Экономика Москвы в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Промышленность
[править] Машиностроение
[править] Автомобильная промышленность
В апреле 1997 года в собственность города Москвы было передано 59,07 % находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерного общества «Москвич».[1]
В 1998 году в Москве стартовала сборка автомобилей Renault.[2]
[править] Прочее
В 1938 году в Москве был создан приборостроительный завод Наркомата судостроительной промышленности.[3]
В конце 1950-х годов был расширен завод № 48 в Москве (в настоящее время ПО «Молния»), занимавшийся производством баллистических корпусов и блоков автоматики.[4]
[править] Фармацевтическая промышленность
Научно-исследовательский институт по разработке и массовому выпуску препаратов, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой полиомиелита, был создан в Москве в 1956 году. К 1960 году его производственный отдел выпустил уже 43 миллиона доз полиомиелитной вакцины.[5]
[править] ТЭС
К 1941 году в Москве работало шесть ТЭЦ.
[править] Водоснабжение
Закладка Рублевской станции состоялась 15 июля 1901 года. Строительство велось хозяйственно-подрядным способом: городская Дума сама приобретала основные строительные материалы, а подрядчики обеспечивали поставку рабочей силы и выполнение работ. Получение подряда осуществлялось на конкурсной основе. На строительной площадке работало до 3 тысяч рабочих. К декабрю 1901 года, то есть за десять месяцев со дня начала работ, был построен временный водоприемник, котельная, машинное здание, отстойник, три английских фильтра, сборный резервуар, лаборатория с централизованным пробоотбором. Для персонала были построены 12 жилых домов с хозяйственными службами, амбулатория и родильный приют, школа, баня. Во всех служебных и жилых помещениях было проведено электрическое освещение, проложены мостовые, подземные водостоки. Для отвода хозяйственно-бытовых вод была устроена система канализации с перекачкой сточных вод через реку на левый берег на поля орошения.[6]
В 1903 г. Рублевская водопроводная станция была построена. Её мощность составляла 6 тыс.куб.м воды в сутки. Подготовка питьевой воды осуществлялась по так называемому «английскому» варианту, включающему отстаивание и последующее фильтрование на медленных песчаных фильтрах со скоростью 1 м/час. В 1904 г. во время половодья на станции был осуществлен первый опыт применения коагулянта — специального реагента для очистки воды.[7]
В 1930-х годах начался второй этап развития московского водопровода. К этому времени ресурс реки Москвы, как источника водоснабжения, был практически исчерпан. Генеральным планом развития столицы было намечено строительство системы водохранилищ на реке Волге, канала им. Москвы и Сталинской (в настоящее время Восточной) водопроводной станции.[8]
Строительство началось в 1935 году, а 16 июля 1937 года в Москву уже были поданы первые кубометры волжской воды. В 1975 году на Восточной водопроводной станции начала работать первая промышленная установка по озонированию воды.[9]
В октябре 1947 г. Постановлением Правительства было принято решение о строительстве Северной водопроводной станции. Первые сооружения Северной в составе насосной станции 1 подъема на Клязьминском водохранилище и 1-го блока очистных сооружений мощностью 500 тыс. куб.м/суткивошли в эксплуатацию в марте 1952 г. К 1974 году, после ряда реконструкций, проводимых без остановки производства, мощность Северной станции достигла 1920 тыс. куб.м в сутки.[10]
Бурный рост промышленности и жилищного строительства в 1950-х годах требовали увеличения подачи воды в город. Было принято решение о строительстве Можайского гидроузла в составе 3-х водохранилищ — Можайского (1960 г.), Рузского(1964 г.) и Озернинского (1967 г.). Ввод Можайской гидросистемы позволил ввести в эксплуатацию в 1964 г. Западную водопроводную станцию, строительство которой было обусловлено необходимостью организации водоснабжения новых районов столицы.[11]
Для обеспечения потребностей Западной и Рублевской водопроводных станций в 1977 году на территории Смоленской, Тверской и Московской областей была возведена Вазузская гидротехническая система, включающая в себя каскад водохранилищ на реках Вазуза, Яуза и Руза. Проектная мощность Вазузской гидротехнической системы составляет около 500 млн куб. м воды в год. Таким образом была создана надежная система водоснабжения города от двух поверхностных источников — Москворецко-Вазузского и Волжского, суммарная гарантированная водоотдача от которых составляет 11 млн м3 в сутки.[12]
