Отношения России с Саудовской Аравией


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] История

С 1891 по 1914 г. в г. Джидде, находившемся под турецким контролем, действовало консульское учреждение Российской империи.[1]

Советский Союз был первой страной, признавшей независимое саудовское государство — Королевство Хиджаза, Неджа и присоединенных областей, с 1932 г. именуемое Королевство Саудовская Аравия (КСА), и установившей с ним 19 февраля 1926 г. путем обмена нотами дипломатические отношения. В 1932 г. состоялся официальный визит в СССР Министра иностранных дел КСА принца Фейсала. В 1938 г. в связи со сложным внутри- и внешнеполитическим положением СССР, сокращением загранаппарата НКИД и выходом на первый план вопросов обеспечения безопасности в Европе, а также сменой внешнеполитических ориентиров Саудовской Аравии в сторону Запада советская дипмиссия в Джидде была закрыта, дипломатические отношения де-факто прерваны.[2]

В период «холодной войны», расколовшей мир на два лагеря, СССР и Саудовская Аравия, подпавшая с 1930-х годов под влияние США, оказались по разные стороны противостояния.[3]

В декабре 1982 г. по инициативе саудовцев, приобретших к этому моменту определенную независимость во внешней политике, через Лондон был установлен «канал связи», по которому происходил обмен посланиями, в том числе на высшем уровне, и информацией по актуальным международным и региональным проблемам, в первую очередь арабо-израильскому урегулированию.[4]

В связи с резким обострением военно-политической обстановки в районе Персидского залива Москву в сентябре и ноябре 1990 г. с рабочими визитами посетил Министр иностранных дел Саудовской Аравии С.Аль-Фейсал. В ходе первого визита была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений и возобновлении деятельности диппредставительств (советское Посольство в Эр-Рияде начало функционировать с мая 1991 г., Генконсульство в Джидде — с апреля 1991 г. Посольство КСА открыто в Москве в декабре 1991 г.). 30 декабря 1991 г. Саудовская Аравия заявила о признании Российской Федерации в качестве правопреемницы СССР.[5]

[править] Политические отношения

По большинству глобальных и региональных проблем, таких как конфликтные ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего вокруг иранской ядерной программы, Ирака, Афганистана, Йемена, Судана, арабо-израильского конфликта, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с экстремизмом и терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком и пиратством, по тематике «Группы двадцати» позиции России и Саудовской Аравии совпадают или близки. В январе 2011 г. окончательно урегулированы российско-саудовские разногласия по вопросу присоединения России к ВТО.[6]

[править] Экономические отношения

В последнее время между странами наметилось стремление расширить экономическое сотрудничество. В 2014 году отмечалось, что за последние 10 лет Россия переместилась с 60-й на 24-ю позицию по объёму экспорта в Саудовскую Аравию, а по объёму импорта — с 99-го на 82-е место.[7]

Структура товарооборота между странами является несбалансированной — он по большей части состоит из российского экспорта. Россия поставляет армированную сталь, прутковую медь, ячмень, медные стержни, трубы, буровой инструмент, полуобработанные металлические изделия. Саудовская Аравия, в свою очередь, экспортирует преимущественно нефтехимическую продукцию.[8]

[править] Договорно-правовая база

Между Россией и Саудовской Аравией действуют следующие двусторонние документы:[9]

  • Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия (подписано 20 ноября 1994 г. в Эр-Рияде);
  • Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (подписана 11 февраля 2007 г. в Эр-Рияде);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении (подписано 11 февраля 2007 г. в Эр-Рияде);
  • Протокол о двусторонних консультациях между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Саудовской Аравии (подписан 29 марта 1999 г. в Москве);
  • Меморандум о взаимопонимании в области спорта между Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту и Главным управлением по делам молодежи КСА (подписан 2 сентября 2003 г. в Москве);
  • Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области культуры между Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Министерством культуры и информации КСА (подписан в 2007 г.).
  • Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия между Росстандартом и Организацией по стандартам Саудовской Аравии (подписан 6 июля 2011 г. в Москве).

[править] Гуманитарные связи

Активно развиваются гуманитарные связи, в том числе по линии мусульманских организаций.[10]

С 2002 г. функционирует российская хадж-миссия (представляет Совет по хаджу при Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России), оказывающая содействие российским паломникам. Координацию такой работы осуществляет уполномоченный совета по хаджу, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ И.М-С.Умаханов. Ежегодно мусульманские святыни — Мекку и Медину — посещает около 20,5 тыс. паломников из России.[11]

В июне 2008 г. КСА посетила делегация Совета муфтиев России (СМР) во главе с председателем СМР Равилем Гайнутдином для участия в международной конференции на тему «Глобальные вызовы и проблемы современности» под патронажем Короля Саудовской Аравии в целях подготовки Мадридского форума межконфессионального диалога, проводимого в рамках инициативы саудовского монарха по укреплению доверия между мировыми конфессиями.[12]

В октябре 2008 г. в Джидде прошло четвертое заседание группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Его участникам было направлены приветственные послания от Президента России и Короля Саудовской Аравии. Российскую делегацию возглавлял Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. На форуме была выражена поддержка инициативы Короля Абдаллы и российской идеи о создании под эгидой ООН Консультативного совета религий, которая была выдвинута в ходе 62-й сессии ГА ООН (2007 г.) с целью активизации межрелигиозного общения, сохранения традиций в эпоху глобализации, борьбы с диффамацией религий, ксенофобией и нетерпимостью.[13]

В мае 2009 г. заместитель Министра иностранных дел, директор Филиала МИД КСА в Мекканском округе Мухаммед Бен Ахмед Ат-Тайеб принял участие в работе IX Международных Лихачевских научных чтений «Диалог культур и партнерство цивилизаций» в Санкт-Петербурге.[14]

[править] Сотрудничество в области науки, образования, культуры и СМИ

В рамках подписанного 2 сентября 2003 г. Меморандума о взаимопонимании установлены прямые связи между Российской Академией Наук (РАН), крупнейшим саудовским научно-техническим центром Университетом им. Короля Абель Азиза, а также Информационно-исследовательским центром при МИД КСА и Институтом астрономии и геофизических исследований Саудовской Аравии. Наиболее активно научное сотрудничество осуществляется по линии Института астрономии РАН, Института востоковедения РАН и Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики.[15]

Посольство Саудовской Аравии в Москве через Совет муфтиев России оказывает финансовое содействие развитию мусульманского образования (религиозных школ) в Татарстане и других субъектах Федерации.[16]

В 2004 г. в Российскую Федерацию впервые для обучения на бюджетной основе была направлена первая группа саудовских студентов. В 2010/2011 учебном году выделено 6 стипендий за счет средств федерального бюджета, саудовской стороной использована одна.[17]

В сентябре 2009 г. Джидду посетила делегация Минобрнауки России для участия в мероприятиях, посвященных открытию Университета наук и технологий им. Короля Абдаллы.[18]

Минобрнауки России прорабатывается вопрос о возможном визите в Россию Министра высшего образования КСА Х.Аль-Ангари.[19]

В марте 2009 г. российская делегация во главе с Министром культуры России А. А. Авдеевым приняла участие в национальном фестивале культурного наследия Саудовской Аравии «Дженадерия-2009». Выступление российских артистов и наша экспозиция пользовались большим интересом у посетителей выставки.[20]

В марте 2010 г. Минкультуры России передало на согласование саудовской стороне проект Программы сотрудничества в области культуры на 2011—2013 годы. 3-5 апреля 2011 г. Республику Татарстан посетил заместитель Министра культуры КСА А.Салама для участия в церемонии открытия библиотеки им. Короля Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда при Российском исламском университете.[21]

В период с 17 мая по 4 сентября 2011 г. в Государственном Эрмитаже прошла саудовская археологическая выставка «Дороги Аравии», на которой были представлены уникальные экспонаты, занесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Её посетили свыше 60 тыс. человек. В открытии выставки принимали участие Министр культуры России А. А. Авдеев и Председатель Комитета по туризму и древностям Саудовской Аравии принц С.Аль Сауд.[22]

Минкультуры России прорабатывает вопрос российского участия в международном фестивале культурного наследия «Дженадерия», который будет проходить осенью 2012 г. в Эр-Рияде.[23]

В феврале 2007 г. в Эр-Рияде подписано Соглашение о сотрудничестве между Российским информационным агентством «РИА» Новости" и Саудовским информационным агентством.[24]

[править] Сирийский вопрос

Разногласия по «сирийскому вопросу» серьёзно охладили отношения между Россией и Саудовской Аравией. Саудовская Аравия, которая активно спонсировала оппозиционные силы Сирии, признала их коалицию в качестве легитимного правительства страны.[25]

В то же время Россия активно поддерживала президента страны Башара Асада, в том числе и поставками оружия. Более того, действия российских властей по уничтожению химического оружия Сирии позволили не допустить применения США военной силы против страны. Барак Обама был вынужден согласиться с доводами Путина о том, что обстрел Сирии крылатыми ракетами не лучший способ для решения этого конфликта.[26]

[править] Иранский вопрос

Саудовская Аравия опасается укрепления позиций своего основного геополитического конкурента — Ирана — на Ближнем Востоке.[27]

Еще в дореволюционный период Иран играл роль шиитского «центра притяжения» и активно взаимодействовал с шиитским населением близлежащих стран. После прихода к власти аятоллы Хомейни данное направление стало одним из наиболее перспективных, поскольку позволяло стране сохранять претензии на звание регионального лидера.[28]

Не менее серьезные амбиции у Саудовской Аравии, основным источником для обеспечения которых является не историческая база, а финансовая. В результате в схватке за регион сошлись два центра исламского мира — шиитский и сунитский.[29]

Данное противостояние носит не экономический характер, а идеологический, аналогичный борьбе государственных систем СССР и США. Если ранее этот конфликт протекал в относительно тлеющем формате, то сейчас процессы глобализации подстегнули его возгорание.[30]

Иран располагает примерно 9 % мировых запасов нефти и более 12 % запасов стран ОПЕК. По данному показателю страна уступает только Венесуэле и Саудовской Аравии. Согласно плану развития на 5 лет, который начал реализовываться в 2010 г., Иран планирует выйти на добычу 5 млн баррелей/день.[31]

В то же время для России Иран является одним из ключевых партнеров, особенно в условиях давления на обе страны со стороны США. В последнее время стало известно, что Россия и Иран достигли договоренностей по поставкам иранской нефти в обмен на российские товары, включая металлы и продукты питания, но в этом соглашении не участвует военная техника.[32]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Российско-саудовские отношения
  2. Российско-саудовские отношения
  3. Российско-саудовские отношения
  4. Российско-саудовские отношения
  5. Российско-саудовские отношения
  6. Российско-саудовские отношения
  7. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  8. Межгосударственные отношения России и Саудовской Аравии. 23 января 2015
  9. Российско-саудовские отношения
  10. Российско-саудовские отношения
  11. Российско-саудовские отношения
  12. Российско-саудовские отношения
  13. Российско-саудовские отношения
  14. Российско-саудовские отношения
  15. Российско-саудовские отношения
  16. Российско-саудовские отношения
  17. Российско-саудовские отношения
  18. Российско-саудовские отношения
  19. Российско-саудовские отношения
  20. Российско-саудовские отношения
  21. Российско-саудовские отношения
  22. Российско-саудовские отношения
  23. Российско-саудовские отношения
  24. Российско-саудовские отношения
  25. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  26. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  27. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  28. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  29. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  30. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  31. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
  32. 7 фактов об отношениях Саудовской Аравии и России. 4 июня 2014
Внешняя политика России
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)

Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Прочее  Министерство иностранных дел
Личные инструменты