Транспорт России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Отрасли

[править] Грузовой транспорт

Коммерческий грузооборот транспорта России в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на 4,8 %.

[править] Сухопутный транспорт

[править] Рельсовый транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог.[1]

[править] Метро
Основная статья: Метро в России в XX веке

Решение о строительстве метро в Москве было принято в 1931 году. Первая очередь подземки, которую строили рабочие со всего Советского Союза, была завершена к октябрю 1934 года, а в феврале 1935 года по ней прошёл первый пробный поезд.[2]

[править] Трамвайный транспорт

В 1912 году было открыто движение электрических трамваев во Владивостоке.

[править] Автомобильный транспорт

В 1903 г. было организовано Императорское Российское Автомобильное общество, которое своей деятельностью активно содействовало развитию автомобильного транспорта и спорта.[3]

[править] Автобусный транспорт

В 1908 году предприниматель А. И. Бузников впервые в Москве организовал частную перевозку пассажиров автобусами с использованием двух 10-местных австрийских машин.

20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир — Орджоникидзе.

[править] Троллейбусный транспорт

15 ноября 1933 года свой первый рейс совершил московский троллейбус.

В 1936 году в Ростове-на-Дону открыта первая троллейбусная линия от Сельмаша до Театральной площади.

Троллейбусное движение в Минске открыто 19 сентября 1952 года.[4]

Троллейбусное движение в Оренбурге открылось в 1953 году.[5]

7 ноября 1964 года в первый рейс по чебоксарским улицам вышел троллейбус по маршруту № 1.

5 мая 1967 года в свой первый рейс отправился тверской троллейбус.

[править] Такси

В 1925 году в Москве появились первые такси (16 автомобилей марки «Рено»).

[править] Дороги

В 1913 году в России было около 1500 тыс. км дорог, из них 18 тыс. км с щебёночным и гравийным покрытием и 9 тыс. км мощённых булыжником или колотым камнем.[6]

[править] Мосты

В 1913 году состоялось официальное открытие движения по Романовскому мосту через Волгу в Свияжске.

[править] Водный транспорт

[править] Морской транспорт

В 1904 году в г. Николаеве по проекту инж. Н. Пятницкого и А. Барышникова был построен морской маяк из монолитного железобетона высотой 36 м.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути).[7]

В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел из Архангельска и за 2 месяца и 4 дня за одну навигацию впервые совершил сквозной переход в Петропавловск-Камчатский.

26 июля 1956 года в первый рейс по маршруту Архангельск — Диксон вышел теплоход «Сестрорецк» Мурманского морского пароходства.

До спуска на воду первого атомохода «Ленин» в 1959 году навигация по Северному морскому пути составляла всего 2,5 месяца в году.[8]

В 1973 году начала действовать морская паромная железнодорожная переправа Ванино − Холмск протяженностью 267 км.

Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.[9]

В 1995 году распоряжением Правительства России учреждена судоходная компания «Совкомфлот».

[править] Внутренний водный транспорт

С постройкой в 1911—1915 годах двух гидроузлов Белый Омут и Кузьминск большое значение приобрёл водный транспортный путь Москва — Нижний Новгород.[10]

К 1913 г. доля речного транспорта в грузообороте России снизилась до 22,9 %, а в объёме перевозок — до 16,1 %.[11]

В 1913 году речной транспорт России составлял 5467 пароходов и более двадцати трёх тысяч речных несамоходных судов.

В 1913 г. по внутренним водным путям России было перевезено 49,1 млн тонн, в 1915 — 35,5 млн тонн, в 1916 — 31,8 млн тонн.[12]

25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна».

Во время Первой мировой войны речной флот России работал с повышенной нагрузкой.[13]

В 1917 г. объёмы перевозок по рекам России составляли всего 53 % от довоенного уровня.[14]

29 июня 1933 года — Завершение строительства Беломоро-Балтийского канала.

В июле 1937 года был открыт канал Москва — Волга общей длиной 128 км, что обеспечило водный выход Москве и Московской области на морские линии.[15]

27 июля 1952 года — Открытие навигации на Волго-Донском судоходном канале.

25 августа 1957 года в свой первый рейс отправилось отечественное судно на подводных крыльях «Ракета».

[править] Прочее

9 июля 1921 года вводится плата за перевозки по водным путям.[16]

По итогам 1997 года грузооборот портов России превысил дореформенный уровень и составил 147,4 млн тонн.

[править] Воздушный транспорт

Первый аэродром был основан на Ходынском поле в начале мая 1910 года Московским обществом воздухоплавания.[17]

1.5.1922 начались полёты на международной авиалинии Москва — Кёнигсберг (пилот И. Ф. Воедило совершил перелёт на пятиместном пассажирском самолёте «Фоккер F. III»).[18]

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».[19]

17 марта 1923 года было создано Российское общество Добровольного воздушного флота «Добролет», которое стало родоначальником Аэрофлота.[20]

15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км. Лётчик Я. Н. Моисеев вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через 4 ч первый рейсовый самолёт «Промбанк» («Юнкерс-13») с четырьмя пассажирами на борту совершил посадку.[21][22]

19 октября 1923 года СТО утвердил план развития воздушных линий в стране с 1924 по 1926 год. А в декабре прошли испытания первого отечественного пассажирского самолета АК1, который впоследствии обслуживал авиалинию Москва — Казань — Москва.[23]

29 октября 1930 года общество «Добролет» было преобразовано во Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) при СТО.[24]

В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в СССР пассажирский аэровокзал.[25]

25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны Аэрофлот. В этом же году был утвержден первый Воздушный кодекс СССР.[26]

