Отношения Китая с Индией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

[править] Торговля

Китай — второй после США крупнейший торговый партнер Индии, а Индия — крупнейший партнер КНР в Южной Азии.[1]

В 2019 году товарооборот достиг $87 млрд. Китайский экспорт в Индию составил $70,3 млрд, индийский экспорт в Китай — $16,7 млрд.[2]

[править] Туризм

В 2018 году Индию посетили 281,8 тыс. туристов из Китая (8-е место среди стран). Китай посетили 708,5 тыс. индийцев (7-е место).[3]

[править] История

[править] 1920-е годы

В 1920-х годах Гоминьдан, в то время объединившийся с КПК, выступал за создание единого фронта против империализма с национально-революционным движением в других странах, и в частности в Индии.[4]

В начале 1924 года Китай посетил известный индийский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира Р. Тагор.[5]

В 1927 году в Брюсселе на конференции угнетенных народов состоялась встреча Дж. Неру с рядом представителей Гоминьдана, которая привела к установлению достаточно близких отношений между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Гоминьданом.[6]

[править] 1940-е годы

Индийские политики, внимательно следившие за развитием событий в Китае, выражали своё беспокойство ситуацией в приграничных регионах. В частности, известный индийский политик сардар В. Пател писал Дж. Неру 4 июня 1949 г.: «Нам надо укрепить свои позиции в Сиккиме и Тибете… Я ожидаю, что как только коммунисты утвердят себя в остальном Китае, они будут пытаться уничтожить автономное существование Тибета. Вы должны тщательно рассмотреть вашу политику в отношении Тибета в имеющихся условиях и подготовиться к такой возможности.»[7]

[править] 1950-е годы

В начале января 1950 года Мао Цзэдун писал из Москвы, что признание КНР правительствами таких стран, как Пакистан, Индия и Великобритания создает благоприятные условия для направления на Тибет войск и возвращения его в лоно Родины.[8]

В июле 1950 года Индия подписала с Непалом договор о мире, дружбе и торговле, что подразумевало оказание и военной помощи в случае возникновения угрозы внешнего вторжения.[9]

Вступление НОАК в октябре 1950 года на Тибет было настороженно встречено в Индии.[10]

В конце октября 1950 года, когда посол Индии в Китае K.M. Паниккар отметил, что военные операции НОАК в Тибете могут помешать усилиям КНР быть принятым в ООН, Мао поручил Министерству иностранных КНР «ответить, что Тибет — это внутреннее дело Китая, и никакое иностранное государство не имеет права вмешиваться».[11]

14 ноября 1950 года, выступая в парламенте страны, президент Индии Раджендра Прасад отметил: «…мы глубоко огорчены решением китайского правительства начать военные действия на Тибете, хотя была возможность проведения мирных переговоров. Тибет — не просто сосед Индии, он в течении многих веков имеет тесные культурные и иные связи с нами. Поэтому Индия, конечно, обеспокоена происходящими на Тибете событиями, и она надеется, что автономия этой миролюбивой страны сохранится.»[12]

В ходе парламентских дебатов 6—7 декабря 1950 года большинство членов нижней палаты индийского парламента (Лок Сабхи) требовали пересмотра политики Индии по отношению к Китаю.[13]

В сентябре 1952 года руководители КНР и Индии договорились о преобразовании индийской миссии в Лхасе в Генеральное консульство Индии, которое подчинялось посольству Индии в Пекине. Фактически, это означало признание Тибета частью китайской территории.[14]

31 декабря 1953 года Китай и Индия начали переговоры, в которых тибетский вопрос, как предполагала индийская сторона, будет решен в обоюдных интересах Индии и КНР, при этом не предполагалось обсуждать пограничные проблемы.[15]

29 апреля 1954 года было подписано соглашение между КНР и Индия, основывавшийся на т. н. Панчашиле («пять принципов»), на которых Индия и Китай согласились строить свои отношения: (а) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга, (б) взаимное ненападение, (в) взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга, (г) равенство и взаимная выгода, (е) мирное сосуществование.[16]

1 июля 1954 года Дж. Неру издал меморандум, состоящий из 17 пунктов, с четкой директивой отозвать и уничтожить все карты, содержащие двусмысленности, и постановил, что «эта граница [то есть линия Макмагона] должна рассматриваться как непоколебимая и определенная, которая не открыта для обсуждения с кем-либо».[17]

В период 1954—1957 годов премьер КНР Чжоу Эньлай четыре раза посещал Дели, Дж. Неру был в Пекине дважды: в 1954 и 1956 годах.[18]

В период с 18 по 24 апреля 1955 года состоялась Бандунгская конференция в на о. Ява в г. Бандунге. В ней приняли участие 29 стран Азии и Африки, одним из инициаторов конференции была Индия. В ходе конференции были осуждены колониализм, политика расовой дискриминации, и принята «Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству» на основе пяти принципов мирного сосуществования.[19] На Бандунгской конференции Китай и Индия договорились о неприсоединении ни к каким блокам.[20]

Впервые китайско-индийская пограничная проблема (в восточном секторе) была поднята Чжоу Эньлаем в ходе его визита в Дели в 1956 году.[21]

В 1958 году индийское руководство заявило свои претензии на Аксай-чин.[22]

Индия решила приютить Далай-ламу в 1959 году.[23]

19 апреля 1959 года Мао приказал Агентству Синьхуа выпустить материал с критикой неназванных «индийских экспансионистов», причем он лично правил текст. Четыре дня спустя он потребовал от «Жэньминь жибао» открытой критики Неру с указанием его имени, и он вновь поправил текст, отметив, что объектами критики должны быть не «империализм», а «индийские экспансионисты», которые «очень хотят захватить Тибет».[24]

[править] 1960-е годы

В 1962 году между Индией и Китаем вспыхнула война.[25]

[править] 1990-е годы

В 1996 году Китай и Индия подписали соглашение, согласно которому ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля (демаркационной линии между двумя странами, являющейся границей де-факто).[26]

[править] 2000-е годы

В 2006 году Китай и Индия открыли горный перевал Нату-ла для приграничной торговли.[27]

[править] 2010-е годы

В 2013 году Китай и Индия подписали соглашение о военном сотрудничестве на границе, призванное снизить напряженность на линии фактического контроля (демаркационная линия между двумя странами, являющаяся границей де-факто). Документ предусматривает регулярные контакты на уровне командующих военными операциями вооруженных сил, а также меры по предотвращению вторжений на территорию друг друга.[28]

В 2014 году Нарендра Моди вступил в должность как самый про-китайский премьер-министр Индии с 1962 года, он стремился не только подражать экономическому прогрессу Китая, но и привлечь китайские инвестиции, говорят аналитики.[29]

Согласно совместному заявлению, подписанному Китаем и Индией в 2014 году, по требованию индийской стороны китайская сторона приняла решение дополнительно открыть маршрут через горный перевал Нату-ла для паломников из Индии в Тибет.[30]

В сентябре 2014 года Нью-Дели с визитом посещал Си Цзиньпин. Тогда стороны договорились «в кратчайшие сроки урегулировать пограничные споры».[31]

Индия встревожила Китай, позволив Далай-ламе посетить важный буддистский монастырь в северо-восточном штате Индии Аруначал-Прадеш в 2017 году.[32]

[править] Показатели

Товарооборот Индии и Китая в 2018 году составил $81,7 млрд.[33]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  5. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  6. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  7. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  8. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  9. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  10. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  11. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  12. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  13. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  14. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  15. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  16. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  17. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  18. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  19. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  20. [4]
  21. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  22. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  23. [5]
  24. Тибетский фактор в китайско-индийских отношениях во второй половине XX — начале XXI вв.
  25. [6]
  26. [7]
  27. [8]
  28. [9]
  29. [10]
  30. [11]
  31. [12]
  32. [13]
  33. [14]
Внешняя политика Китая
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Личные инструменты