Экономика Москвы в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Отрасли

[править] Промышленность

[править] Машиностроение

[править] Автомобильная промышленность

В апреле 1997 года в собственность города Москвы было передано 59,07 % находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерного общества «Москвич».[1]

В 1998 году в Москве стартовала сборка автомобилей Renault.[2]

[править] Прочее

В 1938 году в Москве был создан приборостроительный завод Наркомата судостроительной промышленности.[3]

В конце 1950-х годов был расширен завод № 48 в Москве (в настоящее время ПО «Молния»), занимавшийся производством баллистических корпусов и блоков автоматики.[4]

[править] Фармацевтическая промышленность

Научно-исследовательский институт по разработке и массовому выпуску препаратов, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой полиомиелита, был создан в Москве в 1956 году. К 1960 году его производственный отдел выпустил уже 43 миллиона доз полиомиелитной вакцины.[5]

[править] ТЭС

К 1941 году в Москве работало шесть ТЭЦ.

[править] Водоснабжение

Закладка Рублевской станции состоялась 15 июля 1901 года. Строительство велось хозяйственно-подрядным способом: городская Дума сама приобретала основные строительные материалы, а подрядчики обеспечивали поставку рабочей силы и выполнение работ. Получение подряда осуществлялось на конкурсной основе. На строительной площадке работало до 3 тысяч рабочих. К декабрю 1901 года, то есть за десять месяцев со дня начала работ, был построен временный водоприемник, котельная, машинное здание, отстойник, три английских фильтра, сборный резервуар, лаборатория с централизованным пробоотбором. Для персонала были построены 12 жилых домов с хозяйственными службами, амбулатория и родильный приют, школа, баня. Во всех служебных и жилых помещениях было проведено электрическое освещение, проложены мостовые, подземные водостоки. Для отвода хозяйственно-бытовых вод была устроена система канализации с перекачкой сточных вод через реку на левый берег на поля орошения.[6]

В 1903 г. Рублевская водопроводная станция была построена. Её мощность составляла 6 тыс.куб.м воды в сутки. Подготовка питьевой воды осуществлялась по так называемому «английскому» варианту, включающему отстаивание и последующее фильтрование на медленных песчаных фильтрах со скоростью 1 м/час. В 1904 г. во время половодья на станции был осуществлен первый опыт применения коагулянта — специального реагента для очистки воды.[7]

В 1930-х годах начался второй этап развития московского водопровода. К этому времени ресурс реки Москвы, как источника водоснабжения, был практически исчерпан. Генеральным планом развития столицы было намечено строительство системы водохранилищ на реке Волге, канала им. Москвы и Сталинской (в настоящее время Восточной) водопроводной станции.[8]

Строительство началось в 1935 году, а 16 июля 1937 года в Москву уже были поданы первые кубометры волжской воды. В 1975 году на Восточной водопроводной станции начала работать первая промышленная установка по озонированию воды.[9]

В октябре 1947 г. Постановлением Правительства было принято решение о строительстве Северной водопроводной станции. Первые сооружения Северной в составе насосной станции 1 подъема на Клязьминском водохранилище и 1-го блока очистных сооружений мощностью 500 тыс. куб.м/суткивошли в эксплуатацию в марте 1952 г. К 1974 году, после ряда реконструкций, проводимых без остановки производства, мощность Северной станции достигла 1920 тыс. куб.м в сутки.[10]

Бурный рост промышленности и жилищного строительства в 1950-х годах требовали увеличения подачи воды в город. Было принято решение о строительстве Можайского гидроузла в составе 3-х водохранилищ — Можайского (1960 г.), Рузского(1964 г.) и Озернинского (1967 г.). Ввод Можайской гидросистемы позволил ввести в эксплуатацию в 1964 г. Западную водопроводную станцию, строительство которой было обусловлено необходимостью организации водоснабжения новых районов столицы.[11]

Для обеспечения потребностей Западной и Рублевской водопроводных станций в 1977 году на территории Смоленской, Тверской и Московской областей была возведена Вазузская гидротехническая система, включающая в себя каскад водохранилищ на реках Вазуза, Яуза и Руза. Проектная мощность Вазузской гидротехнической системы составляет около 500 млн куб. м воды в год. Таким образом была создана надежная система водоснабжения города от двух поверхностных источников — Москворецко-Вазузского и Волжского, суммарная гарантированная водоотдача от которых составляет 11 млн м3 в сутки.[12]

Динамично развивалась московская городская водопроводная сеть. В 1917 году её протяженность составляла 750 км, в 1960-е годы она увеличилась до 4,7 тыс.км, а в 2000 г. — до 9,5 тыс. км.[13]

В конце ХХ века приступили к реконструкции станций водоподготовки, основной задачей которой было совершенствование процессов очистки питьевой воды путем внедрения новых современных технологий и повышение уровня надежности всей системы водоснабжения.[14]

[править] Канализация

1929 год — введена в эксплуатацию Кожуховская станция аэрофильтрации, на которой впервые в стране появились специальные очистные сооружения: песколовки, отстойники, аэротенки, метантенки.[15]

1938 год — введена в строй Люблинская станция аэрации. Сооружения новой станции были возведены на месте бывших полей орошения, принимавших стоки в начале века.[16]

1950 год — была запущена Курьяновская станция аэрации.[17]

В 1998 году в Москве была открыта новая станция аэрации в Южном Бутово.[18]

[править] Государственная политика

Закон о промышленной деятельности Москвы (N21) был подписан в 1999 году.[19]

[править] Строительство

В 1923 году в Москве по проекту Л. А. Серка были построены показательные рабочие кварталы.[20]

В 1948 году в Москве, в районе Песчаных улиц, на территории 300 га начали строить микрорайон, при проектировании которого использовались изготовленные в заводских условиях крупные детали.[21]

В 1990-х годах в Москве практиковалась комплексная застройка целых микрорайонов.[22]

[править] Транспорт

Основная статья: Транспорт Москвы в XX веке

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

В 1908 году была введена в действие Московская окружная двухпутная железная дорога, которая имела выходы ко всем девяти направлениям, примыкающим к Москве.[23]

В 1929 году началось регулярное движение пригородных (электрических) поездов на участке Москва — Мытищи.[24]

В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) огромное значение придавалось строительству магистрали Москва — Донбасс, предназначенной для перевозки донецкого угля в Москву, районы Центра и на север страны. В феврале 1932 года принято решение о строительстве этой магистрали.[25]

[править] Метро

Первое в СССР метро начали строить в 1931 году в Москве.[26]

15 мая 1935 года была открыта первая очередь московского метро — от «Сокольников» до «Парка культуры». Строительство линии протяженностью 11,2 км и тринадцати станций шло всего два года.[27][28]

В декабре 1975 года метростревцы связали воедино Краснопресненскую и Ждановскую линию Московского метро.[29]

Новая желтая Калининская линия Московского метро протяжённостью 11,4 км от станции «Марксистская» до «Новогиреево» была открыта 30 декабря 1979 года.[30]

[править] Трамвайный транспорт

В 1909 году на Красной площади (вдоль Крем­лёв­ской сте­ны) бы­ли про­ло­же­ны трам­вай­ные пу­ти (рель­сы сня­ты в 1930 году).[31]

Использование конок в Москве продолжалось до 1912 года.[32]

В разгар Великой Отечественной войны в июле 1943 года был введен единый тариф 15 копеек на поездку в трамвае вне зависимости от длительности.[33]

Во время денежной реформы 1947 года цены в трамвае поднялись до 30 копеек.[34]

В 1959 году на улицах Москвы появилась модель трамвая «Татра-2».[35]

[править] Автомобильный транспорт

[править] Автобусный транспорт

18 апреля 1924 в Москве было запущено нескольких импортных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава — Серебряный Бор. Эксплуатация линии показала хорошие результаты, и летом этого же года МЖКХ запустило маршрут уже в черте города. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом.[36]

В 1950-х годах из-за интенсивного снятия трамвайных линий автобус в Москве стал основным наземным пассажирским транспортом.[37]

Активное развитие автобусное сообщение получает в 1950—1960-е, с началом массовой застройки новых районов. Если в 1950 году в Москве было 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960-м их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 году — уже 256 (226 и 30 соответственно).[38]

С 1961 года меняется нумерация автобусных маршрутов: городские получают номера от 1 до 299, а пригородные – от 500 до 599.[39]

К 1963 году объём перевозок на автобусе почти сравнялся с объёмами перевозок на метро.[40]

[править] Троллейбусный транспорт

Троллейбусное движение в Москве было открыто в 1933 году.[41][42]

К лету 1941 года в Москве действовало 17 троллейбусных маршрутов.[43]

В 1965 году в Москве функционировало 2,5 тыс. троллейбусов.[44]

[править] Такси

К 1912 году в Москве 230 таксомоторов развозили пассажиров по твёрдым тарифам, установленным городской управой: дневной — 40 коп. за версту, ночной — 60 коп.[45]

21 июня 1925 года пятнадцать таксомоторов — автомобилей «Рено» — выехали на улицы Москвы.[46]

К 1930 году в Москве работало два таксопарка.[47]

До 1932 года в качестве такси на улицах Москвы трудились только иномарки — «Рено», «Фиат», «Форд». Затем таксопарки стали комплектоваться исключительно советской продукцией. Поначалу это был первенец автопрома — ГАЗ-А, а с конца 30-х — знаменитая «эмка», М-1.[48]

В 1935 году в Москве насчитывалось уже около 500 таксомоторов.[49]

К концу 1939 года по Москве колесили 3245 такси.[50]

В 1960-х в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси.[51]

В 1971 году в Москве было 17 таксопарков и 14200 легковых такси.[52]

В 1974 году в Москве было около 16 тыс. легковых такси.[53]

К концу 1980-х годов в Москве насчитывался 21 таксопарк.[54]

[править] Дороги

В 1960-х годах в Москве появился Калининский проспект.[55]

Строительство Третьего транспортного кольца непрерывно шло с 1999 года.[56]

В конце 1990-х годов в Москве решением мэра Юрия Лужкова в режим 80 км/ч были переведены ТТК и большинство вылетных магистралей на участках от ТТК до МКАД.[57]

[править] Вокзалы

В конце 1970-х годов был построен автовокзал на «Щёлковской».[58]

[править] Гаражи

В 1996 году в Москве была принята программа строительства многоэтажных гаражей-стоянок.[59]

[править] Парковки

С конца 1990-х годов в Москве действовала система платных уличных парковок.[60]

[править] Воздушный транспорт

В 1931 году в Москве на Ходынском поле открылся один из самых больших в мире аэровокзалов.[61]

В 1938 году в Москве началось строительство аэропорта Внуково.[62]

В 1964 г. во Внуковском аэропорту Москвы был сдан в эксплуатацию аэровокзал Внуково-1.[63]

[править] Связь

[править] Телефонная связь

В 1904 году в Москве была открыта самая большая в мире на то время центральная телефонная станция на 60 тыс. линий.[64]

[править] Телевидение

В Москве была построена Останкинская телебашня.

В середине 1980-х годов Москва была одним из самых телефицированных городов СССР: её жители могли принимать пять телеканалов (включая передачи ленинградского телевидения, транслируемые в дециметровом диапазоне).[65]

В конце 1990-х годов в Москве действовали два оператора платного ТВ.[66]

[править] Радио

В 1922 году в Москве силами сотрудников НРЛ была построена радиовещательная станция, названная именем Коминтерна, которая в то время оказалась самой мощной в мире.[67]

[править] Печатные СМИ

В 1909 году в Москве начался выпуск газеты «Коммерсантъ».[68]

В 1923 году в Москве попытались восстановить выпуск «Коммерсанта». Теперь уже по новым правилам и, естественно, без буквы «ъ» в конце. Газета в точности соответствовала изданию довоенных времен и отличалась лишь периодичностью выпуска — два-три раза в неделю. Третий номер газеты оказался последним.[69]

[править] Информационные агентства

Информационное агентство «Ежедневная гласность» создано в 1988 году в Москве.[70]

[править] Прочее

В сентябре 1999 года завершено строительство второй железнодорожной магистральной волоконно-оптической линии связи Москва — Новороссийск (Адлер).[71]

[править] Гостиницы

Отель международного уровня с иностранным управлением — «Савой» — появился в Москве в самом конце 1980-х годов.[72]

В начале 1990-х годов Москва была одним из наиболее прибыльных гостиничных центров мира, привлекательных с точки зрения инвестиций.[73]

В 1991—1993 годах в Москве открылся десяток «четырех-» и «пятизвездных» отелей. Одни — «Метрополь», «Марко Поло Палас», «Балчуг-Кемпински» — были реконструированными старыми гостиницами. Другие — «Аэростар», «Новотель», «Олимпик-Пента», «Рэдиссон-Славянская», «Пулман Ирис» — построили с нуля.[74]

[править] Торговля

В 1903 году в Москве был открыт бутик Boucheron, торжественную церемонию открытия курировала лично Александра Фёдоровна.[75]

В 1910 году в Москве открылся первый фирменный магазин DMG.[76]

В 1987 году в Москве появился первый дистрибутор Microsoft — совместное предприятие «Диалог».[77]

Первый магазин торговой сети «Техносила» открылся в 1993 году в Москве.[78]

В 1995 году в Москве открылся первый супермаркет сети «Перекрёсток».[79]

В 1999 году в Москве открылся первый розничный магазин «Дикси».[80]

В 1999 году в Москве был открыт первый бутик Vacheron Constantin на Кузнецком мосту.[81]

По состоянию на август 2000 года в Москве действовали 28 тыс. объектов мелкорозничной торговли.[82]

[править] Общественное питание

В октябре 1909 года в Москве открыли вегетарианскую столовую.[83]

В январе 1990 года в Москве открылся первый ресторан McDonalds.[84]

В 1993 году в Москве появился первый ресторан «Патио-пицца».[85]

В 1998 году в Москве открылось кафе-мороженое класса «премиум» «Хааген-Дазс».[86]

[править] Финансы

Основная статья: Финансы в Москве в XX веке

[править] Цены

6 июня 1992 года — в Москве введены свободные (рыночные) цены на хлеб и молочные продукты.[87]

[править] Банковская система

Московский кооперативный банк стал первым коммерческим банком Москвы.[88]

19 октября 1989 г. — в Москве учреждено первое советское совместное банковское предприятие — «Международный Московский банк». В число учредителей вошли три советских банка (суммарная доля 40 %) и пять зарубежных банков (суммарная доля 60 %).[89]

Морской акционерный банк (МБ) учрежден в 1989 году в Москве пароходствами Морфлота СССР, Госстрахом, Сбербанком и Жилсоцбанком СССР.[90]

В 1992 году в Москве был зарегистрирован Венчурный акционерный банк.[91]

Экономикс-банк был основан в 1992 году в Москве.[92]

[править] Городской бюджет

Доходы городского бюджета Москвы в 1913 г. составили всего 48 958,6 тыс. руб., из них: налоги и пошлины — 12 301,1 тыс. руб., до¬ходы от городских предприятий — 27 180,3 тыс. руб.; доходы от недвижимого имущества — 2508,9 тыс. руб.; поступления в возврат расходов города — 66 361,1 тыс. руб.; прочие доходы — 606,6 тыс. руб.[93]

Структура расходов бюджета Москвы в 1913 году была следующая: расходы на благоустройство составили 45,2 % общей суммы расходов, здравоохранение — 13,0, народное образова¬ние — 10,5, обязательные расходы — 7,7, городские предприятия — 6,4, общественное призрение — 5,4, содержание принадлежащих городу имуществ — 4,2, административные расходы — 4,1, уплата долгов — 0,6, прочие расходы — 2,9 %.[94]

[править] Доходы населения

[править] Заработная плата

Средняя зарплата в Москве составляла 5,9 тыс. рублей в 1992 году.[95]

[править] Пенсии

Средняя пенсия в Москве составляла 1,6 тыс. рублей в 1992 году.[96]

[править] Малое предпринимательство

В ноябре 1999 года первый заместитель руководителя департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Владимир Крышталев заявил: "Сейчас в Москве сосредоточено 25% всех малых предприятий России. Малый бизнес обеспечивает 40% налоговых поступлений в бюджет города и 20% ВВП Москвы. В этой сфере занято 1,7 млн постоянных сотрудников и еще 700 тыс. работают по контракту. Причем не только москвичи, но и приезжие."[97]

[править] Кинотеатры

В 1908 году в Москве насчитывалось не менее 80 кинотеатров.[98]

В 1908 году были приняты «Обязательные правила устройства и содержания синематографа в Москве».[99]

В 1941 году в Москве был открыт первый стереокинотеатр.[100]

В 1961 году в Москве появился кинотеатр «Россия».[101]

[править] Киностудии

В 1915 году купец Михаил Трофимов открыл в Москве киноателье «Русь», на базе которого в советское время действовала киностудия имени Горького.[102]

[править] Примечания

  1. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  2. [1]
  3. [2]
  4. Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А. Укрощение ядра — Саров, 2003 г.
  5. [3]
  6. [4]
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. [8]
  11. [9]
  12. [10]
  13. [11]
  14. [12]
  15. История
  16. История
  17. История
  18. [13]
  19. [14]
  20. [15]
  21. [16]
  22. [17]
  23. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  24. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  25. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  26. [18]
  27. [19]
  28. [20]
  29. [21]
  30. [22]
  31. [23]
  32. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  33. [24]
  34. [25]
  35. [26]
  36. [27]
  37. [28]
  38. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  39. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  40. [29]
  41. [30]
  42. [31]
  43. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  44. [32]
  45. [33]
  46. [34]
  47. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  48. [35]
  49. [36]
  50. [37]
  51. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  52. [38]
  53. [39]
  54. [40]
  55. [41]
  56. [42]
  57. [43]
  58. [44]
  59. [45]
  60. [46]
  61. [47]
  62. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  63. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  64. [48]
  65. [49]
  66. [50]
  67. [51]
  68. [52]
  69. [53]
  70. [54]
  71. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  72. [55]
  73. [56]
  74. [57]
  75. [58]
  76. [59]
  77. [60]
  78. [61]
  79. [62]
  80. [63]
  81. [64]
  82. [65]
  83. [66]
  84. [67]
  85. [68]
  86. [69]
  87. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  88. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  89. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  90. [70]
  91. [71]
  92. [72]
  93. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  94. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  95. Как изменилась Москва при Юрии Лужкове. 10 декабря 2019
  96. Как изменилась Москва при Юрии Лужкове. 10 декабря 2019
  97. [73]
  98. [74]
  99. [75]
  100. [76]
  101. [77]
  102. [78]
История экономики Москвы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы


Экономика Москвы
История  XII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Внутренний водный транспортВоздушный транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Темы  ВРПОсновные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
Личные инструменты