Устьинский (1883). Появились новые мосты — Чугунный (1888) и Малый каменный (1890). Заметно улучшилось освещение улиц. В 1850-х годах улицы освещались в течение восьми месяцев в году, причем лишь в безлунные ночи (в среднем 18 дней в месяц). С появлением в 1860-х годах нового горючего (керосина) увеличилось число светильников. В 1867 году появилось газовое освещение.[15]
В 1860-х годах из Москвы в различных направлениях уходили восемь шоссейных дорог: на Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Варшаву, Рязань, Смоленск и др. Важнейшей из них была дорога, соединявшая Москву с всероссийским торжищем — Макарьевской (позже Нижегородской) ярмаркой.[16]
Вслед за Николаевской (на Санкт-Петербург) одна за другой были проложены Ярославская, Брестская, Казанская, Нижегородская, Курская, Брянская, Савеловская, Виндавская, Павелецкая железные дороги. К концу XIX века Москва стала крупным железнодорожным узлом, куда сходилось 10 железных дорог, связывавших город с самыми различными уголками Европейской России.[17]
На смену основному виду городского транспорта — «линейке» (экипажу с сиденьями по обе стороны разделявшей его доски) — постепенно приходила конная железная дорога (конка). К 1900 году протяжённость линий конки составляла около 100 км, причём на всех линиях курсировал 241 вагончик.[18]
В 1899 году в Москве была проложена первая линия трамвая (от Страстного монастыря, находившегося на сегодняшней Пушкинской площади, до Бутырской заставы).[19]
Медленная конка почти совершенно была вытеснена трамваем; его линии протянулись на 130 км. В 1907 году на московских улицах появился первый весьма своеобразный таксомотор автомобиль с объявлением «Извозчик. Такса по соглашению», а вскоре Марьину рощу и Останкино соединил автобус автомобиль с навесом и со скамейками в кузове. Но заметной роли в жизни горожан автотранспорт еще не играл.[20]
Автомобилей было слишком мало. В 1913 году их насчитывалось всего 1300, а извозчиков — 14 тысяч. Из всех видов транспорта первое место принадлежало трамваю. В 1912 году московский трамвай перевез 274 млн человек (в 1904 году всего лишь 48 млн.).[21]
В 1922 году Москва стала столицей СССР. В городе началось быстрое развитие транспортной инфраструктуры. Так, в 1924 году в Москве открылось автобусное движение, в 1933 году был запущен первый троллейбусный маршрут.[22]
В ноябре 1931 года началось строительство московского метрополитена. В 1935 году для пассажиров открылась первая линия метро. В 1936 году московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360—400 тыс. человек.[23]
К 1938 году завершилась реконструкция центра Москвы. Красная площадь и прилегающие к ней улицы были освобождены от мелких торговых зданий, палаток, складов и одноэтажных деревянных домиков. Расширенные улицы покрывались асфальтом. Москву украсили заключенные в гранит Кремлевская, Москворецкая, Софийская, Крымская, Берсеневская, Фрунзенская, Бережковская, Дорогомиловская и другие набережные Москвы реки и Яузы.[24]
11 новых больших мостов связали районы Москвы между собой и с центром, улучшили транспортные связи.[25]
В соответствии с Генеральным планом в последующие годы были реконструированы ул. Горького (Тверская), Большая Калужская (ныне Ленинский проспект), 1 я Мещанская (ныне проспект Мира), Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект) и многие другие улицы и площади, на которых широко велось жилищное строительство. Москва активно меняла свой облик «большой деревни», приобретая столичный масштаб.[26]
Май 1942 — возобновление строительства Московского метрополитена.
14 марта 1954 года завершилось строительство кольцевой линии Московского метрополитена.
В 1962—1968 годах был построен Новый Арбат.[27]
В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали. В 1974—1986 годах улица Старый Арбат была объявлена заповедной и пешеходной зоной.[28]
В мае 2013 года было сообщено о начале реконструкции МКМЖД.[29]
В октябре 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил Адресную инвестиционную программу (АИП) города на 2018—2020 годы. Большую долю финансирования (70 %) направят на развитие транспортной инфраструктуры. Всего за три года московские власти планируют ввести 296,3 км дорог, 42 пешеходных перехода и 81 искусственное сооружение — мосты, эстакады, путепроводы. Также построят 81,7 км новых линий метрополитена, 35 станций и шесть электродепо, закончат строительство Кожуховской линии и Третьего пересадочного контура, а также продлят Сокольническую ветку в Коммунарку.[30]
[править] Билетная система
В июне 2018 года консалтинговая компания McKinsey отмечала: «Москва обладает одной из самых продвинутых билетных систем в мире. Электронную карту „Тройка“ на сегодняшний день используют более 90 % пассажиров, а за последние несколько лет были внедрены и другие способы оплаты проезда, в том числе с помощью технологий Pay Pass, PayWave, Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.»[31]
[править] Занятые в отрасли
На транспорт приходится 8,3 % в отраслевой структуре занятости в Москве (2021 год).[32]
[править] Оценки
В июне 2018 года Москва вошла в топ-10 мировых мегаполисов по удобству и эффективности транспортной системы в глобальном исследовании консалтинговой компании McKinsey. McKinsey впервые провела столь масштабное исследование транспортных систем 24 крупнейших мегаполисов мира. Цель — всесторонне оценить транспортные системы как по объективным показателям, так и с точки зрения горожан. Мегаполисы сравнивались по пяти аспектам, непосредственно влияющим на качество жизни в городе: физическая и финансовая доступность разных видов транспорта, эффективность, удобство и безопасность. В ходе исследования были проанализированы все виды транспорта (личный, общественный, совместного пользования, велосипедный и пешеходный) на всех этапах взаимодействия жителя с системой: до, во время и после поездки. Было опрошено более 30 экспертов и 9600 жителей 24 городов.[33][34] В рейтинге развития транспортных систем крупнейших городов мира Москва заняла 6-е место. Причём по уровню развития общественного транспорта Москва оказалась на 4-м месте, а частного — за пределами первой десятки.[35]
В июне 2018 года консалтинговая компания McKinsey отмечала: «Москва выделяется одной из лучших систем общественного транспорта: она эффективна с точки зрения скорости перемещения пассажиров, удобна и относительно доступна с финансовой точки зрения. Доля общественного транспорта в общем числе поездок начиная с 2010 года выросла на 10 %. За последние годы произошло существенное развитие инфраструктуры общественного транспорта. Одним из главных шагов в этом направлении стало масштабное расширение метрополитена: с 2010 по 2017 г. была построена 61 станция, в том числе запущено движение по Московскому центральному кольцу. Эффективность наземного транспорта значительно повысилась в результате оптимизации маршрутной сети наземного транспорта, обустройства выделенных полос (с 2010 г. их общая протяженность выросла на 285 км) и обновления парка автобусов. Эти мероприятия помогают избегать неожиданных сбоев, обеспечивают высокую скорость и предсказуемость движения наземного транспорта. Билетная система и электронные сервисы являются одними из самых сильных сторон Москвы. В частности, в городе действует универсальная электронная карта с возможностью дистанционного пополнения баланса и записи билетов, позволяющая оплачивать не только транспортные услуги, но и, например, посещение музеев.»[36]
В августе 2021 года было сообщено, что Москва заняла 3-е место в новом исследовании консалтинговой компании McKinsey «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха». Москва уступила только Сингапуру и Пекину. В исследовании рассматривались города с населением более 5 млн человек, валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения свыше $10 тыс., количеством автомобилей — более 150 на 1 тыс. человек. Авторы отобрали 21 город, где имеются сопоставимые транспортные системы. Еще четыре города были включены по причине лидерства в нескольких международных рейтингах по развитию ряда аспектов транспортных систем. В McKinsey изучали транспортные системы в следующих 25 городах: в восьми городах Азии (Пекин, Шэньчжэнь, Шанхай, Токио, Бангкок, Сеул, Гонконг и Сингапур), восьми городах Европы (Лондон, Мадрид, Берлин, Париж, Милан, Стамбул, Москва и Санкт-Петербург), пяти — в Северной Америке (Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес, Торонто и Мехико), двух — в Южной Америке (Буэнос-Айрес и Сан-Паулу), а также по одному в Австралии и Африке (Сидней и Йоханнесбург).[37]
Итоговый общий рейтинг городов McKinsey был сформирован на базе семи специализированных рейтингов, включая физическую (рельсовый транспорт, улично-дорожная сеть и транспорт совместного использования) и финансовую доступность транспорта (общественный транспорт; стоимость и барьеры использования личного транспорта), эффективность общественного и личного транспорта, его удобство (оценивает электронные сервисы, комфорт в пути, интермодальность и билетную систему), а также безопасность и устойчивое развитие (физическая и экологическая безопасность). За последние три года Москва переместилась со второго на первое место в рейтинге эффективности благодаря расширению системы метро, увеличению выделенных полос для общественного транспорта, внедрению экспресс-маршрутов автобусов и сети наземных маршрутов автобусов «Магистраль», говорится в исследовании. Столица вошла в тройку городов — лидеров по времени ожидания поезда в метро (1,5 минуты в час пик), скорости движения общественного транспорта (около 21 км/ч в час пик) и доле выделенных полос (6,5% против 2,3% в среднем). Москва также улучшила положение по физической доступности транспортной инфраструктуры, поднявшись с двенадцатого на шестое место. Этому способствовали вложение «значительных средств» в развитие рельсовой инфраструктуры, в том числе метрополитена, и строительство Московских центральных диаметров (МЦД), отмечают в McKinsey. По показателям удобства Москва опустилась с шестого на восьмое место.[38]
[править] Показатели
Объём грузовых перевозок в Москве (млн тонн):[39]
- 2005 год: 64,7
- 2011 год: 60,6
[править] Перспективы
[править] Железнодорожные вокзалы
Для улучшения пассажиропотока из Новой Москвы в центр столицы планируется построить два новых вокзала — на Курском направлении в Старосырово и на Киевском — в Санино.[40]
[править] Метро
К 2023 году в шаговой доступности от станций Московского метрополитена будут проживать свыше 90 % жителей Москвы.[41]
Планируется строительство новых линий Московского метро в посёлки Северный, Внуково и город Троицк.[42]
[править] Водный транспорт
В 2022 году планируется организовать регулярные пассажирские маршруты по Москве-реке. Первыми станут следующие направления: от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» в парк «Фили» и от бывшей промзоны «ЗИЛ» до Печатников. Если проект будет пользоваться популярностью у москвичей, он получит дальнейшее развитие.[43]
[править] Ссылки
[править] Мэрия Москвы
- Единый транспортный портал
- Транспорт
- Транспорт
- Итоги работы транспортного комплекса города Москвы 2010—2016
[править] Городской электротранспорт
[править] Рунет
- Развитие Московского транспортного узла
- Москва
- Транспорт
- «Аэроэкспресс» теряет пассажиров. 15 февраля 2016
- В Москве появится новый трамвайный маршрут от МКАД до центра
- Общественный транспорт Москвы в 2013 году: итоги
- Подмосковных пенсионеров без льгот лишили бесплатного проезда в транспорте Москвы. 18 июня 2015
- Генпрокуратура и ОНФ проверят заказ Москвы на гранитные бордюры. 10 августа 2015
- ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСОВ. 30 июня — 3 июля 2016 г.
- Центр Москвы избавят от «пробок» в 2016 году. 18 июня 2014
- ИТОГИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЗА 2016 ГОД И ПЛАНЫ НА 2017 ГОД
[править] Прочее
- Раздел о транспорте Москвы на сайте newsru.net
- TomTom European Congestion Index
- Пассажиропоток в общественном транспорте Москвы
- Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
- SUSTAINABLE CITIES MOBILITY INDEX 2017 BOLD MOVES
[править] Примечания
- ↑ Базы данных — Регионы — Москва[1]
- ↑ Об округе[2]
- ↑ Москва
- ↑ Москва в цифрах
- ↑ Москва в цифрах
- ↑ Москва в цифрах
- ↑ Москва в цифрах
- ↑ Оценка качества нефинансовой инфраструктуры Москвы и крупнейших мировых финансовых центров в части транспортной доступности международных аэропортов (на примере Лондона, Нью-Йорка, Сингапура и Гонконга)[3]
- ↑ Оценка качества нефинансовой инфраструктуры Москвы и крупнейших мировых финансовых центров в части транспортной доступности международных аэропортов (на примере Лондона, Нью-Йорка, Сингапура и Гонконга)[4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ В Москве начата реконструкция МКМЖД
- ↑ [24]
- ↑ Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха. Июнь 2018
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]