Строительство в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Промышленность

[править] Газоперерабатывающая промышленность

1987—1996 годы — строительство второй очереди Астраханского ГПЗ.

[править] Пищевая промышленность

В 1994 году было завершено строительство первого завода «Кока-Кола» в Москве.[1]

[править] Электроэнергетика

В ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции пла­на ГОЭЛРО в 1920—1940-х годах были по­строе­ны де­сят­ки но­вых те­п­ло­вых и гид­ро­элек­три­че­ских стан­ций.[2]

[править] ТЭС

В 1920—1930-х годах в со­от­вет­ст­вии с пла­ном ГОЭЛРО раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во круп­ных рай­он­ных те­п­ло­вых элек­тро­стан­ций с ус­та­нов­лен­ной мощ­но­стью 20-100 МВт.[3]

[править] ГЭС

В 1900—1920-е годы всту­пи­ли в строй Сат­кинская, Ала­вер­дин­ская, Ка­ра­куль­тук­ская, Тур­гу­сун­ская, Се­ст­ро­рец­кая и др. ГЭС не­боль­шой мощ­но­сти.[4]

Первой районной электростанцией в России была небольшая гидроэлектростанция «Белый уголь» (вблизи г. Ессентуки), построенная в 1903 году. Эта электростанция по четырём воздушным трехфазным линиям протяженностью 6-20 км питала города Минераловодской группы.[5]

В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина.[6]

От­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность гид­ро­энер­ге­ти­че­ско­го строи­тель­ст­ва в 1960—1970-х годах — со­ору­же­ние мощ­ных вы­со­ко­на­пор­ных ГЭС с вы­со­той пло­тин до 250—300 м и ус­та­нов­кой мощ­ных гид­ро­аг­ре­га­тов.[7]

В 1960—1980-х годах в до­ли­не Енисея по­стро­ен т. н. Ени­сейский каскад ГЭС, в том числе Крас­ноярская ГЭС и Сая­но-Шу­шен­ская гид­ро­элек­тростанция.[8]

В 1969—1980 годах был построен ДнепроГЭС-2 мощностью 836 МВт.[9]

[править] ЛЭП

До 1917 года была построена только одна линия электропередачи напряжением 70 кВ и длиной 70 км. Строительство её началось в 1912 году и было закончено в 1914 году. На этой линии, соединившей электростанцию (ныне ГРЭС им. Классона) с Москвой, были установлены металлические клепаные опоры с зарытой в землю нижней металлической частью стойки.[10]

После 1917 г. первой советской линией электропередачи была линия 110 кВт Кашира — Москва протяженностью 120 км. Ее строительство началось в 1921 г., а в 1922 г. она была введена в эксплуатацию. Линия построена на деревянных опорах, с пролетами в 100 м.[11]

В 1926 г. была пущена в эксплуатацию линия электропередач 110 кВ от Волховской гидроэлектростанции до Северной подстанции в г. Ленинграде.[12]

Большой размах промышленного строительства, начавшегося в период первой пятилетки (1928—1932 гг.), вызвал резкое увеличение сетевого строительства в центральных областях России, на Украине, в Сибири и на Кавказе. В этот период для использования мощности Днепровской гидростанции была создана сеть 154 кВ. За этот же период было построено и введено в эксплуатацию около 7 тыс. км линий электропередачи, из которых линии 35 кВ составляли 3625 км, 110 кВ — 3146 км, 154 кВ — 202 км.[13]

В 1933 году началось строительство линий электропередачи напряжением 220 кВ. Первыми из них были линии Свирь — Ленинград и Сталиногорск — Москва длиной свыше 200 км каждая. Всего к концу 1940 г. было построено более 1000 км линий 220 кВ.[14]

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в связи с освоением новых промышленных районов на Урале и в Сибири потребовалось интенсивное развитие электрических сетей. Главным образом строили линии электропередачи напряжением 35 и 110 кВ на деревянных опорах. В этот период был построен участок линии электропередачи 220 кВ Рыбинск — Углич. Эта линия сыграла большую роль в годы Великой Отечественной войны как основное средство передачи энергии в Москву после вывода из строя ряда тепловых электростанций Подмосковного бассейна. Была построена также линия электропередачи 60 км по льду Ладожского озера для энергоснабжения Ленинграда, осажденного немецкими захватчиками.[15]

В 1952 году началось строительство первой линии электропередачи напряжением 400 кВ Куйбышевская ГЭС — Москва. Длина этой линии составила около 900 км. Линия была включена под напряжение в начале 1956 г. Для передачи такой мощности были сооружены две отдельные цепи на металлических опорах с расщеплением фазы на три провода.[16]

Первая линия 220 кВ с расщепленными фазами на два провода длиной около 100 км была построена в 1956 г. на Урале от Южно-Уральской ГРЭС до подстанций в районе Челябинска.[17]

[править] Транспорт

[править] Железные дороги

14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года Великий Сибирский путь (исторической название Транссибирской магистрали) был введён в строй на всём его протяжении.[18]

Летом 1909 г. началось строительство железнодорожной линии Тюмень — Омск (567 км). Рабочее движение по дороге открылось в декабре 1911 г., а регулярное — 14 ноября 1913 г. Являясь северным выходом на Транссибирскую магистраль, Тюмень-Омская линия существенно расширила возможности для транспортировки уральских и сибирских грузов в западном, северном и восточном направлениях.[19]

В 1927—1931 годах был по­стро­ен Турксиб.[20]

В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистра- ли». Начались изыскательские работы по трассе магистрали. Позже приступили к сооружению соединительных линий от Транссиба до трассы БАМа. В 1936 г. открылось движение на линии Волочаевск — Комсомольск-на-Амуре, одновременно ставшей и первой соедини- тельной линией к БАМу. В 1938 г. сооружена вторая соединительная линия: БАМ (станция Транссиба) — Тындинский, ставший позже столицей БАМа (г. Тында). Но в 1942 г., когда началась историческая Сталинградская битва, этот путь был разобран, а рельсы срочно от- правлены для строительства Волжской рокады Саратов — Сталинград, сыгравшей значительную роль в транспортном обеспечении Сталин- градской битвы. В 1937 г. началось строительство третьей соедини- тельной линии Известковая — Ургал, которая вела к угольным шахтам Чегдомына. До войны началось строительство и собственно БАМа. От Комсомольска-на-Амуре на запад было проложено 105 км пути, от Тайшета на восток — 75 км.[21]

В 1940-х — 1950-х годах на удалении 40-100 км от Москвы было построено Большое кольцо Московской железной дороги (БК МЖД).[22]

В 1943 году ГКО принимает решение о строительстве дороги на Дальнем Востоке: Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со сроком окончания — октябрь 1945 г. Дорога была запроектирована и построена досрочно. В июле 1945 г. по ней прошел первый поезд. Эта дорога протяжённостью 442 км сыграла важную роль в разгроме Японии на Востоке.[23]

За первое послевоенное десятилетие (1946—1955 годы) в СССР было построено 5422 км новых железнодорожных линий.[24]

В первые послевоенные годы строительство БАМа продолжалось, но темпы работ были невысокими: страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Западному участку магистрали «повезло»: было решено построить гигантскую Братскую ГЭС на Ангаре и железную дорогу к ней с выходом к р. Лене. В 1951 г. от Тайшета через Братск на Усть-Кут (порт Осетрово на р. Лене) пошли поезда. Так был сооружен ближайший участок БАМа протяженностью 714 км.[25]

В 1951 году началось сооружение Южно-Сибирской магистрали, предназначенной разгрузить Транссиб.[26]

В 1953 году строительство БАМа прекратилось.[27]

Новая история строительства БАМа началась в 1974 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».[28]

[править] Автомобильные дороги

За 1946—1950 годы в СССР было построено около 16 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием.

[править] Трамваи

На постоянной основе трамвай в Санкт-Петербурге стал работать в 1907 году.[29]

[править] Метро

Российские инженеры в начале ХХ века разработали проекты строительства метрополитенов в Петербурге (Балинский) и в Москве (Балинский, Кнорре с привлечением других инженеров). Последний проект был рассмотрен на заседании Московской городской Думы. Однако высокая сметная стоимость, возражения духовенства и представителей археологического общества привели к его отклонению. Реализация проектов началась 30 лет спустя в Москве (1935 год), а в Санкт-Петербурге (Ленинграде) — в 1955 году.[30]

В 1944—1954 годах была по­строе­на Коль­це­вая ли­ния Московского метро.[31]

[править] Трубопроводы

[править] Нефтепроводы

В 1928—1932 годах построены нефтепроводы Баку — Батуми (вторая линия), Грозный — Туапсе.

[править] Газопроводы

Система газопроводов «Средняя Азия — Центр» была построена в 1967—1985 годах.

[править] Водный транспорт

В 1914 году был построен Обь-Енисейский канал, соединяющий Обь и Енисей.[32]

В 1932—1937 годах по­стро­ен ка­нал Мо­ск­ва — Вол­га.[33]

В 1970—1980-х годах по проекту Ленморниипроекта в Вентспилсе была построена первая в СССР глубоководная нефтегавань для судов типа «Афромакс» дедвейтом 120 тыс. тонн и осадкой до 15 м.

[править] Воздушный транспорт

В 1948—1951 годах был по­стро­ен аэ­ро­во­кзал Пул­ко­во.[34]

[править] Связь

В 1936—1940 годах была построена уникальная по сложности и протяжённости телефонная магистраль с воздушной линией связи Москва — Хабаровск — Уссурийск.[35]

[править] Хранилища

Механизированный элеваторно-складской комплекс был построен в 1929—1930 годах в г. Камень.

[править] Наука

В 1966—1976 годах велось строительство Спе­ци­аль­ной ас­т­ро­фи­зи­че­ской об­сер­ва­то­рии (САО) РАН на Се­вер­ном Кав­ка­зе.[36]

[править] Административные здания

В 1959—1961 годах ве­лось строи­тель­ст­во Крем­лёв­ско­го Двор­ца съез­дов.[37]

[править] Водные сооружения

В период с 1976 по 1982 годы Леонид Полежаев являлся начальником строительства канала Иртыш — Караганда.[38]

[править] Жильё

В 1928—1930 годах по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально4бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта.

Главным достижением социальной политики Н. С. Хрущёва стал небывалый размах жилищного строительства.

[править] Комсомольские стройки

Комсомольские стройки — на­род­но-хо­зяй­ст­вен­ные объ­ек­ты, от­вет­ст­вен­ность за строи­тель­ст­во ко­то­рых брал на се­бя ком­со­мол. Ста­тус комсомольских строек при­да­вал­ся стро­ительным объ­ек­там для обес­пе­че­ния свое­вре­мен­но­го и ка­че­ст­вен­но­го за­вер­ше­ния их строи­тель­ст­ва при наи­мень­ших за­тра­тах. Наи­бо­лее зна­чи­мые на­род­но-хо­зяй­ст­вен­ные объ­ек­ты по­лу­ча­ли ста­тус Все­со­юз­ных удар­ных комсомольских строек. На­хо­ди­лись гл. обр. в труд­но­дос­туп­ных и ма­ло­об­жи­тых рай­онах. Пе­ре­чень комсомольских строек ут­вер­ждал­ся Бю­ро ЦК ВЛКСМ на ос­но­ве пред­ло­же­ний парт., проф­со­юз­ных и ком­со­моль­ских ор­га­нов, ми­ни­стерств и ве­домств и по со­гла­со­ва­нию с Гос­пла­ном СССР и ВЦСПС. Комсомольские стройки ком­плек­то­ва­лись ра­бо­чей си­лой по­сред­ст­вом про­во­ди­мых ЦК ВЛКСМ т. н. об­ществ. при­зы­вов мо­ло­дё­жи и уволь­няе­мых в за­пас во­ен­нослу­жа­щих, а так­же за счёт временнных доб­ро­воль­ных ком­со­моль­ско-мо­ло­дёж­ных стро­ительных от­ря­дов.[39]

Пер­вой комсомольской стройкой ста­ло строи­тель­ст­во Вол­хов­ской ГЭС. В 1920—1930-е годы комсомольскими стройками бы­ли объ­яв­ле­ны Сель­маш­ст­рой (Рос­тов-на-До­ну), Трак­то­ро­строй (Ста­лин­град), Урал­маш­ст­рой, строи­тель­ст­во Ура­ло-Куз­нец­ко­го ме­тал­лур­гич. ком­би­на­та, Ком­со­моль­ска-на-Аму­ре, пер­вой оче­ре­ди Моск. мет­ро­по­ли­те­на, ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли Ак­мо­линск — Кар­та­лы, раз­работ­ка неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний Вол­го-Ураль­ской неф­те­га­зо­нос­ной про­вин­ции и др.[40]

В 1950—1970-е годы к Все­со­юз­ным удар­ным комсомольским стройкам от­но­си­лось строи­тель­ст­во Брат­ской, Днеп­ро­дзер­жин­ской, Крас­но­яр­ской ГЭС, атом­ных элек­тро­стан­ций, неф­те­про­во­да Уфа — Омск, Омск — Ир­кутск, га­зо­вых ма­ги­ст­ра­лей Бу­ха­ра — Урал, Са­ра­тов — Горь­кий, ж.-д. ли­нии Аба­кан — Тай­шет, Бай­ка­ло-Амур­ской железнодорожной ма­ги­ст­ра­ли, пер­вых оче­ре­дей ря­да за­во­дов (Крас­но­яр­ско­го, Ир­кут­ско­го и Пав­ло­дар­ско­го алю­ми­ние­вых, Ан­гар­ско­го и Ом­ско­го неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих, За­пад­но-Си­бир­ско­го и Ка­ра­ган­дин­ско­го ме­тал­лур­ги­че­ских) и др.[41]

[править] Регионы

[править] Курская область

Темпы промышленного строительства в Курской области во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов. были относительно низкими. Причинами этого на вновь строящихся и реконструируемых предприятиях оставались неудовлетворительная организация и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение строительных работ.

[править] Свердловская область

С 1968 по 1976 год Борис Ельцин возглавлял отдел строительства Свердловского обкома партии.[42]

[править] Удмуртия

В январе-феврале 1942 года в Удмуртии началось строительство железнодорожной линии Ижевск-Балезино.

[править] Населённые пункты

[править] Балаково

В начале ноября 1961 года в Балакове завершилось строительство кинотеатра «Октябрь».

[править] Волгоград

12 июля 1926 года в Сталинграде началось строительство тракторного завода.

[править] Иркутск

Зимой 1984 года в Иркутске началось строительство нового здания Иркутского музыкального театра.

[править] Кемерово

В мае 1934 года в Кемерове началось строительство крупнейшего по тем временам в стране аэотно-тукового завода, а 21 июля 1938 года он дал первую продукцию — аммиачную селитру.

В июне 1957 года в Кемерове завершилось строительство стадиона «Химик».

[править] Лысьва

В начале XX века в Лысьве была построена первая каменная аптека.

[править] Магадан

27 апреля 1939 года в Магадане началось строительство домов скоростным методом.

[править] Москва

Мавзолей В. И. Ленина был построен в 1924—1930 годах по проекту архитектора А. Щусева.

В конце 1944 года в Москве началось строительство основной газовой сети, протяжённость которой составила 115 км.

[править] Мурманск

18 марта 1960 года в Мурманске началось строительство плавательного бассейна.

[править] Нижнекамск

В связи со строительством завода большегрузных автомобилей в Набережных Челнах в декабре 1973 года в Нижнекамске началось строительство второго завода по производству грузовых шин для автомобилей КамАЗ.

[править] Самара

В декабре 1941 года в Самаре началось строительство радиоузла, по мощности не уступающего известной всему миру радиостанции имени Коминтерна в Москве.

[править] Ярославль

17 января 1916 года в Ярославле началось строительство Акционерного общества механических передвижений и производств Владимира Александровича Лебедева.

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. История железнодорожного транспорта России
  6. [5][6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. История железнодорожного транспорта России
  11. История железнодорожного транспорта России
  12. История железнодорожного транспорта России
  13. История железнодорожного транспорта России
  14. История железнодорожного транспорта России
  15. История железнодорожного транспорта России
  16. История железнодорожного транспорта России
  17. История железнодорожного транспорта России
  18. [10]
  19. История железнодорожного транспорта России
  20. [11]
  21. История железнодорожного транспорта России
  22. [12]
  23. История железнодорожного транспорта России
  24. История железнодорожного транспорта России
  25. История железнодорожного транспорта России
  26. История железнодорожного транспорта России
  27. История железнодорожного транспорта России
  28. История железнодорожного транспорта России
  29. История железнодорожного транспорта России
  30. История железнодорожного транспорта России
  31. [13]
  32. История железнодорожного транспорта России
  33. [14]
  34. [15]
  35. История железнодорожного транспорта России
  36. [16]
  37. [17]
  38. [18]
  39. Комсомольские стройки
  40. Комсомольские стройки
  41. Комсомольские стройки
  42. [19]
История строительства в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Строительство в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Транспортное строительство  Железнодорожное строительствоАвтодорожное строительствоМетростроениеТрубопроводное строительствоАэродромное строительство
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000


Россия в XX веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты