Внешняя политика России в 2016 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Россия наряду с другими ответственными государствами напряженно работала, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию международных отношений, чреватую неконтролируемым обвалом и скатыванием к полномасштабной конфронтации, подтвердила и укрепила свой статус гаранта глобальной стабильности, центра притяжения и опоры для тех, кто привержен примату международного права, здоровым традициям и ценностям, кто готов и стремится выстраивать на этой основе понятные, справедливые коллективные подходы к решению актуальных проблем современности.[1]

Российское видение происходящих в мире изменений нашло отражение в обновленной Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.[2]

В документе усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе. Значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН в интересах создания широкого евразийского экономического пространства. При этом Концепция подтверждает незыблемость фундаментальных основ внешней политики России, ее самостоятельность, независимость, прагматизм, многовекторность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и группами государств.[3]

Ключевым направлением приложения усилий по укреплению безопасности и стабильности в 2016 г. оставалось противодействие международному терроризму.[4]

Внимание укреплению антитеррористического сотрудничества уделялось в работе в международных организациях и объединениях, в том числе в ходе председательства России в Совете Безопасности ООН (октябрь), мероприятий антитеррористической конференции ОБСЕ в Берлине и СМИД ОБСЕ в Гамбурге, на площадках СНГ, ОДКБ, АСЕАН, АТЭС, Глобального контртеррористического форума, ШОС, а также БРИКС, где по инициативе России учреждена Рабочая группа по антитеррору.[5]

По предложению России были внесены изменения в Стандарты ФАТФ, в соответствии с которыми впервые за 25 лет существования Группы вводится полный запрет на любую торговлю с террористами. Антитеррористическое сотрудничество было предметом многочисленных двусторонних встреч и переговоров с партнерами из ЕС, Африканского союза, Китая, Египта, Израиля, Таджикистана, Пакистана и других стран.[6]

В фокусе внимания оставался регион Ближнего Востока и Северной Африки, где деятельность международных террористических группировок привела к образованию широкого пространства хаоса и насилия. Сохранение в горячей фазе вооруженных конфликтов в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке, дальнейшее ослабление государственных институтов, ухудшение социально-экономического и гуманитарного положения населения в регионе представляет крупную угрозу международной безопасности и стабильности.[7]

В Сирии в рамках осуществляющейся по просьбе официальных властей операции ВКС России благодаря эффективным совместным действиям удалось остановить расширение сферы влияния боевиков, освободить ранее захваченные ими обширные территории. Освобожден крупнейший город страны — Алеппо. При участии российских военных из Центра по примирению враждующих сторон более тысячи населенных пунктов и около сотни группировок вооруженной оппозиции подписали соглашения о присоединении к режиму прекращения боевых действий или заявили о приверженности выполнению его условий.[8]

Наряду с этим продолжались усилия по продвижению к мирному урегулированию в рамках политико-дипломатического процесса по запуску инклюзивного межсирийского диалога без предварительных условий на основе резолюции 2254 СБ ООН и принимая во внимание решения созданной под сопредседательством России и США Международной группы поддержки Сирии. В условиях, когда администрация Б.Обамы не смогла выполнить достигнутые договоренности по отмежеванию «умеренной» оппозиции от террористов, особую роль в осуществлении мер, направленных на прекращение боевых действий и оживление политического процесса с целью завершения сирийского конфликта, играло трехстороннее взаимодействие России, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики, регулярный диалог с Саудовской Аравией, Египтом, Катаром, ОАЭ, Иорданией, другими странами региона.[9]

Проводимый российской стороной курс на стабилизацию ситуации в регионе, купирование негативных последствий кризисных явлений и поиск политических путей урегулирования многочисленных конфликтов способствует росту понимания необходимости объединения усилий для противодействия общим вызовам и угрозам, а также координации подходов с целью вывода региона из состояния многоуровневого кризиса. Это касается, в частности, участия в поиске путей преодоления кризисных ситуаций в Ливии, Йемене, Ираке, а также содействия возобновлению процесса ближневосточного урегулирования, который может дать результат исключительно через прямой диалог между руководством Израиля и Палестины.[10]

Продолжалось решение комплекса вопросов, связанных с выполнением Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы.[11]

Одним из опасных факторов, имеющих непосредственную проекцию на безопасность и интересы России, оставалась ситуация внутри и вокруг Украины.[12]

Не удалось добиться прогресса в реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 г.[13]

В рамках реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии — Евразийского всеобъемлющего партнерства — продолжалась работа по налаживанию связей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами и интеграционными объединениями, среди которых Сербия, Израиль, Иран, Египет, Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, МЕРКОСУР. Подготавливался переход к продвинутым форматам сотрудничества, в том числе посредством заключения меморандумов о взаимопонимании по линии Евразийской экономической комиссии, подготовки торгово-экономических соглашений и создания зон свободной торговли.[14]

В итоговых документах состоявшегося в мае в Сочи саммита Россия — АСЕАН отражено намерение Ассоциации рассмотреть российскую инициативу о проведении совместного исследования перспектив создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН.[15]

В октябре вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, ставшее первым преференциальным торговым соглашением Союза.[16]

Начато согласование проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем, что является новым практическим этапом процесса поиска точек соприкосновения между двумя региональными интеграционными инициативами — ЕАЭС и китайским «Экономическим поясом Шелкового пути».[17]

В юбилейный год 25-летия Содружества Независимых Государств усилия государств-участников были сконцентрированы на повышении эффективности Организации и ее адаптации к современным реалиям. В рамках работы по расширению договорно-правовой базы СНГ принято 12 международных документов и более 70 решений, регулирующих различные аспекты взаимодействия государств-участников в экономической, гуманитарной и правоохранительной сферах.[18]

Важнейшим направлением оставалось развитие зоны свободной торговли в рамках СНГ. В настоящее время Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. действует для всех подписавших его государств. В развитие положений Договора в ходе состоявшегося в Бишкеке в июне заседания Совета глав правительств СНГ подписан Протокол между государствами-участниками о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.[19]

Координация усилий государств-членов была также нацелена на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса для национальных экономик, противодействие террористической угрозе и организованной преступности, укрепление внешнеполитического взаимодействия.[20]

В рамках председательства России в СНГ в 2017 г. будет продолжен курс на дальнейшее развитие многопланового сотрудничества, углубление и сопряжение разноуровневых интеграционных процессов на пространстве Содружества.[21]

Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) будет способствовать обновленная Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, а также принятый на высшем и высоком уровнях ряд политических документов по урегулированию в Сирии, Нагорном Карабахе, по борьбе с международным терроризмом.[22]

Существенному укреплению потенциала Организации послужит созданный Центр кризисного реагирования, работа которого будет сопряжена с деятельностью Национального центра управления обороной Российской Федерации и другими аналогичными центрами, создаваемыми в государствах-членах ОДКБ.[23]

На регулярной основе проводились совместные учения по совершенствованию военного сотрудничества и противодействию терроризму, реагированию на чрезвычайные ситуации, специальные операции по борьбе с незаконной миграцией и киберпреступностью. Приняты решения по реформированию Объединенного штаба ОДКБ, подготовке военных кадров, углублению военно-технического сотрудничества. Прорывным стало согласование в ходе октябрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване Единого списка организаций, признанных террористическими в государствах-членах.[24]

Традиционно высокий уровень был характерен для сотрудничества с Арменией по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и взаимодействия в рамках многосторонних механизмов и организаций.[25]

В рамках завершения процесса присоединения Киргизии к ЕАЭС Российская Федерация продолжила оказание республике существенного финансового и технического содействия, направленного на обеспечение максимально комфортной адаптации ее экономики к новым реалиям.[26]

Близкие или совпадающие позиции России и Таджикистана по большинству ключевых проблем международной и региональной повестки дня обеспечивали взаимную поддержку инициатив Москвы и Душанбе в таких международных структурах, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и ОБСЕ. С учетом исходящих с территории Афганистана угроз особую актуальность сохраняло двустороннее военно-техническое сотрудничество, прежде всего, в плане укрепления таджикско-афганской границы.[27]

Безвременная кончина президента Узбекистана И.Каримова, память которого Президент Российской Федерации почтил визитом в Самарканд в сентябре, не затормозила поступательного развития российско-узбекистанского сотрудничества. В октябре в Москве успешно прошел 4-й раунд межведомственных консультаций высокого уровня по вопросам региональной безопасности в Центральной Азии. В ноябре министры обороны двух стран подписали новый договор о военно-техническом сотрудничестве.[28]

В фокусе отношений с Туркменистаном оставались вопросы развития торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества на международных площадках, проблемы региональной безопасности и двусторонние культурно-гуманитарные связи.[29]

Всесторонняя поддержка оказывалась процессам становления Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств, укрепления их международных позиций. Расширена договорно-правовая база отношений. Всего к концу 2016 года действуют более 90 соглашений с Абхазией и свыше 80 — с Южной Осетией, в том числе о размещении на их территориях российских военных баз и охране границ с Грузией.[30]

В приднестровском урегулировании на основе предложений российской стороны была успешно реализована главная задача последних двух лет — возвращение сторон за стол переговоров и возобновление встреч в формате «5+2». В ходе официальных контактов в Германии в июне и июле стороны смогли обсудить наиболее острые вопросы повестки дня. Ожидаем, что состоявшиеся в 2016 году выборы на обоих берегах Днестра позволят придать позитивный импульс дальнейшему процессу приднестровского урегулирования.[31]

Благодаря энергичным действиям России в ходе встречи в Москве начальников генеральных штабов вооруженных сил России, Армении и Азербайджана удалось добиться прекращения широкомасштабных военных действий, вспыхнувших в начале апреля 2016 года в Нагорном Карабахе. Прилагали усилия к деэскалации обстановки и созданию условий для продолжения переговоров в ходе майского армяно-азербайджанского саммита в Вене с участием мининдел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге.[32]

Союзные отношения с Белоруссией развивались в различных форматах: двустороннем в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза и СНГ. Высокий уровень сотрудничества отмечен не только в экономической сфере, но и в вопросах обеспечения коллективной безопасности, координации внешней политики, развития культурных и гуманитарных связей, обеспечения равенства прав граждан двух стран.[33]

Дальнейшему всестороннему развитию отношений стратегического партнерства с Казахстаном будет способствовать утвержденный главами государств План совместных действий России и Казахстана на 2016—2018 годы.[34]

Продолжилась консолидация Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в интересах укрепления безопасности в регионе, углубления политической координации, экономических и гуманитарных связей между ее участниками.[35]

Основные усилия были сосредоточены на практической реализации достигнутых в ходе российского председательства в ШОС в 2014—2015 годах договоренностей, прежде всего по вопросу о расширении Организации. В ходе заседания Совета глав государств-членов ШОС в Ташкенте в июне подписаны меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения членского статуса, а также утвержден План действий на 2016—2021 годы по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года и принята Ташкентская декларация 15-летия ШОС.[36]

На экономическом направлении активно продвигали на площадке Организации инициативу Президента Российской Федерации о формировании Евразийского всеобъемлющего партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и других стран и их объединений.[37]

Под председательством Индии в БРИКС продолжалась работа по укреплению объединения и диверсификации направлений стратегического партнерства стран «пятерки».[38]

В ходе неформальной встречи глав государств-участников БРИКС на полях саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу 4 сентября и Восьмого саммита БРИКС, состоявшегося на Гоа 15-16 октября, лидеры государств продемонстрировали единство объединения, подтвердили реальную заинтересованность в дальнейшем развитии и углублении многопланового партнерства. В принятой на саммите Декларации Гоа и Плане действий зафиксированы совпадение или созвучность позиций государств-участников по широкому спектру ключевых вопросов мировой политической и экономической повестки дня.[39]

Новый банк развития БРИКС и Пул условных валютных резервов БРИКС с общим капиталом в 200 млрд долл. заняли прочное место в мировой валютно-финансовой системе и способствуют модернизации глобальной архитектуры управления. По линии Банка в 2016 году начато финансирования первых семи проектов, в том числе по строительству двух ГЭС в Карелии.[40]

В интересах наращивания «мягкой силы» БРИКС и сплочения культурных и цивилизационных потенциалов стран объединения проведен ряд крупных форумов: парламентский, гражданский, молодежный, женщин-парламентариев, молодых дипломатов.[41]

В рамках «Группы двадцати» осуществлялось активное участие в глобальных усилиях, ориентированных на обеспечение условий для скорейшего восстановления экономического роста. Отмечаем объективно обусловленное расширение повестки дня «двадцатки» за счет тем, находящихся на стыке экономики и политики (международная информационная безопасность, противодействие коррупции, борьба с финансированием терроризма, тематика беженцев). Содействие России позволило добиться достижению сбалансированных решений по этим вопросам на сентябрьском саммите Группы в Ханчжоу.[42]

В соответствии с ранее достигнутыми в рамках «двадцатки» договоренностями в январе 2016 года официально вступили в силу решения о реформе МВФ, в соответствии с которыми доля голосов стран БРИКС увеличилась на 3,46 % (до 14,18 %), что приблизило их совокупный «вес» к блокирующим 15 %.[43]

Развитие всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия России с Китаем стало одним из ключевых факторов мировой политики, базовых составляющих глобальной и региональной стабильности.[44]

Высокой степенью взаимопонимания и доверия отличался российско-китайский диалог на высоком и высшем уровне. В течение 2016 года состоялось пять встреч глав государств, успешно прошла 21-я регулярная встреча глав правительств. Председательство Пекина в «Группе двадцати» отмечено плодотворной координацией позиций двух стран по повестке дня работы в данном формате.[45]

В двусторонней торговле растет доля экспорта отечественных продуктов высокой степени переработки, увеличиваются поставки высокотехнологичных инновационных товаров, согласованы 66 приоритетных проектов в инвестиционной сфере. Крепнет взаимовыгодное партнерство в области энергетики: китайские кредитные организации запустили финансирование проекта «Ямал СПГ», продолжается строительство трубопровода «Сила Сибири», стабильно растут объемы поставок российской нефти в КНР.[46]

Получило развитие сотрудничество в военной сфере, успешно завершена первая совместная проверка российско-китайской государственной границы. Ключевым проектом в области гуманитарного сотрудничества стали Годы российских и китайских СМИ.[47]

Развитие отношений особо привилегированного стратегического партнерства с Индией опирается на зрелый характер связей между двумя государствами, доверительный диалог по актуальным сюжетам глобальной и региональной повестки дня, общность позиций по вопросам обеспечения мира и безопасности, укрепления глобального инклюзивного и транспарентного управления. Единый настрой Москвы и Нью-Дели на дальнейшее укрепление отношений подтвержден в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации в эту страну в октябре.[48]

Достигнуты новые весомые договоренности в таких областях, как военно-техническое сотрудничество, энергетика, инвестиции, поступательно развиваются связи между регионами, инициированы новые гуманитарные контакты. В свете предстоящего празднования в апреле 2017 года 70-летия установления дипломатических отношений с Индией утвержден план соответствующих мероприятий.[49]

Важным механизмом внешнеполитического и практического сотрудничества России, Индии и Китая остается формат РИК, в рамках которого успешно осуществляется углубленная координация трехстороннего взаимодействия. В ходе состоявшейся в Москве в апреле 14-й встречи мининдел стран РИК удалось выйти на договоренности об укреплении координации в рамках многосторонних объединений, прежде всего в ООН, БРИКС, ШОС, «Группе двадцати».[50]

Руководствуясь целью обеспечения условий для ускоренного социально-экономического развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, наращивались усилия по углублению многопланового сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве важной площадки для демонстрации инвестиционного потенциала нашей страны и развития связей с АТР зарекомендовал себя Восточный экономический форум, вторая встреча которого состоялась во Владивостоке в сентябре.[51]

Новое развитие получили отношения с Японией, прежде всего — благодаря состоявшемуся в декабре первому за 11 лет официальному визиту Президента Российской Федерации. Последовательно укреплялись всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом, стратегическое партнерство с Лаосом, активно развивалось сотрудничество с Индонезией, Филиппинами, Таиландом, наметились позитивные подвижки в диалоге с Австралией и Новой Зеландией.[52]

Заметно интенсифицировалось взаимодействие с многосторонними объединениями в АТР. Крупнейшим внешнеполитическим событием года на данном направлении стал прошедший в мае в Сочи саммит Россия — АСЕАН, по итогам которого были приняты Сочинская декларация и пятилетний Комплексный план, нацеленные на выведение наших связей с «десяткой» на уровень стратегического партнерства.[53]

В интересах формирования недискриминационного экономического пространства и обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в АТР и Евразийском регионе обеспечили отражение в итоговых документах ноябрьского саммита АТЭС в Лиме российской позиции о необходимости продвижения к Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли на основе учета опыта всех региональных интеграционных инициатив.[54]

Во взаимодействии с партнерами по АТР продолжалась работа над формированием в регионе архитектуры равной и неделимой безопасности, основанной на принципах международного права и взаимного учета интересов. В развитие многостороннего диалога по данной теме выступили на площадке Восточноазиатского саммита с инициативой создания Матрицы комплексной оценки эффективности деятельности межгосударственных механизмов, занимающихся вопросами безопасности в регионе.[55]

Принимали активное участие в деятельности механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН и диалоговых партнеров, а также в Региональном форуме АСЕАН по безопасности, Форуме «Азия-Европа», Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалоге по сотрудничеству в Азии.[56]

Диалог с США осложнялся проводимой Белым домом агрессивной политикой «системного сдерживания» России, в рамках которой наращивалось санкционное давление, шло развертывание компонентов американской системы глобальной ПРО, продолжалась провокационная военная активность на западных рубежах России и в Черноморском бассейне. На повышение градуса русофобии была направлена срежиссированная информационная кампания по ложному обвинению России во вмешательстве в ход президентских выборов в США.[57]

Отвечая на эти действия в порядке взаимности, настойчиво выводили американскую сторону на необходимость нормализации диалога на основе равноправия и взаимного уважения интересов двух стран. При этом необходимо урегулировать застарелые проблемы в двусторонних отношениях: похищения наших граждан американскими спецслужбами в третьих странах, нарушения в США прав усыновленных детей из России.[58]

Взаимодействие продолжалось по ряду направлений, отвечающих российским интересам и задачам обеспечения международной безопасности, в том числе в рамках урегулирования сирийского кризиса, а также по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 2010 года, десяткам других двусторонних договоренностей. США пришлось признать провал попыток «изолировать» Россию на международной арене: состоялись две встречи президентов, 14 встреч глав внешнеполитических ведомств, в том числе два визита госсекретаря США в Москву.[59]

В связи с победой на президентских выборах в США Д.Трампа В. В. Путин направил поздравительное послание, в котором выражена надежда на совместную работу по выведению отношений из кризисного состояния.[60]

Отношения с Европейским союзом по-прежнему находились в заложниках неконструктивной линии Брюсселя на «сдерживание России» под различными предлогами. Тем не менее продолжался диалог по ряду направлений, представляющих взаимный интерес, в числе которых контртерроризм, миграция, торговые и таможенные вопросы, энергетика, ближневосточная проблематика и другие.[61]

В ходе встречи «на полях» Петербургского экономического форума 16 июня Президент Российской Федерации В. В. Путин передал Председателю Еврокомиссии (ЕК) Ж.-К.Юнкеру российские предложения по выстраиванию взаимодействия РФ — ЕС в новых условиях. Ответ пока не получен. Остаются без конкретной реакции и предложения Евразийской экономической комиссии о рабочих контактах с ЕК.[62]

20. Несмотря на сохраняющийся курс ЕС на сокращение взаимодействия с Россией, продолжались программы приграничного и регионального сотрудничества с участием Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии при финансовой поддержке Европейской комиссии, а также партнерств «Северного измерения» в области экологии, транспорта, здравоохранения и культуры.[63]

Минувший год подтвердил значение ОБСЕ в общеевропейских делах.[64]

На украинском направлении Организация продолжала содействовать реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», работе Контактной группы и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Добились повышения объективности и полноты отчетов Миссии о ситуации во всех регионах Украины.[65]

В дополнение к традиционной тематике ОБСЕ свое место в постоянной повестке дня Организации получили вопросы миграционного кризиса в Европе и совместимости интеграционных процессов. Поддерживали интерес к данным вопросам, при этом указывая на первопричины возникновения проблем с миграцией в ЕС. В рамках работы по продвижению тематики экономической взаимосвязанности содействовали участию в мероприятиях ОБСЕ представителей Евразийской экономической комиссии, ОДКБ, СНГ и ШОС.[66]

Удовлетворены конструктивным взаимодействием между ЦИК России и БДИПЧ ОБСЕ по вопросам наблюдения за выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября.[67]

Россия присоединилась к новым мерам доверия ОБСЕ при использовании информационно-коммуникационных технологий, а также к принятой в ходе СМИД ОБСЕ декларации, посвященной 20-летию «Концептуальной базы ОБСЕ по контролю над вооружениями», которая приветствует запуск структурированного диалога по вызовам и рискам безопасности в целях формирования их общего понимания.[68]

В год двадцатилетия своего участия в Совете Европы, который является ведущим форматом общеевропейского сотрудничества, Россия выступала активным партнером во всех «измерениях» деятельности СЕ (за исключением ПАСЕ).[69]

В рамках политического диалога Россию с рабочим визитом посетил Генеральный секретарь СЕ Т.Ягланд, в Москве успешно прошло заседание Руководящего комитета по программам взаимодействия Российская Федерация — Совет Европы.[70]

Дальнейшему расширению российского участия в работе СЕ послужит подписание нашей страной Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами, Конвенции о едином подходе к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей, и Протокола № 15 о внесении изменений в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, направленного на повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека.[71]

Руководство НАТО продолжало реализовывать утвержденный на саммите альянса в Уэльсе в 2014 году комплекс мер по форсированному наращиванию военного присутствия и развитию военной инфраструктуры блока в государствах ЦВЕ, Прибалтики и в акватории Черного моря. На состоявшемся в июле Варшавском саммите альянса закреплен долгосрочный курс на усиление военной составляющей блока с целью сохранения доминирующих позиций в евроатлантическом регионе, а также для глобального «проецирования силы», подтверждена неизменность линии на военно-политическое «сдерживание» нашей страны.[72]

Тем не менее, впервые после почти двухлетнего перерыва 20 апреля, 13 июля и 19 декабря в Брюсселе по инициативе натовской стороны состоялись заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей, повестка дня которых включала в себя кризис на Украине, вопросы безопасности в Афганистане и риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России.[73]

Рассматриваем СРН как востребованный механизм для консультаций между Россией и НАТО по ключевым вопросам безопасности. Открыты выстраивать отношения с альянсом с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по обеспечению общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках СРН обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других государств, а также обязательств по военной сдержанности в соответствии с Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО от 27 мая 1997 года.[74]

В рамках усилий по развитию отношений с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) поддерживался интенсивный диалог на высшем уровне, укреплялись межпарламентские связи, осуществлялся активный межведомственный делегационный обмен. Взаимоотношения России со странами Латинской Америки лишены конъюнктурной подоплеки и выстраиваются на долгосрочную перспективу на основе дружбы, взаимного уважения и совпадения интересов.[75]

Рассматривая развитие интеграции в ЛАКБ как важное условие повышения его профиля в международных делах, последовательно работали над продвижением сотрудничества с латиноамериканскими многосторонними объединениями. По итогам состоявшейся в ноябре в Сочи встречи С. В. Лаврова с расширенным «квартетом» Сообщества латиноамериканских и карибских государств намечены конкретные направления сотрудничества с этим представительным региональным объединением.[76]

Предпринимали шаги по развитию многопланового сотрудничества со странами Африки к югу от Сахары и их интеграционными объединениями, прежде всего Африканским союзом (АС). Установленные контакты между Комиссией АС и Евразийской экономической комиссией открывают дополнительные возможности для углубления связей и наполнения их новым содержанием.[77]

В рамках содействия Африке принято решение внести дополнительный единовременный взнос в Фонд ВПП по финансированию гуманитарной продовольственной помощи, в том числе Зимбабве и Эфиопии — по 1,5 млн долл.; Мадагаскару и Сомали — по 1 млн долл.[78]

Активно задействовали двусторонние контакты, а также площадки международных специализированных структур для защиты интересов российского топливно-энергетического комплекса. Крупным успехом стало достижение договоренностей членов ОПЕК, России и других нефтедобывающих стран о снижении в 1-м полугодии 2017 года объема добываемой нефти на примерно 1,8 млн.барр./д. Данный шаг призван способствовать стабилизации мирового нефтяного рынка, повышению инвестиционной привлекательности отрасли, позволит компаниям реализовать новые проекты и таким образом избежать скачка цен через несколько лет.[79]

На площадке Форума стран-экспортеров газа продвигали интересы отечественного ТЭК в том, что касается принципов ценообразования на газ, надежности поставок, стабильного функционирования газовых рынков и увеличения доли природного газа в глобальном энергобалансе.[80]

Оказывалось необходимое сопровождение крупным инфраструктурным проектам («Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири»), под постоянным контролем находились вопросы транзита российского газа через Украину.[81]

В условиях продолжающегося санкционного давления на нашу страну со стороны США, ЕС и ряда их союзников обращали внимание инициаторов подобных шагов на их очевидную нелегитимность и контрпродуктивность, подчеркивали, что односторонние ограничительные меры способствуют дальнейшей фрагментации и разбалансировке мировой экономики, препятствуя ее выходу на траекторию устойчивого роста.[82]

Одновременно отстаивали нашу принципиальную позицию в пользу отказа от закрытых узкоформатных торговых блоков, проводили линию о необходимости полного соответствия создаваемых интеграционных объединений общепризнанным нормам и правилам глобального торгово-экономического регулирования.[83]

Историческим событием стала февральская встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в Гаване. В ее ходе Предстоятели Церквей подчеркнули общность задач и целей перед лицом актуальных вызовов современному обществу, выступили в защиту традиционных семейных ценностей, призвали мировое сообщество предпринять меры по защите христиан на Ближнем Востоке.[84]

Другим важным событием в сфере межцивилизационного диалога стало участие российских представителей в 7-ом Всемирном форуме в апреле в Баку и встрече министерского уровня в сентябре в Нью-Йорке Альянса цивилизаций, проведение VII встречи Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в мае в Казани.[85]

Важным направлением приложения усилий отечественной дипломатии оставалась деятельность по расширению российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом. Реализованы масштабные проекты в рамках «перекрестных» Годов, Дней и Сезонов России с иностранными государствами: в Греции, Китае, Испании, Франции, Германии, Великобритании. В Белоруссии, Казахстане, Греции, Финляндии, Австрии, Испании, Германии с успехом прошли фестивали отечественной культуры «Feel Russia» и «Цветы России».[86]

На сохранение многовековых духовных связей с народами мира ориентирован проект Дни России в зарубежных странах, реализуемый при поддержке Московского Патриархата. В 2016 году такого рода мероприятия состоялись в Армении, Абхазии, Киргизии, на Кубе, в Бразилии, Греции, Словакии, Македонии.[87]

За счет отделений в г. Гомель (Белоруссия) и г. Ош (Киргизия) расширена сеть российских центров науки и культуры. Площадки РЦНК активно задействовались для проведения акций культурно-просветительского, образовательного, научно-методического характера.[88]

Продолжалась комплексная линия по наращиванию экспорта российских образовательных услуг за рубеж.[89]

Особое внимание уделялось работе с молодежью. Проведены представительные молодежные форумы «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Итуруп», реализуется проект «Новое поколение», благодаря которому молодые лидеры из зарубежных стран могут ознакомиться с нашей страной. Совместно с Росмолодежью ведется подготовка к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 2017 году.[90]

Осуществлялась комплексная работа по консолидации российской диаспоры за рубежом, поддержке ее в стремлении сохранить самобытность и связь с исторической Родиной. Предприняты меры по совершенствованию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.[91]

Приоритетом оставалась защита прав и законных интересов соотечественников в государствах проживания. Активно задействовали ресурс ОБСЕ для привлечения внимания к положению русскоязычного населения на Украине и в Прибалтике.[92]

Продолжались усилия по укреплению позиций русского языка в мире, подготовлена нормативно-правовая база реализации утвержденной в 2015 году концепции «Русская школа за рубежом». Также в числе приоритетов в работе с соотечественниками — сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, поддержка русскоязычных СМИ в контексте продвижения объективной и достоверной информации о нашей стране в глобальной медиа-среде.[93]

В рамках взаимодействия с молодежным крылом русскоязычной диаспоры складывается практика ежегодного проведения Всемирных игр юных соотечественников. В ходе прошедших в Сочи в апреле Вторых Игр приняли участие 500 молодых спортсменов из 46 стран.[94]

Благодаря проекту «Здравствуй, Россия!» более 700 представителей русскоязычной творческой молодежи из 43 стран получили возможность лично побывать на исторической Родине.[95]

Содержание

[править] Международные организации

20 апреля Россия и страны НАТО обсудили основные вопросы, касающиеся безопасности в Европе.

[править] Прогнозы

В декабре 2015 года основатель разведывательно-аналитической компании Stratfor и центра Geopolitical Futures Джордж Фридман заявил, что в 2016 году Россия и Украина придут к некоему соглашению — «формальному или неформальному» — по украинскому кризису. «Структуру» потенциальной договоренности политолог затрудняется определить, но договоренность позволит погасить конфликт, считает он. Американцам и их союзникам, имеющим общие границы с Россией, этот компромисс придется не по душе, однако в Европе, по мнению Фридмана, будут и те, кто обрадуется «примирению» Москвы и Киева. «Германия будет в восторге из-за устранения дополнительного очага конфронтации к востоку от своей территории. Остальные европейские страны, занятые другими проблемами, отнесутся к этому безразлично», — считает американский политолог.[96]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. [21]
  22. [22]
  23. [23]
  24. [24]
  25. [25]
  26. [26]
  27. [27]
  28. [28]
  29. [29]
  30. [30]
  31. [31]
  32. [32]
  33. [33]
  34. [34]
  35. [35]
  36. [36]
  37. [37]
  38. [38]
  39. [39]
  40. [40]
  41. [41]
  42. [42]
  43. [43]
  44. [44]
  45. [45]
  46. [46]
  47. [47]
  48. [48]
  49. [49]
  50. [50]
  51. [51]
  52. [52]
  53. [53]
  54. [54]
  55. [55]
  56. [56]
  57. [57]
  58. [58]
  59. [59]
  60. [60]
  61. [61]
  62. [62]
  63. [63]
  64. [64]
  65. [65]
  66. [66]
  67. [67]
  68. [68]
  69. [69]
  70. [70]
  71. [71]
  72. [72]
  73. [73]
  74. [74]
  75. [75]
  76. [76]
  77. [77]
  78. [78]
  79. [79]
  80. [80]
  81. [81]
  82. [82]
  83. [83]
  84. [84]
  85. [85]
  86. [86]
  87. [87]
  88. [88]
  89. [89]
  90. [90]
  91. [91]
  92. [92]
  93. [93]
  94. [94]
  95. [95]
  96. [96]
Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты