SaМ146

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с SaM146)
Перейти к: навигация, поиск



Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100

SaМ146 — самолётный двигатель. В настоящее время устанавливается на пассажирский самолёт SSJ 100.

Содержание

[править] Характеристики

SaM146 представляет собой интегрированную силовую установку, включающую двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством.[1]

Двигатель выполнен по двухконтурной двухвальной схеме, имеет степень двухконтурности 4,43, обладает широким диапазоном регулирования тяги.[2]

Максимальная тяга двигателя на взлётном режиме (NTO) — 7 311 кгс, на чрезвычайном режиме (APR) — 7 900 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,629 кг/кгс.ч. Сухая масса (с мотогондолой) — 2150 кг.[3]

[править] Производство

Двигатели SaМ146 производит совместное предприятие российской «ОДК-Сатурн» и французской Safran — Powerjet. Компания Powerjet может выпускать 60-70 двигателей в год.[4]

[править] Кооперация компаний

В рамках разделения зон ответственности российская компания НПО «Сатурн» отвечает за проектирование деталей контура низкого давления, их изготовление, проведение специальных испытаний данных деталей, а также отвечает за сборку двигателя, оснащение и проведение всех видов наземных испытаний, и отправку двигателя заказчику.[5]

Французская компания Snecma отвечает за проектирование и изготовление деталей контура высокого давления, осуществляет общее руководство разработкой и интеграцией систем двигателя, а также несет ответственность за проведение летных испытаний силовой установки и обеспечение интеграции силовой установки с самолетом.[6]

[править] Сертификация

SaM146 стал первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Базовая версия SaM146‑1S17 (тяга на взлетном режиме около 6,9 тс, на чрезвычайном — около 7,6 тс) сертифицирована EASA 23 июня 2010 г., модификация с повышенной тягой SaM146‑1S18 (около 7,3 тс и 7,9 тс соответственно) — 17 января 2012 г.[7]

Семейство SaM146 включает также сертифицированные 24 февраля 2014 г. варианты 1S17С и 1S18С той же тяги, предназначенные для установки на корпоративные, правительственные и VIP-версии SSJ100, учитывающие специфику эксплуатации таких самолетов (большее число «холодных» запусков.[8]

[править] Цены

По состоянию на декабрь 2018 года каталожная цена одного SaM146 — примерно $6 млн. При крупном заказе скидка может достигать 30 %.[9]

[править] Двигатель для самолёта Бе-200

Самолёт-амфибия Бе-200ЧС
Самолёт-амфибия Бе-200ЧС

На самолёт Бе-200ЧС будет устанавливаться модификация двигателя SaМ146 с условным пока обозначением 1В18.[10]

[править] История

Разработка двигателя SаМ146 началась в 2004 году.[11]

Лётные испытания SaM146 начались в 2007 году.[12]

В июне 2010 года базовая версия SaM146 была сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности EASA, а затем и Авиарегистром МАК.[13]

Двигатель SaМ146 эксплуатируется с 2011 года, с момента первого коммерческого полета (21 апреля) самолета «Сухой Суперджет-100» по маршруту Москва — Ереван.[14]

В феврале 2014 были сертифицированы модели двигателя SaM146 для корпоративного применения.[15]

Соглашение о разработке модификации силовой установки SaM146 для самолёта Бе-200ЧС заключили в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме производители двигателя — ПАО «ОДК-Сатурн» и компания Safran Aircraft Engines.

В декабре 2018 года директор проекта по ремоторизации самолета Бе-200 данными моторами Илья Конюхов на X Международной конференции «Среднемагистральная и региональная авиация России — 2018» заявил: «На сегодняшний момент французская сторона (а именно она является разработчиком „горячей“ части) провела доработку [двигателя SaМ146] — мероприятия, связанные с полным исправлением ситуации. То есть сейчас все новые двигатели, которые выпускаются, идут с доработанной камерой сгорания, заново испытанной, которая исключает какие-либо дефекты в эксплуатации.» По его словам, те дефекты, которые сегодня обнаруживаются, связаны с тем, что еще не на всех двигателях при ремонтах такая замена произведена.[16]

[править] Проблемы с эксплуатацией двигателя

В ноябре 2018 года газета «Ведомости» опубликовала статью, согласно которой нормальный налёт самолёту SSJ 100 не удаётся показывать прежде всего из-за проблем с двигателями SaM146. Об этом рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры четырёх авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры, и три человека, близких к лизинговым компаниям, покупающим такие суда.[17]

Проблемы SaM146 возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. Ее поставляет Safran, утверждают все собеседники «Ведомостей». В камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины уже после 2000-4000 часов полета (то есть уже на втором году эксплуатации самолета), а иногда и после 1000 часов полета, поясняют четыре собеседника. Двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт. Хотя производитель обещает, что до капремонта двигатель должен работать 7500-8000 часов. Это конструктивный недостаток, говорит один из собеседников «Ведомостей».[18]

Ремонт вышедшего из строя двигателя стоит $2-5 млн и длится два месяца, говорят два собеседника. Так как это конструктивный недостаток, производитель ремонтирует двигатель за свой счёт. Но за аренду подменного двигателя платит сама авиакомпания вдобавок к лизинговым платежам за аренду самолета, объясняют топ-менеджер авиакомпании и человек, близкий к лизинговой компании.[19]

[править] Показатели

[править] Поставки заказчикам

Объём поставки заказчикам двигателей SaМ146 (штук):

  • 2014 год: 65[20]
  • 2015 год: 38[21]
  • 2016 год: 54[22]
  • 2017 год: 76[23]

К июню 2013 года с момента начала серийного производства АО «НПО „Сатурн“» отгрузил компании «ГСС» 64 двигателя SaM146.[24][25]

28 февраля 2014 года НПО «Сатурн» отгружен 100-й серийный двигатель SaM146.[26][27]

На 30 декабря 2016 года с ПАО «Сатурн» в АО «ГСС» и PowerJet отгружено 248 серийных двигателей SaM146.[28]

К июлю 2017 года изготовлено и поставлено заказчикам более 250 серийных SaM146 (включая запасные), из которых более 200 находятся в эксплуатации у коммерческих авиакомпаний и государственных заказчиков.[29]

По состоянию на март 2018 года с «ОДК-Сатурн» отгружено 310 серийных двигателей SaM146.[30]

[править] Производство

Объём производства двигателей SaМ146 (штук):[31]

  • 2010 год: 6
  • 2011 год: 15
  • 2012 год: около 25
  • 2013 год: около 50

В сентябре 2017 года ПАО «ОДК-Сатурн» собран 300-й серийный двигатель SaM146.[32]

[править] Наработка парка двигателей

Суммарная наработка парка двигателей SaM146 на 22 апреля 2013 года составила 39772 часа, 25,21 тыс. циклов.[33]

По состоянию на начало июня 2013 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов.[34]

По состоянию на 20 февраля 2014 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила свыше 78 тыс. часов и более 51 тыс. циклов.[35][36]

По данным на 1 июля 2014 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146, находящихся в коммерческой эксплуатации в составе SSJ 100, превысила 100 тыс. часов.[37]

По данным на 25 мая 2015 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 000 часов.[38]

В ноябре 2016 года двигатели SaM146 преодолели важный рубеж, проработав под крылом SSJ 100 полмиллиона часов.[39]

По данным на 24 ноября 2016 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 в составе SSJ 100 составила 500 793 часов (336 027 циклов).[40]

По состоянию на июнь 2017 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила более 620 тыс. лётных часов.[41]

По состоянию на август 2017 года наработка парка двигателей SaM146 превысила 650 тыс. лётных часов.[42]

Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 года превысила 830 тыс. лётных часов.[43]

Суммарная наработка парка SaM146 на май 2018 года составляет свыше 875 тыс. лётных часов.[44]

По состоянию на октябрь 2018 года суммарная наработка турбовентиляторных двигателей SaM146, устанавливаемых на SSJ 100, превысила 1 млн лётных часов.[45]

На начало октября 2020 года общая суммарная наработка парка двигателей SaM146 достигла 1 млн полётных циклов, а в лётных часах превысила уровень в 1,6 млн лётных часов.[46]

По состоянию на ноябрь 2021 года общая наработка парка двигателей SaM146 превысила 2 млн лётных часов.[47]

[править] Двигатели в эксплуатации

По состоянию на 13 мая 2013 года в эксплуатации находились 32 двигателя SaM146, из них 30 на крыле, один на техническом обслуживании, один запасной.[48]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. [9]
  11. Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское
  12. Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское
  13. [10]
  14. [11]
  15. Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год
  16. [12]
  17. [13]
  18. [14]
  19. [15]
  20. [16]
  21. [17]
  22. [18]
  23. [19]
  24. Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013
  25. В этом году «Сатурн» планирует выпустить 52 авиадвигателя для «Суперджета». 10 июня 2013
  26. Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год
  27. НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014
  28. Годовой отчёт «ОДК» за 2016 год
  29. [20]
  30. [21]
  31. [22]
  32. Годовой отчёт «ОДК-Сатурн» за 2017 год
  33. Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013
  34. Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013
  35. НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014
  36. [23]
  37. [24]
  38. Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 тыс. часов. 25 мая 2015
  39. [25]
  40. Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016
  41. [26]
  42. [27]
  43. [28]
  44. [29]
  45. [30]
  46. [31]
  47. [32]
  48. Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013
Личные инструменты