Отношения России с Африкой

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Отношения России с Африкой — одно из направлений российской внешней политики.

Содержание

[править] Торговля

Товарооборот России с Африкой в 2018 году составил $20,4 млрд. Среди стран лидерами по товарообороту в том году являлись Египет, Алжир, Марокко, ЮАР и Тунис.[1]

[править] История

[править] XVIII век

В 1723 году Пётр Первый отправил два корабля российского флота под общим командованием вице-адмирала Даниэля Вильстера из Ревеля на Мадагаскар (и если удастся, далее в Индию) с целью установления контактов с одним из пиратских вождей, обосновавшихся на острове и искавших покровительства сильных европейских держав, в частности, соперника Петра в Европе — шведского короля Карла. Шторм не позволил кораблям выйти из Балтийского моря, и экспедиция была отложена.[2]

Российская наука проявила интерес к африканским языкам уже в XVIII веке. В одной из рукописей М. В. Ломоносова, посвященной родству языков, упоминается готтентотский язык; есть сведения, что ученый интересовался системой эфиопского письма. В знаменитом четырехтомном издании «Сравнительный словарь всех языков и наречий по азбучному порядку расположенный» (СПб., 1790—1791) содержится материал по 33 языкам народов Африки.[3]

[править] XIX век

Начало преподавания африканских языков в России можно отнести к первой трети XIX века, когда в 1829 году в Харьковском университете Б. А. Дорн (1805—1887) ввёл курс древнеэфиопского языка — геэз.[4]

Профессор Петербургского университета, член-корреспондент Академии наук О. Э. Лемм начал в 1887 году преподавание египтологических дисциплин и коптского языка.[5]

Особые отношения складывались у России с христианской Эфиопией: дипломатические отношения между странами были установлены в 1898 году.[6]

[править] XX век

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года советские политики и идеологи стали уделять особое внимание «колониальным странам и народам», рассматривая их как мощный потенциал «мировой революции». В Москве и Ленинграде были созданы различные учреждения (образовательные и исследовательские), где изучались актуальные политические и социально-экономические проблемы Африки, велась подготовка кадров для стран Востока и Африки.[7]

Политические и экономические трудности, с которыми столкнулась Россия в 1990-х годах, негативно сказались на состоянии российско-африканских отношений во всех сферах. Произошло резкое сокращение объёма политических, экономических, научных и культурных связей.[8]

[править] XXI век

Возрождение интереса России к экономическому сотрудничеству со странами Африки стало проявляться с середины 2000-х годов.[9]

В 2009 году турне по четырём странам Африки (Египет, Ангола, Нигерия, Намибия) совершил президент Дмитрий Медведев.[10]

[править] Показатели

[править] Товарооборот России с Африкой

Товарооборот России с Африкой ($млрд):

  • 1992 год: 1,4[11]
  • 1993 год: 0,76[12]
  • 1995 год: 0,93
  • 2000 год: 1,7
  • 2007 год: 6,7
  • 2009 год: 7[13]

[править] Экспорт

Экспорт из России в Африку ($млрд):[14]

  • 2010 год: 5,1
  • 2017 год: 14,8

[править] Прочее

Доля российского рубля в расчётах России с Африкой по данным Банка России:[15]

  • 2022 год: 21,9 %
  • 2023 год: 48,1 %

В 1989 году объем советско-африканской торговли равнялся 2,7 млрд долл.[16]

В 2008 году доля торговли с Африкой составляла 1,14 % в общем товарообороте России (1,32 % по экспорту и 0,81 % по импорту).[17]

В 2009 году доля торговли с Африкой составляла 1,49 % в общем товарообороте России (1,77 % по экспорту и 0,99 % по импорту).[18]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты