SaМ146
Материал из Documentation.

SaМ146 — самолётный двигатель. В настоящее время устанавливается на пассажирский самолёт SSJ 100.
Содержание |
[править] Характеристики
SaM146 представляет собой интегрированную силовую установку, включающую двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством.[1]
Двигатель выполнен по двухконтурной двухвальной схеме, имеет степень двухконтурности 4,43, обладает широким диапазоном регулирования тяги.[2]
Максимальная тяга двигателя на взлётном режиме (NTO) — 7 311 кгс, на чрезвычайном режиме (APR) — 7 900 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,629 кг/кгс.ч. Сухая масса (с мотогондолой) — 2150 кг.[3]
[править] Производство
Двигатели SaМ146 производит совместное предприятие российской «ОДК-Сатурн» и французской Safran — Powerjet. Компания Powerjet может выпускать 60-70 двигателей в год.[4]
[править] Кооперация компаний
В рамках разделения зон ответственности российская компания НПО «Сатурн» отвечает за проектирование деталей контура низкого давления, их изготовление, проведение специальных испытаний данных деталей, а также отвечает за сборку двигателя, оснащение и проведение всех видов наземных испытаний, и отправку двигателя заказчику.[5]
Французская компания Snecma отвечает за проектирование и изготовление деталей контура высокого давления, осуществляет общее руководство разработкой и интеграцией систем двигателя, а также несет ответственность за проведение летных испытаний силовой установки и обеспечение интеграции силовой установки с самолетом.[6]
[править] Сертификация
SaM146 стал первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Базовая версия SaM146‑1S17 (тяга на взлетном режиме около 6,9 тс, на чрезвычайном — около 7,6 тс) сертифицирована EASA 23 июня 2010 г., модификация с повышенной тягой SaM146‑1S18 (около 7,3 тс и 7,9 тс соответственно) — 17 января 2012 г.[7]
Семейство SaM146 включает также сертифицированные 24 февраля 2014 г. варианты 1S17С и 1S18С той же тяги, предназначенные для установки на корпоративные, правительственные и VIP-версии SSJ100, учитывающие специфику эксплуатации таких самолетов (большее число «холодных» запусков.[8]
[править] Цены
По состоянию на декабрь 2018 года каталожная цена одного SaM146 — примерно $6 млн. При крупном заказе скидка может достигать 30 %.[9]
[править] Двигатель для самолёта Бе-200

На самолёт Бе-200ЧС будет устанавливаться модификация двигателя SaМ146 с условным пока обозначением 1В18.[10]
[править] История
Разработка двигателя SаМ146 началась в 2004 году.[11]
Лётные испытания SaM146 начались в 2007 году.[12]
В июне 2010 года базовая версия SaM146 была сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности EASA, а затем и Авиарегистром МАК.[13]
Двигатель SaМ146 эксплуатируется с 2011 года, с момента первого коммерческого полета (21 апреля) самолета «Сухой Суперджет-100» по маршруту Москва — Ереван.[14]
В феврале 2014 были сертифицированы модели двигателя SaM146 для корпоративного применения.[15]
Соглашение о разработке модификации силовой установки SaM146 для самолёта Бе-200ЧС заключили в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме производители двигателя — ПАО «ОДК-Сатурн» и компания Safran Aircraft Engines.
В декабре 2018 года директор проекта по ремоторизации самолета Бе-200 данными моторами Илья Конюхов на X Международной конференции «Среднемагистральная и региональная авиация России — 2018» заявил: «На сегодняшний момент французская сторона (а именно она является разработчиком „горячей“ части) провела доработку [двигателя SaМ146] — мероприятия, связанные с полным исправлением ситуации. То есть сейчас все новые двигатели, которые выпускаются, идут с доработанной камерой сгорания, заново испытанной, которая исключает какие-либо дефекты в эксплуатации.» По его словам, те дефекты, которые сегодня обнаруживаются, связаны с тем, что еще не на всех двигателях при ремонтах такая замена произведена.[16]
[править] Проблемы с эксплуатацией двигателя
В ноябре 2018 года газета «Ведомости» опубликовала статью, согласно которой нормальный налёт самолёту SSJ 100 не удаётся показывать прежде всего из-за проблем с двигателями SaM146. Об этом рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры четырёх авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры, и три человека, близких к лизинговым компаниям, покупающим такие суда.[17]
Проблемы SaM146 возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. Ее поставляет Safran, утверждают все собеседники «Ведомостей». В камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины уже после 2000-4000 часов полета (то есть уже на втором году эксплуатации самолета), а иногда и после 1000 часов полета, поясняют четыре собеседника. Двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт. Хотя производитель обещает, что до капремонта двигатель должен работать 7500-8000 часов. Это конструктивный недостаток, говорит один из собеседников «Ведомостей».[18]
Ремонт вышедшего из строя двигателя стоит $2-5 млн и длится два месяца, говорят два собеседника. Так как это конструктивный недостаток, производитель ремонтирует двигатель за свой счёт. Но за аренду подменного двигателя платит сама авиакомпания вдобавок к лизинговым платежам за аренду самолета, объясняют топ-менеджер авиакомпании и человек, близкий к лизинговой компании.[19]
[править] Показатели
[править] Поставки заказчикам
Объём поставки заказчикам двигателей SaМ146 (штук):
К июню 2013 года с момента начала серийного производства АО «НПО „Сатурн“» отгрузил компании «ГСС» 64 двигателя SaM146.[24][25]
28 февраля 2014 года НПО «Сатурн» отгружен 100-й серийный двигатель SaM146.[26][27]
На 30 декабря 2016 года с ПАО «Сатурн» в АО «ГСС» и PowerJet отгружено 248 серийных двигателей SaM146.[28]
К июлю 2017 года изготовлено и поставлено заказчикам более 250 серийных SaM146 (включая запасные), из которых более 200 находятся в эксплуатации у коммерческих авиакомпаний и государственных заказчиков.[29]
По состоянию на март 2018 года с «ОДК-Сатурн» отгружено 310 серийных двигателей SaM146.[30]
[править] Производство
Объём производства двигателей SaМ146 (штук):[31]
- 2010 год: 6
- 2011 год: 15
- 2012 год: около 25
- 2013 год: около 50
В сентябре 2017 года ПАО «ОДК-Сатурн» собран 300-й серийный двигатель SaM146.[32]
[править] Наработка парка двигателей
Суммарная наработка парка двигателей SaM146 на 22 апреля 2013 года составила 39772 часа, 25,21 тыс. циклов.[33]
По состоянию на начало июня 2013 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов.[34]
По состоянию на 20 февраля 2014 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила свыше 78 тыс. часов и более 51 тыс. циклов.[35][36]
По данным на 1 июля 2014 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146, находящихся в коммерческой эксплуатации в составе SSJ 100, превысила 100 тыс. часов.[37]
По данным на 25 мая 2015 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 000 часов.[38]
В ноябре 2016 года двигатели SaM146 преодолели важный рубеж, проработав под крылом SSJ 100 полмиллиона часов.[39]
По данным на 24 ноября 2016 года, суммарная наработка парка двигателей SaM146 в составе SSJ 100 составила 500 793 часов (336 027 циклов).[40]
По состоянию на июнь 2017 года суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила более 620 тыс. лётных часов.[41]
По состоянию на август 2017 года наработка парка двигателей SaM146 превысила 650 тыс. лётных часов.[42]
Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 года превысила 830 тыс. лётных часов.[43]
Суммарная наработка парка SaM146 на май 2018 года составляет свыше 875 тыс. лётных часов.[44]
По состоянию на октябрь 2018 года суммарная наработка турбовентиляторных двигателей SaM146, устанавливаемых на SSJ 100, превысила 1 млн лётных часов.[45]
На начало октября 2020 года общая суммарная наработка парка двигателей SaM146 достигла 1 млн полётных циклов, а в лётных часах превысила уровень в 1,6 млн лётных часов.[46]
По состоянию на ноябрь 2021 года общая наработка парка двигателей SaM146 превысила 2 млн лётных часов.[47]
[править] Двигатели в эксплуатации
По состоянию на 13 мая 2013 года в эксплуатации находились 32 двигателя SaM146, из них 30 на крыле, один на техническом обслуживании, один запасной.[48]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское
- ↑ Двигатели Д-436-148 и SаM146: «реверанс» — слово французское
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013
- ↑ В этом году «Сатурн» планирует выпустить 52 авиадвигателя для «Суперджета». 10 июня 2013
- ↑ Годовой отчёт НПО «Сатурн» за 2015 год
- ↑ НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014
- ↑ Годовой отчёт «ОДК» за 2016 год
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ Годовой отчёт «ОДК-Сатурн» за 2017 год
- ↑ Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013
- ↑ Суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила 43 647 часов. 10 июня 2013
- ↑ НПО «Сатурн», входящее в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», в следующем году сможет произвести более 100 двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet 100. 21 февраля 2014
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 200 тыс. часов. 25 мая 2015
- ↑ [25]
- ↑ Суммарная наработка парка двигателей SaM146 превысила 500 тысяч часов. 25 ноября 2016
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ Европейское агентство по авиационной безопасности подтвердило надежность рыбинских авиамоторов. 13 мая 2013