Отношения России с Никарагуа

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дипломатические отношения между СССР и Никарагуа были установлены 12 декабря 1944 года, нормализованы 18 октября 1979 года, в 1980 году был произведен обмен посольствами.

В период пребывания у власти Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) в 1979‑1990 годах Никарагуа превратилась во второго по значению (после Кубы) стратегического партнера СССР в Латинской Америке. Никарагуа получала от Советского союза масштабную экономическую и военную помощь и морально‑политическую поддержку. По некоторым оценкам, за период гражданской войны сандинистов против «контрас», поддерживаемых и финансируемых США, СССР поставил в страну оружия на 3 млрд долл.

В период правления сандинистов товарооборот между двумя странами достигал 237 млн долл.

Радикальные политические и экономические изменения в России и Никарагуа в начале 90‑х годов ХХ века привели к существенному сокращению контактов. Кроме посольства, в Манагуа закрылись все российские учреждения. В связи с отсутствием новых кредитов были практически свернуты торгово‑экономические связи. В связи с окончанием в 1990 году срока действия кредитных соглашений, заключенных с бывшим сандинистским правительством, объем товарооборота резко сократился (до 22,3 млн долл. в 1991 году) и оставался в течение всех 1990‑х годов подверженным резким колебаниям.

В декабре 1991 года Российская Федерация была признана правопреемницей СССР.

Договорно‑правовая база российско‑никарагуанских отношений представлена 32 межправительственными и межведомственными документами, из которых 14 было подписано в советский период, а еще 18 — в последующие годы. С 1997 года действует Соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, в 2002 году в Нью‑Йорке был подписан Договор об основах отношений, в 2004 году ‑ Межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ. Стороны продолжают работу еще по ряду документов.

В последние годы наблюдается тенденция к активизации контактов между Россией и Никарагуа. Между двумя странами повышается уровень политического взаимопонимания и взаимодействия на международной арене. Президент Никарагуа Даниель Ортега, которому в ходе его инаугурации было передано личное послание главы российского государства, высказался за активизацию разносторонних отношений с нашей страной.

Традиционным стал обмен посланиями между руководителями двух стран и министрами иностранных дел. Проводятся межмидовские политконсультации.

В результате состоявшегося в августе 2002 года визита в Москву мэра Манагуа предпринимаются попытки по восстановлению сотрудничества между столицами двух стран. В 2003 году Манагуа посетила делегация правительства Москвы.

Развиваются межпарламентские связи. В Национальной ассамблее Никарагуа в 2003 году была создана депутатская группа «Друзей России». В апреле 2007 г. Никарагуа посетила парламентская делегация России во главе с заместителем Председателя Государственной Думы Сергеем Бабуриным.

Масштабы торгово‑экономического сотрудничества между двумя странами на данном этапе невелики. В период 2001‑2006 годов российский экспорт колебался в пределах от 12 до 33 млн долл. (в 2006 году он составил 33 млн долл.).

Поставляются в основном минеральные удобрения, металлоизделия, машинотехническая продукция, запасные части, алкогольные напитки. Импорт из Никарагуа также был подвержен сильным колебаниям: от 4 до 45 млн долл. (в 2006 году ‑ 7,7 млн долл.). Он состоял главным образом из сахара‑сырца и кофе. В отдельные годы закупались сигары, табачный лист, ром, заготовки для мебельной промышленности из ценных пород дерева. Положительным моментом стало возрастание доли прямых поставок в товарообороте с 30 % в 2001 г. до 90 % в 2006 г., что свидетельствует о постепенном оживлении контактов между деловыми кругами двух стран.

В октябре 2006 года Москву посетила делегация никарагуанского предпринимательского объединения «Торговая палата Россия‑Никарагуа». В ходе визита было подписано Соглашение о сотрудничестве этого объединения с Национальным Комитетом содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА), проведены переговоры с руководством ТПП России и ряда наших фирм и организаций.

В период 1996‑2004 годов был урегулирован вопрос о задолженности Никарагуа перед Россией по советским кредитам, составлявшей свыше 3,4 млрд долл. В общей сложности никарагуанцы выплатили нам 37,4 млн долл. По остальным суммам российская сторона сначала предоставила 90 % скидку и 15‑летнюю рассрочку платежей, а в дальнейшем подписала ряд документов, позволивших Никарагуа не возвращать не только упомянутые суммы по основному долгу, но и начисленные проценты. По объему прощенных никарагуанских долгов Россия занимает первое место среди государств‑кредиторов.

В июне 2007 года Россия выделила через Международную ассоциацию развития Группы Всемирного Банка грант в размере до 5 млн долл. на выкуп государственной задолженности Никарагуа по коммерческим кредитам третьих стран, что явилось дополнительным вкладом в разгрузку долгового бремени этого государства.

Культурно‑гуманитарное и научное сотрудничество осуществляются в небольших объемах. В период первого правления сандинистов в 80‑е годы прошлого века более 5 тыс. никарагуанцев окончило российские вузы и средние специальные учебные заведения. Еще около 3 тыс. человек было подготовлено с помощью советских преподавателей и специалистов непосредственно в Никарагуа. В Манагуа действует Ассоциация выпускников советских и российских вузов, объединяющая свыше 2 тыс. человек. Это во многом стимулирует сохранение заметного интереса значительной группы граждан к русской культуре и ее желание развивать контакты с Россией в гуманитарной сфере. Однако на данном этапе такие контакты организуются в основном силами посольства. Никарагуанцам ежегодно предоставляются стипендии для обучения в высших учебных заведениях России.

В Манагуа действует Ассоциация выпускников советских и российских вузов, объединяющая свыше 2 тысяч человек. Это во многом стимулирует сохранение заметного интереса значительной группы граждан к русской культуре и ее желание развивать контакты с Россией в гуманитарной сфере. Однако на данном этапе такие контакты организуются в основном силами посольства. Никарагуанцам ежегодно предоставляются стипендии для обучения в высших учебных заведениях России.

В результате состоявшегося в августе 2002 года визита в Москву мэра Манагуа предпринимаются попытки по восстановлению сотрудничества между столицами двух стран.

В 2003 году Манагуа посетила делегация Правительства Москвы.

С 13 по 15 декабря 2008 года в Никарагуа совершил визит отряд боевых кораблей Северного флота РФ в составе большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и двух судов обеспечения «Иван Бубнов» и «СБ‑406». Российские корабли встали на якорную стоянку в девяти милях от порта Блуфилдс на атлантическом побережье страны, в так называемой Автономной зоне Южной Атлантики.

Российские моряки передали никарагуанцам медицинское оборудование, электрогенераторы, оргтехнику и продовольствие на сумму в 200 тысяч долларов.

Президент Никарагуа Даниэль Ортега стал первым иностранным главой государства, признавшим независимость Абхазии и Южной Осетии. О признании двух новых государств Ортега заявил 2 сентября 2008 года, а 4 сентября с аналогичным заявлением выступил МИД Никарагуа.

[править] Финансовые отношения

В июле 2004 года полностью списан остаток задолженности Никарагуа размером $344 млн. До этого Россия дважды проводила списание никарагуанского долга: в 1992 году были прощены $2,55 млрд из $3,11 млрд, а в 1996 году — 90 % из $3,4 млрд. Общий объем прощенных средств составил $5,95 млрд.

[править] Примечания


Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты