МС-21
Материал из Documentation.
МС‑21 («Магистральный самолёт 21 века») — проектируемый в России пассажирский узкофюзеляжный самолёт. Первый полёт состоялся 28 мая 2017 года.
Самолёты МС‑21 придут на замену среднемагистральным Ту‑154, Ту‑204, а также зарубежным А‑320 и Boeing‑737, широко использующимся российскими авиакомпаниями. Вместе с пассажирским самолётом SSJ 100 МС‑21 потенциально может закрыть более 80 % потребностей российских авиакомпаний в новых самолётах.[1]
Объём инвестиций в разработку МС-21 составляет около 160 млрд рублей.[2] Каталожная стоимость самолёта — от $73 млн до $82 млн.[3]
Производство МС-21 осуществляется на Иркутском авиационном заводе «Объединённой авиастроительной корпорации».[4]
Содержание |
[править] История
В конце 2002 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта. На тендер было выдвинуто три проекта: МС-21, Ил-214 и Ту-234. Победитель тендера должен был получить из госбюджета $150 млн на подготовку самолёта к серийному производству и его сертификацию. В итоге победителем тендера стал проект МС-21.[5][6]
Мозговым центром проекта стал Инженерный центр им. А. С. Яковлева — ведущее конструкторское подразделение корпорации «Иркут». Именно здесь были заложены основные инновационные решения для нового самолёта. В итоге корпорация «Иркут» объявлена единственным исполнителем разработки и сертификации самолётов семейства МС-21.[7]
Программа МС-21, стартовавшая в 2008 году, опиралась на полученный опыт в проекте «Суперджет» и изначально предполагала другое соотношение между национальными компетенциями и международной кооперацией. Наиболее важными стали два принципа, взятые на вооружение руководителями и специалистами корпорации «Иркут». Первый из них — дать заказчику, там, где это возможно и целесообразно, право выбора между отечественными и импортными системами. Воплощением этого принципа в жизнь стало применение на самолёте маршевых двигателей двух типов — российского ПД-14 и американского PW1431G. Второй принцип — привлечь в программу максимальное число российских головных поставщиков — интеграторов систем. Именно в их руках сосредоточены все ключевые технологии и самые важные компетенции. Поставщиков отдельных компонентов может быть много (в том числе и зарубежные), а интегратор каждой системы, который держит в своих руках «ключи ко всем дверям» — один. В проекте МС-21 головными интеграторами и поставщиками систем являются либо сам «Иркут» и его «дочки», либо ведущие отечественные предприятия.[8]
В декабре 2015 года на Иркутском авиационном заводе был полностью собран фюзеляж для первого самолёта МС-21.[9]
8 июня 2016 года в Иркутске общественности был представлен первый экземпляр МС-21.[10]
28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт пассажирского самолёта МС-21-300.
В декабре 2021 года МС-21 получил базовый сертификат типа Росавиации.[11]
[править] Модификации
Семейство самолётов МС-21 включает три модели:[12]
- МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров
- МС-21-300 вместимостью 181 пассажир
- МС-21-400 вместимостью 212 пассажиров
Семейство МС-21 позволит авиакомпаниям оптимизировать парк самолётов, как по размерности, так и за счёт предложения для каждой модели ряда модификаций, отличающихся дальностью полёта в диапазоне от базовой (Basic) до увеличенной (ER). Модификации могут быть изменены по желанию заказчика в произвольный момент жизненного цикла за счет перенастройки программного обеспечения.[13]
Первым по времени появления самолётом семейства стал МС-21-300.
Помимо основных модификаций в активной проработке находится МС-21-200LR с увеличенной, по сравнению с ER, более чем на 1500 км дальностью полёта. Также прорабатываются грузовые и административные варианты МС-21.[14]
С целью минимизации затрат авиакомпаний в самолётах семейства предусмотрен рациональный уровень унификации в части силовой установки, агрегатов планера, кабины экипажа, структурных схем самолетных систем, комплектующих изделий, технологии монтажа, методов и средств эксплуатации.[15]
[править] Сравнение с аналогами
Boeing и Airbus выведут на рынок модели Boeing 737Max и А320Neo, оснащённые новыми высокоэкономичными двигателями. Кроме того, свои проекты в этом сегменте анонсировали два других игрока: Китай с самолётом С919 компании COMAC и канадская Bombardier с лайнером CSeries.[16]
Основные технические характеристики пяти конкурирующих авиалайнеров находятся на одном уровне. Главное преимущество МС-21 — вместительность: 212 пассажиров в версии МС-21-300. Для сравнения, у Airbus A320Neo показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 Max-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — 135 пассажиров.[17]
Также МС-21 будет иметь увеличенный объём багажных полок, ширины кресел и прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus таких преимуществ не имеют: они не разрабатывались с нуля, поэтому унаследовали фюзеляжи предшественников.[18]
Ещё одно конкурентное преимущество МС-21 — невысокая стоимость: цена по каталогу составляет $78 млн. Для сравнения, Airbus 320Neo обойдётся покупателям в $102,8 млн, Boeing 737 Max-8 — $106,9 млн, Bombardier CS300 — $80 млн.[19]
[править] Комплектующие
В отличие от самолёта SSJ 100, МС-21 будет содержать намного больше отечественных комплектующих. Это стало возможно, поскольку он создаётся в новых промышленных условиях. Когда проектировали SSJ, промышленность только начинала возрождаться после кризиса 1990-х годов, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и т. п.[20]
Например, сейчас уже около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.[21]
Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства. По словам пресс-секретаря «Авиационного оборудования» Екатерины Павловой, поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320 и Boeing-737.[22]
В качестве основного двигателя для самолёта МС-21 используются два перспективных двигателя нового поколения, закреплённых под крылом. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 Объединённой двигателестроительной корпорации.[23][24]
Основные поставщики изделий из композиционных материалов для МС-21 — компании «АэроКомпозит» (входит в «ОАК») и «РТ-Химкопозит» (входит в «Ростех»).[25]
[править] Международная кооперация
МС-21, как и SSJ, создается в широкой международной кооперации. Однако в случае с МС-21 доля российского участия будет заметно выше, поскольку российская сторона многому научилась за последние годы. Кроме того, часть систем у МС-21 будет идентична системам SSJ. Это позволит заметно сократить число задач, требующих решения для запуска производства нового самолета. Тем не менее без кооперации с иностранными партнерами российская сторона пока обойтись не сможет, несмотря на то что их участие связано с определенными проблемами с организацией логистики, таможенными процедурами. Благодаря опыту SSJ российская сторона знает, как эти проблемы решать. Соответственно, их влияние на реализацию проекта будет сокращено до минимума.[26]
В проекте МС-21 изначально заложена возможность использования дублеров отдельных систем, в том числе базовых, таких как двигатели. Предусмотрены два варианта комплектации: двигателями Pratt & Whitney и российскими двигателями ПД-14.[27]
[править] Портфель заказов
По состоянию на январь 2016 года корпорация «Иркут» имеет 163 «твёрдых» заказа на МС-21. Единственный иностранный покупатель — малазийская компания Crecom Burj Berhad (25 самолётов). Наиболее крупный российский заказчик — «Аэрофлот» (50 самолетов). Также соглашения о приобретении МС-21 подписали ВЭБ-лизинг (30 машин), Ильюшин Финанс (28), Сбербанк Лизинг (20), ИрАэро (10). Практически все покупатели заказали МС-21 с американскими двигателями Pratt & Whitney. На данный момент только «Аэрофлот» заявил о приобретении 35 моторов ПД-14 для новых магистральных авиалайнеров.[28]
По состоянию на май 2017 года портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолётов, из них на 185 машин заключены твёрдые (проавансированные) контракты.[29]
По состоянию на август 2018 года портфель твёрдых заказов на МС-21 составляет 175 самолётов.[30]
[править] Цена
Каталожная цена МС-21-300 по состоянию на август 2018 года — $96,1 млн.[31]
[править] Производство
Производство самолёта МС-21 будет осуществляться в Иркутске.[32]
[править] Финансирование
В финансировании проекта принимают участие разработчики, а также крупнейшие предприятия авиапрома — ИАПО, Авиастар, СмАЗ.[33]
Кредитование проекта осуществляют «Национальный резервный банк» и крупнейшая лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.».[34]
По состоянию на июнь 2016 года на проект было затрачено порядка 100 млрд рублей, из которых 80 млрд рублей государственные.[35]
Общий бюджет проекта МС-21 по состоянию на 1 сентября 2018 года в Счётной палате России оценили в 438 млрд руб., из которых 158,3 млрд руб. уже потрачено, а 279,1 млрд руб. предстоит вложить в 2018—2025 годах.[36]
[править] Перспективы
[править] Сертификация
В 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа МС-21.[37]
Завершение лётных испытаний МС-21 с двигателем ПД-14 по состоянию на ноябрь 2020 года было запланировано на II квартал 2022 года.[38]
[править] Производство
Серийное производство МС-21 намечено на 2024 год.[39]
План производства МС-21 предполагает пошаговый — 10, 20, 30 — выход на производство до 70 самолётов МС-21 в год к 2025 году.[40]
В августе 2013 года вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил, что компания рассчитывает выпустить примерно 1080 самолётов МС-21 до 2035 года. Порядка 300—350 из них будет продано на внутреннем рынке и ещё 650—700 самолётов — на внешнем. По мнению Будаева, проект разработки МС-21 окупится примерно на трёхсотом проданном самолёте.[41]
[править] Поставки
Первая поставка самолёта МС-21-300 стартовому заказчику состоится в октябре 2022 года.[42]
[править] Ссылки
[править] Сайты ОАК
[править] Sdelanounas
- Раздел об МС-21 на сайте Sdelanounas
- Холдинг «РТ-Химкомпозит» готов к серийному производству композитных агрегатов для самолета МС-21
- ЗАО «Авиастар-СП» завершил работы по сборке экспериментального отсека хвостовой части фюзеляжа МС-21
- Авиалайнер МС-21 начали изготавливать в металле
[править] Рунет
- МС-21
- Раздел «Программа МС-21» на сайте Ato.ru
- Новый самолет МС-21 — есть ли шансы завоевать мировой рынок. 3 февраля 2015
- Когда время дороже денег. 14 декабря 2009[20]
- Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка. 3 августа 2008
- СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В ОАО ОКБ ИМ. ЯКОВЛЕВА // «Аэрокосмические новости», № 35(343), 30 августа 2003 года
- Перспективы новых узкофюзеляжных самолетов: CSeries, МС-21, С919
- Boeing подогревает интерес к самолетам 737 MAX
- Какую нишу на рынке могут занять самолеты МС-21
- МС-21 влетит в SuperJet. Из самолетов «Иркута» и «Сухого» сделают один. 19 августа 2011
- Создание самолета МС-21 оценили в 190 миллиардов рублей. 6 октября 2010
- Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев — о проекте «Самолет-2020». 21 октября 2013
- Магистраль в XXI век (часть 2). 30 июня 2016
- [43]
- [44]
- «Иркут» подписал контракт на поставку американских двигателей для МС-21
- Первый полет самолета МС-21 отложен на полгода
- Начата сборка лайнера МС-21 в металле
- МС-21 «влетает в окно» (02.12.2013)
- Первый полет МС-21 состоится до середины 2016 года. 26 января 2015
[править] Прочее
- Сайт об МС-21
- МС-21 — новый российский пассажирский самолет. Видео
- Доставка отсека фюзеляжа МС-21 в ЦАГИ. Видео
[править] Примечания
- ↑ Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
- ↑ Объём инвестиций в программу создания перспективного гражданского самолета МС-21 составляет 160 млрд рублей[1]
- ↑ «Мы намерены отвоевать половину внутреннего рынка»
- ↑ [2]
- ↑ МС-21 победил на средней дистанции
- ↑ «Росавиакосмос» посмотрел в будущее
- ↑ Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
- ↑ [3]
- ↑ Собран фюзеляж для первого опытного образца самолета МС-21. 2 декабря 2015
- ↑ Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
- ↑ [4]
- ↑ Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[5]
- ↑ Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[6]
- ↑ Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[7]
- ↑ Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[8]
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
- ↑ МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
- ↑ МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
- ↑ МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
- ↑ Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
- ↑ Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
- ↑ Наполовину мирная компания // Эксперт
- ↑ Наполовину мирная компания // Эксперт
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
- ↑ Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
- ↑ Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
- ↑ «С МС-21 мы связываем большое количество наших планов и надежд». 17 июня 2016
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ «Мы намерены отвоевать половину внутреннего рынка»
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]