Отношения России с США


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Политические отношения

Между Россией и США заключены десятки соглашений, которые реализуются в настоящее время. Среди них — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 2010 года.[1]

Продолжаются контакты между главами государств. Владимир Путин и Барак Обама неоднократно встречались «на полях» многосторонних форумов, включая Генассамблею ООН в Нью-Йорке 28 сентября 2015 года, саммит G20 в Анталии 15 ноября 2015 года, Конференцию ООН по вопросам изменения климата в Париже 30 ноября 2015 года.[2]

Высокую интенсивность сохраняют контакты Министра иностранных дел России С. В. Лаврова и Госсекретаря Дж. Керри. В 2015 году главы внешнеполитических ведомств встречались порядка 20 раз, провели несколько десятков телефонных разговоров. Дж. Керри дважды посещал Россию и оба раза его принимал Путин.[3]

По линии межпарламентского сотрудничества в марте 2015 г. состоялся визит в Вашингтон российских законодателей для участия в ежегодном заседании Постоянного комитета парламентариев Арктического региона. В октябре Нью-Йорк и Вашингтон посетил председатель Комитета по международным делам К. И. Косачёв, который принял участие в заседании Американо-Российского делового совета, провел ряд встреч на Капитолии.[4]

В августе в Санкт-Петербурге побывала делегация Конгресса США во главе с председателем подкомитета по делам Европы, Евразии и новым вызовам Д. Рорабахером. Состоялись встречи с представителями власти, деловых и научных кругов. В октябре в Москве побывали глава подкомиссии по делам ЦРУ Э. Суольэлл и конгрессмен Д. Рапперсбергер.[5]

[править] Экономические отношения

По данным ФТС России, в январе-сентябре 2015 года объём торговли России с США составил $15,9 млрд, в том числе экспорт из России в США — $7,2 млрд, экспорт из США в Россию — $8,7 млрд.[6]

Развивается инвестиционное сотрудничество. По данным ЦБ России, приток прямых инвестиций из США в Россию по итогам 2014 года вырос на 45 % до $708 млн. В I квартале 2015 года показатель вырос почти на $350 млн. Объём прямых инвестиций из России в США в 2014 году вырос в 2,2 раза до $1,66 млрд. Прибавка в I квартале 2015 года составила $174 млн. Накопленные прямые инвестиции США в России по состоянию на июль 2015 года составили $2,9 млрд, России в США — $7,9 млрд.[7]

Прямые инвестиции российских компаний в США сосредоточены, главным образом, в металлургии и нефтегазовом секторе. Налажено сотрудничество в сфере информационных технологий.[8]

Американские прямые инвестиции в России вложены, в основном, в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, торговлю, транспорт и связь, финансовую деятельность. Особый интерес американские компании проявляют к инвестиционному сотрудничеству с российскими регионами, обладающими крупными запасами полезных ископаемых или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности.[9] Эксперты указывают на весьма разнообразные интересы американского бизнеса в России. Boeing (титан, контракты на новые самолеты), GE (самолёты и медоборудование), ExxonMobile (выгодный совместный проект с Роснефтью), банк Citigroup (1 млн клиентов).[10]

[править] Вопрос американской ПРО

10 февраля 2007 года президент Владимир Путин на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности сказал, что Россию «тревожат планы по развертыванию элементов системы ПРО в Европе», и намекнул, что в ответ Москва может выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). 15 февраля начальник Генштаба Юрий Балуевский прямо указал на готовность расторгнуть РСМД: «Возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня такие убедительные доказательства есть».[11]

Вскоре представитель госдепа США Шон Маккормак и министр обороны Роберт Гейтс поспешили заверить Москву в том, что развертываемые в Чехии и Польше элементы системы ПРО «не представляет угрозы для России».[12]

19 февраля командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что если страны Восточной Европы разместят у себя элементы ПРО, российские ракеты будут перенацелены на Чехию и Польшу.[13]

«Десять установок в Польше не могут представлять угрозы для России, которая располагает тысячами боеголовок»,— сказала в ответ госсекретарь США Кондолиза Райс. Директор агентства по ПРО США Генри Оберинг предпочел похвалить российское оружие. По его словам, «американские ракеты-перехватчики не такие быстрые, как русские баллистические ракеты», и не смогут их сбить.[14]

1 марта Оберинг объявил, что США разместят на Кавказе радар ПРО, направленный исключительно на Иран.[15]

Главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов в этот же день пригрозил контрударом: «Пусть размещают, в конце концов, это их проблемы, а у нас есть все необходимое, чтобы адекватно ответить на все эти размещения». 5 марта 2007 года командующий Дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Игорь Хворов сказал, что его летчики способны «решить задачи как по электронному подавлению, так и по физическому уничтожению» американских радаров.[16]

[править] Разоблачения агентов российской разведки

Первым русским шпионом, разоблачённым в США после распада СССР, стал сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, арестованный 21 февраля 1994 года. Он получил пожизненный срок, его жена — 5 лет. По данным СМИ, с 1985 года за $4,6 млн он раскрыл 25 агентов ЦРУ.[17]

В феврале 1996 года арестован сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) Роберт Липка. Он признался в сотрудничестве с СССР в 1960-х годах и был осужден на 18 лет.[18]

В апреле 1996 года пойман инструктор школы ВМС Курт Лессентиен, пытавшийся наладить контакты с посольством РФ. Осужден на 27 лет.[19]

В ноябре 1996 года задержан сотрудник ЦРУ Гарольд Николсон. За раскрытие СВР агентурной сети он получил 23 года.[20]

В декабре 1996 года разоблачен сотрудник ФБР Эрл Эдвин Питтс, в 1982—1992 годах сообщавший о планах американцев в отношении советских разведчиков. Приговорен к 27 годам.[21]

В октябре 1997 году раскрыта группа агентов, в которую входили юрисконсульт Пентагона Тереза Сквиллакоут (приговорена к 21 году), ее муж, профсоюзный активист Курт Стрэнд (17,5 лет) и частный детектив Джеймс Кларк (12 лет).[22]

В октябре 1998 года выманен из Германии и арестован бывший аналитик АНБ по электронной разведке Дэвид Бун. От Москвы в свое время он получил $60 тыс., от американского правосудия — 24 года.[23]

В ноябре 1999 года задержан старшина ВМС Дэниел Кинг, прикомандированный к АНБ. Подозрения в передаче СВР данных о прослушке российских подводных кабелей связи не были доказаны.[24]

В июне 2000 года арестован и позже осужден на пожизненный срок полковник военной разведки в отставке Джордж Трофимофф, с 1969 года передавший Москве 50 тыс. страниц секретных сведений. Он стал самым высокопоставленным американским военным, осужденным за шпионаж.[25]

20 февраля 2001 года задержан сотрудник ФБР Роберт Филип Ханссен. Он 15 лет работал на Москву, выдав ряд агентов. Получил пожизненный срок. Вскоре США выслали из страны 49 россиян, Москва ответила симметричными мерами.[26]

В январе 2009 года арестован Натаниэль Николсон, сын отбывающего срок за шпионаж Гарольда Николсона. По версии следствия, он передал СВР информацию о деталях разоблачения отца и получил для него $35 тыс. в качестве своеобразной пенсии.[27]

[править] Культурные связи

В США с неизменным успехом проходят гастроли российских исполнителей, в том числе классической музыки, театра и балета. Достаточно упомянуть такие коллективы, недавно выступавшие в США, как Государственный Большой театр России, Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербургский балет Б.Эйфмана, Красноярский ансамбль песни и танца им. Годенко, симфонический оркестр Мариинского театра под руководством В.Гергиева, государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством В.Спивакова, российский национальный оркестр под руководством М.Плетнева, джазовый оркестр под руководством И.Бутмана, а также братьев Абдразаковых, В.Нетребко, Д.Мацуева, Д.Хворостовского, Н.Хозяинова и др.[28]

Немало делается для сохранения и популяризации российского культурного и исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.[29]

[править] 2014 год

В 2014 году произошло фронтальное сокращение масштабов взаимодействия с США, которые в инициативном порядке пошли на свертывание большинства традиционных форматов сотрудничества с Россией, одновременно провозгласив курс на ее «изоляцию» на международной арене и формирование своего рода международного «антироссийского клуба». Администрация Б.Обамы выступила с инициативой приостановки деятельности всех рабочих групп совместной Президентской комиссии, прервала межведомственные контакты по большинству направлений, в несколько этапов ввела односторонние, противоречащие международному праву санкции против российских граждан и организаций, направленные на ослабление российской экономики и создание условий для «раскачивания» внутриполитической ситуации. Против Российской Федерации и ее руководства была развернута агрессивная информационная кампания, имеющая все признаки информационной войны.[30]

Эти откровенно враждебные шаги были предприняты Вашингтоном в попытке выставить Россию виновной в драматических событиях на Украине, во многом ставших следствием целенаправленной линии самих США и их союзников в Европе. Наши неоднократные предупреждения об опасности разрушения хрупкого внутриполитического баланса на Украине, что чревато возникновением серьезного очага нестабильности в Европе, руководством США были проигнорированы — Белый дом осуществил грубое вмешательство во внутриукраинские дела, срежиссировав и поддержав антиконституционный государственный переворот в Киеве с опорой на ультранационалистические и неонацистские силы.[31]

Американская политика на Украине носила ярко выраженный деструктивный характер на протяжении всего года. Так, Вашингтон «забыл» о своих обязательствах по содействию общенациональному конституционному процессу с участием всех политических сил и регионов Украины, закрепленных в Женевском заявлении от 17 апреля 2014 г., подписанном в том числе и США. На практике Белый дом прямо подталкивал Киев к силовому подавлению протестов в тех регионах страны, где не приняли итоги произошедшего в столице насильственного свержения законной власти. За океаном предпочли «закрыть глаза» на вооруженные расправы над населением Юго-Востока Украины, бомбовые удары украинской армии по городам Донбасса, чудовищное преступление против мирных жителей 2 мая 2014 г. в Одессе.[32]

Россия, руководствуясь принципом взаимности и необходимостью защиты национальных интересов, ввела зеркальные визовые ограничения в отношении ряда американских граждан и приостановила импорт ряда американских продовольственных товаров. В то же время исходили из особой ответственности двух стран за поддержание стратегической стабильности и понимания последствий, которыми чреват разлад между ядерными сверхдержавами для всего пространства Евро-Атлантики. В контактах с официальными американскими представителями разъясняли, что курс на изоляцию России в современном многополярном мире не имеет перспектив, равно как и попытки оказания на нее внешнего давления. Единственно возможный путь выстраивания конструктивного диалога — честный и открытый разговор на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела, взаимоуважения и соблюдения баланса интересов.[33]

Соответствующая принципиальная позиция озвучивались в ходе контактов между президентами В. В. Путиным и Б.Обамой, которые трижды в течение года встречались «на полях» многосторонних форумов (Нормандия — июнь, Пекин и Брисбен — ноябрь) и провели десять телефонных бесед, а также в рамках постоянного диалога руководителей внешнеполитических ведомств С. В. Лаврова и Дж. Керри, у которых состоялось 17 обстоятельных личных встреч и около 60 телефонных разговоров.[34]

Заложником линии Белого дома на обострение отношений с Россией стал целый комплекс острых проблем двусторонней повестки дня, в том числе военно-политические вопросы, обсуждение которых, как следствие, носило эпизодический и несистемный характер. Такой подход грозит окончательно завести их решение в тупик. В первую очередь речь идет о планах США и их союзников по развертыванию элементов глобальной системы ПРО. Практическое обсуждение путей снятия российских озабоченностей было с подачи американской стороны свернуто, что вынуждает нас разрабатывать адекватные контрмеры. Продвижение Администрацией Б.Обамы идеи дальнейшего сокращения ядерных арсеналов России и США также происходило в условиях полного игнорирования российских аргументов о необходимости увязки данного процесса с подключением к нему других государств, обладающих военным ядерным потенциалом. На этом фоне продолжалась реализация американской концепции «молниеносного глобального удара», предполагающей использование стратегических систем в обычном оснащении. В Вашингтоне по-прежнему избегали того, чтобы четко заявить о готовности отказаться от намерений вывода оружия в космос. Обнародованы планы наращивания военного присутствия США и НАТО вблизи российских границ, что чревато прямыми рисками изменения конфигурации сил в Европе.[35]

В то же время поддерживалось двустороннее взаимодействие на некоторых многосторонних площадках, прежде всего в сфере нераспространения ОМУ. Речь идет, в частности, о деятельности «ядерной пятерки», сохранении за Россией совместно с США лидирующей роли в работе над укреплением режима резолюции СБ ООН 1540 и реализации Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма.[36]

В целях урегулирования проблемных вопросов рыболовства в Беринговом море проведено заседание очередной сессии Межправительственного консультативного комитета по рыбному хозяйству (Владивосток, сентябрь). В фокусе взаимного внимания оставалась тема сотрудничества в Арктике, в том числе с учетом предстоящего в 2015—2016 гг. председательства США в Арктическом совете.[37]

В заложниках негативной политической конъюнктуры оказались торгово-экономические связи. Американские власти попытались организовать внешнеэкономическую блокаду Крыма, фактически запретили национальным финансовым институтам кредитование российских компаний. Остановлена поставка в Россию оборудования и технологий для добычи углеводородов на арктическом шельфе и из глубоководных месторождений, а также товаров двойного назначения. Беспрецедентный нажим был оказан на американское деловое сообщество с целью сворачивания его деятельности на российском направлении. Тем не менее, американский бизнес уходить с российского рынка не спешил. Напротив, двусторонний товарооборот в 2014 г. продемонстрировал позитивную динамику, увеличившись за январь-октябрь на 11,1 % до 25,04 млрд долл. США.[38]

Отмечен рост количества арестов российских граждан в третьих странах по запросам американских правоохранительных органов, а нередко и при их непосредственном участии. Со своей стороны настаивали на прекращении подобной неприемлемой практики и соблюдении положений двустороннего Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 1999 г.). Добивались освобождения похищенного американцами с Мальдив 5 июля 2014 г. гражданина Российской Федерации Р. В. Селезнева и возвращения на Родину ранее незаконно вывезенных в США и приговоренных к длительным срокам заключения В. А. Бута и К. В. Ярошенко. Оказывали консульское содействие проживающим в США соотечественникам, которым были предъявлены обвинения в правонарушениях — предпринимателю В. Е. Микерину и хоккеисту В. Л. Войнову.[39]

Повышенное внимание уделяли защите прав и интересов усыновленных американскими семьями детей из России, в том числе тех из них, кто подвергся жестокому обращению со стороны усыновителей. Продолжали добиваться консульского доступа к Максиму Бабаеву, Егору Шатабалову и подросткам, брошенным приемными родителями и проживающим в частном приюте «Рэнч фор кидс». С учетом решения Псковского областного суда об отмене усыновления Кирилла Кузьмина — брата Максима Кузьмина, погибшего в январе 2013 г. по вине семьи из Техаса, — прорабатывали возможность возвращения мальчика в Россию. Настаивали на создании базы данных обо всех россиянах, усыновленных в США. В Вашингтоне, однако, самоустранились от содействия в решении этих вопросов. Безучастность официальных властей к их судьбе и нежелание предпринимать практические шаги для выправления неблагоприятной обстановки в данной сфере оставалась серьезным раздражителем в двусторонних отношениях. Осложняет ситуацию и сужение правовых рамок для приложения российской стороной усилий по защите данной категории соотечественников в связи с прекращением действия с 1 января 2014 г. действия межправительственного соглашения о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.[40]

Принимали меры для парирования угрозы возможного ареста принадлежащего России за рубежом имущества в связи с иском хасидской общины Нью-Йорка в отношении «коллекции Шнеерсона». Американская сторона проинформирована о нашей готовности дать зеркальный ответ на любые посягательства на российскую собственность. Также довели до сведения Государственного департамента решение Арбитражного суда Москвы от 22 мая 2014 г. о взыскании с США штрафа (из расчета 50 тысяч долларов в день) за отказ вернуть Российской государственной библиотеке семь книг из шнеерсоновского собрания, полученных этой страной в 1994 г. во временное пользование.[41]

