Внешняя политика России в 2013 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Основные события

События 2013 года свидетельствуют об усилении элементов нестабильности в мировых делах, вызванной как сохраняющейся неустойчивостью экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях, так и действиями разнонаправленных факторов, связанных с непростым процессом становления полицентричной модели международных отношений. Обостряется глобальная конкуренция, все нагляднее проявляется соперничество различных ценностных ориентиров и моделей развития. В этих условиях нахождение адекватных ответов на глобальные вызовы возможно только на основе солидарных действий международного сообщества.[1]

Произошедшие за последние годы изменения в глобальном геополитическом ландшафте получили отражение в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 12 февраля). Обновленная Концепция аккумулирует исторический опыт Российского государства и отражает уточненное видение приоритетов страны в стремительно меняющемся современном мире. Она подтверждает преемственность внешнеполитического курса, основанного на доказавших свою эффективность принципах прагматизма, открытости, многовекторности, последовательного, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов, которые и впредь будут определять философию действий России на международной арене, позволяя ей проводить самостоятельную, независимую и последовательную внешнюю политику, востребованную в качестве важнейшего фактора глобального равновесия и геополитической стабильности. С опорой на положения этого документа Россия предпринимала целенаправленные усилия в интересах обеспечения международной безопасности, утверждения верховенства международного права, укрепления центральной координирующей роли ООН в международных отношениях.[2]

В фокусе внимания российской внешней политики находилась мобилизация коллективных усилий международного сообщества в интересах содействия мирному разрешению региональных кризисов и конфликтных ситуаций.[3]

Наглядным примером того, что отход от силового давления в пользу логики мира приносит конкретные плоды, стало развитие ситуации вокруг Сирии. Во многом благодаря последовательной позиции нашей страны удалось избежать внешнего военного вмешательства в сирийские дела, опасной деградации обстановки на Ближнем Востоке и распространения волн конфликта далеко за пределы региона.[4]

Выработка Россией и США совместных подходов позволила выйти на прорывные решения о постановке сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения. Первая часть этого процесса успешно завершена. Основные параметры второй фазы были одобрены 17 декабря на заседании исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).[5]

В рамках усилий по нахождению политических развязок сирийского кризиса Российская Федерация совместно с партнерами продолжала поиск путей скорейшего созыва международной конференции «Женева-2», призванной дать старт межсирийским переговорам.[6]

В результате последовательных усилий по урегулированию иранской ядерной программы (ИЯП) достигнута сбалансированная договоренность между партнерами по «шестерке» и Ираном (Женева, 24-25 ноября), позволяющая заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых сложных и длительных проблем мировой политики. Женевская договоренность базируется на выдвинутой Президентом Российской Федерации концепции, в основе которой лежат принципы поэтапности и взаимности, и отвечает российской позиции в пользу политико-дипломатического разрешения ИЯП. Она подразумевает признание права Ирана на мирный атом, включая обогащение урана, при условии прояснения всех оставшихся у международного сообщества вопросов и постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ, что позволит укрепить стабильность, доверие и безопасность всех государств в этом регионе, включая Израиль.[7]

В течение года регион Ближнего Востока и Северной Африки продолжал переживать период потрясений. В этих условиях Россия предпринимала активные усилия по сохранению стабильности, недопущению развития ситуации по кризисной спирали. Продолжалась последовательная работа по развитию двустороннего сотрудничества с арабскими государствами. В России исходили из понимания того, что глубинные трансформации на обширном пространстве Ближнего Востока и Северной Африки не должны отодвигать на второй план необходимость урегулирования арабо-израильского конфликта. Осуществлялись активные контакты с руководством Израиля, Палестины, а также партнерами по ближневосточному «квартету» международных посредников. Россия приветствовала возобновление в июле палестино-израильского переговорного процесса. В марте состоялась первая за полтора года министерская встреча членов «квартета» «на полях» 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в ходе которой было принято решение о проведении ежемесячных заседаний на уровне спецпредставителей.[8]

В фокусе внимания постоянно была задача формирования благоприятных условий для создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ).[9]

Успешным было российское председательство в «Группе двадцати» в 2013 году. На прошедшем в Санкт-Петербурге 5-6 сентября саммите «двадцатки» был одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, борьбы с размыванием налогооблагаемой базы, финансирования инвестиций в реальный сектор экономики, содействия международному развитию. Они отражены в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. По итогам встречи также были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года по квотам и реформе управления МВФ. Итоги встречи в верхах свидетельствуют о востребованности «двадцатки» не только для участвующих в ней государств, но и для всего международного сообщества. В целом, председательство нашей страны в «Группе двадцати» подтвердило способность России играть весомую роль в решении фундаментальных проблем современного развития.[10]

Россия также активно участвовала в работе других неформальных структур глобального управления. Содействовала укреплению БРИКС. На саммите в Дурбане (26-27 марта) зафиксирована общность позиций по наиболее острым вопросам мировой политики — сирийскому кризису, иранской ядерной программе, ближневосточному урегулированию, проблеме нераспространения ОМУ. Достигнут прогресс в разработке Стратегии развития БРИКС. По российской инициативе запущен процесс подготовки Стратегии многостороннего экономического сотрудничества государств-участников БРИКС. Успешно продвигаются переговоры по созданию Банка развития и Пула валютных резервов государств БРИКС.[11]

В рамках членства в «Группе восьми» Россия действовала в интересах поиска путей политико-дипломатического урегулирования международных проблем на основе многосторонних подходов, активно участвовала в выработке согласованных позиций в отношении нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и наркобизнесом, а также в разработке совместных инициатив социально-экономической и гуманитарной направленности. В итоговых документах саммита «Группы восьми» в Лох-Эрне (17-18 июня) закреплено признание руководящей роли ООН в вопросах борьбы с терроризмом, удалось выйти на сбалансированные формулировки по базовым элементам урегулирования ситуации в Сирии. Политический потенциал, аккумулированный в период российского председательства в «двадцатке», будет использован в ходе предстоящего в 2014 году председательства России в «Группе восьми».[12]

Главенствующее место в системе российских внешнеполитических приоритетов по-прежнему отводилось укреплению партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств, продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве.[13]

В течение года между странами СНГ заключено 20 многосторонних договоров, главами государств и правительств Содружества принято более 50 решений по стимулированию всех направлений межгосударственного сотрудничества, прежде всего экономического. 31 мая в Минске подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. между его сторонами и Республикой Узбекистан.[14]

В контексте решения задачи по формированию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планомерно осуществлялась кодификация договорно-правовой базы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, продолжалась разработка проекта Договора о ЕАЭС. С целью обеспечения свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ТС и ЕЭП главами государств «тройки» согласован порядок поэтапного устранения существующих барьеров для доступа национальных предпринимателей на рынки своих стран. Велась работа над практическими аспектами присоединения к Таможенному союзу Армении и Киргизии. Дальнейшее развитие получил переговорный процесс о модальностях соглашения о свободной торговле (ССТ) между странами-членами ТС и Европейской ассоциацией свободной торговли и выработке аналогичной договоренности с Новой Зеландией. В марте стартовали переговоры о заключении ССТ между странами ТС и Вьетнамом.[15]

Новый импульс получило сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Принимались меры по наращиванию потенциала Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Отрабатывались механизмы подготовки Миротворческих сил ОДКБ. В течение года принят ряд совместных заявлений по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня, среди которых — предотвращение гонки вооружений в космосе, ситуация в Сирии и вокруг нее, противодействие афганской наркоугрозе. С 23 сентября председательство в Организации перешло к России.[16]

Россия прикладывала целенаправленные усилия в контексте поиска политико-дипломатических решений конфликтов на пространстве СНГ.[17]

Предпринятые российской стороной шаги в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования осуществлялись в тесном взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Франция и США). Благодаря совместным усилиям достигнута принципиальная договоренность о возобновлении азербайджано-армянских контактов на высшем уровне.[18]

В статусе страны-гаранта и посредника в приднестровском урегулировании Россия содействовала налаживанию диалога между Кишиневом и Тирасполем, способствовала реализации конкретных мер доверия между сторонами конфликта в рамках формата «5 плюс 2».[19]

Саммит Россия-ЕС (Екатеринбург, 3-4 июня) и встреча в формате Правительство Российской Федерации — Еврокомиссия (Москва, 21-22 марта) подтвердили стратегический характер отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом. Подтвержден обоюдный настрой на активизацию работы над новым базовым соглашением. Намечены шаги по развитию сотрудничества в приоритетных областях, включая либерализацию визового режима, энергетику, торговлю, предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф. Россия стремилась задействовать потенциал инициативы «Партнерство для модернизации» для более эффективного использования отраслевых диалогов с Евросоюзом. В ноябре дан старт «Году науки Россия-ЕС». Завершен процесс заключения со странами-членами Евросоюза двусторонних исполнительных протоколов к Соглашению Россия-ЕС о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Договорно-правовая база взаимодействия в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков была дополнена Соглашением Россия-ЕС о сотрудничестве по контролю прекурсоров наркотических средств (Екатеринбург, 4 июня).[20]

Созданию объединенного энергетического комплекса Европы будет способствовать выполнение подписанной 21 марта координаторами Энергодиалога Россия-ЕС «дорожной карты» сотрудничества до 2050 г. В рамках практической реализации проекта «Южный поток» запущено строительство болгарского (октябрь) и сербского (ноябрь) участков газопровода. В то же время российская сторона была вынуждена последовательно отводить предпринимаемые партнерами попытки навязать собственные правовые нормы в энергетической сфере, в том числе в нарушение международных договоренностей.[21]

Стратегический характер носили отношения с ФРГ, в откровенном ключе шло обсуждение актуальных вопросов международной и двусторонней повестки дня, в том числе очертаний новой архитектуры безопасности на европейском континенте, способной на практике обеспечить единство Европы без разделительных линий и на основе уважения законных прав всех населяющих ее народов. В полной мере сохранило свое значение стратегическое партнерство между Россией и Францией. 6 августа в Риме состоялось совместное заседание министров иностранных дел и обороны России и Италии, которое подтвердило обоюдный настрой на поступательное развитие сотрудничества в политической, экономической, военной и военно-технической сферах в духе стратегического партнерства. Конструктивный характер носило взаимодействие с Великобританией. Успешно заработали принципиально новые для двусторонних отношений механизмы — Стратегический диалог в формате встречи министров иностранных дел и обороны и Энергодиалог высокого уровня.[22]

В контактах с Североатлантическим альянсом и его ключевыми членами на всех уровнях российская сторона последовательно выводила партнеров на дальнейшие шаги по повышению предсказуемости и доверия в отношениях Россия-НАТО, в том числе путем взаимного расширения практики добровольного обмена информацией по учениям и тренировочным мероприятиям. В ходе переговоров министров иностранных дел (Брюссель, 23 апреля и 4 декабря) и обороны (Брюссель, 23 октября) стран-членов Совета Россия-НАТО (СРН) обсуждались пути продвижения к выполнению принятых на саммите СРН в Лиссабоне (2010 г.) решений о продвижении к общему пространству мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Продолжалось взаимодействие с альянсом на афганском направлении, в том числе с учетом переформатирования операции НАТО в Афганистане после предстоящего в 2014 г. вывода с территории страны контингента Международных сил содействия безопасности.[23]

В ходе 20-го заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Киеве 5 декабря согласован полезный документ о развитии процесса «Хельсинки плюс 40», который определяет ориентиры работы по подготовке к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта (2015 г.). В принятых на встрече решениях удалось отразить ряд важных для российской стороны позиций — по проблематике нераспространения ОМУ, легкого и стрелкового оружия. Также утвержден прорывной документ «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационно-коммуникационных технологий», впервые определяющий общие «правила игры» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Для исправления перекосов в работе Организации российская сторона выдвинула конкретные предложения по ее реформе, включая разработку устава, упорядочение практики наблюдения за выборами и деятельности полевых присутствий, взаимодействие с НПО.[24]

Отношения с Соединенными Штатами Америки Россия стремилась выстраивать на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного учета интересов, подчеркивалась готовность к налаживанию партнерского диалога с той степенью интенсивности, к которой будут готовы в Вашингтоне. Россия выступала за максимальное наращивание торгово-инвестиционных связей и переход на безвизовый режим взаимных поездок граждан, что способствовало бы развитию всего комплекса российско-американского взаимодействия.[25]

Россия добивалась предоставления гарантий ненаправленности против нашей страны развертываемой США глобальной системы ПРО и устранения других «раздражителей» в двусторонних отношениях, в том числе настойчивых попыток экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан, государственных и частных компаний и кредитных организаций. В России исходят из того, что прогресс в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы должен способствовать переосмыслению американской концепции создания системы ПРО в Европе, так как по сути исчезает повод, который использовался для обоснования необходимости ее создания.[26]

Россия наращивала усилия по углублению интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который становится «локомотивом» глобального экономического роста. Предпринимались последовательные шаги по динамичному встраиванию России в региональные интеграционные процессы в целях стимулирования инновационного и модернизационного развития страны, прежде всего ускоренного подъема Сибири и Дальнего Востока. В рамках многосторонних структур и форумов и в двустороннем формате проводилась линия на формирование в АТР равноправной, внеблоковой и транспарентной архитектуры безопасности на основе принципов неделимости безопасности, приверженности международному праву, неконфронтационном отстаивании национальных интересов.[27]

Одобрение в ходе 8-го саммита ВАС (Бруней, октябрь) российской (совместно с КНР и Брунеем) инициативы о разработке принципов укрепления безопасности в АТР способствовало созданию условий для проведения первых экспертных консультаций по данной тематике (Бруней, ноябрь).[28]

Продолжалось насыщение практическим содержанием связей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Конкретные шаги в этом направлении были согласованы на встречах министров иностранных дел (июль) и экономики (август) в Брунее. Принята Рабочая программа по реализации «дорожной карты» российско-асеановского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по инициативе России начата подготовка рабочего плана по обеспечению кибербезопасности в регионе. В ходе Второго Совещания министров обороны АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс») в Брунее (август) согласованы договоренности о расширении регионального военного сотрудничества.[29]

Благодаря солидарным усилиям России и других государств-членов, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) продолжала утверждаться в качестве весомого фактора мира и стабильности в Азии. Общие подходы к вопросам обеспечения безопасности и устойчивого развития на пространстве ШОС подтверждены в ходе совместных мероприятий высшего и высокого уровня и закреплены в принятых 13 сентября Бишкекской декларации и Плане действий на 2013—2017 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами ШОС.[30]

Как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с партнерами по ОДКБ и ШОС, а также по линии ООН и в рамках Совета Россия — НАТО, Российская Федерация последовательно проводила политику оказания всестороннего содействия Исламской Республике Афганистан в становлении в качестве мирного, независимого, нейтрального государства, способного самостоятельно противодействовать угрозам терроризма, бороться с наркобизнесом и организованной преступностью. Новым шагом в данном направлении стало решение Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ (Санкт-Петербург, апрель) о предоставлении делегации Афганистана статуса наблюдателя при Ассамблее.[31]

Предпринимались последовательные усилия по укреплению отношений с государствами африканского континента, их региональными и субрегиональными структурами. Активизации политического диалога способствовало участие в работе Санкт-Петербургского саммита «Группы двадцати» Председателя Африканского союза, Премьер-министра Эфиопии Х.Десаленя и Председателя Руководящего комитета глав государств и правительств программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), Президента Сенегала М.Салла. Предпринимались практические шаги по развитию традиционно дружественных отношений с государствами Африки. В ходе саммита БРИКС в ЮАР (Дурбан, 26-27 марта) подписана совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства с Южно-Африканской Республикой.[32]

Российская Федерация, как постоянный член Совета Безопасности ООН, принимала участие в разблокировании кризисных ситуаций на континенте. Оказывалась адресная гуманитарная помощь Мали, Сомали, Эфиопии и ряду других стран, в том числе по линиям ПРООН, ВОЗ и ЮНИДО.[33]

Продвижению взаимовыгодных отношений разнопланового партнерства с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна способствовали многочисленные двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. Предпринимались шаги в интересах повышения динамики сотрудничества с интеграционными объединениями региона. В рамках официального визита в Москву 29 мая министров иностранных дел расширенной «тройки» Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) достигнута договоренность о создании механизма политконсультаций в формате Россия-СЕЛАК.[34]

Проводилась последовательная и активная политика в Арктике. Россия принимала участие в реализации многосторонних проектов (более 80) в регионе. На восьмой министерской сессии Арктического совета (Швеция, Кируна, 15 мая) по российской инициативе подписан второй в истории панарктический юридически обязывающий документ — Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Россия выступила организатором третьей встречи высоких представителей государств-членов Арктического совета (Салехард, 9-11 апреля) и третьего Международного Арктического форума «Арктика — территория диалога» (Салехард, 24-25 сентября). Укреплению военного сотрудничества и расширению повестки дня в области безопасности способствовало заседание Арктического совета на уровне начальников Генеральных штабов (Дания, 12 июня).[35]

Активизировались действия российской дипломатии на культурно-гуманитарном направлении. Продолжалась реализация концепции «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». Подписаны соответствующие межправительственные соглашения с Македонией, Республикой Корея, Румынией, Турцией и Японией. Расширялась сеть российских центров науки и культуры за рубежом. Осуществлялся комплекс шагов, направленных на укрепление культурно-информационного присутствия России в мире (тематические «перекрестные годы», Дни России в зарубежных странах, программа в рамках Форума славянских культур, мероприятия в связи с памятными датами истории). Без сбоев выполнялась Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011—2015 годы. Доработаны проекты государственных концепций поддержки русского языка за рубежом и «Русская школа за рубежом».[36]

Важным направлением внешнеполитической деятельности оставалось взаимодействие с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе по линии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, консолидация Русского мира. Центральным событием года стало проведение Всемирной тематической конференции «Соотечественники и их вклад в мировую культуру» (Москва, 29-30 октября).[37]

Во взаимодействии с международными и региональными организациями, используя различные дискуссионные площадки и диалоговые механизмы, Россия играла деятельную роль в процессе поиска объединительных идей для выстраивания гармоничных межцивилизационных и межкультурных отношений в мире, исходя из необходимости вести эту работу на основе традиционных ценностей, которые на протяжении истории формировали духовный и нравственный фундамент мировой цивилизации. В рамках работы V Форума «Альянса цивилизаций» (Вена, 25 февраля — 1 марта) были приняты решения о новых ориентирах деятельности этой международной инициативы, действующей под эгидой Генерального секретаря ООН. Поиску ненасильственных путей урегулирования конфликтов была посвящена XI ежегодная сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» с участием представителей из 60 стран (о. Родос, 6 октября).[38]

[править] Территории

[править] Абхазия

Россия продолжала оказывать помощь Сухуму в восстановлении социально-экономического потенциала Абхазии.[39]

[править] Армения

В декабре Россия и Армения подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым «Газпром» увеличил долю в «Армросгазпроме» с 80 % до 100 % в счет погашения долга в $155 млн.[40]

[править] Бангладеш

В середине января Россия и Бангладеш подписали соглашение об экспортном кредите в размере миллиарда долларов.

[править] Белоруссия

Взаимодействие России и Белоруссии оставалось одинаково интенсивным как в рамках Союзного государства, так и в форматах ТС и ЕЭП. В 2013 году договорно-правовая база отношений была распространена на новые области регулирования, такие как совместное использование системы ГЛОНАСС, международная информационная безопасность, военно-техническое сотрудничество. Укреплялись торгово-экономические связи, дальнейшее развитие получили двусторонние инвестиционные проекты, крупнейший из которых — строительство Белорусской АЭС — стартовал 17 ноября. В сентябре на территории двух стран состоялись совместные стратегические военные учения «Запад-2013». На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства (Москва, 25 декабря) подписаны Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014—2015 годы, Соглашение о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества до 2020 года.[41]

19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов сообщил, что российская и белорусская стороны согласовали условия объединения МАЗа и КамАЗа в холдинг «Росбелавто».[42]

[править] Босния и Герцеговина

Открылось представительство Республики Сербской в России.[43]

30 мая в ТПП РФ состоялся форум «Деловое сотрудничество с Боснией и Герцеговиной».[44]

[править] Вьетнам

Заметно продвинулись отношения всеобъемлющего стратегического партнерства с Вьетнамом. В ходе официального визита Президента Российской Федерации в Ханой 12 ноября достигнуты договоренности об активизации сотрудничества по целому ряду направлений.[45]

Россия и Вьетнам подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы для обслуживания подлодок.

[править] Грузия

Продолжался курс на преодоление кризиса в российско-грузинских отношениях. В рамках диалога о путях нормализации двусторонних связей удалось согласовать условия возвращения на российский рынок ряда грузинских товаров, восстановления автотранспортного сообщения, активизировать культурные, спортивные и религиозные контакты. Россия расширила практику выдачи гражданам Грузии виз для поддержания родственных связей.[46]

В рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье предпринимались последовательные усилия по созданию предпосылок для заключения юридически обязывающей договоренности о неприменении силы между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией — с другой.[47]

[править] ЕС

Россия и ЕС провели один саммит (в июне в Екатеринбурге).

[править] Индия

Интенсивным был многомерный диалог с Индией в русле особо привилегированного стратегического партнерства, поддерживался доверительный обмен мнениями по широкому кругу вопросов в ООН и на других международных площадках. Состоялись переговоры Президента Российской Федерации с премьер-министром Индии (Москва, 21 октября), многочисленные контакты по линии различных министерств и ведомств, развивалась парламентская дипломатия. Динамичный характер носило военное и военно-техническое сотрудничество, в октябре проведены учения сухопутных войск двух стран. Развивались научно-технические и культурные связи.[48]

[править] Иран

По данным ФТС России, товарооборот между Россией и Ираном сократился на 31,5 % по сравнению с 2012 годом и составил 1,59 млрд долл.

[править] Казахстан

Доверительный характер носило разноформатное взаимодействие с Казахстаном. Поддерживался интенсивный политический диалог.[49]

11 ноября подписан новый базовый Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке.[50]

В конце 2013 года Россия и Казахстан создали Единую систему противовоздушной обороны.

В конце 2013 года Россия и Казахстан продлили на год действие соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан.

[править] Кипр

12 сентября Россия и Кипр подписали в Москве соглашение о реструктуризации кредита на 2,5 млрд евро. Соглашение предусматривает снижение ставки процента по кредиту с 4,5 до 2,5 %.

[править] Киргизия

В апреле Госдума приняла закон, согласно которому Киргизии был прощён долг в размере 599 млн долларов.[51]

В октябре Россия и Киргизия достигли договоренности о поставках в республику военной помощи — вертолетов, бронетранспортёров, бронеавтомобилей, реактивных систем залпового огня, артиллерийских установок, стрелкового оружия, а также средств связи и разведки.[52]

[править] Китай

Динамичное развитие по всем направлениям получили российско-китайские отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. Наращивался плодотворный политический диалог по актуальным международным проблемам. Состоялись три встречи глав государств (в марте, июне и сентябре), визиты и переговоры различного уровня. Прошли совместные военно-морские (июль) и антитеррористические (август) учения. Китай оставался одним из ключевых внешнеторговых партнёров России. Успешно реализовывалась насыщенная программа двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.[53]

Товарооборот между Россией и Китаем достиг $88,8 млрд, что на 1 % больше, чем в 2012 году.

В марте Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолётов Су-35 и четырёх подводных лодок класса «Лада».

Россия и Китай заключили сделку на поставку 365 млн тонн нефти в течение 20 лет.

Россия и Китай договорились о заключении контракта на поставку до 38 млрд кубометров газа в год на 30 лет.

[править] КНДР

В сентябре Россия и КНДР завершили реконструкцию трансграничного железнодорожного участка Хасан — Раджин.[54]

[править] Куба

В феврале Россия и Куба заключили соглашение о частичном списании и реструктуризации долга Кубы в 30 млрд долларов.[55]

[править] Македония

Россия и Македония подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве при строительстве «Южного потока».

[править] ОАЭ

В июне Россия и ОАЭ заключили межправительственное соглашение о налогообложении дохода от инвестиций.

В сентябре Россия и эмират Абу-Даби подписали Меморандум о намерениях с целью создания инвестиционного фонда объёмом в $5 млрд.

[править] Сербия

11 января Россия и Сербия подписали в Москве соглашение о предоставлении Россией государственного экспортного кредита на 800 миллионов долларов для модернизации сербских железных дорог.

24 мая Россия и Сербия подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, охватывающем все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование.[56]

В ноябре Россия и Сербия подписали двустороннее соглашение о военном сотрудничестве.

[править] Сирия

19 июля Россия и Китай проголосовали против введения санкций в отношении Сирии.

29 августа Россия и Китай выступили против применения силы при обсуждении Советом Безопасности ООН проекта, открывающего путь для нанесений ударов по Сирии.

[править] США

В начале мая Россия и США выступили с совместной инициативой о проведении международной конференции по урегулированию конфликта в Сирии.

В июне Россия и США заключили договор о сотрудничестве по Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в РФ (МНЭПР) от 2003 года.

В сентябре Россия и США заключили так называемую «химическую сделку», результатом которой должен был стать полный вывоз химоружия с территории Сирии.

Россия и США создали в рамках соглашения о кибербезопасности горячую линию для взаимодействия в кризисных случаях.

Россия и США подписали соглашение, согласно которому «Рособоронэкспорт» в 2014 году обязался поставить в Афганистан 30 вертолётов Ми-17B5.

[править] Турция

Россия и Турция подписали соглашение о строительстве и эксплуатации первой в Турции атомной электростанции в Аккую.

[править] Украина

17 июля Россия и Украина договорились о создании совместного предприятия по усовершенствованию самолёта Ан-124.

В декабре Россия и Украина договорились о 30-процентном снижении цены на газ для Украины, а также о покупке Россией украинских евробондов на сумму 15 миллиардов долларов.

Россия и Украина проводили совместные учения под названием «Фарватер мира».

[править] Финляндия

В декабре Россия и Финляндия заключили контракт на строительство на мысе Ханхикиви в районе финской Пюхяйоки АЭС «Ханхикиви-1» по российскому проекту АЭС-2006.

Россия и Финляндия договорились о долгосрочном топливном сотрудничестве с российской компанией «ТВЭЛ».

[править] Южная Корея

Россия и Южная Корея подписали межправительственное соглашение, которое предусматривает безвизовый режим, если целью поездки является туризм или частные цели.

[править] Южная Осетия

Россия продолжала оказывать помощь Цхинвалу в восстановлении социально-экономического потенциала Южной Осетии.[57]

[править] Япония

Впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии (28-30 апреля), по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства. На фоне укрепления позитивной атмосферы в двусторонних отношениях в ноябре проведен первый раунд диалога в формате «2 плюс 2», возобновлены консультации по проблеме заключения мирного договора. Расширялось многоплановое торгово-инвестиционное сотрудничество. 29 апреля подписано межправительственное соглашение об учреждении и деятельности культурных центров.[58]

[править] НАТО

В декабре Россия и НАТО договорились о совместном проекте по уничтожению устаревших боеприпасов в Калининградской области.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Основные внешнеполитические события 2013 года
  2. Основные внешнеполитические события 2013 года
  3. Основные внешнеполитические события 2013 года
  4. Основные внешнеполитические события 2013 года
  5. Основные внешнеполитические события 2013 года
  6. Основные внешнеполитические события 2013 года
  7. Основные внешнеполитические события 2013 года
  8. Основные внешнеполитические события 2013 года
  9. Основные внешнеполитические события 2013 года
  10. Основные внешнеполитические события 2013 года
  11. Основные внешнеполитические события 2013 года
  12. Основные внешнеполитические события 2013 года
  13. Основные внешнеполитические события 2013 года
  14. Основные внешнеполитические события 2013 года
  15. Основные внешнеполитические события 2013 года
  16. Основные внешнеполитические события 2013 года
  17. Основные внешнеполитические события 2013 года
  18. Основные внешнеполитические события 2013 года
  19. Основные внешнеполитические события 2013 года
  20. Основные внешнеполитические события 2013 года
  21. Основные внешнеполитические события 2013 года
  22. Основные внешнеполитические события 2013 года
  23. Основные внешнеполитические события 2013 года
  24. Основные внешнеполитические события 2013 года
  25. Основные внешнеполитические события 2013 года
  26. Основные внешнеполитические события 2013 года
  27. Основные внешнеполитические события 2013 года
  28. Основные внешнеполитические события 2013 года
  29. Основные внешнеполитические события 2013 года
  30. Основные внешнеполитические события 2013 года
  31. Основные внешнеполитические события 2013 года
  32. Основные внешнеполитические события 2013 года
  33. Основные внешнеполитические события 2013 года
  34. Основные внешнеполитические события 2013 года
  35. Основные внешнеполитические события 2013 года
  36. Основные внешнеполитические события 2013 года
  37. Основные внешнеполитические события 2013 года
  38. Основные внешнеполитические события 2013 года
  39. Основные внешнеполитические события 2013 года
  40. [1]
  41. Основные внешнеполитические события 2013 года
  42. [2]
  43. [3]
  44. [4]
  45. Основные внешнеполитические события 2013 года
  46. Основные внешнеполитические события 2013 года
  47. Основные внешнеполитические события 2013 года
  48. Основные внешнеполитические события 2013 года
  49. Основные внешнеполитические события 2013 года
  50. Основные внешнеполитические события 2013 года
  51. [5]
  52. [6]
  53. Основные внешнеполитические события 2013 года
  54. [7]
  55. [8]
  56. [9]
  57. Основные внешнеполитические события 2013 года
  58. Основные внешнеполитические события 2013 года
Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты