Байкало-Амурская магистраль

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — одна из важнейших железнодорожных магистралей на востоке России.

В настоящее время БАМ работает на пределе своей пропускной способности.[1][2] Ведётся масштабная модернизация магистрали с целью значительного увеличения её пропускных возможностей.[3]

Содержание

[править] География

БАМ пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии, Хабаровского края.[4]

Ключевые станции БАМа:[5]

Общая протяжённость БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км.[6]

БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская — Тында, Известковая — Новый Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре.[7]

В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 км) и однопутная — от Лены до Таксимо (725 км). На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.[8]

БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями — через районы вечной мерзлоты (глубина которой от 1-3 до сотен метров) и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает 11 полноводных рек (среди них Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа, Бурея) и 7 горных хребтов (Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский). Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях (среди них Байкальский (6,7 км) и Северо-Муйский (15,3 км)).[9]

[править] История

Предпосылками к началу строительства БАМа послужили неутешительные итоги русско-японской войны 1904—1905 годов, которые показали острую необходимость строительства второй рокадной железной дороги на востоке страны, дублирующей Транссибирскую железнодорожную магистраль. По первоначальному замыслу магистраль должна была пролегать от Уфы по кратчайшему расстоянию до восточного морского побережья через северную оконечность озера Байкал.[10]

В 1930 году ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР предложили проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов строительства дороги с выходом к Тихому океану. Именно тогда дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью.[11]

В 1932 году Совнарком принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», которое утвердило план строительства БАМа.[12][13]

В 1933 году на станции БАМ (небольшой разъезд вблизи н.п. Сковородино, построенный в 1932 году) были уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону посёлка Тындинский.[14]

В 1937 году было принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани.[15]

В 1938 году строительство БАМа было поручено НКВД.[16]

В 1940 году открыто движение поездов на участке Известковая — Ургал.[17]

В 1945 году НКВД вновь вернулся к строительству БАМа.[18]

В 1953 году строительство БАМа заморозили.[19]

Годом второго рождения БАМа можно считать 1974. Началось активное строительство магистрали сразу по нескольким направлениям. Постановлением ЦК КПСС БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.[20][21]

В 1979 году был построен отрезок от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.[22]

В 1981 году организовано управление Байкало-Амурской железной дороги с центром в Тынде.[23]

29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта Читинской области (ныне Забайкальский край) произошла техническая стыковка западного и восточного участков пути.[24]

27 октября 1984 года состоялся митинг в Тынде. Официальное открытие сквозного движения поездов по всему БАМу.[25]

Строительство БАМа обошлось примерно в 11 млрд рублей (1987 год). За 12 лет через БАМ «прошло» 2 млн строителей.

В 1989 году БАМ был сдан в постоянную эксплуатацию.[26]

4 января 1992 года. Постановление правительства России «О мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и сооружению железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск».[27]

В 1997 году управление Байкало-Амурской железной дороги было реорганизовано, её части вошли в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог.[28]

4 декабря 2003 года на БАМе был открыт самый крупный в России и пятый по протяжённости на планете Северо-Муйский железнодорожный тоннель протяжённостью 15 км.[29]

8 июля 2014 года Путин в режиме телемоста поздравил работников БАМа с юбилеем и дал старт строительству нового участка железной дороги.[30]

[править] Сооружения

Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.[31]

На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков. Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяжённости БАМа.[32]

[править] Объёмы перевозок

[править] Грузовые перевозки

За 1978—1990 годы по БАМу было перевезено 279 млн тонн грузов, в том числе 112,7 млн тонн угля и 65,4 млн тонн леса.[33]

В 2002 году со станций БАМа было отправлено 16,3 млн тонн грузов, а прибыло на станции 6,7 млн тонн.[34]

В 2003 году со станций БАМа было отправлено 17,4 млн тонн грузов, а прибыло на станции 7,2 млн тонн.[35]

В 2004 году суммарный объем грузовой работы станций БАМа составил 25,1 млн тонн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 2,4 %. При этом со станций БАМа было отправлено 18,4 млн тонн грузов (годовой прирост — 6,3 %, а прибыло на станции 6,7 млн тонн (падение на 7 %).[36]

В 2004 году основными грузообразующими элементами в зоне БАМа являлись угольные предприятия Южно-Якутского (Нерюнгри) и Бурейского (Ургал) бассейнов. С этих месторождений было перевезено 9,3 млн тонн и 2,3 млн тонн угля соответственно. В основном здешний уголь следовал на экспорт через порты Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также на электростанции Хабаровского и Приморского краев.[37]

В 2004 году по западной части БАМа (Лена-Восточная — Тында) средняя густота движения грузов в обоих направлениях составила 10,3 млн ткм/км, по восточной части (Тында — Комсомольск-на-Амуре) — 5,8 млн ткм/км. Суммарный грузооборот БАМа достиг 30,2 млрд ткм, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 11,8 %.[38]

[править] Пассажирские перевозки

За 1978—1990 годы по БАМу было перевезено 33 млн пассажиров.[39]

В 2002 году по БАМу было перевезено 2,8 млн пассажиров дальнего следования.[40]

В 2003 году по БАМу было перевезено 3,5 млн пассажиров дальнего следования.[41]

В 2004 году по БАМу было перевезено 4,8 млн пассажиров дальнего следования. Основные пассажироперевозки осуществлялись со станций Северобайкальск, Тында, Нерюнгри, связывая эти населенные пункты с Центральным, Южным и Дальневосточным регионами страны. По отдельным участкам магистрали за сутки следовали до 9 пар дальних пассажирских поездов. При этом пригородное движение на БАМе практически отсутствовало.[42]

[править] Полезные ископаемые зоны БАМа

Месторождения, которые в настоящее время разрабатываются в промышленных объемах и играют грузообразующую роль для загрузки Байкало-Амурской магистрали:[43]

  • Нерюнгринское и Ургальское угольные;
  • Коршуновское и Рудногорское железорудные.

Наиболее изученные месторождения с оцененной экономической эффективностью разработки:[44]

  • Апсатское, Огоджинское и Эльгинское угольные;
  • Чинейское, Таежное и Гаринское железорудные;
  • Удоканское медное;
  • Куранахское и Катугинское полиметаллические;
  • Евгеньевское апатитов;
  • Ковыктинское газовое;
  • Талаканское, Верхнечонское, Чаяндинское, Среднеботуобинское, Ярактинское, Дулисьминское, Аянское и Адниканское нефтегазовые.

Разработка этих месторождений требует развития транспортной инфраструктуры.[45]

Перспективные месторождения, требующие доразведки и оценки экономической эффективности разработки:[46]

  • Нерюндинское, Капаевское, Поливское железорудные;
  • Хлодненское и Шаманское полиметаллические;
  • Голевское сынныритов;
  • Укдуска и Селигдарское апатитов;
  • Непский калийный бассейн.

[править] Роль БАМа

Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня:[47]

  • открыт доступ к природным ресурсам огромного региона;
  • обеспечены транзитные перевозки;
  • создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 тыс. км по российским железным дорогам;
  • в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.

Бывший ректор Сибирского университета путей сообщения В. Д. Верескун (2014 год): «Дорога усилила мощность транспортной сети Сибири и Дальнего Востока, открыла кратчайший выход к Сахалину и морским портам Тихого океана, значительно сократила дальность перевозки грузов, укрепила транспортные связи с зарубежными странами, создала современную социально-бытовую инфраструктуру обширного региона и дала возможность осваивать прилегающие территории, богатые природными ресурсами. Магистраль стала своеобразной творческой лабораторией передового опыта, кузницей кадров транспортного строительства, школой поэтапного преодоления барьерных мест, поиска и внедрения новых технических и технологических решений при сооружении уникальных объектов в условиях небывалых природных трудностей в необитаемом крае.»[48]

Бывший министр транспорта России Игорь Левитин (2014 год): «Годы работы в транспортной отрасли, в том числе в качестве министра транспорта России, дали мне понимание того, насколько дальновидным было советское руководство, которое пошло на строительство этой магистрали. Без БАМа мы сегодня не проехали бы на Дальний Восток и обратно. Сегодня Транссиб не мог бы взять на себя весь нынешний поток грузов. БАМ строился, прежде всего, как стратегическая дорога, поэтому в советские времена он был не востребован в полном объеме, который нам необходим сегодня. Без этой магистрали развитие северных территорий было бы невозможно.»[49]

По мнению сенатора от Иркутской области Валентина Межевича, высказанного в 2007 году, в последние годы роль БАМа значительно возросла, это обусловлено тремя основными факторами. Во-первых, после распада Советского Союза вместе с отделившимися республиками Россия лишилась значительной части ресурсов. Во-вторых, сейчас страна стала ощущать дефицит ресурсов. В-третьих, нарастает демографическая асимметрия. Плотность населения по разные стороны границы — в России и Китае — разнится в десятки раз.[50]

[править] Экономическая

Профессор МИИТа Э. С. Спиридонов (2013 год): «Роль БАМа в хозяйственном развитии региона сопоставима, наверное, с ролью Транссиба в начале XX в. или крупнейших транспортно-коммуникационных структур Северной Америки, Европы и Азии.»[51]

Бывший начальник Главбамстроя Ефим Басин в 2014 году отметил, что роль БАМа неоценима сейчас в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.[52]

[править] Военно-стратегическая

Профессор МИИТа Э. С. Спиридонов (2013 год): «БАМ сохраняет свое военно-стратегическое значение как рокадная железная дорога вдоль границы.»[53]

[править] Демографическая

Профессор МИИТа Э. С. Спиридонов (2013 год): «Долгосрочные интересы России требуют заселения зоны БАМа, и действующая магистраль будет одним из важнейших факторов, способствующих активизации этого процесса.»[54]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. РЖД начали строительство БАМа-2. 9 июля 2014
  2. Без сомнений на Восток. 2 октября 2014
  3. Пропускная способность БАМа в направлении Ванино и Совгавани к 2025 году достигнет 100 млн тонн — Максим Соколов. 5 сентября 2015
  4. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  5. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  6. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  7. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  8. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  9. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  10. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  11. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  12. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  13. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  14. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  15. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  16. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  17. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  18. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  19. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  20. Уроки истории/БАМ — романтика, энтузиазм и масса противоречий/Вести FM // Radiovesti.ru
  21. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  22. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  23. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  24. Байкало-Амурская магистраль — дорога к светлому будущему или только страница истории? — Статьи — ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал // Tsr-media.ru
  25. [1]
  26. [2]
  27. [3]
  28. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  29. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  30. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  31. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  32. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  33. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  34. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  35. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  36. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  37. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  38. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  39. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  40. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  41. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  42. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  43. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  44. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  45. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  46. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  47. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  48. БАМ — дорога нашей судьбы: вчера и сегодня
  49. 40 лет БАМу. Специальный проект ИТАР-ТАСС // Tass.ru
  50. Поиск примеров употребления слов в прессе и литературе // Pressmon.com
  51. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com
  52. [4]
  53. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com
  54. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com
Личные инструменты