В ноябре 1932 года был построен аэродром Чкаловский.[27]

В 1936 году было закончено строительство аэропорта Быково.[28]

Решение о строительстве аэропорта «Внуково» было принято в 1937 году, так как существовавшие тогда аэродромы на Ходынском поле и Быково были сильно перегружены. Сооружение «Внуково» началось в 1939 году. 2 июля 1941 года открылась первая очередь аэропорта. Эта дата считается днём рождения «Внуково».[29] В этом аэропорту впервые была построена взлётно-посадочная полоса из монолитного бетона, способная принимать тяжёлые самолёты.[30]

В 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота вышел реактивный самолет Ту-104 конструкции Туполева, в 1957 году совершил полет турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ имени С. В. Илюшина. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полеты на линиях Аэрофлота самый большой по тем временам самолет Ту-114, отличавшийся более экономичными турбовинтовыми двигателями. Позже его заменил на дальних трассах новый отечественный самолёт Ил-62.[31]

В августе 1959 года в Москве открылся аэропорт «Шереметьево», главным назначением которого стало обслуживание международных полетов.[32]

В 1964 году начал функционировать аэропорт Домодедово, строительство которого началось в конце 1950-х годов, а 20 мая 1965 года в этом аэропорту вступил в эксплуатацию крупнейший в СССР аэровокзал.[33]

Таким образом, к 1965 году окончательно сформировался Московский авиационный узел (МАУ), включающий в себя аэропорты Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.[34]

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».[35]

В 1978 году в первый рейс за границу отправился грузовой самолет Ил-76.[36]

В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен новый международный терминал аэропорта «Шереметьево-2», способный одновременно обслужить 31 самолет любого типа. 6 мая состоялось его официальное открытие.[37]

Компания «Аэрофлот» стала правопреемником наименования и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. В июне 1991 года было образовано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии».[38]

28 июля 1992 года постановлением правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот российские международные авиалинии». В 1993 году Аэрофлот был зарегистрирован как открытое акционерное общество (ОАО).[39]

К началу 1995 года воздушный транспорт России имел около 1000 аэропортов, из них 43 со статусом международных и 67 аэропортов федерального значения.

Первым крупным инвестором в российские аэропорты, сумевшим сделать это высокорентабельным бизнесом, стала в середине 1990-х годов группа «Ист лайн».[40]

[править] Космический транспорт

В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона, которому было присвоено название 5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе разъезда Тюра-Там (Казахстан). Строился космодром как особо секретный объект, и в апреле 1957 года стартовый комплекс для ракеты Р-7 был готов.[41]

2 июня 1955 года директивой Генштаба Министерства обороны СССР была утверждена штатная структура 5-го научно-исследовательского испытательного полигона, который впоследствии стал космодромом Байконур. Этот день стал официальной датой его основания.[42]

[править] Почта

18 июля 1921 года вводится оплата почтовых отправлений.[43]

[править] Цены

19 марта 1991 года — в СССР повышены государственные розничные цены на основные продовольственные и непродовольственные товары, а также тарифы на услуги транспорта и связи.[44]

[править] Трудовые ресурсы

В течение 1929—1932 годах численность работающих женщин на транспорте значительно возросла — в 2,3 раза.

[править] Государственная политика

23—28 декабря 1921 года — IX Всероссийский съезд Советов. Принятие решений по восстановлению промышленности, транспорта и сельского хозяйства в стране.

По решению XVIII Всесоюзной партийной конференции (февраль 1941 г.) в горкомах, обкомах и крайкомах партии был создан институт секретарей по основным отраслям промышленности и транспорту.

24 декабря 1989 года — II Съезд народных депутатов СССР принял Декларацию «О недопустимости блокады автомобильных и железных дорог, создания любых препятствий для свободного перемещения граждан и грузов в пределах СССР».[45]

30 сентября 1993 года — Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры к недопущению блокады и разрушений железных дорог, автомагистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередачи, а также прекращения работы систем жизнеобеспечения городов, жизненно важных производств и предприятий с непрерывным циклом производства и других аналогичных действий, направленных против проведения поэтапной конституционной реформы.[46]

28 февраля 1995 года было принято решение о создании федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, производства и передачи электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг электрической и почтовой связи.

26 февраля 1996 года — образована Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте.[47]

2 марта 1998 года — Министром транспорта России назначен Сергей Оттович Франк.[48]

[править] Населённые пункты

[править] Москва

22 февраля 1907 года. В Москве началась массовая стачка рабочих и служащих городского транспорта, потребовавших признания профсоюза, установления двухнедельного оплачиваемого отпуска и оплаты труда за время забастовки.

[править] Показатели

Грузооборот транспорта России (% к предыдущему году):

  • 1997 год: 96,6 %
  • 1998 год: 96,6 %
  • 1999 год: 105,8 %
  • 2000 год: 104,8 %

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  4. [3]
  5. [4]
  6. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  11. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  12. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  13. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  14. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  15. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  16. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  17. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  18. [8]
  19. [9]
  20. [10]
  21. [11]
  22. [12]
  23. [13]
  24. [14]
  25. [15]
  26. [16]
  27. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  28. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  29. [17]
  30. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  31. [18]
  32. [19]
  33. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  34. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  35. [20]
  36. [21]
  37. [22]
  38. [23]
  39. [24]
  40. Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019
  41. [25]
  42. [26]
  43. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  44. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  45. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  46. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  47. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
  48. История современной России: Истоки и уроки последней российской модернизации (1985—1999) М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2012
История транспорта России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000


Россия в XX веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты