РД-180

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ракетный двигатель РД-180
Ракетный двигатель РД-180

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель.

Разработан специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас».[1]

В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.[2]

Тяга двигателя — 400 тонн. Двигатель имеет один турбонасос. Потребление топлива — около 1,2 тонны в секунду.[3]

РД-180 стал первым иностранным двигателем, который получил сертификацию для полёта на американских ракетах.[4]

Содержание

[править] Камеры сгорания

Двигатель имеет две камеры сгорания.[5]

В каждой камере сгорания диаметром 380 мм сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Эта камера — уникальное высокотеплонапряжённое оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.[6]

[править] История

В 1994 году началась разработка двигателя РД-180.[7] Разработка этого двигателя велась в сотрудничестве с компанией «Пратт-Уитни» (США), с которой НПО Энергомаш в 1992 году заключило Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш в США.[8]

В январе 1994 года в опубликованном отчёте штаб-квартиры НАСА «Доступ в космос» впервые было официально упомянуто о возможности использования двигателей разработки НПО Энергомаш в качестве основных маршевых двигателей американских космических ракет-носителей.[9]

В 1995 году фирма Локхид Мартин объявила конкурс на двигатель для своей новой ракеты-носителя «Атлас IIAR». За право представлять новый двигатель РД-180 разработки НПО Энергомаш для «Атлас IIAR» на первом этапе конкурировали две американские фирмы — Пратт энд Уитни и Рокетдайн. В августе 1995 года был сделан выбор в пользу Пратт энд Уитни. Непосредственно в конкурсе помимо проекта двигателя РД-180 участвовали двигатель НК-33 российского предприятия «Труд» им. Н. Д. Кузнецова из Самары и вариант двигателя МА-5 фирмы Рокетдайн.[10]

В начале 1996 года проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной ракеты-носителя «Атлас» американской компании Локхид Мартин. Это двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги путём качания каждой камеры в двух плоскостях, с возможностью обеспечения глубокого дросселирования тяги двигателя в полете. Данная конструкция базируется на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов двигателей РД-170/171. Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка — на малом количестве материальной части.[11]

Контракт на разработку двигателя был подписан летом 1996 года, и уже в ноябре 1996 года было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 года — огневое испытание штатного двигателя. В 1997—1998 годах успешно проведена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени ракеты-носителя в США. Весной 1999 года завершена сертификация двигателя для использования в составе ракеты-носителя «Атлас III». Первый запуск «Атлас III» с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000 года. Летом 2001 года была завершена сертификация двигателя для использования в составе ракеты-носителя «Атлас V». Первый полёт «Атлас V» с двигателем РД-180 состоялся в августе 2002 года.[12]

27 сентября 2002 года было подписано лицензионное соглашение на экспорт в США полного комплекта конструкторской, технологической и испытательной документации по двигателю РД-180.[13]

4 декабря 2002 года были получены лицензии на экспорт полного комплекта технической документации на двигатель РД-180 по лицензионному соглашению.[14]

13 декабря 2003 года Указом Президента России присуждена Государственная премия РФ за 2002 год в области науки и техники генеральному директору и генеральному конструктору Б. И. Каторгину, директору завода С. С. Головченко, зам. главного конструктора, начальнику отдела В. И. Семенову, главному инженеру НПЦ В. Н. Худякову, первому зам. генерального директора и генерального конструктора В. К. Чванову, главному конструктору Ф. Ю. Челькису за работу «Исследование, разработка и внедрение на мировой рынок мощного маршевого ЖРД РД-180».[15]

[править] Производство

Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали — из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.[16]

[править] Контракты на поставку двигателей

Первоначальный контракт на поставку в США двигателей РД-180 был заключен в 1997 году, тогда Lockheed Martin заявила о намерении приобрести 101 двигатель РД-180 на сумму $1 млрд.[17]

В декабре 2012 года был подписан ещё один контракт на 29 двигателей, а в декабре 2015 года заключено дополнительное соглашение на поставку до 2019 года ещё 20 двигателей для Atlas V.[18]

[править] Показатели

По состоянию на июль 2019 года были выполнены 85 полётов американских ракет-носителей Atlas-3 и Atlas-5 на двигателях РД-180.[19]

[править] Перспективы

По данным американского издания The Wall Street Journal, двигатели РД-180 будут применяться в ракетах «Атлас» как минимум до 2024 года.[20]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  2. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  3. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  4. К звездам — на российском двигателе
  5. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  6. Две с половиной тонны топлива в секунду. 2 июля 2012
  7. Двигатели
  8. История
  9. Проекты
  10. Проекты
  11. РД-180
  12. РД-180
  13. Памятные даты
  14. Памятные даты
  15. Памятные даты
  16. Их импортозамещение. США просят придумать замену российским ракетным двигателям РД-180
  17. [1]
  18. [2]
  19. [3]
  20. [4]
Ракетное двигателестроение России
История  СССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Компании  НПО ЭнергомашГКНПЦ им. М. В. Хруничева (Конструкторское бюро химавтоматики, Воронежский механический завод, Протон-ПМ) • Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК-Кузнецов, ОДК-Сатурн) • НПО «Искра»
Ракетные двигатели  РД-180РД-181РД-191РД-276РД-107РД-171МРД-275М
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты