Москва в XIX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



При московском генерал-губернаторе Ф. В. Ростопчине Москва значительно украсилась и благоустроилась после нашествия наполеоновских войск.[1]

К середине XIX века Москва приобрела стилистическую цельность, которой не ощущалось прежде. Центральные площади и главные магистрали стали более просторными, а застройка кварталов более плотной. Сформировались Бульварное кольцо и Садовое кольцо, парадные общественные и прогулочные зоны. Единые симметричные фасады возрождённой Москвы центре дополняли классицистические ансамбли XVIII века, сохранившиеся на окраинах. Эта новая регулярная застройка в сочетании с зеленью садов, живописными уголками, храмами и монастырями создавала совершенно особый архитектурный облик города.[2]

Население и территория Москвы начинают быстро расти во второй половине XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861 году.[3]

Содержание

[править] События

1804 г. — Открытие первого Мытищинского городского водопровода.[4]

1812 г. — 7 сентября (нов. ст.) — Бородинское сражение.[5]

13 сентября — военный совет в Филях.[6]

14 сентября французы занимают Москву.[7]

15 сентября вспыхивает московский пожар.[8]

19 октября французская армия начинает отступление из Москвы.[9]

1816 г. — Н. М. Карамзин заканчивает под Москвой первые восемь томов «Истории государства Российского».[10]

1817—1819 гг. — Река Неглинная заключена в подземную трубу.[11]

1817—1825 гг. — Засыпан ров вокруг Земляного города.[12]

1822 г. — Впервые на московской сцене выступает родоначальник реалистического театрального искусства актер М. С. Щепкин.[13]

1824 г. — Открытие Малого театра. А. С. Грибоедов заканчивает в Москве комедию «Горе от ума».[14]

1825 г. — Открытие Большого театра.[15]

1826 г. — Пушкин впервые читает своим московским друзьям только что написанного «Бориса Годунова».[16]

1836 г. — Впервые на сцене Малого театра в Москве идет «Ревизор» Гоголя.[17]

1851 г. — В Москву приходит первый поезд по только что открытой Николаевской (позже Октябрьской) железной дороге.[18]

1822 г. — Впервые печатаются «Записки охотника» И. С. Тургенева.[19]

1862 г. — Открытие Румянцевской публичной библиотеки.[20]

1863 г. — Родоначальник русской физиологии И. М. Сеченов заканчивает работу «Рефлексы головного мозга».[21]

1866 г. — Открытие Московской консерватории.[22]

1872 г. — Открытие Политехнического музея.[23]

Открытие Высших женских курсов в Москве (в будущем МПГУ им. Ленина).[24]

На московских улицах появляется первая конка (общественный транспорт конно-железной городской дороги).[25]

1879 г. — Первое исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Тем временем в Москву приезжает А. П. Чехов и поступает на медицинский факультет Московского университета.[26]

1880 г. — В Москве открыт памятник А. С. Пушкину.[27]

1880—1891 гг. — В Москве и под Москвой, в имении Абрамцево, работают талантливые русские художники. Среди них А. Е. Архипов, братья В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, С, В, Иванов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов и И. Е. Репин.[28]

1881 г. — Москва торжественно празднует юбилей наставника Московского университета, русского врача-новатора Н. И. Пирогова.[29]

1883 г. — Открытие Исторического музея. Тем временем в Москве, на Большом Каменном мосту, загораются первые электрические дуговые фонари.[30]

1892 г. — Передача П. М. Третьяковым его собрания картин городу Москве.[31]

Композитор С. В. Рахманинов заканчивает Московскую Консерваторию, а А. П. Чехов уезжает из Москвы в небольшое подмосковное имение Мелихово, где начинается золотая пора его творчества.[32]

1895 г. — Московские рабочие впервые празднуют день 1 мая.[33]

1896 г. — Электрические фонари зажигаются на Тверской улице от Охотного ряда до теперешней площади Пушкина.[34]

1898 г. — Московский Художественный театр дает первый спектакль.[35]

[править] Политика

В 1814 году в Москве был основан «Орден русских рыцарей». Эта первая тайная московская организация (просуществовавшая до 1817 года) была создана трудами Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова с целью учреждения в России конституционной монархии.[36]

Первая половина 1818 года — образование в Москве «Союза благоденствия».[37]

Март 1825 года — создание в Москве «Практического союза».[38]

В 1869 году в Мо­ск­ве была создана ор­га­ни­за­ция «На­род­ная рас­пра­ва».[39]

В 1879 году в Мо­ск­ве со­сто­ял­ся тай­ный зем­ский съезд (30-40 уча­ст­ни­ков), на ко­то­ром об­су­ж­дал­ся во­прос о соз­да­нии по­сто­ян­ной ор­га­ни­за­ции зем­ских глас­ных «вви­ду не­из­беж­но­сти борь­бы с пра­ви­тель­ст­вом за кон­сти­ту­цию и про­тив тер­ро­ра».[40]

[править] Коронации императоров

Непосредственно в сами дни коронаций Александра I (15 сентября 1801 г.), Николая I (22 августа 1826 г.), Александра II (26 августа 1856 г.), Александра III (15 мая 1883 г.) и Николая II (14 мая 1896 г.) происходила уже хорошо отработанная церемония: праздничные шествия к Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам, церковный обряд коронации, торжественный обед в Грановитой палате.[41]

[править] Силовые структуры

Численность расквартированных воинских частей в Москве в 1811 году равнялась 11746 человек.[42]

Днем 2(14) сентября 1812 года последние конные полки из отряда прикрытия генерала Милорадовича в полном порядке тихо прошли всю Москву от Дорогомиловской до Покровской заставы.[43]

Осенью 1817 года в Москву из Санкт-Петербурга прибывают гвардейские полки, которым было поручено сопровождать Александра I, желавшего отметить в Москве пятилетнюю годовщину изгнания французов.[44]

В 1876 году в Москве сформировали первый специальный железнодорожный батальон.[45]

[править] Экономика

[править] Промышленность

Промышленное производство Москвы в начале XIX века было исключительно мануфактурным.[46]

В 1811 году в Москве было 172 завода, 167 фабрик и 216 мануфактурных предприятий.[47]

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Кондитерская промышленность

В XIX веке в Москве заработали знаменитые кондитерские фабрики Эйнема и Абрикосовых.[48]

[править] Лёгкая промышленность

В 1802 году в Москве было 10 суконных фабрик.[49]

В 1808 году в Москве купцом Ф. Пантелеевым была основана первая бумагопрядильная фабрика.[50]

[править] Водоснабжение

28 октября 1804 года состоялось открытие водопровода — в Москву начали ежедневно поступать около 300 тыс. ведер (1 ведро=12,3 л) чистой и вкусной воды из мытищинских ключей.[51]

Русские инженеры Н. И. Яниш, А. И. Дельвиг, Н. П. Зимин Е. К. Кнорре, Н. Е. Жуковский в разные годы XIX века занимались усовершенствованием и развитием московского водопровода, которого постоянно требовала растущая столица. К 70-м годам 19 века в Москве проживало около 700 тысяч жителей. Город рос, быстрыми темпами развивалась промышленность. 500 тысяч ведер воды в сутки, подаваемые Мытищинским водопроводом, уже не удовлетворяли городские потребности. Недостаточный напор в водопроводной сети не позволял подавать воду на верхние этажи домов, создавал значительные неудобства при тушении пожаров. Планируемая в городе современная система канализации также требовала большого дополнительного расхода воды.[52]

В 1890—1893 г.г. по проекту заведующего Московским водопроводом Николая Петровича Зимина был построен Новый Мытищинский водопровод, сохранивший общую схему предыдущего. Мощность водопровода была увеличена до 1500 тыс. ведер в сутки, усовершенствованы основные сооружения, поставлены современные паровые машины, построены две водонапорные башни у Крестовской заставы. Было проложено 116 км водопроводной сети, диаметром от 100 до 700 мм. Сеть была кольцевой из чугунных труб с асфальтировкой изнутри и снаружи. Поставщиками труб были Брянский, Нарвский заводы, завод братьев Бромлей и др. Все материалы были очень высокого качества — поставщики знали о строгости приемки.[53]

Растущий город требовал увеличения подачи воды: количество городского населения достигло 1,1 млн.человек, бурно развивалась промышленность. Московский водопровод в существующем виде достиг предела своего развития. Проведенные изыскания показали, что единственным надежным источником для водоснабжения может служить только река Москва выше города.[54]

В марте 1900 г. городская Дума утвердила выбор окрестностей деревни Рублево в качестве места водозабора и как площадку для строительства водоподъемных и очистных сооружений.[55]