Руководствуясь желанием укрепить взаимное доверие и способствовать оздоровлению неблагоприятной атмосферы в двусторонних связях, неизменно акцентировали важное значение тесного общения между гражданами двух стран, включая туристические, культурные, спортивные и научные обмены, призывали обезопасить их от политических колебаний в межгосударственных отношениях. В ходе состоявшихся в октябре консультаций по консульским вопросам подтверждено обоюдное стремление расширять выдачу многократных виз на основании российско-американского Соглашения об упрощении визовых формальностей (от 2011 г.). Со своей стороны вновь выступили за дальнейшее облегчение режима взаимных поездок. Активно поддерживали усилия представителей российской и американской общественности по популяризации совместного культурно-исторического наследия, продолжали масштабную работу с целью сбережения связанных с Россией памятных мест на территории США, включая первое русское поселение в Калифорнии Форт-Росс, превращенное в музей-заповедник.[42]

Удалось сохранить наработанное с американской стороной взаимодействие в решении ряда важных международных и региональных проблем. В частности, успешно завершена международная операция по ликвидации сирийского военно-химического потенциала в соответствии с разработанным Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия и одобренным резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН планом по уничтожению сирийского химического оружия за пределами страны. Во многом совместными усилиями двух стран была организована международная конференция в Монтре (январь) с участием представителей Дамаска и сирийской оппозиции, нацеленная на поиск путей прекращения идущей в Сирии гражданской войны.[43]

Интенсивный характер носило сотрудничество двух стран в рамках переговоров «шестерки» международных посредников и Ирана о всеобъемлющем окончательном урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Поддерживались контакты с Вашингтоном по тематике разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова. Осуществлялась координация усилий России и США по поиску путей всеобъемлющего и справедливого урегулирования палестино-израильского конфликта.[44]

Россия продолжала оказывать поддержку американским военным усилиям в Афганистане, в том числе на основании двустороннего соглашения об авиационном транзите от 6 июля 2009 г. В связи с окончанием мандата Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Исламской Республике Афганистан и выводом к концу 2014 г. из страны основной части международного контингента поддержали резолюцию Совета Безопасности ООН 2189 от 12 декабря 2014 г., согласно которой с 1 января 2015 г. в ИРА разворачивается миссия НАТО. В качестве ее задач заявлены обучение и консультативная помощь афганским силам безопасности. Принимая решение о голосовании в пользу данной резолюции, исходили из того, что НАТО продолжает нести повышенную ответственность за подготовку сотрудников силовых структур Афганистана и ситуацию с обеспечением безопасности в стране в целом. ОАО «Рособоронэкспорт» полностью завершило исполнение контрактов с Министерством обороны США на поставку в Кабул 63 вертолетов Ми-17В5 для нужд афганской армии.[45]

[править] Ссылки

[править] Официальные источники

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Российско-американские отношения
  2. Российско-американские отношения
  3. Российско-американские отношения
  4. Российско-американские отношения
  5. Российско-американские отношения
  6. Экономическое сотрудничество
  7. Экономическое сотрудничество
  8. Экономическое сотрудничество
  9. Экономическое сотрудничество
  10. Санкции Запада против России: и хочется, и колется
  11. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  12. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  13. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  14. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  15. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  16. http://www.kommersant.ru/doc/750292
  17. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  18. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  19. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  20. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  21. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  22. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  23. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  24. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  25. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  26. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  27. Русские разоблачения ФБР: 1994—2009. История вопроса. 30 июня 2010
  28. Культурные связи
  29. Культурные связи
  30. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  31. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  32. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  33. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  34. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  35. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  36. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  37. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  38. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  39. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  40. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  41. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  42. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  43. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  44. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  45. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  46. [1]
  47. [2]
Внешняя политика России
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)

Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Прочее  Министерство иностранных дел
Личные инструменты