Строительство в России в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Промышленность
[править] Газоперерабатывающая промышленность
1987—1996 годы — строительство второй очереди Астраханского ГПЗ.
[править] Пищевая промышленность
В 1994 году было завершено строительство первого завода «Кока-Кола» в Москве.[1]
[править] Электроэнергетика
В результате реализации плана ГОЭЛРО в 1920—1940-х годах были построены десятки новых тепловых и гидроэлектрических станций.[2]
[править] ТЭС
В 1920—1930-х годах в соответствии с планом ГОЭЛРО развернулось строительство крупных районных тепловых электростанций с установленной мощностью 20-100 МВт.[3]
[править] ГЭС
В 1900—1920-е годы вступили в строй Саткинская, Алавердинская, Каракультукская, Тургусунская, Сестрорецкая и др. ГЭС небольшой мощности.[4]
Первой районной электростанцией в России была небольшая гидроэлектростанция «Белый уголь» (вблизи г. Ессентуки), построенная в 1903 году. Эта электростанция по четырём воздушным трехфазным линиям протяженностью 6-20 км питала города Минераловодской группы.[5]
В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина.[6]
Отличительная особенность гидроэнергетического строительства в 1960—1970-х годах — сооружение мощных высоконапорных ГЭС с высотой плотин до 250—300 м и установкой мощных гидроагрегатов.[7]
В 1960—1980-х годах в долине Енисея построен т. н. Енисейский каскад ГЭС, в том числе Красноярская ГЭС и Саяно-Шушенская гидроэлектростанция.[8]
В 1969—1980 годах был построен ДнепроГЭС-2 мощностью 836 МВт.[9]
[править] ЛЭП
До 1917 года была построена только одна линия электропередачи напряжением 70 кВ и длиной 70 км. Строительство её началось в 1912 году и было закончено в 1914 году. На этой линии, соединившей электростанцию (ныне ГРЭС им. Классона) с Москвой, были установлены металлические клепаные опоры с зарытой в землю нижней металлической частью стойки.[10]
После 1917 г. первой советской линией электропередачи была линия 110 кВт Кашира — Москва протяженностью 120 км. Ее строительство началось в 1921 г., а в 1922 г. она была введена в эксплуатацию. Линия построена на деревянных опорах, с пролетами в 100 м.[11]
В 1926 г. была пущена в эксплуатацию линия электропередач 110 кВ от Волховской гидроэлектростанции до Северной подстанции в г. Ленинграде.[12]
Большой размах промышленного строительства, начавшегося в период первой пятилетки (1928—1932 гг.), вызвал резкое увеличение сетевого строительства в центральных областях России, на Украине, в Сибири и на Кавказе. В этот период для использования мощности Днепровской гидростанции была создана сеть 154 кВ. За этот же период было построено и введено в эксплуатацию около 7 тыс. км линий электропередачи, из которых линии 35 кВ составляли 3625 км, 110 кВ — 3146 км, 154 кВ — 202 км.[13]
В 1933 году началось строительство линий электропередачи напряжением 220 кВ. Первыми из них были линии Свирь — Ленинград и Сталиногорск — Москва длиной свыше 200 км каждая. Всего к концу 1940 г. было построено более 1000 км линий 220 кВ.[14]
Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в связи с освоением новых промышленных районов на Урале и в Сибири потребовалось интенсивное развитие электрических сетей. Главным образом строили линии электропередачи напряжением 35 и 110 кВ на деревянных опорах. В этот период был построен участок линии электропередачи 220 кВ Рыбинск — Углич. Эта линия сыграла большую роль в годы Великой Отечественной войны как основное средство передачи энергии в Москву после вывода из строя ряда тепловых электростанций Подмосковного бассейна. Была построена также линия электропередачи 60 км по льду Ладожского озера для энергоснабжения Ленинграда, осажденного немецкими захватчиками.[15]
В 1952 году началось строительство первой линии электропередачи напряжением 400 кВ Куйбышевская ГЭС — Москва. Длина этой линии составила около 900 км. Линия была включена под напряжение в начале 1956 г. Для передачи такой мощности были сооружены две отдельные цепи на металлических опорах с расщеплением фазы на три провода.[16]
Первая линия 220 кВ с расщепленными фазами на два провода длиной около 100 км была построена в 1956 г. на Урале от Южно-Уральской ГРЭС до подстанций в районе Челябинска.[17]
[править] Транспорт
[править] Железные дороги
14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года Великий Сибирский путь (исторической название Транссибирской магистрали) был введён в строй на всём его протяжении.[18]
Летом 1909 г. началось строительство железнодорожной линии Тюмень — Омск (567 км). Рабочее движение по дороге открылось в декабре 1911 г., а регулярное — 14 ноября 1913 г. Являясь северным выходом на Транссибирскую магистраль, Тюмень-Омская линия существенно расширила возможности для транспортировки уральских и сибирских грузов в западном, северном и восточном направлениях.[19]
В 1927—1931 годах был построен Турксиб.[20]
В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистра- ли». Начались изыскательские работы по трассе магистрали. Позже приступили к сооружению соединительных линий от Транссиба до трассы БАМа. В 1936 г. открылось движение на линии Волочаевск — Комсомольск-на-Амуре, одновременно ставшей и первой соедини- тельной линией к БАМу. В 1938 г. сооружена вторая соединительная линия: БАМ (станция Транссиба) — Тындинский, ставший позже столицей БАМа (г. Тында). Но в 1942 г., когда началась историческая Сталинградская битва, этот путь был разобран, а рельсы срочно от- правлены для строительства Волжской рокады Саратов — Сталинград, сыгравшей значительную роль в транспортном обеспечении Сталин- градской битвы. В 1937 г. началось строительство третьей соедини- тельной линии Известковая — Ургал, которая вела к угольным шахтам Чегдомына. До войны началось строительство и собственно БАМа. От Комсомольска-на-Амуре на запад было проложено 105 км пути, от Тайшета на восток — 75 км.[21]
В 1940-х — 1950-х годах на удалении 40-100 км от Москвы было построено Большое кольцо Московской железной дороги (БК МЖД).[22]
В 1943 году ГКО принимает решение о строительстве дороги на Дальнем Востоке: Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со сроком окончания — октябрь 1945 г. Дорога была запроектирована и построена досрочно. В июле 1945 г. по ней прошел первый поезд. Эта дорога протяжённостью 442 км сыграла важную роль в разгроме Японии на Востоке.[23]
За первое послевоенное десятилетие (1946—1955 годы) в СССР было построено 5422 км новых железнодорожных линий.[24]
В первые послевоенные годы строительство БАМа продолжалось, но темпы работ были невысокими: страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Западному участку магистрали «повезло»: было решено построить гигантскую Братскую ГЭС на Ангаре и железную дорогу к ней с выходом к р. Лене. В 1951 г. от Тайшета через Братск на Усть-Кут (порт Осетрово на р. Лене) пошли поезда. Так был сооружен ближайший участок БАМа протяженностью 714 км.[25]
В 1951 году началось сооружение Южно-Сибирской магистрали, предназначенной разгрузить Транссиб.[26]
В 1953 году строительство БАМа прекратилось.[27]
Новая история строительства БАМа началась в 1974 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».[28]
[править] Автомобильные дороги
За 1946—1950 годы в СССР было построено около 16 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием.
[править] Трамваи
На постоянной основе трамвай в Санкт-Петербурге стал работать в 1907 году.[29]
[править] Метро
Российские инженеры в начале ХХ века разработали проекты строительства метрополитенов в Петербурге (Балинский) и в Москве (Балинский, Кнорре с привлечением других инженеров). Последний проект был рассмотрен на заседании Московской городской Думы. Однако высокая сметная стоимость, возражения духовенства и представителей археологического общества привели к его отклонению. Реализация проектов началась 30 лет спустя в Москве (1935 год), а в Санкт-Петербурге (Ленинграде) — в 1955 году.[30]
В 1944—1954 годах была построена Кольцевая линия Московского метро.[31]
[править] Трубопроводы
[править] Нефтепроводы
В 1928—1932 годах построены нефтепроводы Баку — Батуми (вторая линия), Грозный — Туапсе.
[править] Газопроводы
Система газопроводов «Средняя Азия — Центр» была построена в 1967—1985 годах.
[править] Водный транспорт
В 1914 году был построен Обь-Енисейский канал, соединяющий Обь и Енисей.[32]
В 1932—1937 годах построен канал Москва — Волга.[33]
В 1970—1980-х годах по проекту Ленморниипроекта в Вентспилсе была построена первая в СССР глубоководная нефтегавань для судов типа «Афромакс» дедвейтом 120 тыс. тонн и осадкой до 15 м.
[править] Воздушный транспорт
В 1948—1951 годах был построен аэровокзал Пулково.[34]
[править] Связь
В 1936—1940 годах была построена уникальная по сложности и протяжённости телефонная магистраль с воздушной линией связи Москва — Хабаровск — Уссурийск.[35]
[править] Хранилища
Механизированный элеваторно-складской комплекс был построен в 1929—1930 годах в г. Камень.
[править] Наука
В 1966—1976 годах велось строительство Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН на Северном Кавказе.[36]
[править] Административные здания
В 1959—1961 годах велось строительство Кремлёвского Дворца съездов.[37]
[править] Водные сооружения
В период с 1976 по 1982 годы Леонид Полежаев являлся начальником строительства канала Иртыш — Караганда.[38]
[править] Жильё
В 1928—1930 годах по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально4бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта.
Главным достижением социальной политики Н. С. Хрущёва стал небывалый размах жилищного строительства.
[править] Комсомольские стройки
Комсомольские стройки — народно-хозяйственные объекты, ответственность за строительство которых брал на себя комсомол. Статус комсомольских строек придавался строительным объектам для обеспечения своевременного и качественного завершения их строительства при наименьших затратах. Наиболее значимые народно-хозяйственные объекты получали статус Всесоюзных ударных комсомольских строек. Находились гл. обр. в труднодоступных и малообжитых районах. Перечень комсомольских строек утверждался Бюро ЦК ВЛКСМ на основе предложений парт., профсоюзных и комсомольских органов, министерств и ведомств и по согласованию с Госпланом СССР и ВЦСПС. Комсомольские стройки комплектовались рабочей силой посредством проводимых ЦК ВЛКСМ т. н. обществ. призывов молодёжи и увольняемых в запас военнослужащих, а также за счёт временнных добровольных комсомольско-молодёжных строительных отрядов.[39]
Первой комсомольской стройкой стало строительство Волховской ГЭС. В 1920—1930-е годы комсомольскими стройками были объявлены Сельмашстрой (Ростов-на-Дону), Тракторострой (Сталинград), Уралмашстрой, строительство Урало-Кузнецкого металлургич. комбината, Комсомольска-на-Амуре, первой очереди Моск. метрополитена, ж.-д. магистрали Акмолинск — Карталы, разработка нефтяных месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и др.[40]
В 1950—1970-е годы к Всесоюзным ударным комсомольским стройкам относилось строительство Братской, Днепродзержинской, Красноярской ГЭС, атомных электростанций, нефтепровода Уфа — Омск, Омск — Иркутск, газовых магистралей Бухара — Урал, Саратов — Горький, ж.-д. линии Абакан — Тайшет, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, первых очередей ряда заводов (Красноярского, Иркутского и Павлодарского алюминиевых, Ангарского и Омского нефтеперерабатывающих, Западно-Сибирского и Карагандинского металлургических) и др.[41]
[править] Регионы
[править] Курская область
Темпы промышленного строительства в Курской области во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов. были относительно низкими. Причинами этого на вновь строящихся и реконструируемых предприятиях оставались неудовлетворительная организация и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение строительных работ.
[править] Свердловская область
С 1968 по 1976 год Борис Ельцин возглавлял отдел строительства Свердловского обкома партии.[42]
[править] Удмуртия
В январе-феврале 1942 года в Удмуртии началось строительство железнодорожной линии Ижевск-Балезино.
[править] Населённые пункты
[править] Балаково
В начале ноября 1961 года в Балакове завершилось строительство кинотеатра «Октябрь».
[править] Волгоград
12 июля 1926 года в Сталинграде началось строительство тракторного завода.
[править] Иркутск
Зимой 1984 года в Иркутске началось строительство нового здания Иркутского музыкального театра.
[править] Кемерово
В мае 1934 года в Кемерове началось строительство крупнейшего по тем временам в стране аэотно-тукового завода, а 21 июля 1938 года он дал первую продукцию — аммиачную селитру.
В июне 1957 года в Кемерове завершилось строительство стадиона «Химик».
[править] Лысьва
В начале XX века в Лысьве была построена первая каменная аптека.
[править] Магадан
27 апреля 1939 года в Магадане началось строительство домов скоростным методом.
[править] Москва
Мавзолей В. И. Ленина был построен в 1924—1930 годах по проекту архитектора А. Щусева.
В конце 1944 года в Москве началось строительство основной газовой сети, протяжённость которой составила 115 км.
[править] Мурманск
18 марта 1960 года в Мурманске началось строительство плавательного бассейна.
[править] Нижнекамск
В связи со строительством завода большегрузных автомобилей в Набережных Челнах в декабре 1973 года в Нижнекамске началось строительство второго завода по производству грузовых шин для автомобилей КамАЗ.
[править] Самара
В декабре 1941 года в Самаре началось строительство радиоузла, по мощности не уступающего известной всему миру радиостанции имени Коминтерна в Москве.
[править] Ярославль
17 января 1916 года в Ярославле началось строительство Акционерного общества механических передвижений и производств Владимира Александровича Лебедева.
[править] Ссылки
[править] Рунет
[править] Прочее
- Народное хозяйство СССР в 1960 году (Статистический ежегодник). Капитальное строительство. Часть I
- Здания и сооружения России, построенные в XX веке
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [5][6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [10]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [11]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [12]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [13]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ История железнодорожного транспорта России
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ Комсомольские стройки
- ↑ Комсомольские стройки
- ↑ Комсомольские стройки
- ↑ [19]