Sukhoi Superjet 100


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100, Сухой Суперджет 100) — российский пассажирский самолёт. Его производство осуществляет компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), образованная в 2000 году.[1]

Во многом этот проект уникален для российского авиастроения. Во-первых, этот проект — результат консультаций с более чем 50 ведущими авиакомпаниями мира. Именно их пожелания были максимально учтены при разработке нового самолёта. Во-вторых, над созданием SSJ100 трудились специалисты более 20 лидеров мирового авиастроения, причём для определения облика самолёта (как внешнего, так и внутреннего) использовались исключительно цифровые технологии проектирования.[2]

SSJ 100 — первый в России самолёт, созданный в широкой международной кооперации на основе современных технологий проектирования, производства и менеджмента, полностью спроектированный на основе цифровых технологий. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолётостроении технологии: бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера и автоматическая клепка.[3]

Для расширения круга потенциальных заказчиков среди авиакомпаний каждый из 2-х типоразмеров самолётов семейства имеет базовую и большой дальности модификации, предназначенные для использования на сети маршрутов разной протяжённости, что предоставляет авиакомпаниям возможность выбора оптимального по дальности и вместимости лётного парка.[4]

В финансировании проекта участвуют крупные российские и зарубежные банки. «Сухой» и итальянская компания Alenia Aeronautica (входит в группу Finmeccanica) в рамках соглашения о стратегическом партнёрстве создали совместное предприятие по продажам и послепродажному обслуживанию российских самолётов SSJ 100. Доля компании «Сухой» в этом СП составляет 49 %, Alenia — 51 %, причем Alenia Aeronautica инвестирует 200—250 млн евро в проект.[5] По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолёта Sukhoi Superjet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств.[6]

Крупнейшими эксплуатантами Суперджетов являются российская авиакомпания «Аэрофлот» (26 самолётов) и мексиканская авиакомпания Interjet (19 самолётов).[7]

К середине 2015 года маршрутная сеть Суперджетов составляла более 130 городов по всему миру. В мае 2015 года общая наработка коммерческих лётных часов самолетов в авиакомпаниях равнялась более 100 тыс. с начала эксплуатации.[8]

Содержание

[править] История

В мае 2000 года в составе авиахолдинга «Сухой» было создано ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», которое занялось разработкой ближнемагистрального лайнера на замену Ту-134 и Як-42. В декабре 2002 года компания привлекла в качестве консультанта американскую корпорацию Boeing. В марте 2003 года ГСС с проектом Russian Regional Jet (RRJ) выиграло конкурс Росавиации по созданию регионального самолёта, получив из бюджета $120 млн на его запуск в серию. Через месяц в качестве двигателя для RRJ был утверждён SaM146 французской компании Snecma и НПО «Сатурн».[9][10]

В июле 2006 года на авиашоу в Фарнборо было сообщено о переименовании проекта в Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100).[11]

В январе 2007 года самолёт «Руслан» авиакомпании «Полёт» доставил из г. Комсомольск-на-Амуре в г. Жуковский фюзеляж и другие составные части самолёта SSJ 100.[12][13][14]

В августе 2007 года ГСС и итальянская Alenia Aeronautica создали совместное предприятие по продажам и послепродажному обслуживанию SSJ 100. Итальянцы вошли в капитал компании, приобретя 25 % плюс 1 акцию за €138 млн.[15]

26 сентября 2007 года публике был представлен первый опытный экземпляр SSJ 100.[16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26]

В феврале 2008 года компания PowerJet сообщила о завершении испытаний нового авиадвигателя SaM-146 предназначенного для самолёта SSJ 100. Новый двигатель отработал 42 лётных часа в ходе 22 испытаний. Этого достаточно для перехода к испытаниям двигателя на самолёте SSJ 100.[27]

19 мая 2008 года SSJ 100 впервые поднялся в воздух, успешно совершив свой первый полёт.[28][29][30][31][32][33][34][35][36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46][47][48][49][50][51][52][53][54][55][56][57][58][59][60][61][62][63][64][65]

2 ноября 2008 года SuperJet перевезли в Новосибирск для ключевых испытаний.[66]

В 2008 году завершился первый этап заводских испытаний самолёта SSJ 100.

В 2009 году началось серийное производство SSJ 100 на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении.[67]

4 ноября 2010 года первый серийный самолёт SSJ 100 выполнил первый полёт.[68]

3 февраля 2011 года SSJ 100 получил Сертификат типа Авиарегистра МАК.[69]

В апреле 2011 года первый серийный лайнер Sukhoi Superjet был поставлен первому коммерческому заказчику.[70] 21 апреля 2011 года он выполнил первый пассажирский рейс.[71]

Летом 2011 года было объявлено о начале запуска программы бизнес-версии SSJ 100.[72]

3 февраля 2012 года Sukhoi Superjet получил сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности, став первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.[73][74]

[править] Характеристики

SSJ 100 выпускается в двух вариантах (на 75 и 95 мест) и в двух конфигурациях — с базовой (до 3048 км) и увеличенной (4578 км) дальностью полета. Увеличение вместимости достигается за счет удлинения пассажирского салона с помощью дополнительных вставок в цилиндрической части фюзеляжа. В соответствии с модификацией длина машины может составлять 26,44 м или 29,94 м, а максимальная взлетная масса — от 38,8 т до 49,5 т. Размах крыла — 27,8 м, высота — 10,28 м. Крейсерская скорость — около 830 км/ч.[75]

SSJ 100 выполнен по нормальной компоновочной схеме гражданского самолёта — низкоплана с палубным оперением, переставным стабилизатором и двигателями на крыле. Трехопорное убираемое в полете шасси позволяет базироваться на полосах класса «Б» и «В». Компоновка традиционна для магистральных пассажирских самолётов и оригинальна для региональных самолётов.[76]

Семейство самолётов Superjet 100 разрабатывается на принципах максимальной унификации агрегатов планера и систем: крыла, оперения, шасси, силовой установки, кабины экипажа, основных самолётных систем и комплектующих изделий. Унификация конструкции позволит повысить экономическую эффективность эксплуатации семейства самолётов при рациональном уровне затрат. Пассажирам предоставляется повышенный уровень комфорта за счёт более широких кресел и проходов, большего объёма салона и увеличенной на 27 % вместимости багажных полок.[77]

Аэродинамика и конструкция самолётов семейства базируются на хорошо проверенных передовых технологиях, обеспечивающих минимальный технический риск на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации.[78]

Семейство самолётов Superjet 100 соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка самолётов гражданской авиации. Самолеты удовлетворяют требованиям по уровню шума, создаваемого самолётом на местности по Главе 4 стандарта ICAO и FAR 36 части 4, вступившей в силу с 2006 года.[79]

Система ТОиР обеспечивает годовой налёт до 3600 л.час.[80]

[править] Цены

Одно время цена самолёта в различных модификациях составляла от $23,4 млн до $28,9 млн.[81] Затем цена базовой версия самолёта составила $31,7 млн, версия с увеличенной дальностью полета (LR) — $32,3 млн.[82]

В феврале 2012 года старший вице-президент компании ГСС по работе с заказчиками Игорь Сырцов объявил, что базовая версия самолёта стоит $35,4 млн, версия с увеличенной дальностью полета (LR) — $36,2 млн (в каталожных ценах). Сырцов при этом сказал, что Суперджет сохранил преимущество в 15 % по сравнению с каталожными ценами конкурентов.[83]

[править] Заказы и поставки самолётов

Первый серийный SSJ 100 19 апреля 2011 года был передан стартовому заказчику — армянской авиакомпании «Армавиа». Второй — 9 июня 2011 года «Аэрофлоту».[84][85][86][87]

На конец июля 2011 года шесть самолётов «Суперджет 100» проходили окончательную сборку в Комсомольске-на-Амуре, а 23 машины находились на разных стадиях завершения производства.[88]

По итогам 2011 года заказчикам было поставлено 5 самолётов SSJ 100.[89]

В 2012 году было поставлено 12 самолётов SSJ 100 следующим заказчикам: «Аэрофлот» (6 самолётов), InterJet (2), «Якутия» (2), «Московия» (1), Sky Aviation (1).[90]

В 2013 году заказчикам было поставлено 25 самолётов, из них 21 новый самолёт и 4 — перепродажа выводимых из эксплуатации «Аэрофлотом» самолётов версии «light».[91]

В 2015 году компания «ГСС» предала клиентам 25 самолётов SSJ 100. Получателями SSJ 100 стали российские авиакомпании «Аэрофлот», Red Wings (с вторичного рынка) и «Газпром авиа», мексиканский лоукостер Interjet и швейарский деловой оператор Comlux.[92]

[править] Портфель заказов

Портфель заказов SSJ 100 на декабрь 2013 года (включая уже поставленные самолёты) составил 182 единицы:[93]

  • «Аэрофлот» — 30
  • «Якутия» — 2
  • ВЭБ-Лизинг (ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“») — 24
  • «Газпром авиа» — 10
  • «Трансаэро» — 16
  • Lao Central Airlines — 3
  • Sky Aviation — 12
  • Interjet — 30
  • «Ильюшин Финанс» — 30
  • «Сбербанк Лизинг»/«Московия» — 3
  • «Центр-Юг» — 2
  • ОАО «ОАК» / МВД РФ — 1
  • «Рособоронэкспорт» — 1
  • Прочие заказчики / опционы — 28

[править] Эксплуатация самолётов

По состоянию на октябрь 2014 года, у компании Interjet (Мексика) находились в эксплуатации 11 Суперджетов, «Аэрофлот» (Россия) — 10, «Газпромавиа» (Россия) — 5, Sky Aviation (Индонезия) — 3, «Московия» (Россия) — 2, «Центр-Юг» (Россия) — 2, «Якутия» (Россия) — 2, Lao central (Лаос) — 1.[94]

В мае 2015 года года Суперджеты преодолели рубеж в 100 тыс. часов налёта на коммерческих перевозках.[95]

[править] Финансирование

Общий объём средств федерального бюджета, израсходованных на проект создания самолета RRJ и двигателя SaM146 в период 2003—2010 годов, составил 17,0 млрд рублей по 15 государственным контрактам. Из внебюджетных источников разработчиками было привлечено 27,2 млрд рублей. При этом расходы из федерального бюджета по самолёту RRJ составили 12,4 млрд рублей по 9 государственным контрактам и 20,3 млрд рублей из внебюджетных источников.[96]

[править] Зарубежные аналоги

Зарубежные аналоги самолёты SSJ 100: Embraer E jets, Bombardier CRJ.[97]

[править] Премия GTF

8 декабря 2014 года компания SuperJet International (SJI), совместное предприятие компании Finmeccanica-Alenia Aermacchi и ОАО «Компания „Сухой“», получила специальную премию Global Transport Finance (GTF) за самую инновационную финансовую сделку и наибольший вклад в отрасль авиатранспортного финансирования в 2014 году. Компания SuperJet International была награждена в ходе престижного ежегодного торжественного мероприятия GTF, прошедшего в Лондоне в MerchantTaylors’ Hall. Так, сделка SJI была признана «Кредитной сделкой года по самолету для Латинской Америки». Компании также была присуждена премия «Новатор года в финансировании воздушных судов».[98]

Компания SuperJet International, в сотрудничестве с производителем воздушных судов ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», разработала схему финансирования Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), подразумевающую получение многостороннего экспортного кредита, обеспеченного гарантиями Coface,SACE и EXIAR. При активной поддержке международных кредитных агентств трех стран — Италии, Франции и России, в тесном сотрудничестве с банками Natixis, DeutschBank, Intesa San Paolo и ВЭБ, компания SuperJet International смогла предложить своему клиенту, мексиканской компании Interjet, уникальное долгосрочное финансирование сделки по приобретению самолётов Суперджет.[99]

[править] Прогнозы

[править] Краткосрочные

В декабре 2015 года президент «ГСС» Илья Тарасенко заявил, что в 2017 году заказчикам будет поставлено около 40 Суперджетов.[100]

В июне 2016 года президент «ОАК» Юрий Слюсарь заявил, что SSJ 100 законтрактован темпом 30-40 самолётов в год по 2018 год включительно.[101]

В июне 2017 года президент «ГСС» Владислав Масалов заявил, что в 2017 году планируется поставить на экспорта 3 или 4 самолёта для Interjet и 2 самолёта для CityJet. В 2018 году планируется поставить 5 самолётов для Interjet и 1 самолёт для ВВС Таиланда.[102]

[править] Долгосрочные

По состоянию на декабрь 2015 года «ГСС» планирует, что до 2031 года произведёт 595 самолётов SSJ 100. Из них 82 самолёта будут переданы в базовой версии, 331 самолёт — в версии Long Range (с увеличенной дальностью полёта), 42 — в бизнес-версии Sukhoi Business Jet (SBJ). На модификацию Stretched Version (удлинённая) придётся около 140 самолётов.[103]

[править] Ссылки

[править] Разделы на сайтах

[править] Superjet.wikidot.com

[править] РБК

[править] Sdelanounas

[править] ЖЖ

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  2. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  3. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  4. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  5. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  6. Итог эксперимента в Жуковском: в гибели SSJ-100 виноваты пилоты[1]
  7. См. SSJ в «Аэрофлоте» и SSJ в Interjet
  8. «Производство самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)» в блоге «Авиация» — Сделано у нас // Sdelanounas.ru
  9. Как создавался Sukhoi SuperJet
  10. Годовой отчёт ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за 2010 год
  11. Как создавался Sukhoi SuperJet
  12. Первый полет Superjet 100 / АвиаПорт. Дайджест // АвиаПорт
  13. Самолет 'Руслан' доставил в г. Жуковский фюзеляж и другие составные части самолета Сухой Superjet 100 | www.logistics.ru // Logistics.ru
  14. Архив новостей // Aviaportal.ru
  15. Как создавался Sukhoi SuperJet
  16. Первые иностранцы в российской авиационной промышленности // Радио Свобода
  17. Экономика России — события 2007 года // Радио Свобода
  18. Прецедент создан: российскому авиапрому не обойтись без зарубежных партнеров // Радио Свобода
  19. Сроки поставок самолета могут быть перенесены на неопределенное время: Экономика // Lenta.ru
  20. Улетный Superjet / joker-joe / блог / Hiblogger.net // Joker-joe.hiblogger.net
  21. [2]
  22. Улетный Superjet. Статья на Officemart.ru // Officemart.ru
  23. Улетный Superjet — Рамблер/Финансы // Finance.rambler.ru
  24. Улетный Superjet // Newslook.ru
  25. Как создавался Sukhoi SuperJet
  26. Годовой отчёт ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за 2010 год
  27. Россия завершила испытания двигателя для Sukhoi SuperJet-100
  28. Sukhoi SuperJet будет единственным российским самолетом в Ле Бурже: Экономика // Lenta.ru
  29. [3]
  30. Новости Регионов. Российское информационное агентство Регионы Онлайн. Официальный сайт // Gosrf.ru
  31. [4]
  32. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС // Ruwings.ru
  33. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС — Тюменская линия // T-l.ru
  34. Ле Бурже и МАКС-2009 // Liveinternet.ru
  35. Первый Sukhoi Superjet 100 будет продан компании «Армавиа» // 9maya.ru
  36. !Информационно развлекательный портал surgut.info г. Сургут // Surgut.info
  37. Первые российские Superjet-100 начали полеты // Telegraf.by
  38. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС " ОКО ПЛАНЕТЫ информационно-аналитический портал // Oko-planet.su
  39. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС // Obzor.westsib.ru
  40. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС // Obzor.westsib.ru
  41. Два Superjet-100 вылетели из Новосибирска в Жуковский // 1001tema.ru
  42. Два Superjet-100 вылетели из Новосибирска в Жуковский — Бизнес | NewsMe // Newsme.com.ua
  43. Lenta.ru // Lenta.ru
  44. Два Superjet-100 вылетели из Новосибирска в Жуковский — Авиация — Другие новости — Каталог статей — Занимательная астрономия и космонавтика // Astrolab.ucoz.ru
  45. Киров для туристов и гостей города | Киров и Вятка // Kipov.ru
  46. [5]
  47. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС — Новости Новосибирска // 1nsk.ru
  48. SVAVIA.RU >> SUKHOI SUPERJET БУДЕТ ЕДИНСТВЕННЫМ РОССИЙСКИМ САМОЛЕТОМ В ЛЕ БУРЖЕ >> НОВОСТИ // Svavia.ru
  49. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС — tverdislavkk // Tverdislavkk.livejournal.com
  50. AEROHELP.ru — Новости от 8 апреля 2009 года // Aerohelp.ru
  51. Франция хочет породнить авиасалоны Ле Бурже и «Макс» // Lentacom.ru
  52. DataLife Engine > Версия для печати > Sukhoi SuperJet будет единственным российским самолетом в Ле Бурже // Vinta.info
  53. Франция предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС: Экономика // Lenta.ru
  54. 2 Апреля 2009 — Космическая Чувашия // Chuvashiya.ucoz.ru
  55. Sukhoi SuperJet будет единственным российским самолетом в Ле Бурже — Георгий // Clummasichtbes.livejournal.com
  56. Два Superjet-100 вылетели из Новосибирска в Жуковский // Obzor.westsib.ru
  57. Новости: экономика, финансы, бизнес // Army.lv
  58. Transrail-BCH // Transrail-bch.bn.by
  59. 404 ошибка // Rzd-partner.ru
  60. [6]
  61. Sukhoi SuperJet 100 получит сертификат МАК — Новости от РЖД-Партнер // Eng.rzd-partner.ru
  62. Новости компании // Mobitrans.ru
  63. 404 ошибка // Rzd-partner.ru
  64. Как создавался Sukhoi SuperJet
  65. Годовой отчёт ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за 2010 год
  66. Sukhoi Superjet 100 — Об авиации — — Портал студентов Кафедры 106 МАИ (Динамика и управ. ЛА) // Kaf106.my1.ru
  67. Как создавался Sukhoi SuperJet
  68. Годовой отчёт ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за 2010 год
  69. Как создавался Sukhoi SuperJet
  70. Как создавался Sukhoi SuperJet
  71. Первый Superjet «Аэрофлота» доставил министров в Петербург // Polit.ru
  72. Comlux заказывает Sukhoi Business Jet[7]
  73. Как создавался Sukhoi SuperJet
  74. Кооперация не спасла[8]
  75. Технические характеристики SSJ 100
  76. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  77. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  78. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  79. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  80. Sukhoi Superjet100: передовые технологии, эффективность, комфорт
  81. Технические характеристики SSJ 100
  82. ГСС подняла цену на Sukhoi Superjet 100
  83. ГСС подняла цену на Sukhoi Superjet 100
  84. Индонезийская Sky Aviation покупает 12 самолетов «Суперджет-100»[9]
  85. В 2011 году Superjet был передан первому заказчику: Фото // Lenta.ru
  86. В 2011 году Superjet был передан первому заказчику: Фото // Lenta.ru
  87. http://www.ato.ru/content/aviakompaniya-aeroflot-poluchit-vtoroi-ssj-100-v-avguste
  88. Итальянская авиакомпания готова подтвердить заказ на закупку российских самолетов «Сухой Суперджет 100»[10]
  89. Годовой отчёт ГСС за 2012 год
  90. Годовой отчёт ГСС за 2012 год
  91. См. SSJ в 2013 году
  92. См. SSJ в 2015 году
  93. См. SSJ в 2013 году
  94. Полет мечты. 29 сентября 2014
  95. «Газпром» получил все десять SSJ100
  96. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  97. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  98. SuperJet International стала лауреатом премии Global Transport Finance 2014
  99. SuperJet International стала лауреатом премии Global Transport Finance 2014
  100. «Mы должны вывести проект на окупаемость». 7 декабря 2015
  101. «С МС-21 мы связываем большое количество наших планов и надежд». 17 июня 2016
  102. [11]
  103. Sukhoi Superjet 100 Stretched Version выйдет на рынок в 2020 году. 7 декабря 2015
  104. [12]
Sukhoi SuperJet 100
История  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год2020
Модификации  SSJ 100LRSSJ 100SVSukhoi Business Jet
Текущие эксплуатанты  Аэрофлот (30) • Interjet (22) • Газпром авиа (10) • Ямал (8) • Ираэро (7) • Якутия (5) • CityJet (5) • ВВС Таиланда (2)
Бывшие эксплуатанты  Red WingsSky AviationArmaviaLao Central
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи


Гражданское самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётовПроизводство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100Ту-204СМТу-214Ту-204-120СЕИл-96Бе-200Ан-148МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СПВоронежское акционерное самолётостроительное обществоКазанский авиационный завод им. С. П. ГорбуноваТаганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты