Як-42

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Як-42 — среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х годов. Самолёт выпускался Смоленским авиационным заводом /1977—1981/, а чуть позже, в 1978-м году, был налажен его выпуск на Саратовском авиационном заводе.[1]

Разработка самолёта началась в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить устаревшие самолёты Ил-18 и Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолёта Як-40 с большей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других — со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант также отличается от самолёта Як-40 полностью стреловидным хвостовым оперением, спаренными колёсами на каждой опоре шасси, и более мощными двигателями.[2]

Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т- образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.[3]

Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980 года. Катастрофа самолёта Як-42 с бортовым номером «СССР-42529», произошедшая 28 июня 1982, на два года прервала производство Як-42 /с 1982 по 1984 гг/. В 1988 году начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году, но в цехах завода оставался еще один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолетов Як-42Д практически прекращено, в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод».[4]

Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами — Боинг-737 и Аэробус A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют по сегодняшнее время.[5]

С 1980 года было выпущено 183 самолёта /из них два — для прочностных испытаний/: 11 на Смоленском авиазаводе и 172 на Саратовском авиазаводе.[6]

[править] Ссылки

Личные инструменты