[править] Канализация

1898 г. — ввод в действие первой очереди московской канализации. Она включала в себя 262 км городской канализационной сети, Главную насосную станцию, загородный Люблинский канал, Люблинские поля орошения.[56]

[править] Прочее

В начале XIX века в Москве имелось 9 сальных и свечных заводов и один восковой, 41 кожевенный завод, 5 сыромятных, 356 кузниц.[57]

[править] Строительство

Комиссия для строений в Москве была учреждена в 1813 году и проработала до 1843 года. Перед ней была поставлена цель быстрого восстановления Москвы с внесением поправок в её планировку. Комиссия была организована под начальством генерал-губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. В ней работали архитекторы В. Балашов, О. И. Бове, Д. Борисов, Д. Григорьев, И. Жуков, С. Кесарино (землемер), А. Ратшин, Ф. Соколов, И. Соколов, Ф. Шестаков.[58]

[править] Сухопутный транспорт

Москва в 1812 году являлась крупнейшим в России узлом дорог.[59]

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

1 февраля 1842 года был подписан высочайший указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва.[60]

Петербургский железнодорожный вокзал в Москве возвели по проекту архитектора К. Тона, одержавшего победу в конкурсе.[61]

В 1851 году в Москве появляется первая железнодорожная ветка — Николаевская, соединившая Москву с Санкт-Петербургом.[62] Открылась дорога 1 ноября 1851 года в 11 ч 15 мин. Через 21 ч 45 мин поезд благополучно прибыл в Москву.[63]

В 1853 году первый скоростной поезд покрыл расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой за 12 ч, учитывая 1 ч 20 мин на остановки.[64]

В начале 1870-х годов Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел.

[править] Конка

Проект линии конного трамвая был разработан для Москвы в 1864 году.[65]

Конка появилась в Москве в 1872 году к открытию Политехнической выставки.[66][67] Движение запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до Тверской заставы (сейчас на этом месте находится Белорусский вокзал).[68]

В 1875 году создаётся «Первое общество конно-железных дорог в Москве».[69]

В 1880-х годах конка стала основным видом городского транспорта в Москве.[70]

К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км.[71]

[править] Шоссейные дороги

В 1816 году началось сооружение первого в России шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом, которое было закончено через 18 лет.[72]

[править] Дилижансы

В 1820 году было впервые установлено сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом в дилижансах.[73]

Для организации регулярного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой в 1820 г. было образовано первое в стране крупное дилижансное общество. Путь между столицей составлял 4-4,5 суток, в карете помещалось 8 пассажиров, они могли бесплатно провозить багаж до 8 кг и еще до 12 кг за дополнительную плату. Стоимость проезда внутри кареты составляла 95 р. — значительную для того времени сумму (например, курица тогда стоила 5 к., бутылка шампанского — 1,5 р.). За первые 10 лет было перевезено 33 600 чел.[74]

[править] Почта

Указ 20 ноября 1816 года предписывал установить почтовое сообщение между Москвой, Нижнем Новгородом и Казанью.[75]

[править] Торговля

В XIX веке в Москве стали популярны пассажи — торговые здания, в которых магазины размещались ярусами по сторонам широкого прохода-галереи.[76]

В Москве в 1840-х годах крестьяне составляли почти половину всех торговцев.

[править] Общественное питание

В 1896 году в Москве начала работать частная вегетарианская столовая.[77]

[править] Финансы

Основная статья: Финансы в Москве в XIX веке

В начале XIX века около 58 % доходов Москвы составлял поземельный сбор, около 23 % — сборы с торговли и торговых предприятий, 10,5 % — сборы с промышленных предприятий и промысловых занятий.[78]

В 1837—1839 годах организуется биржа в Москве.

В бюджете Москвы в 1887 году доля доходов от городских предприятий составила 7,6 %.[79]

[править] Кинотеатры

В декабре 1897 года в Москве открылся «Электрический кинотеатр».[80]

[править] Трудовые ресурсы

В Мо­ск­ве с нач. 1870-х гг. до 1899 чис­ло лиц, за­пи­сан­ных в ку­пе­че­ские гиль­дии, умень­ши­лось с 30 тыс. чел. до 2,5 тыс. чел.[81]

[править] Наука

Первое десятилетие XIX века было отмечено открытием в Москве целого ряда научных обществ.[82]

[править] История

[править] Археология

Ар­хео­ло­гическое изу­че­ние тер­ри­то­рии Московского Кремля ве­дёт­ся с сер. 19 в.[83]

[править] Музеи

В 1844—1851 годах со­ору­жа­лось но­вое зда­ние Ору­жей­ной па­ла­ты (од­но из пер­вых зда­ний му­зей­но­го на­зна­че­ния в Рос­сии), вы­пол­нен­ное в рус.-ви­зант. сти­ле (арх. Тон) и примк­нув­шее к крем­лёв­ской сте­не у Бо­ро­виц­ких во­рот.[84]

[править] Образование

В 1803 году в Москве был организован Екатерининский институт.[85]

Одним с первых профессиональных учебных заведений Москвы была «Практическая коммерческая академия», основанная в 1804 году.[86]

В 1824 году в Москве появился Кадетский корпус.[87]

В Москве по переписи 1871 года совершенно неграмотных людей насчитали 55 %.

В 1896 году в Москве было открыто Инженерное училище.

[править] Здравоохранение

Боль­ни­ца для ра­бо­чих на 6 ко­ек бы­ла от­кры­та в 1840 году на фаб­ри­ке Про­хо­ро­вых в Мо­ск­ве.[88]

В Москве первые три станции скорой помощи были организованы в 1898 году.[89]

[править] Спорт

14.10.1894 в Мо­ск­ве при Моск. клу­бе ве­ло­си­пе­ди­стов соз­дан кру­жок «лы­же­беж­цев».[90]

[править] Население

Если в 1810 г. в Москве насчитывалось 229,8 тыс. жителей, то к 1830 г. их было уже 261,4 тыс. человек, к 1840 г. — 334,0 тыс. человек, а к 1846 г. — 366,1 тыс. жителей. При этом число московских жителей увеличивалось не за счет естественного прироста населения, который в середине XIX века был даже отрицательным, а вследствие мощного притока крестьян из окрестных губерний на заработки.

В 1810 г. в Москве было учтено 145 тыс. крестьян (63 % всех жителей), а в 1846 г. — 202 тыс. (55 %).

К середине XIX века Москва являлась (после Санкт-Петербурга) вторым по численности жителей городом в России.

На­се­ле­ние Мо­ск­вы с сер. 19 в. до 1897 уве­ли­чи­лось с 462 тыс. чел. до 1,038 млн.[91]

В 1850—1900 годах население Москвы увеличилось в 3,1 раза.

[править] Иностранцы

В 1812 году в Москве жило 3600 иностранных подданных. Это были торговцы, актеры, парикмахеры, ремесленники, гувернеры и врачи.[92]

[править] Освещение

В 1892 году Красная площадь бы­ла ос­ве­ще­на элек­трич. фо­на­ря­ми.[93]

[править] Камер-Коллежский вал

В 1805 году было отпущено 48 тыс. рублей на ремонт Камер-Коллежского вала.[94]

С 1806 года Камер-Коллежский вал стал официальной полицейской границей между Москвой, которым управляла Городская дума, и Московским уездом, которым управляло земство.[95]

Во второй половине XIX века Камер-Коллежский вал был постепенно срыт. На его месте возникли улицы.[96]

[править] Издания

В 1815 году в Москве издавался журнал «Амфион», в котором печатались как переводы западных писателей, так и произведения отечественных авторов — Жуковского, Вяземского, Батюшкова.[97]

[править] Недвижимость

[править] Здания

30 ноября 1817 года в Москве был открыт Манеж.[98]

В 1839—1849 годах вза­мен преж­них цар­ских и ве­ли­ко­кня­же­ских двор­цов был воз­ве­дён Большой Кремлёвский дворец в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (по про­ек­ту К. А. То­на). При­ме­не­ние в его оформ­ле­нии де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов 17 в. со­че­та­лось с жё­ст­кой позд­не­клас­си­ци­стич. струк­ту­рой пла­но­во­го и объ­ём­но­го по­строе­ния. На 1-м эта­же двор­ца бы­ли рас­по­ло­же­ны жи­лые по­кои цар­ской се­мьи, 2-й этаж за­ни­ма­ли па­рад­ные за­лы, уб­ран­ст­во ко­то­рых по­свя­ща­лось рос. ор­де­нам (от­сю­да на­име­но­ва­ния за­лов — Ге­ор­ги­ев­ский, Ека­те­ри­нин­ский, Вла­ди­мир­ский, Ан­д­ре­ев­ский, Алек­сан­д­ров­ский). При воз­ве­де­нии двор­ца при­ме­ня­лись но­вые кон­ст­рук­ции и ма­те­риа­лы: ме­тал­лич. стро­пи­ла, це­мент и бе­тон — на­ря­ду с кам­нем, ред­ки­ми по­ро­да­ми де­ревь­ев и ураль­ски­ми са­мо­цве­та­ми. Сво­им объ­ё­мом но­вый дво­рец пе­ре­крыл вид на ос­тав­шие­ся в глу­би­не те­ре­ма́ и во мно­гом по­да­вил ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся ан­самбль Московского Кремля. В свя­зи с его воз­ве­де­ни­ем был сне­сён храм Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи и сры­та мы­со­вая часть хол­ма.[99]

[править] Озеленённые территории

С 1820 по 1823 гг. проводилось строительство Кремлевских садов, которые позднее назывались Александровскими. Эти сады были построены по проекту архитектора О. Бове. Сад является мемориалом, посвященный Отечественной войне 1812 года, о чем красноречиво говорят монументальные чугунные ворота, украшенные военной символикой. Продолжением композиции ворот являлась кованная ограда, сооруженная по рисункам архитектора Ф. М. Шестакова.[100]

[править] Кремль

Ни­коль­ская башня Кремля была над­стро­ена в 1809—1811 годах.[101]

С 1817 по 1819 гг. архитектором О. Бове была восстановлена Водовзводная башня московского Кремля.[102]

[править] Красная площадь

В 1804 году Красная площадь была вы­мо­ще­на бу­лыж­ни­ком.[103]

Окон­чат. сло­же­ние совр. об­ли­ка Красной площади свя­за­но с со­ору­же­ни­ем ря­да зда­ний в рус­ском сти­ле — Ис­то­ри­че­ско­го му­зея на мес­те быв. Зем­ско­го при­ка­за (1875-83, арх. В. О. Шер­вуд, инж. А. А. Се­мё­нов); в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от не­го на мес­те быв. При­сут­ст­вен­ных мест — Гор. ду­мы [1890-92, арх. Д. Н. Чи­ча­гов; ны­не фи­ли­ал ГИМа], Верх­них тор­го­вых ря­дов (1888-93, арх. А. Н. По­ме­ран­цев, инж. В. Г. Шу­хов; ны­не зда­ние ГУМа) и Сред­них тор­го­вых ря­дов (1890-94, арх. Р. И. Клейн).[104]

[править] Культура

В 1820 году в Москве с успехом проходит концерт валторниста Г. Гугеля.[105]

[править] Религии

В Москве в 1811 году числилось 329 церквей, 24 монастыря и 33 часовни.[106]

25 декабря 1812 года Александром I был подписан Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя.[107]

В 1821 году пе­ред Спас­ски­ми во­ро­та­ми по­строе­ны 2 ка­мен­ные ча­сов­ни.[108]

В 1891 году из Моск­вы в гу­бер­нии чер­ты осед­лос­ти вы­се­ле­но ок. 10 тыс. ре­мес­лен­ни­ков иудей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния.[109]

[править] Памятники

Идея установить памятник двум героям Отечества — Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, спасшим Россию от польских интервентов в начале XVII века, родилась в умах членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1804 году. Тогда же была объявлена подписка на сбор средств. Правда, еще оставалось неясным — где стоять монументу — в Москве, которую освободило народное ополчение, или в Нижнем Новгороде, где это ополчение формировалось. Спустя некоторое время был объявлен конкурс на лучший скульптурный проект. В соревновании приняли участие такие знаменитые ваятели своего времени как Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов и архитекторы Тома де Томон и Александр Михайлов. Но победителем стал Иван Мартос. Именно он, кстати, и убедил Александра I поставить памятник в Москве, где происходили основные события Смутного времени. 1 января 1809 года император издал указ о сборе средств на установку памятника. По всем губерниям была разослана гравюра, изображающая монумент в том виде, как его представлял Мартос. Однако события Отечественной войны 1812 года застопорили работу. Зато с каким энтузиазмом россияне вновь взялись за дело после изгнания французов! Теперь ни у кого не было сомнений — памятник должен стоять в первопрестольной, как символ победы над иноземными интервентами всех времен. Вскорости необходимая сумма была собрана. Мартос работал не покладая рук, и вот к весне 1817 года все было готово. Монумент отправился из Петербурга в Москву. 4 марта (20 февраля) 1818 года при огромном стечении народа монумент был открыт. Это был первый московский памятник. На торжествах присутствовала вся императорская фамилия. Так Россия отпраздновала пятилетнюю годовщину изгнания наполеоновских войск. На Красной площади был устроен торжественный парад, и прозвучала оратория Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский». Первоначально памятник поставили в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (будущий ГУМ).[110]

В 1898 году на бе­ре­го­вой бров­ке над Тай­ниц­ким са­дом в юго-вост. час­ти Московского Кремля был ус­та­нов­лен па­мят­ник имп. Алек­сан­д­ру II, увен­чан­ный шат­ро­вой се­нью (скульп­тор А. М. Опе­ку­шин, худ. П. В. Жу­ков­ский, арх. Н. В. Сул­та­нов).[111]

[править] Визиты в Москву

В мае 1818 года король прусский Фридрих Вильгельм III приезжает В Россию. Король посещает Москву по случаю рождения внука, великого князя Александра Николаевича, будущего Александра II. Находясь в доме Пашкова, Фридрих опускается на колени, благодаря Москву за спасение его государства от Наполеона.[112]

[править] Блага

[править] Машиностроительная продукция

[править] Мотоциклы

В России первый мотоцикл появился в 1897 году в Москве — эту машину немецкой фирмы отечественная пресса той эпохи охарактеризовала как «первый действительно пригодный моторный велосипед».[113]

[править] Заявления

В ре­чи пе­ред пред­ста­ви­те­ля­ми дво­рян­ст­ва в Мо­ск­ве 30.3(11.4).1856 им­пе­ра­тор впер­вые от­кры­то зая­вил о не­об­хо­ди­мо­сти ре­ше­ния кре­сть­ян­ско­го во­про­са.[114]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. [21]
  22. [22]
  23. [23]
  24. [24]
  25. [25]
  26. [26]
  27. [27]
  28. [28]
  29. [29]
  30. [30]
  31. [31]
  32. [32]
  33. [33]
  34. [34]
  35. [35]
  36. Москва при Александре I
  37. Москва при Александре I
  38. Москва при Александре I
  39. [36]
  40. [37]
  41. Москва. История районов
  42. Москва при Александре I
  43. [38]
  44. Москва при Александре I
  45. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  46. [39]
  47. [40]
  48. [41]
  49. Москва при Александре I
  50. Москва при Александре I
  51. [42]
  52. [43]
  53. [44]
  54. [45]
  55. [46]
  56. История
  57. Москва при Александре I
  58. Москва при Александре I
  59. [47]
  60. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  61. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  62. Памятники Москвы
  63. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  64. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  65. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  66. [48]
  67. Москва. История районов
  68. Конки, «Луноходы» и электробусы: трехвековая история столичного транспорта
  69. Москва. История районов
  70. Москва. История районов
  71. Москва. История районов
  72. Москва при Александре I
  73. Москва при Александре I
  74. История транспорта России (IX — начало XXI в.)
  75. Москва при Александре I
  76. [49]
  77. [50]
  78. Москва при Александре I
  79. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  80. [51]
  81. [52]
  82. Москва при Александре I
  83. [53]
  84. Московский Кремль
  85. Москва при Александре I
  86. Москва при Александре I
  87. Москва при Александре I
  88. [54]
  89. [55]
  90. [56]
  91. [57]
  92. [58]
  93. [59]
  94. Москва при Александре I
  95. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  96. Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия на участках прокладки инженерных коммуникаций, устройства искусственного пруда, благоустройства и озеленения территории по объекту «Комплексное благоустройство и озеленение территории объекта культурного наследия, прилегающей к улице Казакова, г. Москва, ЦАО»
  97. Москва при Александре I
  98. Москва при Александре I
  99. Московский Кремль
  100. Москва при Александре I
  101. [60]
  102. Москва при Александре I
  103. [61]
  104. [62]
  105. Москва при Александре I
  106. Москва при Александре I
  107. Москва при Александре I
  108. [63]
  109. [64]
  110. Москва при Александре I
  111. Московский Кремль
  112. Москва при Александре I
  113. [65]
  114. [66]
Москва в XIX веке
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1820-е  1820182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)


Москва во II тысячелетии
Экономика  ВРППромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Темы  ПолитикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Века XII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX век
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)


История Москвы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Темы  ЭкономикаНаукаОбразованиеКультураНаселение
Личные инструменты