Отношения России с Италией


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Отношения между Россией и Италией имеют богатую многовековую историю и характеризуются существенной общностью культурного и духовного наследия. После объединения Италии в 1861 г. и провозглашения единого национального государства Россия признала его уже в 1862 г.

В 1921 г. Италия признала РСФСР де-факто, а в 1924-м де-юре установила дипломатические отношения с СССР.

Дипломатические отношения были разорваны после вступления Италии 22 июня 1941 г. в войну против СССР на стороне гитлеровской Германии и восстановлены в 1944 г.

В 1974 г. Италия стала первой из западных стран, заключивших с СССР долгосрочный договор о поставках газа. В 1991 г. Италия признала Россию в качестве государства-продолжателя СССР.

Италия является одним из наиболее близких партнеров Российской Федерации в Европе, с которым налажено и развивается интенсивное сотрудничество практически по всем направлениям. Россия и Италия имеют близкие или созвучные позиции по большинству вопросов мировой политики, ведут интенсивный политический диалог и активно взаимодействуют в международных организациях и механизмах.

Основные принципы двусторонних отношений отражены в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 г., а также в «Плане действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» от 10 февраля 1998 г. Сформирована и продолжает расширяться солидная база межправительственных и межведомственных соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

С 2002 г. функционирует линия прямой связи между Кремлем и Дворцом Киджи (резиденция Председателя Совета Министров Италии).

С 2002 г. в российско-итальянских отношениях действует практика проведения в рамках встреч на высшем уровне расширенных межгосударственных консультаций с участием ключевых министров двух стран. Состоялось пять встреч в таком формате, последняя — 6 ноября 2008 г. в г. Москве в рамках рабочего визита в Россию Председателя Совета Министров Италии С.Берлускони.

Политический диалог между двумя странами является исключительно насыщенным. В 2007 г. проведено три встречи Президента Российской Федерации с Председателем Совета Министров Итальянской Республики. 18 апреля 2008 г. Президент Российской Федерации посетил с рабочим визитом Италию по приглашению лидера победившего на досрочных парламентских выборах 13-14 апреля 2008 г. правоцентристского блока «Народ свободы» С.Берлускони. 16-18 июля 2008 г. с государственным визитом в России побывал Президент Итальянской Республики Дж. Наполитано.

1 марта 2009 года состоялся визит в г. Бари (Италия) Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, в ходе которого в присутствии Президента Итальянской Республики Дж. Наполитано прошла церемония передачи России архитектурного комплекса «Подворье Русской православной церкви».

Помимо активного диалога на высшем уровне поддерживаются интенсивные контакты между законодательными, исполнительными и судебными органами власти. С 2000 г. действует Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия.

В основе успешного развития двусторонних отношений лежит прочный экономический фундамент. По объему товарооборота Италия занимает 4-е место среди торговых партнеров России после Германии, Нидерландов и Китая. По итогам 2008 г. двусторонний товарооборот составил 52,9 млрд долл., в том числе российский экспорт — 41,9 млрд долл., импорт из Италии — около 11 млрд долл.

Основные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества рассматривает действующий с 1999 г. Российско-итальянский совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. Х сессия Экономсовета состоялась в Риме 16 февраля 2009 года под председательством Заместителя Председателя Правительства — Министра финансов Российской Федерации А. Л. Кудрина и Министра иностранных дел Италии Ф.Фраттини.

Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

В последние годы одним из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества становятся высокие технологии и космическая индустрия. Дополнительный импульс сотрудничеству в этой сфере придало Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 28 ноября 2000 г., вступившее в силу 24 августа 2004 г. В апреле 2005 г. итальянский космонавт Р.Виттори совершил космический полет на МКС на российском транспортном корабле «Союз». Итальянская компания «Аления Аэронаутика» стала стратегическим партнером российского ОАО «Гражданские самолеты Сухого» в реализации проекта по созданию российского регионального самолета SSJ 100.

Ведущим направлением двустороннего взаимодействия в экономической сфере традиционно является энергетика. В результате приобретения концерном «ЭНИ» в апреле 2007 г. газовых активов «Уренгойл» и «Арктикгаз» эта компания получила прямой доступ к разработке газовых месторождений в России. В свою очередь на основе имеющихся договоренностей ОАО «Газпром» получил возможность работы на итальянском внутреннем рынке. Поступательно развивается сотрудничество «Газпрома» с концерном «ЭНИ» по вопросу сооружения газотранспортной системы из России на юг Европы через акваторию Черного моря (проект «Южный поток»). В сфере электроэнергетики активно действует итальянский энергетический концерн «ЭНЕЛ», который в 2006 г. прибрел 49,5 % акций Русэнергосбыта, а в настоящее время располагает контрольным пакетом акций (почти 70 %) компании «ОГК-5».

Углубляется сотрудничество по созданию в России промышленных округов с использованием итальянского опыта по инициативе, выдвинутой С.Берлускони в 2002 г. В настоящее время в эту работу вовлечены 17 российских регионов. В ноябре 2005 г. первый промышленный округ в Липецке получил статус особой экономической зоны.

Важное место в двусторонних отношениях занимают межрегиональные связи. Подписано и реализуется более 40 соглашений между регионами Италии и субъектами Российской Федерации.

Россия и Италия активно взаимодействуют в военно-политической и военно-технической областях на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности от 14 ноября 1996 г. В сентябре 2004 г. и январе 2008 г. в Средиземном море состоялись совместные учения российских и итальянских ВМС.

Сотрудничество в области реагирования на чрезвычайные ситуации получило мощный импульс вследствие беспрецедентной солидарности Италии в связи с террористическим актом в Беслане. Итальянское правительство первым среди иностранных государств направило помощь, необходимую для преодоления последствий этой трагедии. 17 ноября 2006 г. состоялось торжественное открытие Детского реабилитационного центра, строительство и оснащение которого были полностью профинансированы итальянским правительством. Италия финансирует также и ряд других проектов по модернизации объектов здравоохранения в Беслане и Владикавказе.

Сотрудничество в гуманитарно-культурной сфере — важнейший элемент двусторонних отношений. В ходе состоявшихся в Москве 6 ноября 2008 года межгосударственных консультаций на высшем уровне Д. А. Медведевым и С.Берлускони была одобрена выдвинутая министрами культуры двух стран инициатива о проведении в 2011 году «Года российской культуры и русского языка в Италии» и «Года итальянской культуры и итальянского языка в России».

В 2003 г. учреждена совместная награда Президента Российской Федерации и Председателя Совета Министров Итальянской Республики за большой личный вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Италией, первыми лауреатами которой стали директор ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антонова и итальянский режиссер Ф.Дзеффирелли.

[править] 2014 год

Двойственный подход к развитию взаимодействия с Россией был характерен для Италии. По инициативе итальянской стороны перенесены девятый раунд расширенных межгосударственных консультаций на высшем уровне, встречи министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два», другие ранее запланированные двусторонние визиты высокого уровня. Практически приостановлены контакты по линии министерств и ведомств.[1]

Политический диалог на высшем уровне продолжался «на полях» крупных международных мероприятий. В этом ряду стоят встречи Президента Российской Федерации с Президентом Итальянской Республики Дж. Наполитано и Председателем Совета министров Италии М.Ренци в рамках 10 саммита АСЕМ (Милан, октябрь), а также переговоры с М.Ренци в ходе саммита «Группы двадцати» (Брисбен, ноябрь), на которых обсуждался ряд актуальных мировых проблем, включая украинский кризис, а также отдельные вопросы двусторонних отношений. Состоялся визит мининдел Италии Ф.Могерини в Москву (июль), в том числе в связи с председательством Италии в Совете ЕС во второй половине 2014 г.[2]

За год объем двустороннего товарооборота уменьшился на 10 % по сравнению с 2013 г., до 48,4 млрд долл. США.[3]

В то же время положительно оцениваем проведенные мероприятия в рамках Года туризма России в Италии и Италии в России. Сохранялась позитивная динамика отношений между регионами. Результативно прошли Дни Москвы в Риме и Милане (май) и ответные Дни Милана в Москве (ноябрь). Сделаны первые шаги по включению в орбиту межрегиональных связей Республики Крым (РК), где в ноябре побывала делегация итальянской провинции Реджо-Калабрия для подписания Меморандума о межмуниципальном сотрудничестве с Керчью.[4]

[править] Примечания

  1. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  2. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  3. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  4. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
Внешняя политика России
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)

Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Прочее  Министерство иностранных дел
Личные инструменты