Динамично развивалась московская городская водопроводная сеть. В 1917 году её протяженность составляла 750 км, в 1960-е годы она увеличилась до 4,7 тыс.км, а в 2000 г. — до 9,5 тыс. км.[13]
В конце ХХ века приступили к реконструкции станций водоподготовки, основной задачей которой было совершенствование процессов очистки питьевой воды путем внедрения новых современных технологий и повышение уровня надежности всей системы водоснабжения.[14]
[править] Канализация
1929 год — введена в эксплуатацию Кожуховская станция аэрофильтрации, на которой впервые в стране появились специальные очистные сооружения: песколовки, отстойники, аэротенки, метантенки.[15]
1938 год — введена в строй Люблинская станция аэрации. Сооружения новой станции были возведены на месте бывших полей орошения, принимавших стоки в начале века.[16]
1950 год — была запущена Курьяновская станция аэрации.[17]
В 1998 году в Москве была открыта новая станция аэрации в Южном Бутово.[18]
[править] Государственная политика
Закон о промышленной деятельности Москвы (N21) был подписан в 1999 году.[19]
[править] Строительство
В 1923 году в Москве по проекту Л. А. Серка были построены показательные рабочие кварталы.[20]
В 1948 году в Москве, в районе Песчаных улиц, на территории 300 га начали строить микрорайон, при проектировании которого использовались изготовленные в заводских условиях крупные детали.[21]
В 1990-х годах в Москве практиковалась комплексная застройка целых микрорайонов.[22]
[править] Транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
В 1908 году была введена в действие Московская окружная двухпутная железная дорога, которая имела выходы ко всем девяти направлениям, примыкающим к Москве.[23]
В 1929 году началось регулярное движение пригородных (электрических) поездов на участке Москва — Мытищи.[24]
В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) огромное значение придавалось строительству магистрали Москва — Донбасс, предназначенной для перевозки донецкого угля в Москву, районы Центра и на север страны. В феврале 1932 года принято решение о строительстве этой магистрали.[25]
[править] Метро
Первое в СССР метро начали строить в 1931 году в Москве.[26]
15 мая 1935 года была открыта первая очередь московского метро — от «Сокольников» до «Парка культуры». Строительство линии протяженностью 11,2 км и тринадцати станций шло всего два года.[27][28]
В декабре 1975 года метростревцы связали воедино Краснопресненскую и Ждановскую линию Московского метро.[29]
Новая желтая Калининская линия Московского метро протяжённостью 11,4 км от станции «Марксистская» до «Новогиреево» была открыта 30 декабря 1979 года.[30]
[править] Трамвайный транспорт
В 1909 году на Красной площади (вдоль Кремлёвской стены) были проложены трамвайные пути (рельсы сняты в 1930 году).[31]
Использование конок в Москве продолжалось до 1912 года.[32]
В разгар Великой Отечественной войны в июле 1943 года был введен единый тариф 15 копеек на поездку в трамвае вне зависимости от длительности.[33]
Во время денежной реформы 1947 года цены в трамвае поднялись до 30 копеек.[34]
В 1959 году на улицах Москвы появилась модель трамвая «Татра-2».[35]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт
18 апреля 1924 в Москве было запущено нескольких импортных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор. Эксплуатация линии показала хорошие результаты, и летом этого же года МЖКХ запустило маршрут уже в черте города. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом.[36]
В 1950-х годах из-за интенсивного снятия трамвайных линий автобус в Москве стал основным наземным пассажирским транспортом.[37]
Активное развитие автобусное сообщение получает в 1950—1960-е, с началом массовой застройки новых районов. Если в 1950 году в Москве было 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960-м их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 году — уже 256 (226 и 30 соответственно).[38]
С 1961 года меняется нумерация автобусных маршрутов: городские получают номера от 1 до 299, а пригородные – от 500 до 599.[39]
К 1963 году объём перевозок на автобусе почти сравнялся с объёмами перевозок на метро.[40]
[править] Троллейбусный транспорт
Троллейбусное движение в Москве было открыто в 1933 году.[41][42]
К лету 1941 года в Москве действовало 17 троллейбусных маршрутов.[43]
В 1965 году в Москве функционировало 2,5 тыс. троллейбусов.[44]
[править] Такси
К 1912 году в Москве 230 таксомоторов развозили пассажиров по твёрдым тарифам, установленным городской управой: дневной — 40 коп. за версту, ночной — 60 коп.[45]
21 июня 1925 года пятнадцать таксомоторов — автомобилей «Рено» — выехали на улицы Москвы.[46]
К 1930 году в Москве работало два таксопарка.[47]
До 1932 года в качестве такси на улицах Москвы трудились только иномарки — «Рено», «Фиат», «Форд». Затем таксопарки стали комплектоваться исключительно советской продукцией. Поначалу это был первенец автопрома — ГАЗ-А, а с конца 30-х — знаменитая «эмка», М-1.[48]
В 1935 году в Москве насчитывалось уже около 500 таксомоторов.[49]
К концу 1939 года по Москве колесили 3245 такси.[50]
В 1960-х в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси.[51]
В 1971 году в Москве было 17 таксопарков и 14200 легковых такси.[52]
В 1974 году в Москве было около 16 тыс. легковых такси.[53]
К концу 1980-х годов в Москве насчитывался 21 таксопарк.[54]
[править] Дороги
В 1960-х годах в Москве появился Калининский проспект.[55]
Строительство Третьего транспортного кольца непрерывно шло с 1999 года.[56]
В конце 1990-х годов в Москве решением мэра Юрия Лужкова в режим 80 км/ч были переведены ТТК и большинство вылетных магистралей на участках от ТТК до МКАД.[57]
[править] Вокзалы
В конце 1970-х годов был построен автовокзал на «Щёлковской».[58]
[править] Гаражи
В 1996 году в Москве была принята программа строительства многоэтажных гаражей-стоянок.[59]
[править] Парковки
С конца 1990-х годов в Москве действовала система платных уличных парковок.[60]
[править] Воздушный транспорт
В 1931 году в Москве на Ходынском поле открылся один из самых больших в мире аэровокзалов.[61]
В 1938 году в Москве началось строительство аэропорта Внуково.[62]
В 1964 г. во Внуковском аэропорту Москвы был сдан в эксплуатацию аэровокзал Внуково-1.[63]
[править] Связь
[править] Телефонная связь
В 1904 году в Москве была открыта самая большая в мире на то время центральная телефонная станция на 60 тыс. линий.[64]
[править] Телевидение
В Москве была построена Останкинская телебашня.
В середине 1980-х годов Москва была одним из самых телефицированных городов СССР: её жители могли принимать пять телеканалов (включая передачи ленинградского телевидения, транслируемые в дециметровом диапазоне).[65]
В конце 1990-х годов в Москве действовали два оператора платного ТВ.[66]
[править] Радио
В 1922 году в Москве силами сотрудников НРЛ была построена радиовещательная станция, названная именем Коминтерна, которая в то время оказалась самой мощной в мире.[67]
[править] Печатные СМИ
В 1909 году в Москве начался выпуск газеты «Коммерсантъ».[68]
В 1923 году в Москве попытались восстановить выпуск «Коммерсанта». Теперь уже по новым правилам и, естественно, без буквы «ъ» в конце. Газета в точности соответствовала изданию довоенных времен и отличалась лишь периодичностью выпуска — два-три раза в неделю. Третий номер газеты оказался последним.[69]
[править] Информационные агентства
Информационное агентство «Ежедневная гласность» создано в 1988 году в Москве.[70]
[править] Прочее
В сентябре 1999 года завершено строительство второй железнодорожной магистральной волоконно-оптической линии связи Москва — Новороссийск (Адлер).[71]
[править] Гостиницы
Отель международного уровня с иностранным управлением — «Савой» — появился в Москве в самом конце 1980-х годов.[72]
В начале 1990-х годов Москва была одним из наиболее прибыльных гостиничных центров мира, привлекательных с точки зрения инвестиций.[73]
В 1991—1993 годах в Москве открылся десяток «четырех-» и «пятизвездных» отелей. Одни — «Метрополь», «Марко Поло Палас», «Балчуг-Кемпински» — были реконструированными старыми гостиницами. Другие — «Аэростар», «Новотель», «Олимпик-Пента», «Рэдиссон-Славянская», «Пулман Ирис» — построили с нуля.[74]
[править] Торговля
В 1903 году в Москве был открыт бутик Boucheron, торжественную церемонию открытия курировала лично Александра Фёдоровна.[75]
В 1910 году в Москве открылся первый фирменный магазин DMG.[76]
В 1987 году в Москве появился первый дистрибутор Microsoft — совместное предприятие «Диалог».[77]
Первый магазин торговой сети «Техносила» открылся в 1993 году в Москве.[78]
В 1995 году в Москве открылся первый супермаркет сети «Перекрёсток».[79]
В 1999 году в Москве открылся первый розничный магазин «Дикси».[80]
В 1999 году в Москве был открыт первый бутик Vacheron Constantin на Кузнецком мосту.[81]
По состоянию на август 2000 года в Москве действовали 28 тыс. объектов мелкорозничной торговли.[82]
[править] Общественное питание
В октябре 1909 года в Москве открыли вегетарианскую столовую.[83]
В январе 1990 года в Москве открылся первый ресторан McDonalds.[84]
В 1993 году в Москве появился первый ресторан «Патио-пицца».[85]
В 1998 году в Москве открылось кафе-мороженое класса «премиум» «Хааген-Дазс».[86]
[править] Финансы
[править] Цены
6 июня 1992 года — в Москве введены свободные (рыночные) цены на хлеб и молочные продукты.[87]
[править] Банковская система
Московский кооперативный банк стал первым коммерческим банком Москвы.[88]
19 октября 1989 г. — в Москве учреждено первое советское совместное банковское предприятие — «Международный Московский банк». В число учредителей вошли три советских банка (суммарная доля 40 %) и пять зарубежных банков (суммарная доля 60 %).[89]
Морской акционерный банк (МБ) учрежден в 1989 году в Москве пароходствами Морфлота СССР, Госстрахом, Сбербанком и Жилсоцбанком СССР.[90]
В 1992 году в Москве был зарегистрирован Венчурный акционерный банк.[91]
Экономикс-банк был основан в 1992 году в Москве.[92]
[править] Городской бюджет
Доходы городского бюджета Москвы в 1913 г. составили всего 48 958,6 тыс. руб., из них: налоги и пошлины — 12 301,1 тыс. руб., до¬ходы от городских предприятий — 27 180,3 тыс. руб.; доходы от недвижимого имущества — 2508,9 тыс. руб.; поступления в возврат расходов города — 66 361,1 тыс. руб.; прочие доходы — 606,6 тыс. руб.[93]
Структура расходов бюджета Москвы в 1913 году была следующая: расходы на благоустройство составили 45,2 % общей суммы расходов, здравоохранение — 13,0, народное образова¬ние — 10,5, обязательные расходы — 7,7, городские предприятия — 6,4, общественное призрение — 5,4, содержание принадлежащих городу имуществ — 4,2, административные расходы — 4,1, уплата долгов — 0,6, прочие расходы — 2,9 %.[94]
[править] Доходы населения
[править] Заработная плата
Средняя зарплата в Москве составляла 5,9 тыс. рублей в 1992 году.[95]
[править] Пенсии
Средняя пенсия в Москве составляла 1,6 тыс. рублей в 1992 году.[96]
[править] Малое предпринимательство
В ноябре 1999 года первый заместитель руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Владимир Крышталев заявил: "Сейчас в Москве сосредоточено 25% всех малых предприятий России. Малый бизнес обеспечивает 40% налоговых поступлений в бюджет города и 20% ВВП Москвы. В этой сфере занято 1,7 млн постоянных сотрудников и еще 700 тыс. работают по контракту. Причем не только москвичи, но и приезжие."[97]
[править] Кинотеатры
В 1908 году в Москве насчитывалось не менее 80 кинотеатров.[98]
В 1908 году были приняты «Обязательные правила устройства и содержания синематографа в Москве».[99]
В 1941 году в Москве был открыт первый стереокинотеатр.[100]
В 1961 году в Москве появился кинотеатр «Россия».[101]
[править] Киностудии
В 1915 году купец Михаил Трофимов открыл в Москве киноателье «Русь», на базе которого в советское время действовала киностудия имени Горького.[102]
[править] Примечания
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ История
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]
- ↑ История транспорта России (IX — начало XXI в.)
- ↑ [55]
- ↑ [56]
- ↑ [57]
- ↑ [58]
- ↑ [59]
- ↑ [60]
- ↑ [61]
- ↑ [62]
- ↑ [63]
- ↑ [64]
- ↑ [65]
- ↑ [66]
- ↑ [67]
- ↑ [68]
- ↑ [69]
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ [70]
- ↑ [71]
- ↑ [72]
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Как изменилась Москва при Юрии Лужкове. 10 декабря 2019
- ↑ Как изменилась Москва при Юрии Лужкове. 10 декабря 2019
- ↑ [73]
- ↑ [74]
- ↑ [75]
- ↑ [76]
- ↑ [77]
- ↑ [78]