Внешняя политика России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Соратник В. И. Ленина и один из вождей Октябрьской революции 1917 года, вскоре после прихода большевиков к власти Лев Троцкий был назначен наркомом по иностранным делам в первом советском правительстве. Его первоочередной задачей стало создание Наркомата по иностранным делам, опираясь на кадры Министерства иностранных дел дореволюционной России. Задача эта была непростой: далеко не все дипломаты были готовы смириться с октябрьским переворотом и работать на Советы.[1]

Троцкому также предстояло обнародовать тайные договоры царской России, заключить мир в условиях продолжавшейся Первой мировой войны и добиться международного признания советского государства.[2]

Итогом переговоров, проходивших в три этапа с декабря 1917 года по март 1918 года, стал мирный договор, подписанный советской Россией в Брест-Литовске с представителями Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарского царства (Брестский мир). Несмотря на участие в мирных переговорах, выдвинувший тезис «ни мира, ни войны» Троцкий выступал против заключения мира и предлагал затягивать время, рассчитывая на скорую победу революцию в Германии.[3]

После подписания Брестского мира на крайне невыгодных условиях для России в знак протеста подал в отставку 22 февраля 1918 года, после чего председатель Совнаркома Ленин назначает его главой Народного комиссариата по военным делам.[4]

Лев Троцкий был сторонником идеи мировой революции и считал, что Наркоминдел просуществует недолго, так как после скорой победы революции в мировом масштабе дипломатическое ведомство советскому государству не понадобится.[5]

В марте 1918 года наркомат иностранных дел наряду с другими правительственными учреждениями переехал из Петрограда в Москву.

К середине 1918 года зримые черты приобрёл государственно-партийный механизм выработки и принятия решений и их реализации дипломатической службой. В первоначальном виде документы готовились НКИД, далее они передавались на рассмотрение в аппарат ЦК РКП(б) и секретариат Совнаркома. При наличии замечаний документы дорабатывались в рамках наркомата и в случае их одобрения на партийном уровне реализовывались дипломатической службой. Сложившаяся система, при которой внешнеполитическое ведомство являлось инициатором, разработчиком, а потом главным исполнителем решений по актуальной проблематике при руководящей роли правящей партии, сохранялась на протяжении всего советского периода.

Уже на первом этапе становления советской дипломатии в Наркоминделе разгорелась острая борьба между «западниками» и «восточниками». «Западники» во главе с Чичериным предсказывали победу революции вначале на Западе, а затем в слаборазвитых странах Востока. В свою очередь, «восточники», объединившиеся вокруг заместителя Георгия Чичерина Максима Литвинова, настаивали, что на Востоке пролетарские революции невозможны, и предостерегали от попыток их стимулировать извне.[6]

Советские лидеры отказались от стратегии революционной войны после поражения Красной Армии в Польше в 1920 году.[7]

После окончания Гражданской войны перед Советской Россией встала задача нормализации отношений с другими государствами, правительства которых враждебно относились к советскому правительству.[8]

Для Советской России в 1920-х годах нормализация международных отношений означала прежде всего её дипломатическое признание. Первым шагом в этом направлении стало подписание весной 1921 года торговых соглашений с Англией и Германией, а затем и с другими странами. Однако серьёзным препятствием на пути дальнейшего урегулирования отношений с Западом стал вопрос о российских долгах.[9]

В октябре 1921 года Брюссельская международная конференция рекомендовала правительствам предоставить кредиты Советской России для борьбы с голодом при условии признания долгов царского и Временного правительства и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. Советское правительство выразило готовность обсудить взаимные требования. С этой целью весной 1922 года в Генуе (Италия) была созвана международная конференция, в которой приняли участие 29 стран. Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Участники конференции не поддержали предложение советской делегации обсудить проблему разоружения. Неприемлемым для западных государств оказалось и советское предложение относительно выплаты долгов, поскольку советская сторона в ответ на возвращение царских долгов требовала возмещение ущерба, причиненного России иностранной интервенцией и блокадой. Камнем преткновения на конференции стало требование западных держав возвратить иностранцам национализированную собственность (или возместить ее стоимость), а также отказаться от монополии внешней торговли.[10]

Вместе с тем в ходе работы Генуэзской конференции в предместье Генуи Раппало был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией. Он предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов и убытков, в том числе старых долгов и национализированной собственности в Советской России. Подписание Раппальского договора означало прорыв дипломатической блокады Советов.[11]

Полоса дипломатического признания СССР приходится на 1924 год. К началу 1924 года СССР имел дипломатические отношения лишь с 10 странами, с которыми непосредственно граничил: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Турция, Иран, Монголия, Афганистан и Германия. За 1924 год были установлены дипломатические отношения с 12 государствами, в том числе и с такими западноевропейскими странами, как Италия, Австрия, Швеция, Норвегия, Дания, Франция и Англия.[12]

К концу 1920-х годов Георгий Чичерин проиграл аппаратную борьбу Максиму Литвинову, которого поддерживал Сталин. Он тяжело заболел и в 1928 году уехал лечиться за границу, в то время как руководство министерством перешло Максиму Литвинову.[13]

В 1930 году М. М. Литвинов сменил Г. В. Чичерина на посту наркома иностранных дел. Уход Чисерина объяснялся и его болезненным состоянием, и всё более пробуксовывавшей идеей советско-германского сотрудничества, и несогласием присоединяться к пакту Бриана-Келлога, и неготовностью наладить взаимодействие с Лигой наций.

После назначения наркомом М. М. Литвинов возглавлял советские делегации на конференции Лиги наций по разоружению (1932 год), на Мирной экономической конференции в Лондоне (1933 год). В 1934—1938 годах представлял СССР в Лиге наций. В предвоенные годы выступал за создание системы коллективной безопасности, объединяющей СССР, западные демократии и страны Центральной Европы для сдерживания нацистской Германии. Однако в связи с острым конфликтом с Вячеславом Молотовым, обвинившим его в «политическом головотяпстве», был вынужден подать в отставку в 1939 году.[14]

В 1939 году М. М. Литвинов был отправлен в отставку, а вместо него наркомом иностранных дел по совместительству был назначен в мае 1939 года Председатель Совнаркома В. М. Молотов.

22 июня 1939 года Коллегия НКИД утвердила новую структуру НКИД, где ещё большее закрепление получила региональная специализация подразделений. Так в Первый Западный Отдел входили Франция, Бельгия, Люксембург, Испания, Португалия, Швейцария. Второй Западный Отдел включал Великобританию с её доминионами и протекторатами. Третий Западный Отдел курировал Италию, Югославию, Албанию. Отдел Центральной Европы был представлен Германией, Чехословакией, Венгрией. Отдел стран Восточной Европы занимался Польшей, Румынией. Был образован Отдел Скандинавских стран, к которому относилась также Голландия. Весьма обширным был Отдел Американских стран (США, Центральная и Южная Америка), который возглавил А. А. Громыко. Ближневосточный отдел состоял из Турции, Болгарии, Греции и Аравии. Помимо этого существовал Средневосточный отдел (Афганистан, Иран). На дальневосточном направлении продолжали действовать три отдела: Первый Дальневосточный (Китай), Второй (Япония, Маньчжурия), Третий (МНР, Тува, Синьцзян).

Начавшаяся Вторая мировая война повлекла за собой соответствующие структурные изменения НКИД. Отпала необходимость существования Отдела стран Восточной Европы и Отдела Прибалтийских стран. Был создан отдел Балканских стран, а Первый и Третий Западные отделы объединены.

Война против Финляндии 1939—1940 годов серьёзно подорвала репутацию СССР в мире и вызвала новую волну недоверия и враждебности к СССР со стороны европейских государств и США.[15]

Повышению уровня представительности советской дипломатической службы, устранению протокольной дискриминации советских дипломатов способствовал Указ Президента Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 года, в соответствии с которым упразднялось прежнее название «Полномочного представителя» и вводились общепринятые классы «Чрезвычайного и Полномочного Посла», «Чрезвычайного и Полномочного Посланника», а также «Поверенного в делах».

В связи с началом Великой Отечественной войны НКИД вместе с другими наркоматами был эвакуирован в г. Куйбышев. Однако В. М. Молотов с небольшой группой дипломатов продолжал работать в Кремле. В августе 1943 года Аппарат НКИД был возвращён в Москву.

21 марта 1946 года Народный комиссариат иностранных дел был переименован в Министерство иностранных дел СССР в связи с преобразованием Совета народных комиссаров в Совет министров СССР.

4 марта 1949 года Вячеслав Молотов был снят с поста министра иностранных дел СССР. Причиной его смещения стала обострившаяся борьба за власть в последние годы жизни Сталина, когда против Молотова выступили Георгий Маленков и Лаврентий Берия.[16]

Вячеслав Молотов вернулся на пост главы советского МИДа в марте 1953 года, после четырехлетнего перерыва. Молотов стал единственным из советских и российских министров иностранных дел, занимавшим кресло главы внешнеполитического ведомства дважды.[17]

В середине 1950-х годов произошли коренные изменения во внешнеполитической доктрине СССР: утвердилось понимание отсутствия в условиях нового соотношения сил фатальной неизбежности войны. Соответственно тезис о мирном сосуществовании социалистической и капиталистической систем стал главным внешнеполитическим и дипломатическим принципом Советского Союза. В Москве начало расти понимание необходимости корректировки внешнеполитического курса и дипломатических подходов с целью снижения международной напряжённости. Параллельно начался распад колониальной системы. Новообразованные развивающиеся страны охотно шли на установление дипломатических отношений с СССР и налаживание с ним широкого многопрофильного сотрудничества.

Назначенный главой МИД СССР после смещения Вячеслава Молотова Дмитрий Шепилов пробыл на своем посту восемь месяцев. Его «боевым крещением» на посту главы МИД СССР летом 1956 года стал визит в Москву президента СФРЮ Иосипа Броз Тито, с которым у Москвы складывались непростые отношения. Вскоре после этого состоялся его первый зарубежный визит — на Ближний Восток. Его кульминацией стали переговоры в Каире с египетским лидером Гамалем Абдель Насером. В июле 1956 года Дмитрий Шепилов выступил с заявлением о позиции СССР в вопросе прекращения испытаний ядерного оружия, на годы вперед сформулировав подход Москвы по проблемам глобальной безопасности послевоенного мира. После обострения ситуации на Ближнем Востоке, вызванного решением египетских властей национализировать Суэцкий канал, Дмитрий Шепилов выступил в защиту суверенитета Египта. Он внес свой вклад и в становление советской внешней политики на Дальнем Востоке. Во время визита в Москву японского премьера Хатоямы была принята Советско-японская декларация 1956 года. Ее положения служат ориентирами в отношениях Москвы и Токио, так и не подписавших мирный договор.[18]

В 1957 году министром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко.

За период 1957—1975 годов Советский Союз установил дипломатические отношения с 60 государствами, восстановил прерванные ранее отношения с 5 странами, нормализовал отношения с 3 государствами, миссии были преобразованы в посольства. За это же время было открыто 39 консульских загранучреждений.

Роль дипломатической службы возросла в связи с избранием в 1973 году А. А. Громыко членом Политбюро ЦК КПСС.

По состоянию на начало 1984 года СССР имел дипломатические отношения с 132 государствами, из которых в 117 странах функционировали дипломатические представительства. В восьми странах были аккредитованы послы по совместительству. Помимо этого за границей действовали 72 генконсульства и консульства (1988 год).

В 1985 году вместо А. А. Громыко министром иностранных дел был назначен бывший руководитель компартии Грузии Э. А. Шеварнадзе.

Шеварднадзе стал антиподом своего предшественника Андрея Громыко. На смену кадровому дипломату, свободно владевшему иностранными языками, но при этом говорившему Западу «нет», в МИД пришел совершенно другой руководитель. Не имевший опыта дипломатической работы, не знающий иностранных языков, ближайший соратник Михаила Горбачева Шеварднадзе тем не менее был готов говорить новым западным партнерам Москвы главное слово — «да». При Шеварднадзе в отношениях Запада и Востока произошли тектонические сдвиги: падение Берлинской стены, демонтаж коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе и сворачивание Варшавского договора. В этот же период происходит нормализация российско-американских отношений. В ходе визита Эдуарда Шеварднадзе в США в 1987 году стороны договорились о начале переговоров по ограничению, а затем прекращению ядерных испытаний. 1 июня 1990 года Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер подписали в Вашингтоне соглашение о передаче США акватории Берингова моря по разделительной линии Шеварднадзе—Бейкера. В декабре 1990 года Эдуард Шеварднадзе неожиданно заявил о своей отставке с поста главы МИДа «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» в СССР.[19]

В конце 1987 года вышла книга М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней под лозунгом «нового политического мышления» пересматривались базовые постулаты внешней политики СССР, декларировался отказ от формулы К. фон Клаузевица о соотношении войны и политики, делался акцент на «неделимости безопасности», за каждым народом признавались право свободного «выбора собственного пути социального развития» и «отказ от вмешательства во внутренние дела других государств».[20]

Выбирая преемника Шеварднадзе, Михаил Горбачев решил назначить новым министром иностранных дел Александра Бессмертных, которого он считал человеком «большого профессионализма, широких взглядов и высокой культуры». До того как занять кресло министра, Александр Бессмертных успел поработать вначале заместителем, а затем первым заместителем министра иностранных дел при Эдуарде Шеварднадзе. На Смоленскую площадь в ранге министра он вернулся из Вашингтона, где с мая 1990 года по январь 1991 года работал советским послом. Одним из самым заметных событий в работе Бессмертных на посту министра иностранных дел СССР стало его участие в подготовке международной мирной конференции по Ближнему Востоку, сопредседателями которой стали СССР и США. Во время его пребывания на посту министра иностранных дел, в июле 1991 года, в Москве был подписан советско-американский Договор по СНВ-1. Кроме того, был начат процесс подготовки к заключению соглашений со странами Центральной и Восточной Европы—бывшими союзниками СССР по Варшавскому договору. Александр Бессмертных также подписал первые соглашения СССР с Советом Европы.[21]

Карьеру Александра Бессмертных на посту главы МИДа оборвал августовский путч 1991 года. Отказавшись примкнуть к заговору против Михаила Горбачева, он в то же время не решился открыто отмежеваться от ГКЧП. В связи с этим 23 августа 1991 года, после поражения ГКЧП, Михаил Горбачев подписал президентский указ о его увольнении. Однако на открывшейся 26 августа 1991 года сессии Верховного совета СССР его отставка не была рассмотрена. В связи с этим Александр Бессмертных формально оставался главой МИДа до 14 ноября 1991 года (хотя де-факто главой МИДа в августе 1991 года стал Борис Панкин).[22]

Указ о назначении Панкина министром иностранных дел СССР президент Горбачев подписал 28 августа 1991 года. Однако Верховный совет СССР так и не утвердил его кандидатуру, в результате чего в последние месяцы после распада СССР у страны было два министра иностранных дел. Александр Бессмертных формально оставался в должности, в то время как Борис Панкин был министром де-факто.[23]

14 ноября 1991 года Государственный совет СССР принял решение об образовании Министерства внешних сношений СССР (МВС) на базе МИД СССР с передачей ему части функций Министерства внешних экономических связей СССР.

19 ноября 1991 года по приглашению Горбачева Шеварднадзе вернулся на Смоленскую площадь, возглавив созданное на базе МИД СССР Министерство внешних сношений. Однако после распада СССР эта должность была упразднена.[24]

Со­ци­аль­ные и эко­но­мич. труд­но­сти, с ко­то­ры­ми столк­ну­лась Рос­сия в го­ды пре­зи­дент­ст­ва Ельцина, ска­за­лись и на внеш­не­по­ли­тич. по­зи­ци­ях страны. Обес­пе­че­ние нац. ин­те­ре­сов Рос­сии бы­ло за­труд­не­но, её су­ве­ре­ни­тет ока­зал­ся ос­лаб­лен из-за рез­ко­го сни­же­ния во­ен. и эко­но­мич. по­тен­циа­ла. Боль­шие внеш­ние фи­нан­со­вые кре­ди­ты вы­да­ва­лись на оп­ре­де­лён­ных политич. ус­ло­ви­ях.[25]

Евгений Примаков занял пост главы МИД России во второй половине 1990-х годов, когда в отношениях Москвы с Западом обнаружились первые признаки их нового кризиса. Не отказываясь от взаимодействия с Западом, Примаков обосновал необходимость создания стратегического треугольника трех ведущих государств не западного мира — России, Китая и Индии. По версии Примакова, существование такого треугольника должно стать гарантом от создания однополярного мира во главе с США.[26]

В июне 2000 года Владимир Путин президентским указом утвердил «Концепцию внешней политики Российской Федерации».[27]

Содержание

[править] Министерство иностранных дел

Формирование Народного комиссариата по иностранным делам (НКИД) практически началось с нуля. Были предприняты интенсивные поиски партийцев и сочувствующих лиц, которые в разное время находились в эмиграции, вследствие чего освоили иностранные языки, познакомились с культурой других народов, получили представление о международной обстановке и внешней политике иностранных государств. В течение двух месяцев удалось скомплектовать штат из 125 сотрудников.

Георгий Чичерин возглавил Наркоминдел вскоре после отставки Льва Троцкого, выступившего противником Брестского мира.[28]

В соответствии с принятой Конституцией РСФСР 13 сентября 1918 года была образована первая Коллегия НКИД во главе с Г. В. Чичериным.

После образования СССР, в 1923 году, Георгий Чичерин стал первым наркомом по иностранным делам СССР.[29]

В 1936 году Наркомат по иностранным делам был переименован в Наркомат иностранных дел.

[править] Международные организации

[править] АТЭС

Решение о вступлении России в АТЭС было принято в начале 1995 г., а заявка на вступление в Форум подана в марте 1995 г. по распоряжению Президента РФ (№ 103-рп от 28 февраля 1994 г.). На основе принципа консенсуса на Ванкуверском саммите АТЭС (1997 г.) принято решение о приеме Российской Федерации в 1998 г. в качестве полноправного члена.

В 1998 году Россия стала членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).[30]

С ноября 1998 г. при МИД России сформирован Деловой клуб АТЭС.

[править] Всемирный банк

Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка в июне 1992 года.[31]

[править] ВТО

В июне 1993 года Россия обратилась с просьбой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), а в 1995 года Рабочая группа ГАТТ была преобразована в Рабочую группу Всемирной торговой организации (ВТО).[32]

[править] ЕБРР

В 1994 году только что созданный «Перекрёсток» получил от ЕБРР кредит на $40 млн.[33]

[править] Лига Наций

14 декабря 1939 г. решением Совета Лиги Наций СССР был исключен из этой организации. Это решение, принятое по инициативе Великобритании и Франции, было поддержано администрацией США, хотя Соединенные Штаты не являлись членами Лиги.[34]

[править] МВФ

Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1 июня 1992 года.[35]

1 апреля 1992 года была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 миллиардов долларов) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 миллиарда долларов) для покрытия дефицита платежного баланса.[36]

Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года. Кредит был открыт на сумму 719 миллионов СДР (около 1 миллиарда долларов) со сроком использования в течение пяти месяцев. Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5 % ВВП и темпа инфляции (менее 10 %). Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.[37]

Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года. Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10 % ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9 % в месяц. 6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиардов долларов). Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.[38]

После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 4313,1 миллиона СДР (6,8 миллиарда долларов) со сроком использования в течение 12 месяцев. Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6 % ВВП; снижение инфляции до 1 % в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.[39]

В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 миллион СДР (10,1 миллиарда долларов), который подлежал использованию в течение трех лет. Сумма кредита соответствовала 160 % российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год — 65 % квоты, во второй — 55 %, в третий — 40 %. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей. В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2 % ВВП; снижение инфляции — до 6,9 % в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 миллиарда долларов.[40]

Соглашение между правительством России и МВФ о Постоянном представительстве МВФ в России было заключено в Гонконге 24 сентября 1997 года.[41]

19 февраля 1998 года глава МВФ Мишель Камдессю и Виктор Черномырдин подписывают коммюнике о согласовании российской экономической политики на 1998 год.[42]

17 июня 1998 года Борис Ельцин назначает Анатолия Чубайса специальным представителем по связям с международными финансовыми организациями в ранге вице-премьера.[43]

В июле 1998 года правительство России достигло договорённости с МВФ о предоставлении России крупного антикризисного пакета займов.[44]

20 июля 1998 года совет директоров МВФ согласился предоставить России дополнительную финансовую помощь в $11,6 млрд.[45]

20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 миллиона СДР.[46]

В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.[47]

В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 миллионов СДР (4,5 миллиарда долларов), первый и последний транш которого 471,4 миллиона СДР (640 миллионов долларов) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года.[48]

С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ.[49]

[править] НАТО

С 1992 года Россия активно участвовала в работе в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности».[50]

Осенью 1993 года представители России выразили активное недовольство расширением НАТО.[51]

В 1994 году Россия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира».[52]

27.5.1997 в Па­риже Ельцин, ге­не­раль­ный сек­ре­тарь НАТО Х. Со­ла­на и пред­ста­ви­те­ли 16 стран-чле­нов НАТО под­пи­са­ли Ос­но­во­по­ла­гаю­щий акт о вза­им­ных от­но­ше­ни­ях, со­труд­ни­че­ст­ве и безо­пас­но­сти, оп­ре­де­лив­ший це­ли и ме­ха­низм кон­суль­та­ций и со­труд­ни­че­ст­ва, со­вме­ст­но­го при­ня­тия ре­ше­ний и со­вме­ст­ных дей­ст­вий России и НАТО.[53][54]

Основополагающий акт Россия — НАТО, подписанный в 1997 году, стал официальной основой двусторонних отношений.[55]

В 1999 году от­но­ше­ния Рос­сии с НАТО бы­ли за­мо­ро­же­ны в ре­зуль­та­те си­ло­вых дей­ст­вий НАТО про­тив Юго­сла­вии.[56]

В начале 2000 года и. о. президента России Путин и генсек НАТО Джордж Робертсон договорились восстановить контакты между Россией и НАТО в полном объёме и считать друг друга стратегическими партнёрами.[57]

В 2000 году на­ча­лось по­этап­ное вос­ста­нов­ле­ние от­но­ше­ний Рос­сии с НАТО.[58]

5 марта 2000 года на вопрос, возможно ли присоединение России к НАТО, Владимир Путин ответил: «Почему нет? Я не исключаю такой возможности — в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнером.»[59]

[править] ОБСЕ

Рос­сия за­ня­ла в кон­це декабря 1991 года ме­сто СССР в ОБСЕ.[60]

[править] ООН

Рос­сия за­ня­ла в кон­це декабря 1991 года ме­сто СССР в ООН.[61]

[править] Парижский клуб

По соглашению, заключенному в конце 1991 года СССР и иностранными кредиторами, объединенными в Парижский клуб, советской стороне была предоставлена до марта 1992 года отсрочка по выплате основной суммы задолженности в 11,3 млрд долларов (в расчете на год). Условием отсрочки стало следование рекомендациям МВФ при осуществлении рыночной реформы.[62]

[править] Дипломатические отношения

В начале 1922 года РСФСР имела 17 полномочных представительств, 24 консульства и три делегации в смешанных международных комиссиях.

В 1934 году СССР имел дипломатические отношения с 27 государствами.

В конце 1941 года СССР имел дипломатические отношения с 17 странами.[63]

В мае 1945 года СССР поддерживал дипломатические отношения с 41 государством.

В конце 1945 года СССР имел дипломатические отношения с 46 государствами.[64]

Всего по состоянию на 1 января 1946 года Советский Союз имел посольства и миссии в 44 странах.

[править] Международные соглашения

В день подписания пакта Бриана — Келлога СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределённость самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира». Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок. Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 года в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана — Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.[65]

Договор к Энергетической хартии был подписан в г. Лиссабоне 17 декабря 1994 года, в том числе и от имени России.[66]

В 1995 году в России был принят Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».[67]

Рос­сия ра­ти­фи­ци­ро­вала в 2000 году До­го­вор о все­объ­ем­лю­щем за­пре­ще­нии ядер­ных ис­пы­таний (ДВЗЯИ).[68]

[править] Вооружения

На заседании подготовительной комиссии 30 ноября 1927 года советская делегация выступила с декларацией об основных принципах полного и всеобщего разоружения и призвала остальные государства «немедленно приступить к выработке детального проекта конвенции о полном и всеобщем разоружении».[69]

В марте 1928 года Советский Союз представил подготовительной комиссии «проект конвенции о всеобщем, полном и немедленном разоружении». Проект предусматривал роспуск личного состава всех вооруженных сил, уничтожение всех средств войны, ликвидацию военно-морских судов и военной авиации, запрещение военной службы, уничтожение крепостей, военных баз, военных заводов, роспуск военных министерств и генеральных штабов, а также некоторые другие мероприятия. Осуществить все эти меры предлагалось в течение четырехлетнего срока.[70]

[править] Здания

Особняк Н. И. Миндовского в Москве в 1938—1955 годах использовался как дом дипломатических приемов.[71]

[править] Показатели

К середине 1914 МИД России имел 9 посольств, 24 миссии, 36 генеральных консульств, 84 консульства и 34 вице-консульства, 1 политическое и 1 дипломатическое агентство.[72]

НКИД СССР к 1925 имел дипломатические представительства в 22 странах, открыл также 104 консульских учреждения (из них 82 — отдельные консульские представительства, 22 — консульские отделы посольств).[73]

К 1991 МИД СССР имел 144 посольства, свыше 230 консульских учреждений, 5 постоянных представительств при международных организациях.[74]

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  2. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  3. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  4. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  5. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  6. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  7. [1]
  8. [2]
  9. [3]
  10. [4]
  11. [5]
  12. [6]
  13. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  14. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  15. [7]
  16. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  17. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  18. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  19. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  20. Современная история международных отношений: 1991—2016: Учеб. пособие / А. В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017
  21. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  22. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  23. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  24. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  25. Ельцин
  26. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  27. Путин Владимир Владимирович
  28. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  29. Мистеры Нет и Мистеры Да. Чем запомнились 14 советских и российских министров иностранных дел. 13 апреля 2018
  30. Путин Владимир Владимирович
  31. [8]
  32. Последствия вступления в ВТО для регионов России. 1 февраля 2005 г.
  33. [9]
  34. [10]
  35. [11]
  36. [12]
  37. [13]
  38. [14]
  39. [15]
  40. [16]
  41. Дело «ЮКОС против Российской Федерации» и вопрос о юрисдикционном иммунитете государства
  42. [17]
  43. [18]
  44. Динамика децентрализации в Российской Федерации
  45. [19]
  46. [20]
  47. [21]
  48. [22]
  49. [23]
  50. [24]
  51. Тридцать лет хождения по кругу: политика США в отношении России. 21 апреля 2020
  52. [25]
  53. Ельцин
  54. Внешняя политика
  55. [26]
  56. Внешняя политика
  57. [27]
  58. Внешняя политика
  59. [28]
  60. Ельцин
  61. Ельцин
  62. [29]
  63. [30]
  64. [31]
  65. Всемирная история. Том IX
  66. Дело «ЮКОС против Российской Федерации» и вопрос о юрисдикционном иммунитете государства
  67. Дело «ЮКОС против Российской Федерации» и вопрос о юрисдикционном иммунитете государства
  68. Внешняя политика
  69. Всемирная история. Том IX
  70. Всемирная история. Том IX
  71. [32]
  72. [33]
  73. [34]
  74. [35]
Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
История внешней политики России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз


Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел


Россия в XX веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)
Личные инструменты