Железнодорожный транспорт России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В общей сложности к началу XX века Россия располагала железнодорожной сетью протяженностью в 54 тыс. км.

К 1917 году железнодорожный транспорт России находился в состоянии глубокого кризиса.

В начале 1917 года из-за снежных заносов на железных дорогах усилились перебои в снабжении Петрограда хлебом.

В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет «О национализации крупнейших предприятий…». В соответствии с этим декретом железнодорожный транспорт был объявлен собственностью Советской Республики.

1 июня 1919 года ВЦИК РСФСР при участии представителей большевистских правительств других советских республик принял декрет «Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет вводил централизованное командование и управление из Москвы их вооруженными силами, финансами, военной промышленностью и железнодорожным транспортом.

В результате Первой мировой и Гражданской войн были разрушены более 60 % железнодорожной сети, утрачено до 90 % подвижного состава.[1]

9 июля 1921 года вводится плата за перевозки по железным дорогам.[2]

Восстановить железнодорожные перевозки до уровня 1913 года удалось только в 1928 году.[3]

В 1938 году за ГУЛАГом числилось 16 крупнейших строек, в том числе Байкало-Амурская железная дорога протяженностью более 4 тыс. км и строительство вторых железнодорожных путей на Дальнем Востоке.

Железные дороги сыграли важнейшую роль во время Великой Отечественной войны: для нужд фронта было перевезено 20 млн вагонов, по ним эвакуировали мирных жителей и целые заводы, перевозили раненых.[4]

В 1945 году, перед войной с Японией, Бещев организовал скрытую железнодорожную переброску частей Красной армии на Дальний Восток.[5]

В 1950-х гг. в СССР на­чал­ся но­вый этап тех­нич. пе­ре­воо­ру­же­ния железных дорог: па­ро­во­зы (вы­пуск пре­кра­щён в 1956) за­ме­ня­лись те­п­ло­во­за­ми, в осн. сэлек­трич. пе­ре­да­чей (с их по­мо­щью в 1975 осу­ще­ст­в­ля­лось 45 % объ­ё­ма ж.-д. пе­ре­во­зок), и элек­тро­во­за­ми (со­от­вет­ст­вен­но 52 %), раз­ра­ба­ты­ва­лись и вне­дря­лись но­вые сред­ст­ва сиг­на­ли­за­ции, свя­зи и вы­чис­лительной тех­ни­ки.[6]

В 1960—1980-е годы активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири.[7]

В 1970—1980-е годы осуществлено строительство дополнительных главных путей на головных радиальных участках Рижского, Казанского, Киевского и Павелецкого направлений МЖД, Октябрьской железной дороги, построен Савёловско-Смоленский диаметр, второй главный путь на Большом кольце. Построены крупнейшие в СССР сортировочные станции Орехово-Зуево и Бекасово.[8]

К 1980 году железные дороги Советского Союза были окончательно переведены на тепло- и электротягу.[9]

С 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм.[10]

Для железнодорожной отрасли России 1990-е годы были периодом выживания.[11]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой

С 1916 г. на железных дорогах России стала вводиться плановая (литерная) система ввоза и вывоза грузов, предназначенных для определённых районов.[12]

В 1988 году был установлен рекорд по отправлению грузов за всю историю железнодорожного транспорта СССР − за год перевезено 4116 млн тонн.

[править] Пассажирский

После первой российской революции процесс переселения из густонаселенных центральных и южных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток принял организованный характер. Правительство оказывало переселенцам определенную поддержку. Так, они оплачивали свой проезд по железной дороге по льготному тарифу, который был значительно ниже общего.

6 октября 1908 года городские власти закрыли перевозку пассажиров по Московской окружной железной дороге (МОЖД). Однако в мае 1909 года тарифную сетку скорректировали, и перевозка пассажиров возобновилась. До 1917 года МОЖД развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий.[13]

В ночь на 10 июня 1931 года в 1 час 30 минут из Ленинграда в Москву в свой первый рейс отправился фирменный поезд «Красная стрела».

20 марта 1944 года в первый рейс после снятия блокады отправилась в первый рейс «Красная стрела», состоявшая из 11 вагонов и передвижной пушки на случай воздушного налёта.

В 1961 году в СССР был запущен двухэтажный пассажирский поезд 209/210 Ковель — Львов.

12 июня 1965 года в первый рейс отправился фирменный поезд «Сибиряк».

24 октября 1967 года свой первый рейс совершил состав фирменного поезда «Вятка» сообщением Киров — Москва.

В 1960-х годах появилось решение возобновить пассажирские перевозки по Московской окружной железной дороге. Но идея не была реализована.[14]

В 1984 году было открыто пассажирское движение до города Нерюнгри.[15]

[править] Железные дороги

[править] Линии

[править] Амуро-Якутская магистраль

Постановление Совмина СССР о строительстве железнодорожной ветки Беркакит-Томмот-Якутск вышло 7 марта 1985 года.[16]

Строительство линии Беркакит (станция на БАМе) — Томмот — Якутск было начато в марте 1985 года.

[править] БАМ

В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.[17]

[править] Кругобайкальская железная дорога

В 1902 году было начато сооружение Кругобайкальской железной дороги. Ее называли «золотой пряжкой стального пояса России». Дорога соединяла разорванную Транссибирскую магистраль (отсюда — «пряжка стального пояса»). А «золотой» ее нарекли из-за неимоверной сложности строительства, огромных физических и финансовых затрат. В 1904 г. строительство Кругобайкальской магистрали было завершено возведением вокзала на станции Слюдянка.[18]

[править] Московская окружная железная дорога

Официальная церемония начала работ по постройке Московской окружной железной дороги состоялось 3 августа 1903 года. Стройку взял под опеку московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович. Он сформировал комитет с самыми широкими полномочиями, в который вошли министр путей сообщения, министр финансов, министр военного ведомства и министр внутренних дел Российской Империи. Московская Окружная имела огромное государственное значение, поэтому к участию в проекте привлекались лучшие российские инженеры и архитекторы. Проектированием мостов занимались известные всей Европе инженеры-мостостроители Н. А. Белелюбский и Л. Д. Проскуряков, за архитектурную концепцию сооружений отвечал профессор архитектуры, действительный член Академии художеств А. Н. Померанцев. Помимо кольца были построены 22 однопутные соединительные ветки со всеми магистральными железными дорогами, протяженностью 62,36 версты. Было построено 14 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста (в том числе 2 на соединительных ветках), 72 моста, в том числе 4 через Москва-реку, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приемных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов. На главных путях были уложены рельсы типа IY, IYа и более легкие на станционных путях и ветках, 455 стрелочных переводов двух типов, в том числе конструкции П. И. Рашевского. Станции были спроектированы под руководством архитекторов. А. Н. Померанцева и Н. В. Марковникова в едином стиле — из красного кирпича с белой отделкой (все они — уникальные образцы московского модерна начала ХХ века). Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И. М. Рыбина. 19 июля 1908 года по Московской окружной железной дороге прошёл первый поезд.[19]

[править] Транссиб

Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.[20]

[править] Турксиб

В 1927 году было начато строительство Туркестано-Сибирской железной дороги.[21]

1 мая 1930 года — Открытие Туркестанско-Сибирской железной дороги.

[править] Прочее

Железная дорога на Шаховскую построена в 1901 году.[22]

Железная дорога на Черусти построена в 1912 году.[23]

Весь объём перевозимых по Транссибу грузов проходил по первому мосту через Обь вплоть до начала 1930-годов, когда была построена примыкающая к главной магистрали железнодорожная ветка Обь-Инская с выходом на угледобывающие предприятия Кузбасса. Эта ветка включала в себя новый мост через Обь — Комсомольский, и он стал основным для перевозки грузов.[24]

Строительство железнодорожной ветки «Бамовская — Тында» завершилось в 1937 году.[25]

В июле 1938 года была проложена железнодорожная ветка от Ивантеевки до Фрязино.

С 20 января по 9 февраля 1942 года осуществлялась постройка 35-километровой железной дороги от станции Войбокало к портовым сооружениям в восточной части Ладожского озера — Лаврово, Кобона и Коса.

В 1954 году открыто движение по железнодорожной линии Магнитогорск — Сибай.

В 1960-х годах со строительством Большого Московского окружного кольца (БМО) Московской железной дороги окончательно сформировался Московский железнодорожный узел.[26]

5 мая 1972 года началось повторное строительство участка «Бамовская — Тында — Беркакит», который впоследствии стал начальным участком АЯМа.[27]

8 июля 1974 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление № 561 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» от Усть-Кута (Лена) до Комсомольска-на-Амуре протяжённостью 3145 км, железнодорожной линии «БАМ — Тында — Беркакит» (404 км) и ряда объектов строительной индустрии".[28]

В 1977 году железная дорога от Бамовской до Тынды полностью введена в эксплуатацию.[29]

28 декабря 1979 года строительство Малого БАМа официально завершилось. В этот день Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию «Тында — Беркакит».[30]

[править] Вокзалы

Решение о строительстве нового Брянского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Проект — И. И. Рерберга. Строительство вокзала завершили только в 1917 году. Это был самый крупный вокзал в Европе, площадью 3600 квадратных метров. В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский.

Курский вокзал простоял в неизменном виде до конца 1960-х годов, когда Георгий Ипполитович Волошинов до неузнаваемости изменил здание.

В 1965 году в Челябинске был открыт новый железнодорожный вокзал.

Летом 1996 года в Самаре стартовала одна из крупнейших строек на транспорте — новый вокзальный комплекс. 25 мая 1999 года состоялось открытие 1-го пускового комплекса вокзала — конкорса. 3 июня 2000 года введён в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс — здание, где разместилась гостиница и часть вокзала между ним и конкорсом.[31]

[править] Станции

Платформа Карачарово Горьковского направления МЖД была построена в 1932 году.[32]

[править] Мосты

Строительство железнодорожного моста через Волгу в Ярославле началось в 1910 году.[33]

В 1916 году началось регулярное движение поездов по железнодорожному мосту через Амур.[34]

12 июня 1935 года открылось железнодорожное движение по мосту через Волгу в Нижнем Новгороде.

Строительство железнодорожного моста через Волгу началось в 1947 году и завершилось в 1955 году. С тех пор поезда от станции Астрахань-1 пошли на Кавказ.[35]

В 1958 году в Архангельске началось строительство железнодорожного моста.

К концу XX века первый железнодорожный мост через Обь исчерпал свой ресурс, в начале 1990-х годов движение по нему прекратилось.[36]

[править] Тоннели

В 1949 году Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля на остров Сахалин.

[править] Электрифицированные дороги

В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог.[37]

В 1958 году СССР вышел на первое место в мире по протяжённости электрифицированных линий железных дорог.[38]

[править] Подвижной состав

[править] Электропоезда

Первый электропоезд был запущен 13 мая 1926 года на территории Азербайджана по пригородному маршруту между Баку и Сабунчи.[39]

1 октября 1929 года электропоезда связали Москву и Мытищи.[40]

В 1984 году в СССР была начата регулярная эксплуатация первого скоростного электропоезда — ЭР200.[41]

В 2000 году в первый рейс отправился ускоренный электропоезд повышенной комфортности Новосибирск — Омск, обслуживаемый ОАО «Экспресс-пригород».

[править] Региональные подразделения

[править] Кемеровская железная дорога

В 1989 г. А. Г. Тулеев был назначен начальником Кемеровской железной дороги.

[править] Орджоникидзевская железная дорога

Орджоникидзевскую железную дорогу Бещев возглавлял в 1937—1940 годах.[42]

[править] Протесты на железных дорогах

Январь — март 1905 года. Стачечное движение охватило 30 из 33 железных дорог России.

6 октября 1905 года Московский комитет РСДРП призвал начать всеобщую забастовку на железных дорогах. Это решение поддержал Всероссийский союз железнодорожников, в котором преобладающее влияние имели эсеры.

Всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка началась 7 октября 1905 г. с забастовки московских железнодорожников, которую поддержали рабочие большинства железных дорог страны.

29 ноября 1905 года был издан указ, предоставлявший местным гражданским и военным властям право в случае забастовок на железных дорогах, почте или телеграфе объявлять исключительное или военное положение без ведома центральных властей.

Декабрь 1905 года. Забастовки на 29 железных дорогах страны.

[править] Показатели

[править] Длина железных дорог

Сеть железных дорог России к 1913 году составила 64 тыс. верст (без учёта Финляндии, КВЖД и местных).

[править] Финансы

Суммы доходов, полученных казной от казённых железных дорог и частных, составила 484,1 млн рублей в 1903 году.[43]

[править] Прочее

Общая сумма изношенности железных дорог России к 1913 г. составила примерно 30 % от всех капиталовложений, затраченных на их строительство.[44]

[править] Государственная политика

С 1944 года Бещев являлся замнаркома путей сообщения.[45]

5 июня 1948 года министром путей сообщения СССР был назначен Борис Павлович Бещев.[46]

[править] Ссылки

[править] Литература

  • Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии и Советского правительства. 1917—1957. — М. : Трансжелдориздат, 1957
История железнодорожного транспорта России
XVIII век  1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Грузовой транспортПассажирский транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты