Отношения России с США в космической сфере
Материал из Documentation.
Отношения России с США в космической сфере — одна из важных сфер отношений между Россией и США.
Содержание |
[править] МКС
[править] Создание МКС
В августе 1993 года Россия договорилась с США, странами Европейского космического агентства, Японией и Канадой об участии в международном проекте создания Международной космической станции (МКС). В 1998 году об этом было подписано соответствующее межправительственное соглашение между всеми странами-партнерами.[1]
По подписанному в феврале 1995 года отдельному контракту Центра Хруничева с Boeing на общую сумму $215 млн был изготовлен первый модуль МКС — энергетический блок «Заря». «Заря» была выведена на орбиту в ноябре 1998 года.[2]
[править] Доставка американских космонавтов на МКС
В августе 2015 года NASA продлило соглашение с Роскосмосом о доставке американских астронавтов на российских кораблях «Союз» на Международную космическую станцию (МКС). Как сообщило космическое ведомство США, изменение контракта предусматривает выплату российской стороне дополнительно $490 млн.[3]
Директор NASA Чарльз Болден уведомил Конгресс, что необходимость продления договоренности с Федеральным космическим агентством России возникла в связи с возможной нехваткой средств на сооружение новых американских пилотируемых кораблей. Руководство космического ведомства США опасается, что они будут готовы не к 2017 году, как запланировано, а несколько позже. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что нынешняя договоренность между космическими ведомствами двух стран на сумму NASA $458 млн рассчитана до конца 2017 года, а новая позволит американским астронавтам летать на «Союзах» на МКС в течение 2018 года.[4]
Сейчас одно место в кабине «Союза» обходится NASA примерно в $76 млн. Таким образом, продление контракта между NASA и Роскосмосом, который преобразован в создаваемую в РФ одноименную государственную корпорацию по космической деятельности, позволит американским астронавтам совершить еще шесть полетов на российских кораблях.[5]
Эксперты считают, что решение космического ведомства США обновить соглашение с Роскосмосом может быть вызвано недавней катастрофой американской ракеты Falcon 9 при запуске грузового корабля Dragon к МКС. Такой же носитель будет использоваться частной компанией SpaceX при запуске своего пилотируемого корабля, разрабатываемого на основе «грузовика». Авария поставила под сомнение планы SpaceX построить и испытать корабль к 2017 году. У NASA нет также полной уверенности в том, что к этому сроку будет сделан второй частный американский корабль для полетов к орбитальному комплексу. Его созданием занимается компания Boeing.[6]
Первой из этих двух компаний космическое ведомство США должно выделить на создание пилотируемых кораблей в течение трех лет NASA $2,6 млрд, второй — 4,2 миллиарда. В проекте бюджета на 2016 финансовый год, подготовленном администрацией Барака Обамы, на эти цели запрошено NASA1,2 млрд, однако Сенат и Палата представителей в своих версиях этого документа ассигновали по этой статье гораздо меньшие суммы. NASA считает, что этих денег не хватит на продолжении компаниями SpaceX и Boeing работ в соответствии с утвержденными планами.[7]
Таким образом, Соединенные Штаты по-прежнему будут вынуждены пользоваться услугами России для доставки своих астронавтов на МКС. Американцы начали летать на станцию на российских кораблях в 2012 году после того, как была прекращена эксплуатация шаттлов. США решили продолжить программу МКС по меньшей мере до 2024 года. О таких же планах недавно объявило космическое ведомство Канады. Руководство Роскосмоса также заявляло о намерении продолжить международное сотрудничество по МКС в течение следующих 10 лет. Ожидается, что то же самое сделают другие участники проекта — Европейское космическое агентство и Япония.[8]
[править] Экспорт ракетных двигателей из России в США
В 1995 году компания Lockheed Martin объявила о начале разработки новой версии ракеты-носителя Atlas 2AR с увеличенной грузоподъемностью. В дальнейшем проект был переименован в Atlas-3. Проект должен был на 20 % снизить стоимость пуска ракеты. В начале 1996 года победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени нового носителя был признан российский двигатель РД-180, разработанный НПО «Энергомаш» (г. Химки, Московская область). Этот двухкамерный двигатель был разработан на базе четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171, использовавшихся соответственно на ракетах «Энергия» и «Зенит». Сертификат двигателя РД-180 для использования на американских носителях был получен НПО «Энергомаш» весной 1999 года.[9]
В мае 2000 года состоялся первый старт Atlas-3 с РД-180. РД-180 позволил на 20 % увеличить грузоподъемность носителя, значительно упростить его, заменив полторы ступени и четыре стартовых твердотопливных ускорителя, используемых на прежнем варианте — Atlas-2AS. Число отделяющихся элементов ракеты уменьшилось с пяти до одного, а количество деталей стало на 10 тыс. меньше.[10]
С августа 2002 года начались запуски нового типа ракеты Atlas-5, на первой ступени которой также установлен РД-180.[11]
В январе 2015 года было сообщено, что РКК «Энергия» (входит в ОРКК) и американская Orbital Sciences Corporation (OSC) подписали договор на поставку в США двигателей производства НПО «Энергомаш» (дочерняя структура РКК «Энергия»). Сумма контракта — около $1 млрд. Всего Россия поставит в США 60 двигателей РД-181. Двигатель РД-181 разработан для американской ракеты-носителя Antares.[12]
[править] ILS
В апреле 1993 года Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева и ракетно-космическая корпорация «Энергия» организовали с американской компанией Lockheed совместное предприятие Lockheed-Khrunichev-Energia для маркетинга российских ракет «Протон». Через два года LKE была преобразована в компанию International Launch Services (ILS) в связи с объединением компаний Lockheed и Martin Marietta в единую корпорацию Lockheed Martin.[13]
В сентябре 2006 года Lockheed Martin вышла из ILS. Официальный представитель Lockheed Martin Том Джурковски рассказал тогда BG, что окончание сотрудничества с Центром Хруничева является исключительно деловым шагом. «Мы просто оценили рынок, поняли, что он стал более зрелым, на нем появилось большее количество игроков, и приняли решение закончить сотрудничество с Хруничевым», — сообщил Джурковски. Однако, по неофициальной информации, причиной выхода американской корпорации из СП стало требование российских партнеров увеличить закупочные цены на «Протон», а также невыполнение ими ряда взятых на себя обязательств. В мае 2008 года Центр Хруничева завершил сделку по приобретению бывшей доли Lockheed Martin в ILS, приобретя её примерно за $255 млн.[14]
По состоянию на ноябрь 2008 года ILS выполнила 45 коммерческих пусков «Протона» на общую сумму более $3 млрд.[15]
[править] Sea Launch
В мае 1995 года была создана компания Sea Launch. Её образовали американская компания Boeing, российская «Энергия», норвежская Kvaerner, украинские ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» для осуществления коммерческих запусков российско-украинской ракеты «Зенит-3SL» с плавучей платформы из Тихого океана.[16]
По состоянию на ноябрь 2008 года были выполнены 27 пусков с «морского космодрома» на общую сумму более $2 млрд.[17]
[править] Станция «Мир»
Первым крупным совместным космическим проектом в сфере пилотируемой космонавтики стали программы «Мир-Шаттл» и «Мир-NASA», в рамках которых шесть американских астронавтов совершили в 1995—1998 годах длительные полеты на российской станции «Мир», девять раз к ней причаливали американские шаттлы. Кроме того, американское аэрокосмическое агентство NASA частично оплатило доделку двух модулей для «Мира»: «Спектр» (запущен в 1995 году) и «Природа» (1996 год). В сумме по контракту Российского космического агентства с NASA «О поставках и услугах для станций „Мир“ и МКС», подписанного в июне 1994 года, с дополнениями к нему от 1995 и 1996 годов, Россия получила $473 млн.[18]
[править] Показатели
За отправку 36 американцев в космос в 2012—2017 годах НАСА заплатило «Роскосмосу» в общей сложности $2,276 млрд.[19]
[править] Примечания
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ США закупят у «Энергомаша» 60 двигателей РД-181. 16 января 2015
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
- ↑ [1]
Отношения России с США | |
---|---|
История | XVIII век • XIX век • XX век • XXI век |
Экономика | Торговля (Экспорт из России, Импорт в Россию) • Инвестиции • Финансы • Туризм |
Темы | Авиация • Космос • Ядерная сфера |