Отношения Китая с США

Материал из Documentation.

(Перенаправлено с Отношения США с Китаем)
Перейти к: навигация, поиск



Руководство США считает Китай основным стратегическим соперником США.[1]

Содержание

[править] Экономика

[править] Торговля

Согласно данным статистики США, в 2017 году объём ввоза китайских товаров в США составил 505,5 миллиарда долларов по сравнению со 129,9 миллиарда долларов экспорта американских товаров в Китай.[2]

[править] Компания Apple

В I квартале 2020 года выручка американской компании Apple от продаж в Китае составила 14,8 % от суммарной. По состоянию на июнь 2019 года, более 90 % всей продукции Apple собиралось в Китае.[3]

[править] История

[править] XVIII век

Начало консульских отношений между США и Китаем восходит к концу XVIII века. В феврале 1784 года американцы отправили первое торговое судно в Китай — «Императрица Китая». Суперкарго (заведующий приемом и выдачей грузов) корабля майор Сэмюэл Шоу в том же году был назначен первым американским консулом в Кантоне (Гуанчжоу), через которого Цинская империя торговала с европейскими державами.

[править] XIX век

В начале 1830-х годов правительство США направило в страны Восточной Азии первую военно-дипломатическую миссию во главе с Э. Робертсом. Осенью 1832 года Э. Робертс на корвете «Пикок» прибыл в Гуанчжоу. Китайские власти потребовали немедленного отхода военного корабля. Пользуясь военной слабостью Китая, Робертс игнорировал это требование. «Пикок» в течение 6 недель оставался в Гуанчжоу. Позднее Э. Робертс писал, что «Пикок» мог бы успешно вести борьбу со всем китайским флотом, если бы дело дошло до вооружённого конфликта. Летом 1836 года Э. Робертс снова появился в Гуанчжоу на военном корабле.

В марте 1842 г. в Макао прибыла американская эскадра под командованием Лоренса Керни. Получив известие о заключении Нанкинского договора, Л. Керни 8 октября 1842 г. обратился к генерал-губернатору Гуандуна Ци Гуну с требо ва нием предоставить американцам права наиболее благоприятствуемой нации. Боязнь новой войны с западными державами, с США заставила Ци Ина обратиться к императору с петицией о предоставлении равных прав Соединённым Штатам и другим западным державам.

В 1843 году ист-индская эскадра Керни посетила без разрешения местных властей Амой. Впервые американские военные корабли зашли в местный порт севернее Гуанчжоу вопреки законам Цинской империи.

Действия Л. Керни и его эскадры во многом способствовали успешной деятельности первой американской военно-дипломатической миссии в Китай под руководством Калеба Кашинга. 3 июля 1844 года в Ванся был подписан первый в истории американо-китайский договор.

В августе 1848 года Конгресс США принял акт о наказании смертной казнью тех американских граждан, которые будут принимать участие в мятежах и восстаниях против цинского правительства с целью его свержения. Такие действия объявлялись законом тягчайшим преступлением.

4 августа 1852 года новым американским особоуполномоченным в Цинской империи был назначен Хамфри Маршалл, который получил инструкции добиваться расширения торговли в соответствии с происходившими изменениями, связанными с возросшей экспансией американской республики, утверждением её на тихоокеанском побережье и возросшими американскими интересами на Востоке.

В сентябре 1853 года в Шанхае произошло восстание «Союза малых мечей». США, Англия и Франция приняли активное участие в его подавлении.

В октябре 1853 года особоуполномоченным США в Цинской империи вместо Х. Маршалла был назначен Роберт М. Маклейн.

После приобретения Калифорнии и начала эпохи морских пароходов роль японских островов как транзитного пункта на пути из США в Китай резко возросла.[4]

Почти 10 % населения Калифорнии к началу 1880-х годов составляли китайцы.[5]

В 1880-х годах в США на федеральном уровне были приняты законы, запрещавшие китайскую трудовую иммиграцию.[6]

В марте 1898 года Великобритания обратилась с просьбой к США объединить с ней усилия по противодействию раздела Китая на сферы влияния. США отказались выступать совместно с Англией, объясняя это занятостью вопросом о разгоравшемся конфликте с Испанией и изоляционистскими настроениями в политических и общественных кругах.

Американские хлопчатобумажные ткани благодаря своей дешевизне к концу 1890-х годов теснили на китайском рынке аналогичную продукцию из других стран, в том числе и Англии.

6 сентября 1899 года государственный секретарь США Дж. Хэй выступил с нотой, адресованной великим державам, имевшим интересы в Китае, в которой были озвучены принципы политики «открытых дверей». Данная нота была принята Великобританией, Францией, Германией и Японией. Лишь Россия дала уклончивый ответ, опасаясь за свои позиции в Северо-Восточном Китае. Однако, несмотря на провозглашение политики «открытых дверей», сохранялась практика соперничества за сферы влияния в Китае.

[править] 1900-е годы

В 1901—1903 годах США вели тайные переговоры с Россией о получении особых привилегий для американского капитала в Маньчжурии в обмен на признание любого режима, установленного российским правительством в этой части Китая.

В августе 1907 года США заключили соглашение с губернатором провинции Мукден о предоставлении займа для учреждения «Банка трех восточных провинций» и строительства железной дороги от Пекина до Мукдена.

2 октября 1909 года американская банковская группа совместно с английской компанией «Паулинг и К°» договорилась с китайским правительством о предоставлении займа на строительство железной дороги Цзиньчжоу — Айгун, которая могла бы составить серьезную конкуренцию принадлежавшим соответственно России и Японии Восточно-Китайской (КВЖД) и Южно-Маньчжурской (ЮМЖД) железным дорогам.

[править] 1940-е годы

Одно из первых совещаний, на котором обсуждались поставки в Китай по ленд-лизу, состоялось 27 марта 1941 года в офисе генерала Дж. Бёрнса. На нем присутствовал агент китайского правительства по закупкам — известный китайский политик, дипломат и предприниматель Т. В. Сун (Сун Цзывэнь), которого генерал Дж. Бёрнс подробно расспрашивал о нуждах Китая. Всего через месяц, 26 апреля, госсекретарь К. Халл направил послу США в Китае Н. Т. Джонсону телеграмму, в которой просил сообщить Чан Кайши, что для Китая были одобрены первые поставки по ленд-лизу. Уже весной 1941 года началось оказание американской помощи Китаю, несмотря на то что само соглашение о ленд-лизе между США и правительством Чан Кайши было подписано только 2 июня 1942 года.

После нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года на первое место в китайской политике США вышла организация совместных военных операций против общего врага.

По окончании гражданской войны в Китае, завершившейся победой коммунистов, США отказались признать образованную в 1949 году Китайскую Народную Республику. Вашингтон продолжал оказывать поддержку властям Китайской Республики (КР), эвакуировавшимся на остров Тайвань, и признавал их единственным законным правительством Китая. Такое положение сохранялось на протяжении 30 лет.[7]

[править] 1950-е годы

Начиная с 1950 года США постоянно голосовали против передачи места в ООН от Китайской Республики к КНР (в 1945—1971 годах КР была членом ООН и занимала место в Совбезе ООН).[8]

Росту напряжённости в отношениях США с КНР способствовала Корейская война (1950—1953 годы), где китайцы сражались против американских войск.[9]

[править] 1960-е годы

Первые шаги по сближению США с КНР были сделаны в 1969 году. 20 января 1969 года президент США Ричард Никсон в своей инаугурационной речи заявил о готовности развивать отношения со всеми странами. По личному указанию Мао Цзэдуна, искавшего пути нормализации американо-китайских отношений, эта речь была полностью опубликована в центральном печатном органе компартии «Жэньминь жибао».[10]

В 1969 году в подготовленном т. н. «группой четырёх старейшин» в составе Чэнь И, Е Цзяньина, Сюй Сянцяня и Не Жунчжэня докладе утверждалось, что опасность со стороны «советского ревизионизма» больше, чем со стороны американского империализма.[11]

[править] 1970-е годы

Первым практическим шагом на пути нормализации контактов между Вашингтоном и Пекином стало неожиданное приглашение в Китай американской сборной по настольному теннису, участвовавшей в чемпионате мира в Японии в марте-апреле 1971 г. В апреле 1971 г. американцы совершили недельную поездку по КНР. В 1972 году китайские теннисисты нанесли ответный визит в США. В прессе эти поездки получили название «пинг-понговой дипломатии».[12]

Принципиальная договорённость о встрече на высшем уровне была достигнута на секретных переговорах между помощником президента США по национальной безопасности Генри Киссинджером и главой Госсовета КНР Чжоу Эньлаем в июле и ноябре 1971 года в Пекине.[13]

Несмотря на намечавшееся потепление отношений, в октябре 1971 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН США проголосовали против резолюции о передаче КНР прав представительства в ООН.[14]

В феврале 1972 года президент США Ричард Никсон совершил тайный визит в КНР. Это был первый в истории визит президента США в Китай. Решение о визите Никсона принималось без особых согласований с ведущими союзниками США в регионе — Японией и Тайванем. Никсон провёл многочасовые подробные переговоры с Чжоу Эньлаем и краткую беседу с Мао Цзэдуном. По итогам этих встреч было сделано совместное заявление (также известно как «Шанхайское коммюнике»). В подписанном сторонами совместном коммюнике выражалась приверженность принципу «одного Китая» и готовность американской стороны к постепенному сокращению своих войск и военных объектов на Тайване вплоть до их полного вывода. Китайская сторона в этом документе назвала вопрос о статусе Тайваня ключевой проблемой в отношениях двух стран. Со своей стороны, США заявили об отказе от употребления иных терминов, кроме «одного Китая» (власти КНР считают неприемлемым для описания тайваньской проблемы использование выражений «Китай и Тайвань» или «два Китая» и считают этот вопрос принципиальным).[15][16]

В ходе своей беседы с Г. Киссинджером 17 февраля 1973 г. Мао Цзэдун, апеллируя к идеям создания т. н. «союза по вертикали» (хэн) под руководством своего любимого исторического персонажа Цинь Шихуана, высказался за создание противостоящих СССР «единого фронта» (и тяо сянь), который объединил бы (ляньцзе)США, Японию, Китай, Пакистан, Иран, Турцию и государства Западной Европы, а также солидаризирующегося (туаньцзе)с ним на основе общего неприятия «советского гегемонизма» «единого большого пространства» (и да пянь), включающего более широкий круг государств.[17]

Вашингтон не был готов установить дипломатические отношения на китайских условиях, то есть полностью разорвав все официальные контакты с Тайванем, поэтому с мая 1973 г. стороны обменялись миссиями связи, по сути выполнявших функции посольств.[18]

В декабре 1975 г. в ходе визита в Пекин президента Дж. Форда американская сторона согласилась на продажу Китаю большой партии современных вооружений — самолетных двигателей на сумму 200 млн долл.[19]

В июне 1977 г. был составлен президентский меморандум по вопросам нормализации отношений с КНР. Он предусматривал принятие трех китайских условий при обеспечении безопасности Тайваня.[20]

В мае 1978 г. Бжезинский прибыл в Китай во главе большой правительственной делегации. В ходе визита американский эмиссар объявил о согласии США поставлять в КНР оборудование двойного назначения. Были также согласованы общие принципы взаимного признания.[21]

Летом 1978 года США и Китай провели секретные переговоры, на которых обсуждалась координация действий по оказанию помощи «красным кхмерам» в войне с Вьетнамом.

16 декабря 1978 года США и КНР издали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений.[22]

1 января 1979 г. между КНР и США были официально установлены дипломатические отношения. В двустороннем коммюнике по вопросу статуса Тайваня была зафиксирована т. н. «канадская формула», заключавшаяся в том, что американцы лишь принимают к сведению позицию Пекина о суверенитете над островом.[23]

В январе-феврале 1979 г. Дэн Сяопин совершил визит в США.[24]

Принципиальный характер имела и позиция дружественного нейтралитета, обещанная администрацией Картера в ходе начавшейся 17 февраля агрессии Китая против Вьетнама.[25]

В 1979 г. были запущены два важных институциональных механизма двусторонних отношений:[26]

  1. Совместный экономический комитет (JointEconomicCommittee), объединяющий представителей министерств финансов обеих стран;
  2. Совместная комиссия по науке и технологиям (Joint Commission on Science and Technology), в заседаниях которой принимали участие с американской стороны представители отдела научно-технической политики Белого дома и отдела научно-технического сотрудничества госдепартамента, а с китайской — министерства науки и технологий.

В августе 1979 г. было достигнуто согласие о строительстве в КНР американской разведывательной станции для слежения за территорией СССР (вместо закрытой в Иране после исламской революции в этой стране).[27]

Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. дал руководству КНР еще один повод для активизации рассуждений о том, что советский гегемонизм представляет бóльшую опасность, нежели американский.[28]

[править] 1980-е годы

В начале 1980 г. в Вашингтоне было принято решение поставлять в Китай военное оборудование, не имеющее убойной силы.[29]

С февраля 1980 г. США и Китай стали распространять друг на друга режим наибольшего благоприятствования.[30]

В марте 1980 года США и Китай договорились «о взаимно усиливающихся действиях» против СССР в Афганистане.

С 1981 г. США начали поставлять в Китай военное оборудование, имеющее убойную силу.[31]

На XII съезде КПК (1982 г.) была принята центральная установка на проведение независимой и самостоятельной внешней политики, обусловливающей принцип не вступления в союзнические отношения с какой-либо из сверхдержав и в определенной степени уравнивающая отношения Китая с США и СССР.[32]

17 августа 1982 года было подписано новое совместное коммюнике США и КНР. В нём американская сторона впервые документально подтвердила свой отказ от проведения политики «двух Китаев» и «одного Китая и одного Тайваня». Кроме того, Вашингтон объявил о том, что не намерен проводить долгосрочную политику продажи вооружений Тайваню, а в перспективе может рассмотреть вопрос и о полном её сворачивании.[33]

В апреле 1984 г. в Китай прибыл президент Р. Рейган. В ходе его визита было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, допускавшее американский бизнес к этому капиталоемкому сегменту китайской экономики.[34]

В июле 1984 г. на Китай была распространена финансируемая правительством программа американских военных поставок за рубеж.[35]

В июле 1985 г. состоялся визит в США Ли Сяньняня, занимавшего восстановленный незадолго до того пост Председателя КНР. Характерно, что ему был придан статус государственного визита.[36]

В 1988 г. избранный президент США отпраздновал рождество в резиденции китайского посла.[37]

В ходе своей первой зарубежной поездки в феврале 1989 г. президент США Джордж Буш посетил именно Китай.[38]

События весны-лета 1989 г. в полной мере показали «хрупкий» (fragile), по словам известного американского синолога Г. Хардинга, характер китайско-американских отношений. Пекинские события разительно отличались от волны демократизации, охватившей большинство социалистических стран. Образ противостояния худощавого студента и танковой колонны надолго стал символом Китая в американском массовом сознании. Настроениями общественного мнения умело воспользовались политики-демократы, открыто обвинявшие президента Дж. Буша в заигрывании с душителями свободы в Пекине.[39]

Реакция США на события на площади Тяньаньмэнь была наиболее жёсткой среди всех стран мира. Уже на следующий день после кровавых столкновений в Пекине Буш заявил о прекращении военного сотрудничества между двумя странами и замораживании контактов на высоком уровне. Одному из наиболее известных китайских диссидентов Фан Личжи было предоставлено убежище в здании американского посольства.[40]

20 июня Вашингтон заявил, что будет добиваться прекращения кредитования Китая международными финансовыми организациями.[41]

Китайским студентам, обучавшимся в США и из опасений политических репрессий отказывающимся возвращаться в КНР, было предоставлено право оставаться в Соединенных Штатах.[42]

Позиция американцев после подавления студенческого движения, равно как и их связи с диссидентами привели к обвинениям Вашингтона в реализации стратегии «мирной эволюции» (хэпин яньбянь), предполагающей превращение Китая в капиталистическую страну.[43]

Между тем введенные санкции не приносили ожидаемого эффекта — китайское руководство упорно продолжало рассматривать события в Пекине как контрреволюционный мятеж, а освобождение того или иного диссидента происходило лишь в обмен на уступки системного характера.[44]

Американская дипломатия взяла на себя инициативу в деле нормализации отношений с Китаем. Уже в конце июня в Пекин тайно были направлены советник президента по национальной безопасности Б. Скоукрофт и заместитель госсекретаря Л. Иглбергер.[45]

В течение 1989 г. Китай посетили Р. Никсон и Г. Киссинджер, продолжавшие оказывать существенное влияние на политику республиканской администрации.[46]

[править] 1990-е годы

В 1990 году был снят запрет на кредитование экономического развития Китая международными финансовыми организациями.[47]

Одним из факторов, способствовавших улучшению американо-китайских отношений, было то, что Вашингтон крайне нуждался в приемлемом для себя голосовании китайского представителя в Совете безопасности ООН по Ираку в конце 1990 года.[48]

В ходе состоявшегося в ноябре 1991 года визита в КНР госсекретаря Дж. Бейкера его китайский визави Цянь Цичэнь впервые заявил, что Китай намерен соблюдать режим контроля за ракетными технологиями, предусматривающий запрет экспорта ракет с дальностью полета более 300 км и способностью нести боеголовки свыше 500 кг, а также технологий производства этих ракет.[49]

С 1992 года стал резко расти объём американских инвестиций в Китай.[50]

Приход к власти в Белом доме администрации У. Клинтона стал неприятным сюрпризом для китайского руководства, надеявшегося на победу Дж. Буша, который принадлежал к когорте «старых друзей» Китая.[51]

Специфика ситуации 1993 г. заключалась в том, что в Вашингтоне за необходимость нормализации отношений с Китаем стало выступать и министерство обороны, которое в качестве основного вызова для безопасности США стало рассматривать, прежде всего, угрозу появления ОМУ в КНДР.[52]

В ноябре 1993 г. заместитель министра обороны США по вопросам международной безопасности Ч. Фримэн посетил КНР.[53]

Противостояние с Филиппинами — одним из ключевых региональных союзников Вашингтона по поводу острова Мисчиф (китайское название — Мэйцзи цзяо, филиппинское — Панганибан) в 1995 г. значительно обострило общий фон безопасности в Юго-Восточной Азии.[54]

Отношения США с КНР обострились летом 1995 года, когда президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй (1988—2000) решил посетить Корнелльский университет (штат Нью-Йорк), который он окончил в 1968 г. Правительство США, опасаясь негативной реакции КНР, отказало ему в визе, однако Сенат специальным решением обязал исполнительную власть впустить тайваньского руководителя в страну. Эта поездка вызвала острую реакцию в КНР, войска которой провели ракетные стрельбы в непосредственной близости от берегов Тайваня. В ответ президент США Билл Клинтон принял решение отправить в регион боевые корабли. Однако стороны смогли урегулировать конфликт дипломатическим путём, и американская авианосная группа не стала входить в Тайваньский пролив. Эти события в дальнейшем получили название «Тайваньский кризис».[55]

В октябре 1996 г. были сняты введенные в 1989 г. ограничения на контакты между университетами министерств обороны двух стран.[56]

В ходе визита в США министра обороны КНР Чи Хаотяня в декабре 1996 г. было принято решение о расширении сотрудничества с Пентагоном.[57]

В совместном заявлении лидеров двух стран, подписанном в ходе визита Цзян Цзэминя в октябре 1997 года, декларировалась решимость сторон строить отношения «конструктивного стратегического партнерства», при этом их институциональной основой провозглашались принципы трех совместных коммюнике, а основным операциональным содержанием — расширение сотрудничества по глобальным проблемам.[58]

В ходе визита Клинтона в 1998 г. было принято решение о проведении совместных симуляционных учений на местности (sand table game).[59]

Атака натовских войск на посольство КНР в Белграде 7 мая 1999 г., в ходе которой погибли граждане КНР, вызвала резкий всплеск уличного антиамериканизма в Китае.[60]

15 ноября 1999 года министр внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Ши Гуаншен от имени Китая подписал с полномочным торговым представителем США Шарлин Баршевски двустороннее соглашение о вступлении КНР во Всемирную торговую организацию. Таким образом, были завершены двусторонние китайско-американские переговоры по этому вопросу, длившиеся 13 лет.

[править] 2000-е годы

В 2000 году отношения между США и Китаем вновь перешли в «прохладную» фазу.

В 2000 году во время президентской предвыборной кампании Буш-младший назвал Китай «стратегическом конкурентом», подразумевая, что американской внешней политике необходимо перейти к сдерживанию Китая.[61]

В январе 2001 года США уличили Китай в поставке Ираку — в нарушение санкций — оптико-волоконных кабелей для систем ПВО.

Вступление КНР в ВТО в декабре 2001 года позволило этой стране дополнительно увеличить долю своих товаров на рынке США.[62]

В декабре 2003 года США и Китай сблизились в своих позициях по Тайваню.

В конце мая 2005 года Конгресс США 237 голосами против 197 принял Закон о нормализации торговых отношений между Вашингтоном и Пекином.

Одна из идей, широко обсуждавшихся в американском экспертном сообществе — сформулированный в январе 2009 года Зб. Бжезинским призыв к выстраиванию особых отношений всеобъемлющего сотрудничества между США и Китаем в формате «большой двойки» (G-2 — «Чимерика»).

В ноябре 2009 года Обама посетил Пекин с официальным визитом.

[править] 2010-е годы

В 2010 году отношения между США и Китаем — двумя крупнейшими экономическими державами — подверглись как никогда тяжёлым испытаниям. Год начался с того, что Пекин прекратил отношения с Вашингтоном в военной сфере, а компания Google сообщила, что подверглась весьма изощрённой кибератаке, организованной в Китае. После этого в феврале президент Барак Обама встретился с Далай-Ламой, несмотря на решительные протесты со стороны Пекина. В результате под вопросом оказалось участие китайского президента Ху Цзинтао в организованном Обамой апрельском саммите по ядерной безопасности. В конце концов, он приехал.[63]

В 2010 году, после награждения осужденного в Китае диссидента Лю Сяобо Нобелевской премией мира, Обама заявил, что в КНР политические реформы отстают от экономических.[64]

Вторая администрация Барака Обамы в 2013—2015 годах не оставила попытки вовлечь КНР в орбиту американоцентричной системы миропорядка.

В марте 2013 года помощник президента США по национальной безопасности Т. Донилон отметил, что Вашингтон не стремится сдерживать КНР, а, наоборот, надеется на налаживание конструктивных американо-китайских отношений.

7—8 июня 2013 года о дальнейшем развитии сотрудничества «нового типа» между США и КНР заявил президент США Барак Обама во время своей встречи с Си Цзиньпином в Калифорнии.

В апреле 2014 года Б. Обама во время своего турне по странам АТР попытался заверить американских партнеров, что Вашингтон готов защитить их от любой «китайской угрозы».

В мае 2014 года Соединенные Штаты предъявили обвинения в экономическом шпионаже нескольким китайским военным, что вызвало негативную реакцию со стороны Пекина.

В августе 2014 года США обвинили Китай, в том, что его истребители опасно приблизились к американскому самолёту-разведчику над Южно-Китайским морем.

В ноябре 2014 года состоялся визит Б. Обамы в КНР. В ходе визита были подписаны меморандумы о взаимопонимании в военной области, касающиеся мер, позволяющих избежать случайного военного конфликта.

В декабре 2014 года США и Китай подписали совместное соглашение о снижении выбросов углекислого газа.

30 мая 2015 года министр обороны США Э. Картер, выступая на ежегодной международной конференции по безопасности «Диалог Шангри-Ла 2015», публично обвинил Китай в нарушении международных норм в Южно-Китайском море.

В июне 2015 года Вашингтон посетила китайская военная делегация во главе с заместителем председателя Центрального военного совета КНР, генерал-полковником Фань Чанлуном. Результатом визита стало развитие нового механизма сотрудничества между сухопутными силами США и Китая.

12 июня 2015 года США и Китай подписали договор об усилении военного сотрудничества.

В сентябре 2015 года США и Китай заключили соглашение в области кибербезопасности, где обязались не прибегать к кибератакам для нанесения ущерба критически важным объектам инфраструктуры другой страны в мирное время.[65]

В ходе президентской кампании Дональд Трамп обвинял правительство Китая в искусственном занижении курса юаня, что, по его мнению, наносит серьезный ущерб американской экономике, потери которой он оценил в $400 млрд в год.[66]

После избрания на пост президента Трамп вопреки устоявшемуся правилу не поддерживать контакты с политическими лидерами Тайваня принял поздравительный звонок от руководителя Тайваня Цай Инвэнь (2 декабря 2016 г.). Такое нарушение протокола предсказуемо вызвало волну возмущения в Пекине. Руководство КНР сочло факт разговора отказом США от принципа «одного Китая» (в ответ на критику президент США заявил, что не хочет «чтобы Китай диктовал мне… и с какой стати какая-либо другая нация может говорить мне, принимать звонок или нет»).[67]

9 февраля 2017 года состоялся его телефонный разговор Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином, в котором Трамп согласился уважать политику «одного Китая».[68]

В ноябре 2017 года Китай и США подписали соглашение о развитии завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Аляске.

В начале июня 2018 года министр торговли США Уилбур Росс встретился с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ в Пекине.[69]

Министр обороны США Мэттис в июне 2018 года приехал в Китай на переговоры с высокопоставленными чиновниками в Пекине, в том числе с китайским лидером Си Цзиньпином. Он придерживался жесткой позиции в разговоре с китайскими чиновниками, выразив беспокойство США о военной активности КНР, в том числе на спорных территориях в Южно-Китайском море, хотя и попытался наладить контакты.[70]

Взаимные повышенные таможенные пошлины между США и Китаем вступили в силу 6 июля 2018 года. США ввели пошлину в 25 % на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в этот же день ввел пошлину в 25 % на импорт равнозначного объема американских товаров.[71]

Президент США Дональд Трамп 13 августа 2018 года подписал закон о военном бюджете объемом $716 миллиардов под названием National Defense Authorization Act, который усиливает роль комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Этот орган занимается анализом зарубежных инвестиционных предложений на предмет угрозы национальной безопасности. Считается, что эта мера направлена против Китая.[72]

С 23 августа 2018 года товары из КНР, входящие в новый список США из 279 позиций на сумму $16 млрд, стали при ввозе в страну облагаться пошлиной в 25 %. Среди них — двигатели для тракторов, детали для железных дорог, трамваев и поездов, а также кабели.[73]

В декабре 2018 году на саммите G20 в Буэнос-Айресе США и Китай сумели договориться о 90-дневном «торговом перемирии».[74]

В 2018 году, когда торговый спор между Китаем и США набирал обороты, компании из КНР начали активно эксплуатировать так называемую систему переотправки. Система сводится к тому, что облагаемый высокими американскими налогами товар доставляется из Китая в соседнюю страну. Там его подвергают минимальной обработке и отправляют уже как продукцию не из Китая, а как товар соседнего государства, которое не облагается высокими пошлинами в Соединенных Штатах.[75]

Давление на Huawei со стороны американского правительства началось в 2018 года, когда Дональд Трамп обвинил компанию в шпионаже в пользу китайского правительства.[76]

8 мая 2019 года Трамп обвинил Китай в срыве соглашения по торговле между двумя странами, которое готовилось к подписанию.[77]

С 10 мая 2019 года администрация Дональда Трампа по указанию президента США подняла с 10 % до 25 % тарифы на импортируемые товары из Китая на сумму около $200 млрд в год. «Президент также приказал нам начать процесс повышения тарифов практически на весь оставшийся импорт из Китая, стоимость которого оценивается в $300 млрд», — отметил торговый представитель США Роберт Лайтхайзер в заявлении, опубликованном 10 мая 2019 года на сайте возглавляемого им ведомства.[78]

[править] Показатели

[править] Торговля

Товарооборот США с КНР ($млрд):[79]

  • 1978 год: 1,1
  • 1984 год: 7
  • 2016 год: 519,6

Доля КНР в товарообороте США:

  • 2015 год: 15,5 %[80]

Экспорт товаров из Китая в США (по данным статистики США, $млрд):[81]

  • 1987 год: 6,2936
  • 1988 год: 8,5109
  • 1989 год: 11,9897
  • 1990 год: 15,2374
  • 1991 год: 18,9692
  • 2013 год: 440,4300
  • 2014 год: 468,4749
  • 2015 год: 483,2017
  • 2016 год: 462,5420
  • 2017 год: 505,4700
  • 2018 год: 539,5034

Экспорт товаров из США в Китай (по данным статистики США, $млрд):[82]

  • 1987 год: 3,4973
  • 1988 год: 5,0216
  • 1989 год: 5,7554
  • 1990 год: 4,8064
  • 1991 год: 6,2782
  • 2013 год: 121,7462
  • 2014 год: 123,6572
  • 2015 год: 115,8734
  • 2016 год: 115,5455
  • 2017 год: 129,8936
  • 2018 год: 120,3414

[править] Финансы

К 2000 году объём вложений Китая в долговые обязательства США превысил $60 млрд.[83]

[править] Сравнение стран

В 2010 году Китай произвёл 627 млн метрических тонн стали. США в том же году выпустили 80 млн метрических тонн стали.[84]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. Минкова К. В., Цветков И. А. История стран Северной Америки: Учебное пособие — СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018
  5. Минкова К. В., Цветков И. А. История стран Северной Америки: Учебное пособие — СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018
  6. Минкова К. В., Цветков И. А. История стран Северной Америки: Учебное пособие — СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018
  7. [4]
  8. [5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  12. [8]
  13. [9]
  14. [10]
  15. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  16. [11]
  17. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  18. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  19. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  20. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  21. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  22. [12]
  23. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  24. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  25. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  26. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  27. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  28. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  29. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  30. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  31. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  32. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  33. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  34. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  35. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  36. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  37. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  38. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  39. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  40. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  41. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  42. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  43. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  44. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  45. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  46. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  47. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  48. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  49. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  50. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  51. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  52. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  53. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  54. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  55. [13]
  56. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  57. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  58. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  59. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  60. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  61. [14]
  62. [15]
  63. [16]
  64. [17]
  65. [18]
  66. [19]
  67. [20]
  68. [21]
  69. [22]
  70. [23]
  71. [24]
  72. [25]
  73. [26]
  74. [27]
  75. [28]
  76. [29]
  77. [30]
  78. [31]
  79. [32]
  80. [33]
  81. Trade in Goods with China
  82. Trade in Goods with China
  83. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества
  84. [34]
  85. [35]
  86. [36]
Внешняя политика Китая
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз


Внешняя политика США
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Личные инструменты