МС-21

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300

МС‑21 («Магистральный самолёт 21 века») — проектируемый в России пассажирский узкофюзеляжный самолёт. Первый полёт состоялся 28 мая 2017 года.

Самолёты МС‑21 придут на замену среднемагистральным Ту‑154, Ту‑204, а также зарубежным А‑320 и Boeing‑737, широко использующимся российскими авиакомпаниями. Вместе с пассажирским самолётом SSJ 100 МС‑21 потенциально может закрыть более 80 % потребностей российских авиакомпаний в новых самолётах.[1]

Объём инвестиций в разработку МС-21 составляет около 160 млрд рублей.[2] Каталожная стоимость самолёта — от $73 млн до $82 млн.[3]

Производство МС-21 осуществляется на Иркутском авиационном заводе «Объединённой авиастроительной корпорации».[4]

Содержание

[править] История

Основная статья: История МС-21

В конце 2002 года «Росавиакосмосом» был объявлен тендер на проект среднемагистрального самолёта. На тендер было выдвинуто три проекта: МС-21, Ил-214 и Ту-234. Победитель тендера должен был получить из госбюджета $150 млн на подготовку самолёта к серийному производству и его сертификацию. В итоге победителем тендера стал проект МС-21.[5][6]

Мозговым центром проекта стал Инженерный центр им. А. С. Яковлева — ведущее конструкторское подразделение корпорации «Иркут». Именно здесь были заложены основные инновационные решения для нового самолёта. В итоге корпорация «Иркут» объявлена единственным исполнителем разработки и сертификации самолётов семейства МС-21.[7]

Программа МС-21, стартовавшая в 2008 году, опиралась на полученный опыт в проекте «Суперджет» и изначально предполагала другое соотношение между национальными компетенциями и международной кооперацией. Наиболее важными стали два принципа, взятые на вооружение руководителями и специалистами корпорации «Иркут». Первый из них — дать заказчику, там, где это возможно и целесообразно, право выбора между отечественными и импортными системами. Воплощением этого принципа в жизнь стало применение на самолёте маршевых двигателей двух типов — российского ПД-14 и американского PW1431G. Второй принцип — привлечь в программу максимальное число российских головных поставщиков — интеграторов систем. Именно в их руках сосредоточены все ключевые технологии и самые важные компетенции. Поставщиков отдельных компонентов может быть много (в том числе и зарубежные), а интегратор каждой системы, который держит в своих руках «ключи ко всем дверям» — один. В проекте МС-21 головными интеграторами и поставщиками систем являются либо сам «Иркут» и его «дочки», либо ведущие отечественные предприятия.[8]

В декабре 2015 года на Иркутском авиационном заводе был полностью собран фюзеляж для первого самолёта МС-21.[9]

8 июня 2016 года в Иркутске общественности был представлен первый экземпляр МС-21.[10]

28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт пассажирского самолёта МС-21-300.

В декабре 2021 года МС-21 получил базовый сертификат типа Росавиации.[11]

[править] Модификации

Семейство самолётов МС-21 включает три модели:[12]

  • МС-21-200 вместимостью 150 пассажиров
  • МС-21-300 вместимостью 181 пассажир
  • МС-21-400 вместимостью 212 пассажиров

Семейство МС-21 позволит авиакомпаниям оптимизировать парк самолётов, как по размерности, так и за счёт предложения для каждой модели ряда модификаций, отличающихся дальностью полёта в диапазоне от базовой (Basic) до увеличенной (ER). Модификации могут быть изменены по желанию заказчика в произвольный момент жизненного цикла за счет перенастройки программного обеспечения.[13]

Первым по времени появления самолётом семейства стал МС-21-300.

Помимо основных модификаций в активной проработке находится МС-21-200LR с увеличенной, по сравнению с ER, более чем на 1500 км дальностью полёта. Также прорабатываются грузовые и административные варианты МС-21.[14]

С целью минимизации затрат авиакомпаний в самолётах семейства предусмотрен рациональный уровень унификации в части силовой установки, агрегатов планера, кабины экипажа, структурных схем самолетных систем, комплектующих изделий, технологии монтажа, методов и средств эксплуатации.[15]

[править] Сравнение с аналогами

Boeing и Airbus выведут на рынок модели Boeing 737Max и А320Neo, оснащённые новыми высокоэкономичными двигателями. Кроме того, свои проекты в этом сегменте анонсировали два других игрока: Китай с самолётом С919 компании COMAC и канадская Bombardier с лайнером CSeries.[16]

Основные технические характеристики пяти конкурирующих авиалайнеров находятся на одном уровне. Главное преимущество МС-21 — вместительность: 212 пассажиров в версии МС-21-300. Для сравнения, у Airbus A320Neo показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 Max-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — 135 пассажиров.[17]

Также МС-21 будет иметь увеличенный объём багажных полок, ширины кресел и прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus таких преимуществ не имеют: они не разрабатывались с нуля, поэтому унаследовали фюзеляжи предшественников.[18]

Ещё одно конкурентное преимущество МС-21 — невысокая стоимость: цена по каталогу составляет $78 млн. Для сравнения, Airbus 320Neo обойдётся покупателям в $102,8 млн, Boeing 737 Max-8 — $106,9 млн, Bombardier CS300 — $80 млн.[19]

[править] Комплектующие

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

В отличие от самолёта SSJ 100, МС-21 будет содержать намного больше отечественных комплектующих. Это стало возможно, поскольку он создаётся в новых промышленных условиях. Когда проектировали SSJ, промышленность только начинала возрождаться после кризиса 1990-х годов, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и т. п.[20]

Например, сейчас уже около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.[21]

Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства. По словам пресс-секретаря «Авиационного оборудования» Екатерины Павловой, поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320 и Boeing-737.[22]

В качестве основного двигателя для самолёта МС-21 используются два перспективных двигателя нового поколения, закреплённых под крылом. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 Объединённой двигателестроительной корпорации.[23][24]

Основные поставщики изделий из композиционных материалов для МС-21 — компании «АэроКомпозит» (входит в «ОАК») и «РТ-Химкопозит» (входит в «Ростех»).[25]

[править] Международная кооперация

МС-21, как и SSJ, создается в широкой международной кооперации. Однако в случае с МС-21 доля российского участия будет заметно выше, поскольку российская сторона многому научилась за последние годы. Кроме того, часть систем у МС-21 будет идентична системам SSJ. Это позволит заметно сократить число задач, требующих решения для запуска производства нового самолета. Тем не менее без кооперации с иностранными партнерами российская сторона пока обойтись не сможет, несмотря на то что их участие связано с определенными проблемами с организацией логистики, таможенными процедурами. Благодаря опыту SSJ российская сторона знает, как эти проблемы решать. Соответственно, их влияние на реализацию проекта будет сокращено до минимума.[26]

В проекте МС-21 изначально заложена возможность использования дублеров отдельных систем, в том числе базовых, таких как двигатели. Предусмотрены два варианта комплектации: двигателями Pratt & Whitney и российскими двигателями ПД-14.[27]

[править] Портфель заказов

По состоянию на январь 2016 года корпорация «Иркут» имеет 163 «твёрдых» заказа на МС-21. Единственный иностранный покупатель — малазийская компания Crecom Burj Berhad (25 самолётов). Наиболее крупный российский заказчик — «Аэрофлот» (50 самолетов). Также соглашения о приобретении МС-21 подписали ВЭБ-лизинг (30 машин), Ильюшин Финанс (28), Сбербанк Лизинг (20), ИрАэро (10). Практически все покупатели заказали МС-21 с американскими двигателями Pratt & Whitney. На данный момент только «Аэрофлот» заявил о приобретении 35 моторов ПД-14 для новых магистральных авиалайнеров.[28]

По состоянию на май 2017 года портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолётов, из них на 185 машин заключены твёрдые (проавансированные) контракты.[29]

По состоянию на август 2018 года портфель твёрдых заказов на МС-21 составляет 175 самолётов.[30]

[править] Цена

Каталожная цена МС-21-300 по состоянию на август 2018 года — $96,1 млн.[31]

[править] Производство

Производство самолёта МС-21 будет осуществляться в Иркутске.[32]

[править] Финансирование

В финансировании проекта принимают участие разработчики, а также крупнейшие предприятия авиапрома — ИАПО, Авиастар, СмАЗ.[33]

Кредитование проекта осуществляют «Национальный резервный банк» и крупнейшая лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.».[34]

По состоянию на июнь 2016 года на проект было затрачено порядка 100 млрд рублей, из которых 80 млрд рублей государственные.[35]

Общий бюджет проекта МС-21 по состоянию на 1 сентября 2018 года в Счётной палате России оценили в 438 млрд руб., из которых 158,3 млрд руб. уже потрачено, а 279,1 млрд руб. предстоит вложить в 2018—2025 годах.[36]

[править] Перспективы

[править] Сертификация

В 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа МС-21.[37]

Завершение лётных испытаний МС-21 с двигателем ПД-14 по состоянию на ноябрь 2020 года было запланировано на II квартал 2022 года.[38]

[править] Производство

Серийное производство МС-21 намечено на 2024 год.[39]

План производства МС-21 предполагает пошаговый — 10, 20, 30 — выход на производство до 70 самолётов МС-21 в год к 2025 году.[40]

В августе 2013 года вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил, что компания рассчитывает выпустить примерно 1080 самолётов МС-21 до 2035 года. Порядка 300—350 из них будет продано на внутреннем рынке и ещё 650—700 самолётов — на внешнем. По мнению Будаева, проект разработки МС-21 окупится примерно на трёхсотом проданном самолёте.[41]

[править] Поставки

Первая поставка самолёта МС-21-300 стартовому заказчику состоится в октябре 2022 года.[42]

[править] Ссылки

[править] Сайты ОАК

[править] Sdelanounas

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
  2. Объём инвестиций в программу создания перспективного гражданского самолета МС-21 составляет 160 млрд рублей[1]
  3. «Мы намерены отвоевать половину внутреннего рынка»
  4. [2]
  5. МС-21 победил на средней дистанции
  6. «Росавиакосмос» посмотрел в будущее
  7. Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
  8. [3]
  9. Собран фюзеляж для первого опытного образца самолета МС-21. 2 декабря 2015
  10. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  11. [4]
  12. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[5]
  13. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[6]
  14. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[7]
  15. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21[8]
  16. Двигатель революции. 25 января 2016
  17. Двигатель революции. 25 января 2016
  18. Двигатель революции. 25 января 2016
  19. Двигатель революции. 25 января 2016
  20. МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
  21. МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
  22. МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
  23. МС-21 взлетит по графику. 14 ноября 2014
  24. Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
  25. Пассажироориентированный проект. 29 сентября 2014
  26. Наполовину мирная компания // Эксперт
  27. Наполовину мирная компания // Эксперт
  28. Двигатель революции. 25 января 2016
  29. [9]
  30. [10]
  31. [11]
  32. Магистраль в XXI век (часть 1). 30 июня 2016
  33. Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
  34. Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка // РИА Новости
  35. «С МС-21 мы связываем большое количество наших планов и надежд». 17 июня 2016
  36. [12]
  37. [13]
  38. [14]
  39. [15]
  40. [16]
  41. «Мы намерены отвоевать половину внутреннего рынка»
  42. [17]
  43. [18]
  44. [19]
МС-21
2000-е  20022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
Комплектующие и материалы  Бортовая система диагностикиДвериИндикаторыКабелиКрылоЛюкиРадиосвязное оборудованиеРадиоэлектронное оборудованиеСистема кондиционирования воздухаСистема пожарной защитыСистема управления самолётомСистема управления общесамолётным оборудованиемТрубопроводыФюзеляжХвостовое оперениеШасси
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  ИсторияХарактеристикиСравнение с аналогами


Гражданское самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётовПроизводство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100Ту-204СМТу-214Ту-204-120СЕИл-96Бе-200МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СПВоронежское акционерное самолётостроительное обществоКазанский авиационный завод им. С. П. ГорбуноваТАНТК
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты