Экономика России в 1913 году
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] ВВП
В России производилось 9,4 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП). По объёму ВВП Россия занимала (по разным подсчётам) 4-6 место в мире и 4-е место в Европе.
ВВП на душу населения в России по отношению к США составлял 25-28 %, по разным оценкам.[1]
[править] Отрасли экономики
В 1913 году удельный вес промышленности в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства был меньше половины — 42,1 %, а сельского хозяйства — 57,9 %.[2]
[править] Промышленность
Россия производила промышленной продукции в 8 раз меньше, чем США, примерно в 3,5 раза меньше, чем Германия, в 3 раза меньше, чем Великобритания, и в 1,5 раза меньше, чем Франция.[3][4][5][6][7][8]
Россия почти на 60 % удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании за счёт собственного производства, выпускались лучшие в мире паровозы и вагоны.[9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27]
[править] ТЭК
Россия добывала чуть больше 9 млн тонн нефти.[28]
Россия произвела 1,2 млрд кВт-часов электроэнергии. США же в том же году имели 62 млрд кВт-часов, Англия — 12, Германия — 14.[29][30][31]
[править] Сельское хозяйство
Россия (без учёта привисленских губерний) находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, на третьем (после Канады и США) по производству пшеницы, на четвёртом (после Франции, Германии и Австро-Венгрии) по производству картофеля.[32]
[править] Транспорт
[править] Железнодорожный
Для уменьшения разрыва в транспортных возможностях России и её противников в 1913 году был составлен план развития и усиления железных дорог, по которому намечалось построить две новые железнодорожные магистрали, усилить пропускную способность стратегических участков общей длиной 6500 километров, построить 4250 километров вторых путей, увеличить паровозный парк на 4225 единиц. Эти работы подлежали выполнению в две очереди, но исполнение такой смелой программы началось всего за год до начала войны и финансировалось в мирное время недостаточно. Гораздо ниже запрошенных сумм.[33]
Россия имела 16,4 тыс. исправных паровозов.
[править] Водный
В 1913 году объемы перевозок в заграничном плавании почти в 2 раза превышали размеры каботажа (большого и малого вместе взятых) и составляли соответственно 21 млн тонн и 12 млн тонн.[34]
Архангельск — единственный серьёзный порт на Русском Севере к 1913 году — имел связь с основной сетью только через узкоколейную линию на Вологду, у которой была ничтожная пропускная способность.[35]
[править] Воздушный
Россия создала невиданные до этого времени многомоторные самолёты.[36]
[править] Торговля
Объём внутренней торговли в 1913 году составлял 18 млрд руб., или в 1,5 раза больше, чем в 1909 году.[37]
[править] Финансы
В 1913 году доход казны от винной монополии составил 750 млн рублей, или свыше 22 % государственных доходов.[38]
[править] Трудовые ресурсы
По исследовательским расчетам, численность всех наемных рабочих определяется на 1913 г. в 18-19 млн человек, из которых в сфере фабрично-заводской промышленности, горной и на транспорте было занято около 4 млн человек, в мелкой промышленности — 3 млн, в строительстве — 1,5 млн Число наемных рабочих в сельском хозяйстве достигло 6,5 млн, а занятых в лесном деле, чернорабочих в строительстве, на транспорте и в торговле — свыше 3 млн В среде фабрично-заводских и железнодорожных рабочих на рубеже веков возрастает до 40 % прослойка потомственных пролетариев, сокращается их связь с землей.[39]
Вместе с помещиками и высшими чиновниками крупная буржуазия в 1913 году насчитывала более 4 млн человек, значительно увеличившись (3 млн) по сравнению с 1897 г. Удельный вес этой социальной группы в составе населения практически не изменился, поднявшись с 2,4 до 2,5 %, что никак не согласуется с ростом ее экономического могущества.[40]
[править] Внешняя торговля
[править] Экспорт
Крупнейшие статьи экспорта из России в 1913 году:[41]
- Продовольственные товары и сырьё для их производства: 54,7 %
- Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия: 10,9 %
- Текстильное сырьё и полуфабрикаты: 8,9 %
- Промышленные товары народного потребления: 4,7 %
- Топливо: 3,5 %
- Руды и концентраты, металлы и изделия из них, кабель и провод: 2,8 %
[править] Импорт
Крупнейшие статьи импорта в Россию в 1913 году:[42]
- Продовольственные товары и сырьё для их производства: 21,2 %
- Текстильное сырьё и полуфабрикаты: 18,3 %
- Машины и оборудование: 16,6 %
- Промышленные товары народного потребления: 10,3 %
- Химические продукты, удобрения, каучук: 7,9 %
- Топливо: 7,1 %
- Руды и концентраты, металлы и изделия из них, кабель и провод: 6,9 %
- Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия: 3,3 %
[править] Показатели
В 1913 году стоимость механического оборудования в целом по стране составляла 2 млрд руб.[43]
[править] Прочее
В 1913 г. по сравнению с 1908 г. количество предприятий увеличилось на 31 %, численность рабочих — на 24 %, превысив уровень в 3 млн человек, а стоимость валовой продукции, оцениваемая на сумму свыше 7,4 млрд руб., — на 52 %.[44]
Производительные расходы правительства, связанные с вложением бюджетных средств в казенные имущества и предприятия, а также частный сектор не отвечали требованиям индустриализации страны, составляя в 1913 г. соответственно 33 и 3 %.[45]
Консорциум банков под эгидой Русско-Азиатского банка, скупив большинство акций 12 крупнейших табачных фабрик России, образовал в 1913 году в Лондоне табачный трест (Russian Tabacco Company).[46][47]
[править] Ссылки
- Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник
- Внешняя торговля России в 1913 году
- 1917-2017: Наследственные болезни российской экономики