Отношения России с Арменией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года.

Заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении.

Активно осуществляются контакты на высшем и высоком уровнях. 24-28 сентября 2000 года состоялся первый официальный визит в Россию президента Армении Роберта Кочаряна, в ходе которого была подписана российско-армянская Декларация о союзническом взаимодействии, ориентированном в ХХI век, а 14-15 сентября 2001 года — первый официальный визит президента РФ Владимира Путина в Армению.

Встречи президентов России и Армении состоялись 13 мая, 3 июля (Москва), 20 августа (Сочи) и 16 сентября 2004 года (Астана).

Возрос уровень российско-армянских межпарламентских связей. Законодатели России и Армении активно взаимодействуют как в двустороннем формате, так и в рамках МПА СНГ и других международных организаций.

Регулярный характер носят встречи глав внешнеполитических ведомств. Укрепляется взаимодействие по линии правоохранительных структур. Ереван поддерживает предпринимаемые Россией меры по наведению конституционного порядка в Чечне. Интенсивные контакты осуществляются министерствами обороны. Развиваются связи между субъектами Российской Федерации и областями Республики Армения.

Позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем совпадают или близки. Армения поддерживает Россию в деле укрепления СНГ. Сотрудничество Армении в рамках ОДКБ является существенным фактором стабильности в регионе. Ереван выступает за активизацию военно-технического сотрудничества стран, участвующих в нем, поддержал процесс реформирования ДКБ и превращения его в полномасштабную региональную организацию.

Главной целью военного сотрудничества России и Армении являются обеспечение безопасности обоих государств, коллективной безопасности на пространстве СНГ и поддержание стабильности в регионе.

Военное сотрудничество имеет развитую договорно-правовую базу, ключевыми элементами которой являются договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также договор о правовом статусе Вооруженных сил России, находящихся на территории Армении, от 21 августа 1992 года и договор о российской военной базе на территории Армении от 16 марта 1995 года.

В январе 2003 года во время официального визита президента Армении в Россию подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, создана Российско-Армянская Межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству, первое заседание которой состоялось 7-10 сентября 2004 года в Москве.

На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Пограничная группа ПС ФСБ России совместно с пограничниками Армении осуществляют охрану армянского участка внешней границы СНГ.

Динамично развивается сотрудничество с Арменией в гуманитарной сфере. С 1999 года в Ереване функционирует Российско-Армянский университет, где в настоящее время на шести факультетах обучается около 2000 студентов. В 2003—2004 учебном году в российских вузах обучалось 998 армянских граждан, в том числе 761 с полным возмещением затрат за обучение. В 2004 году на обучение в российских вузах по государственной линии выехало 130 граждан Армении.

В 2001 году на базе Московского государственного лингвистического университета открыт Центр армянского языка и культуры.

Содержание

[править] Экономика

[править] Торговля

Экспорт из России в Армению в основном складывается из минеральных продуктов, оборудования и транспорта, а также продовольствия. В тройке лидеров по импорту из Армении — драгоценные металлы и камни.[1]

[править] Инвестиции

В июле 2019 года на ПМЭФ Владимир Путин оценил объем российских прямых инвестиций в экономику Армении в $2 млрд. В феврале 2020-го премьер страны Никол Пашинян заявил, что в стране работают 2,2 тыс. российских компаний. Среди крупнейших партнеров — «Газпром», РЖД, ВТБ, «Русал».[2]

[править] Трудовая миграция

Гражданам Армении для работы в России не нужно оформлять патент, поскольку с 2015 года граждане стран-участниц ЕАЭС уравнены в трудовых правах. По данным МВД России за 2019 год, с целью работы в Россию прибыло 210,46 тыс. граждан Армении.[3]

[править] Туризм

Армения заняла в 2019 году 21-е место по популярности у россиян.[4]

[править] Образование

С 1999 года в Ереване действует Российско-армянский университет, где по состоянию на 2020 год учатся около 2,6 тыс. студентов. В Армении работают шесть филиалов российских вузов. В 2019 году в Россию с целью учебы прибыли около 13,3 тыс. граждан Армении.[5]

[править] Поездки граждан России в Армению

Граждане России могут въезжать в Армению по внутренним паспортам. В 2017 году число поездок достигло 410 тыс. (на 20 % больше, чем годом ранее).[6]

[править] Военные базы

В Армении дислоцируется укомплектованная 4 тыс. контрактников 102-я российская военная база с двумя гарнизонами — в Гюмри и Ереване. В 2010 году срок пребывания базы продлен до 2044 года.[7]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты