Транспорт России в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Грузовой транспорт
Коммерческий грузооборот транспорта России в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на 4,8 %.
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог.[1]
[править] Метро
Решение о строительстве метро в Москве было принято в 1931 году. Первая очередь подземки, которую строили рабочие со всего Советского Союза, была завершена к октябрю 1934 года, а в феврале 1935 года по ней прошёл первый пробный поезд.[2]
[править] Трамвайный транспорт
В 1912 году было открыто движение электрических трамваев во Владивостоке.
[править] Автомобильный транспорт
В 1903 г. было организовано Императорское Российское Автомобильное общество, которое своей деятельностью активно содействовало развитию автомобильного транспорта и спорта.[3]
[править] Автобусный транспорт
В 1908 году предприниматель А. И. Бузников впервые в Москве организовал частную перевозку пассажиров автобусами с использованием двух 10-местных австрийских машин.
20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир — Орджоникидзе.
[править] Троллейбусный транспорт
15 ноября 1933 года свой первый рейс совершил московский троллейбус.
В 1936 году в Ростове-на-Дону открыта первая троллейбусная линия от Сельмаша до Театральной площади.
Троллейбусное движение в Минске открыто 19 сентября 1952 года.[4]
Троллейбусное движение в Оренбурге открылось в 1953 году.[5]
7 ноября 1964 года в первый рейс по чебоксарским улицам вышел троллейбус по маршруту № 1.
5 мая 1967 года в свой первый рейс отправился тверской троллейбус.
[править] Такси
В 1925 году в Москве появились первые такси (16 автомобилей марки «Рено»).
[править] Дороги
В 1913 году в России было около 1500 тыс. км дорог, из них 18 тыс. км с щебёночным и гравийным покрытием и 9 тыс. км мощённых булыжником или колотым камнем.[6]
[править] Мосты
В 1913 году состоялось официальное открытие движения по Романовскому мосту через Волгу в Свияжске.
[править] Водный транспорт
[править] Морской транспорт
В 1904 году в г. Николаеве по проекту инж. Н. Пятницкого и А. Барышникова был построен морской маяк из монолитного железобетона высотой 36 м.
В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути).[7]
В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел из Архангельска и за 2 месяца и 4 дня за одну навигацию впервые совершил сквозной переход в Петропавловск-Камчатский.
26 июля 1956 года в первый рейс по маршруту Архангельск — Диксон вышел теплоход «Сестрорецк» Мурманского морского пароходства.
До спуска на воду первого атомохода «Ленин» в 1959 году навигация по Северному морскому пути составляла всего 2,5 месяца в году.[8]
В 1973 году начала действовать морская паромная железнодорожная переправа Ванино − Холмск протяженностью 267 км.
Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.[9]
В 1995 году распоряжением Правительства России учреждена судоходная компания «Совкомфлот».
[править] Внутренний водный транспорт
С постройкой в 1911—1915 годах двух гидроузлов Белый Омут и Кузьминск большое значение приобрёл водный транспортный путь Москва — Нижний Новгород.[10]
К 1913 г. доля речного транспорта в грузообороте России снизилась до 22,9 %, а в объёме перевозок — до 16,1 %.[11]
В 1913 году речной транспорт России составлял 5467 пароходов и более двадцати трёх тысяч речных несамоходных судов.
В 1913 г. по внутренним водным путям России было перевезено 49,1 млн тонн, в 1915 — 35,5 млн тонн, в 1916 — 31,8 млн тонн.[12]
25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна».
Во время Первой мировой войны речной флот России работал с повышенной нагрузкой.[13]
В 1917 г. объёмы перевозок по рекам России составляли всего 53 % от довоенного уровня.[14]
29 июня 1933 года — Завершение строительства Беломоро-Балтийского канала.
В июле 1937 года был открыт канал Москва — Волга общей длиной 128 км, что обеспечило водный выход Москве и Московской области на морские линии.[15]
27 июля 1952 года — Открытие навигации на Волго-Донском судоходном канале.
25 августа 1957 года в свой первый рейс отправилось отечественное судно на подводных крыльях «Ракета».
[править] Прочее
9 июля 1921 года вводится плата за перевозки по водным путям.[16]
По итогам 1997 года грузооборот портов России превысил дореформенный уровень и составил 147,4 млн тонн.
[править] Воздушный транспорт
Первый аэродром был основан на Ходынском поле в начале мая 1910 года Московским обществом воздухоплавания.[17]
1.5.1922 начались полёты на международной авиалинии Москва — Кёнигсберг (пилот И. Ф. Воедило совершил перелёт на пятиместном пассажирском самолёте «Фоккер F. III»).[18]
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».[19]
17 марта 1923 года было создано Российское общество Добровольного воздушного флота «Добролет», которое стало родоначальником Аэрофлота.[20]
15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км. Лётчик Я. Н. Моисеев вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через 4 ч первый рейсовый самолёт «Промбанк» («Юнкерс-13») с четырьмя пассажирами на борту совершил посадку.[21][22]
19 октября 1923 года СТО утвердил план развития воздушных линий в стране с 1924 по 1926 год. А в декабре прошли испытания первого отечественного пассажирского самолета АК1, который впоследствии обслуживал авиалинию Москва — Казань — Москва.[23]
29 октября 1930 года общество «Добролет» было преобразовано во Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) при СТО.[24]
В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в СССР пассажирский аэровокзал.[25]
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны Аэрофлот. В этом же году был утвержден первый Воздушный кодекс СССР.[26]
В ноябре 1932 года был построен аэродром Чкаловский.[27]
В 1936 году было закончено строительство аэропорта Быково.[28]
Решение о строительстве аэропорта «Внуково» было принято в 1937 году, так как существовавшие тогда аэродромы на Ходынском поле и Быково были сильно перегружены. Сооружение «Внуково» началось в 1939 году. 2 июля 1941 года открылась первая очередь аэропорта. Эта дата считается днём рождения «Внуково».[29] В этом аэропорту впервые была построена взлётно-посадочная полоса из монолитного бетона, способная принимать тяжёлые самолёты.[30]
В 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота вышел реактивный самолет Ту-104 конструкции Туполева, в 1957 году совершил полет турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ имени С. В. Илюшина. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полеты на линиях Аэрофлота самый большой по тем временам самолет Ту-114, отличавшийся более экономичными турбовинтовыми двигателями. Позже его заменил на дальних трассах новый отечественный самолёт Ил-62.[31]
В августе 1959 года в Москве открылся аэропорт «Шереметьево», главным назначением которого стало обслуживание международных полетов.[32]
В 1964 году начал функционировать аэропорт Домодедово, строительство которого началось в конце 1950-х годов, а 20 мая 1965 года в этом аэропорту вступил в эксплуатацию крупнейший в СССР аэровокзал.[33]
Таким образом, к 1965 году окончательно сформировался Московский авиационный узел (МАУ), включающий в себя аэропорты Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.[34]
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».[35]
В 1978 году в первый рейс за границу отправился грузовой самолет Ил-76.[36]
В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен новый международный терминал аэропорта «Шереметьево-2», способный одновременно обслужить 31 самолет любого типа. 6 мая состоялось его официальное открытие.[37]
Компания «Аэрофлот» стала правопреемником наименования и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. В июне 1991 года было образовано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии».[38]
28 июля 1992 года постановлением правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот российские международные авиалинии». В 1993 году Аэрофлот был зарегистрирован как открытое акционерное общество (ОАО).[39]
К началу 1995 года воздушный транспорт России имел около 1000 аэропортов, из них 43 со статусом международных и 67 аэропортов федерального значения.
Первым крупным инвестором в российские аэропорты, сумевшим сделать это высокорентабельным бизнесом, стала в середине 1990-х годов группа «Ист лайн».[40]
[править] Космический транспорт
В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе разъезда Тюра-Там (Казахстан). Строился космодром как особо секретный объект, и в апреле 1957 года стартовый комплекс для ракеты Р-7 был готов.[41]
2 июня 1955 года директивой Генштаба Министерства обороны СССР была утверждена штатная структура 5-го научно-исследовательского испытательного полигона, который впоследствии стал космодромом Байконур. Этот день стал официальной датой его основания.[42]
[править] Почта
18 июля 1921 года вводится оплата почтовых отправлений.[43]
[править] Цены
19 марта 1991 года — в СССР повышены государственные розничные цены на основные продовольственные и непродовольственные товары, а также тарифы на услуги транспорта и связи.[44]
[править] Трудовые ресурсы
В течение 1929—1932 годах численность работающих женщин на транспорте значительно возросла — в 2,3 раза.
[править] Государственная политика
23—28 декабря 1921 года — IX Всероссийский съезд Советов. Принятие решений по восстановлению промышленности, транспорта и сельского хозяйства в стране.
По решению XVIII Всесоюзной партийной конференции (февраль 1941 г.) в горкомах, обкомах и крайкомах партии был создан институт секретарей по основным отраслям промышленности и транспорту.
24 декабря 1989 года — II Съезд народных депутатов СССР принял Декларацию «О недопустимости блокады автомобильных и железных дорог, создания любых препятствий для свободного перемещения граждан и грузов в пределах СССР».[45]
30 сентября 1993 года — Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры к недопущению блокады и разрушений железных дорог, автомагистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередачи, а также прекращения работы систем жизнеобеспечения городов, жизненно важных производств и предприятий с непрерывным циклом производства и других аналогичных действий, направленных против проведения поэтапной конституционной реформы.[46]
28 февраля 1995 года было принято решение о создании федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, производства и передачи электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг электрической и почтовой связи.
26 февраля 1996 года — образована Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте.[47]
2 марта 1998 года — Министром транспорта России назначен Сергей Оттович Франк.[48]
[править] Населённые пункты
[править] Москва
22 февраля 1907 года. В Москве началась массовая стачка рабочих и служащих городского транспорта, потребовавших признания профсоюза, установления двухнедельного оплачиваемого отпуска и оплаты труда за время забастовки.
[править] Показатели
Грузооборот транспорта России (% к предыдущему году):
- 1997 год: 96,6 %
- 1998 год: 96,6 %
- 1999 год: 105,8 %
- 2000 год: 104,8 %
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [17]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
- ↑ История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012