Отношения России с Пакистаном

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Экономические отношения

Товарооборот России и Пакистана — менее $100 млн в год (российский экспорт примерно в 8 раз превышает импорт из Пакистана). Общий объем пакистанского товарооборота в 2004/05 финансовом году составит, например, около 31 млрд долл. (экспорт — 14 млрд и импорт — 17 млрд долл.). Однако в ближайшие 5 лет следует ожидать как увеличения российско-пакистанского товарооборота, так и общего роста внешнеэкономических связей наших двух государств. Это явится следствием, в первую очередь, улучшения политических взаимоотношений, и самое главное — явного стремления Исламабада расширить всесторонние контакты с Москвой после визита в 2003 г. президента Пакистана Первез Мушаррафа в Россию. Основные товары, экспортируемые Россией в Пакистан, останутся в обозримом будущем почти без изменений, — машино-техническое оборудование (особенно оборудование для текстильной промышленности), электротехническое оборудование, средства транспорта (преимущественно сельскохозяйственные и в какой-то степени дорожно-строительная техника), прокат черных металлов, некоторые химические товары, покрышки для автомобилей, газетная бумага, товары культурно-бытового назначения и т. д. Особо следует подчеркнуть серьезный интерес Пакистана к закупкам у России самых различных видов вооружений; он ставился и ставится пакистанской стороной в практическом плане на самых разных уровнях, вплоть до высшего. К сожалению, Москва недальновидно пока что уклоняется от обсуждения этого вопроса; в результате, по самым скромным подсчетам Россия ежегодно теряет здесь от 100 млн до 300 млн долл.

Основные импортируемые товары из Пакистана в Россию: товары хлопковой группы (включая готовые текстильные изделия), кожсырье и кожаные изделия, шерсть, ковры, спортивную обувь, оправы для очков, медицинские инструменты, отличающиеся высоким качеством.

Кардинальных изменений в товарной структуре импорта из Пакистана не предвидится; возможны изменения лишь стоимостного характера.

Одним из препятствий на пути российско-пакистанского торгового сотрудничества является сложность в подборе товаров для развития внешней торговли.

Пакистан проявлял и будет проявлять интерес к российским инвестициям, в первую очередь в сфере металлургии (модернизация с нашей помощью Карачинского металлургического завода, а именно — доведение его мощности до 1,5 млн тонн стали в год, а через несколько лет — до 3 млн т стали; сейчас выпускается 1,1 млн т). Перспективной остается нефтегазовая отрасль, особенно после проведения предварительных переговоров «Газпрома» с приватизированной пакистанской Корпорацией нефти и газа в отношении сооружения трансиранского газопровода (Иран-Пакистан-Индия). Эксперты российской компании «Интермаш» также намерены принять участие в развитии нефтегазового сектора Пакистана. Важной областью становятся также сотрудничество в развитии информационных технологий, совместных разработок в сфере исследования космического пространства (запуск пакистанских спутников связи с «Байконура» и строительство наземных принимающих информацию станций). Законодательная база в Пакистане для инвестирования в целом имеется (несколько лучше, чем в России), и пакистанская сторона активно ищет иностранных инвесторов (в том числе в России), особенно после прихода в 2004 г. на пост премьер-министра профессионального экономиста, политика европейского уровня Шаукат Азиза. Ограничителем сотрудничества здесь выступает коррумпированность и забюрократизированность пакистанского чиновничьего аппарата, что крайне затрудняет и удлиняет процесс получения необходимых разрешительных документов. (Пакистан находится на 132-м месте в мире по коррупции из 146 стран; у России ситуация получше — 96-е место).

Пакистан вкладывает средства (и будет их вкладывать) в сферу услуг (особенно гостиничное дело), в предприятия, обслуживающие внешнеторговые операции, предприятия легкой промышленности, а также в предприятия, перепрофилированные из оборонных в средние и мелкие частные промышленные компании, обладающие достаточно современной технологической базой. Однако на пути активности пакистанских инвесторов в России стоят препятствия, связанные с криминогенной ситуацией (главная преграда), с серьезной коррупцией и бюрократизацией чиновничества, несовершенством российского инвестиционного законодательства, в том числе в налоговой и таможенной сферах, сложностями в переводе прибыли за рубеж.

Пакистан будет всячески содействовать участию России в международных экономических организациях. Так, побывавший в России в марте 2005 г. с официальным визитом во главе многочисленной делегации первый замминистра торговли Пакистана в ходе переговоров поставил в известность российскую сторону о намерении своего руководства всецело поддерживать вступление России в ВТО.

[править] 2014 год

Российская сторона продолжала прилагать усилия по наращиванию партнёрского взаимодействия с Пакистаном в двустороннем формате и в рамках международных организаций, прежде всего в ООН и ШОС. Россия и Пакистан выступали со схожих позиций по большинству глобальных и региональных проблем, включая контртеррор, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и афганское урегулирование.[1]

Активно развивался политический диалог. В июне состоялась беседа Министра иностранных дел России С. В. Лаврова с Советником Премьер-министра ИРП по вопросам национальной безопасности и международным делам С.Азизом, прибывшим в нашу страну для участия в V Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (Казань, 18-21 июня). Прошли заседание межведомственной Рабочей группы по противодействию международному терроризму и другим новым вызовам международной безопасности (январь); межмидовские консультации по двусторонней, региональной и международной проблематике на уровне заммининдел (октябрь); консультации по консульской тематике (февраль).[2]

Россия и Пакистан наращивали антинаркотическое сотрудничество, в том числе в рамках многосторонних региональных форматов. Пакистан принял участие в пятом заседании глав антинаркотических ведомств государств-членов «Центрально-Азиатского антинаркотического квартета» (Россия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан) и Министерской встрече по борьбе с наркотиками (Москва, май). Директор ФСКН России В. П. Иванов возглавил российскую делегацию на совместных антинаркотических учениях в акватории Аравийского моря «Аравийский муссон — 2014» (октябрь).[3]

Велась работа по активизации двусторонних экономических связей с акцентом на проекты в энергетике и металлургии. Актуальные направления делового партнерства были проанализированы на заседаниях Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Рабочей группы по сотрудничеству в энергетической области (Москва, ноябрь).[4]

Поддерживались контакты в военной области. Состоялись встреча министров обороны С. К. Шойгу и Х. М. Асифа «на полях» 3-й Московской конференции по международной безопасности (май) и визит в ИРП главкома ВМФ России В. В. Чиркова (август). В ноябре С. К. Шойгу совершил рабочий визит в Исламабад, в ходе которого было подписано межведомственное соглашение о военном сотрудничестве (ноябрь).[5]

Интенсивными были связи по парламентской линии. Состоялись официальные визиты в Россию Председателя Сената ИРП С. Н. Х. Бохари (апрель) и Спикера Национальной ассамблеи ИРП С. А. Садика (май).[6]

[править] Примечания

  1. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  2. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  3. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  4. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  5. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  6. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты