Внешняя политика России в 2016 году
Материал из Documentation.
Россия наряду с другими ответственными государствами напряженно работала, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию международных отношений, чреватую неконтролируемым обвалом и скатыванием к полномасштабной конфронтации, подтвердила и укрепила свой статус гаранта глобальной стабильности, центра притяжения и опоры для тех, кто привержен примату международного права, здоровым традициям и ценностям, кто готов и стремится выстраивать на этой основе понятные, справедливые коллективные подходы к решению актуальных проблем современности.[1]
Российское видение происходящих в мире изменений нашло отражение в обновленной Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.[2]
В документе усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе. Значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН в интересах создания широкого евразийского экономического пространства. При этом Концепция подтверждает незыблемость фундаментальных основ внешней политики России, ее самостоятельность, независимость, прагматизм, многовекторность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и группами государств.[3]
Ключевым направлением приложения усилий по укреплению безопасности и стабильности в 2016 г. оставалось противодействие международному терроризму.[4]
Внимание укреплению антитеррористического сотрудничества уделялось в работе в международных организациях и объединениях, в том числе в ходе председательства России в Совете Безопасности ООН (октябрь), мероприятий антитеррористической конференции ОБСЕ в Берлине и СМИД ОБСЕ в Гамбурге, на площадках СНГ, ОДКБ, АСЕАН, АТЭС, Глобального контртеррористического форума, ШОС, а также БРИКС, где по инициативе России учреждена Рабочая группа по антитеррору.[5]
По предложению России были внесены изменения в Стандарты ФАТФ, в соответствии с которыми впервые за 25 лет существования Группы вводится полный запрет на любую торговлю с террористами. Антитеррористическое сотрудничество было предметом многочисленных двусторонних встреч и переговоров с партнерами из ЕС, Африканского союза, Китая, Египта, Израиля, Таджикистана, Пакистана и других стран.[6]
В фокусе внимания оставался регион Ближнего Востока и Северной Африки, где деятельность международных террористических группировок привела к образованию широкого пространства хаоса и насилия. Сохранение в горячей фазе вооруженных конфликтов в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке, дальнейшее ослабление государственных институтов, ухудшение социально-экономического и гуманитарного положения населения в регионе представляет крупную угрозу международной безопасности и стабильности.[7]
В Сирии в рамках осуществляющейся по просьбе официальных властей операции ВКС России благодаря эффективным совместным действиям удалось остановить расширение сферы влияния боевиков, освободить ранее захваченные ими обширные территории. Освобожден крупнейший город страны — Алеппо. При участии российских военных из Центра по примирению враждующих сторон более тысячи населенных пунктов и около сотни группировок вооруженной оппозиции подписали соглашения о присоединении к режиму прекращения боевых действий или заявили о приверженности выполнению его условий.[8]
Наряду с этим продолжались усилия по продвижению к мирному урегулированию в рамках политико-дипломатического процесса по запуску инклюзивного межсирийского диалога без предварительных условий на основе резолюции 2254 СБ ООН и принимая во внимание решения созданной под сопредседательством России и США Международной группы поддержки Сирии. В условиях, когда администрация Б.Обамы не смогла выполнить достигнутые договоренности по отмежеванию «умеренной» оппозиции от террористов, особую роль в осуществлении мер, направленных на прекращение боевых действий и оживление политического процесса с целью завершения сирийского конфликта, играло трехстороннее взаимодействие России, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики, регулярный диалог с Саудовской Аравией, Египтом, Катаром, ОАЭ, Иорданией, другими странами региона.[9]
Проводимый российской стороной курс на стабилизацию ситуации в регионе, купирование негативных последствий кризисных явлений и поиск политических путей урегулирования многочисленных конфликтов способствует росту понимания необходимости объединения усилий для противодействия общим вызовам и угрозам, а также координации подходов с целью вывода региона из состояния многоуровневого кризиса. Это касается, в частности, участия в поиске путей преодоления кризисных ситуаций в Ливии, Йемене, Ираке, а также содействия возобновлению процесса ближневосточного урегулирования, который может дать результат исключительно через прямой диалог между руководством Израиля и Палестины.[10]
Продолжалось решение комплекса вопросов, связанных с выполнением Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной программы.[11]
Одним из опасных факторов, имеющих непосредственную проекцию на безопасность и интересы России, оставалась ситуация внутри и вокруг Украины.[12]
Не удалось добиться прогресса в реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 г.[13]
В рамках реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии — Евразийского всеобъемлющего партнерства — продолжалась работа по налаживанию связей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами и интеграционными объединениями, среди которых Сербия, Израиль, Иран, Египет, Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, МЕРКОСУР. Подготавливался переход к продвинутым форматам сотрудничества, в том числе посредством заключения меморандумов о взаимопонимании по линии Евразийской экономической комиссии, подготовки торгово-экономических соглашений и создания зон свободной торговли.[14]
В итоговых документах состоявшегося в мае в Сочи саммита Россия — АСЕАН отражено намерение Ассоциации рассмотреть российскую инициативу о проведении совместного исследования перспектив создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН.[15]
В октябре вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, ставшее первым преференциальным торговым соглашением Союза.[16]
Начато согласование проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китаем, что является новым практическим этапом процесса поиска точек соприкосновения между двумя региональными интеграционными инициативами — ЕАЭС и китайским «Экономическим поясом Шелкового пути».[17]
В юбилейный год 25-летия Содружества Независимых Государств усилия государств-участников были сконцентрированы на повышении эффективности Организации и ее адаптации к современным реалиям. В рамках работы по расширению договорно-правовой базы СНГ принято 12 международных документов и более 70 решений, регулирующих различные аспекты взаимодействия государств-участников в экономической, гуманитарной и правоохранительной сферах.[18]
Важнейшим направлением оставалось развитие зоны свободной торговли в рамках СНГ. В настоящее время Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. действует для всех подписавших его государств. В развитие положений Договора в ходе состоявшегося в Бишкеке в июне заседания Совета глав правительств СНГ подписан Протокол между государствами-участниками о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.[19]
Координация усилий государств-членов была также нацелена на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса для национальных экономик, противодействие террористической угрозе и организованной преступности, укрепление внешнеполитического взаимодействия.[20]
В рамках председательства России в СНГ в 2017 г. будет продолжен курс на дальнейшее развитие многопланового сотрудничества, углубление и сопряжение разноуровневых интеграционных процессов на пространстве Содружества.[21]
Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) будет способствовать обновленная Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, а также принятый на высшем и высоком уровнях ряд политических документов по урегулированию в Сирии, Нагорном Карабахе, по борьбе с международным терроризмом.[22]
Существенному укреплению потенциала Организации послужит созданный Центр кризисного реагирования, работа которого будет сопряжена с деятельностью Национального центра управления обороной Российской Федерации и другими аналогичными центрами, создаваемыми в государствах-членах ОДКБ.[23]
На регулярной основе проводились совместные учения по совершенствованию военного сотрудничества и противодействию терроризму, реагированию на чрезвычайные ситуации, специальные операции по борьбе с незаконной миграцией и киберпреступностью. Приняты решения по реформированию Объединенного штаба ОДКБ, подготовке военных кадров, углублению военно-технического сотрудничества. Прорывным стало согласование в ходе октябрьской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване Единого списка организаций, признанных террористическими в государствах-членах.[24]
Традиционно высокий уровень был характерен для сотрудничества с Арменией по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и взаимодействия в рамках многосторонних механизмов и организаций.[25]
В рамках завершения процесса присоединения Киргизии к ЕАЭС Российская Федерация продолжила оказание республике существенного финансового и технического содействия, направленного на обеспечение максимально комфортной адаптации ее экономики к новым реалиям.[26]
Близкие или совпадающие позиции России и Таджикистана по большинству ключевых проблем международной и региональной повестки дня обеспечивали взаимную поддержку инициатив Москвы и Душанбе в таких международных структурах, как СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и ОБСЕ. С учетом исходящих с территории Афганистана угроз особую актуальность сохраняло двустороннее военно-техническое сотрудничество, прежде всего, в плане укрепления таджикско-афганской границы.[27]
Безвременная кончина президента Узбекистана И.Каримова, память которого Президент Российской Федерации почтил визитом в Самарканд в сентябре, не затормозила поступательного развития российско-узбекистанского сотрудничества. В октябре в Москве успешно прошел 4-й раунд межведомственных консультаций высокого уровня по вопросам региональной безопасности в Центральной Азии. В ноябре министры обороны двух стран подписали новый договор о военно-техническом сотрудничестве.[28]
В фокусе отношений с Туркменистаном оставались вопросы развития торгово-экономического взаимодействия, сотрудничества на международных площадках, проблемы региональной безопасности и двусторонние культурно-гуманитарные связи.[29]
Всесторонняя поддержка оказывалась процессам становления Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств, укрепления их международных позиций. Расширена договорно-правовая база отношений. Всего к концу 2016 года действуют более 90 соглашений с Абхазией и свыше 80 — с Южной Осетией, в том числе о размещении на их территориях российских военных баз и охране границ с Грузией.[30]
В приднестровском урегулировании на основе предложений российской стороны была успешно реализована главная задача последних двух лет — возвращение сторон за стол переговоров и возобновление встреч в формате «5+2». В ходе официальных контактов в Германии в июне и июле стороны смогли обсудить наиболее острые вопросы повестки дня. Ожидаем, что состоявшиеся в 2016 году выборы на обоих берегах Днестра позволят придать позитивный импульс дальнейшему процессу приднестровского урегулирования.[31]
Благодаря энергичным действиям России в ходе встречи в Москве начальников генеральных штабов вооруженных сил России, Армении и Азербайджана удалось добиться прекращения широкомасштабных военных действий, вспыхнувших в начале апреля 2016 года в Нагорном Карабахе. Прилагали усилия к деэскалации обстановки и созданию условий для продолжения переговоров в ходе майского армяно-азербайджанского саммита в Вене с участием мининдел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге.[32]
Союзные отношения с Белоруссией развивались в различных форматах: двустороннем в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза и СНГ. Высокий уровень сотрудничества отмечен не только в экономической сфере, но и в вопросах обеспечения коллективной безопасности, координации внешней политики, развития культурных и гуманитарных связей, обеспечения равенства прав граждан двух стран.[33]
Дальнейшему всестороннему развитию отношений стратегического партнерства с Казахстаном будет способствовать утвержденный главами государств План совместных действий России и Казахстана на 2016—2018 годы.[34]
Продолжилась консолидация Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в интересах укрепления безопасности в регионе, углубления политической координации, экономических и гуманитарных связей между ее участниками.[35]
Основные усилия были сосредоточены на практической реализации достигнутых в ходе российского председательства в ШОС в 2014—2015 годах договоренностей, прежде всего по вопросу о расширении Организации. В ходе заседания Совета глав государств-членов ШОС в Ташкенте в июне подписаны меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана в целях получения членского статуса, а также утвержден План действий на 2016—2021 годы по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года и принята Ташкентская декларация 15-летия ШОС.[36]
На экономическом направлении активно продвигали на площадке Организации инициативу Президента Российской Федерации о формировании Евразийского всеобъемлющего партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС и других стран и их объединений.[37]
Под председательством Индии в БРИКС продолжалась работа по укреплению объединения и диверсификации направлений стратегического партнерства стран «пятерки».[38]
В ходе неформальной встречи глав государств-участников БРИКС на полях саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу 4 сентября и Восьмого саммита БРИКС, состоявшегося на Гоа 15-16 октября, лидеры государств продемонстрировали единство объединения, подтвердили реальную заинтересованность в дальнейшем развитии и углублении многопланового партнерства. В принятой на саммите Декларации Гоа и Плане действий зафиксированы совпадение или созвучность позиций государств-участников по широкому спектру ключевых вопросов мировой политической и экономической повестки дня.[39]
Новый банк развития БРИКС и Пул условных валютных резервов БРИКС с общим капиталом в 200 млрд долл. заняли прочное место в мировой валютно-финансовой системе и способствуют модернизации глобальной архитектуры управления. По линии Банка в 2016 году начато финансирования первых семи проектов, в том числе по строительству двух ГЭС в Карелии.[40]
В интересах наращивания «мягкой силы» БРИКС и сплочения культурных и цивилизационных потенциалов стран объединения проведен ряд крупных форумов: парламентский, гражданский, молодежный, женщин-парламентариев, молодых дипломатов.[41]
В рамках «Группы двадцати» осуществлялось активное участие в глобальных усилиях, ориентированных на обеспечение условий для скорейшего восстановления экономического роста. Отмечаем объективно обусловленное расширение повестки дня «двадцатки» за счет тем, находящихся на стыке экономики и политики (международная информационная безопасность, противодействие коррупции, борьба с финансированием терроризма, тематика беженцев). Содействие России позволило добиться достижению сбалансированных решений по этим вопросам на сентябрьском саммите Группы в Ханчжоу.[42]
В соответствии с ранее достигнутыми в рамках «двадцатки» договоренностями в январе 2016 года официально вступили в силу решения о реформе МВФ, в соответствии с которыми доля голосов стран БРИКС увеличилась на 3,46 % (до 14,18 %), что приблизило их совокупный «вес» к блокирующим 15 %.[43]
Развитие всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия России с Китаем стало одним из ключевых факторов мировой политики, базовых составляющих глобальной и региональной стабильности.[44]
Высокой степенью взаимопонимания и доверия отличался российско-китайский диалог на высоком и высшем уровне. В течение 2016 года состоялось пять встреч глав государств, успешно прошла 21-я регулярная встреча глав правительств. Председательство Пекина в «Группе двадцати» отмечено плодотворной координацией позиций двух стран по повестке дня работы в данном формате.[45]
В двусторонней торговле растет доля экспорта отечественных продуктов высокой степени переработки, увеличиваются поставки высокотехнологичных инновационных товаров, согласованы 66 приоритетных проектов в инвестиционной сфере. Крепнет взаимовыгодное партнерство в области энергетики: китайские кредитные организации запустили финансирование проекта «Ямал СПГ», продолжается строительство трубопровода «Сила Сибири», стабильно растут объемы поставок российской нефти в КНР.[46]
Получило развитие сотрудничество в военной сфере, успешно завершена первая совместная проверка российско-китайской государственной границы. Ключевым проектом в области гуманитарного сотрудничества стали Годы российских и китайских СМИ.[47]
Развитие отношений особо привилегированного стратегического партнерства с Индией опирается на зрелый характер связей между двумя государствами, доверительный диалог по актуальным сюжетам глобальной и региональной повестки дня, общность позиций по вопросам обеспечения мира и безопасности, укрепления глобального инклюзивного и транспарентного управления. Единый настрой Москвы и Нью-Дели на дальнейшее укрепление отношений подтвержден в ходе рабочего визита Президента Российской Федерации в эту страну в октябре.[48]
Достигнуты новые весомые договоренности в таких областях, как военно-техническое сотрудничество, энергетика, инвестиции, поступательно развиваются связи между регионами, инициированы новые гуманитарные контакты. В свете предстоящего празднования в апреле 2017 года 70-летия установления дипломатических отношений с Индией утвержден план соответствующих мероприятий.[49]
Важным механизмом внешнеполитического и практического сотрудничества России, Индии и Китая остается формат РИК, в рамках которого успешно осуществляется углубленная координация трехстороннего взаимодействия. В ходе состоявшейся в Москве в апреле 14-й встречи мининдел стран РИК удалось выйти на договоренности об укреплении координации в рамках многосторонних объединений, прежде всего в ООН, БРИКС, ШОС, «Группе двадцати».[50]
Руководствуясь целью обеспечения условий для ускоренного социально-экономического развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, наращивались усилия по углублению многопланового сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве важной площадки для демонстрации инвестиционного потенциала нашей страны и развития связей с АТР зарекомендовал себя Восточный экономический форум, вторая встреча которого состоялась во Владивостоке в сентябре.[51]
Новое развитие получили отношения с Японией, прежде всего — благодаря состоявшемуся в декабре первому за 11 лет официальному визиту Президента Российской Федерации. Последовательно укреплялись всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом, стратегическое партнерство с Лаосом, активно развивалось сотрудничество с Индонезией, Филиппинами, Таиландом, наметились позитивные подвижки в диалоге с Австралией и Новой Зеландией.[52]
Заметно интенсифицировалось взаимодействие с многосторонними объединениями в АТР. Крупнейшим внешнеполитическим событием года на данном направлении стал прошедший в мае в Сочи саммит Россия — АСЕАН, по итогам которого были приняты Сочинская декларация и пятилетний Комплексный план, нацеленные на выведение наших связей с «десяткой» на уровень стратегического партнерства.[53]
В интересах формирования недискриминационного экономического пространства и обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в АТР и Евразийском регионе обеспечили отражение в итоговых документах ноябрьского саммита АТЭС в Лиме российской позиции о необходимости продвижения к Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли на основе учета опыта всех региональных интеграционных инициатив.[54]
Во взаимодействии с партнерами по АТР продолжалась работа над формированием в регионе архитектуры равной и неделимой безопасности, основанной на принципах международного права и взаимного учета интересов. В развитие многостороннего диалога по данной теме выступили на площадке Восточноазиатского саммита с инициативой создания Матрицы комплексной оценки эффективности деятельности межгосударственных механизмов, занимающихся вопросами безопасности в регионе.[55]
Принимали активное участие в деятельности механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН и диалоговых партнеров, а также в Региональном форуме АСЕАН по безопасности, Форуме «Азия-Европа», Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалоге по сотрудничеству в Азии.[56]
Диалог с США осложнялся проводимой Белым домом агрессивной политикой «системного сдерживания» России, в рамках которой наращивалось санкционное давление, шло развертывание компонентов американской системы глобальной ПРО, продолжалась провокационная военная активность на западных рубежах России и в Черноморском бассейне. На повышение градуса русофобии была направлена срежиссированная информационная кампания по ложному обвинению России во вмешательстве в ход президентских выборов в США.[57]
Отвечая на эти действия в порядке взаимности, настойчиво выводили американскую сторону на необходимость нормализации диалога на основе равноправия и взаимного уважения интересов двух стран. При этом необходимо урегулировать застарелые проблемы в двусторонних отношениях: похищения наших граждан американскими спецслужбами в третьих странах, нарушения в США прав усыновленных детей из России.[58]
Взаимодействие продолжалось по ряду направлений, отвечающих российским интересам и задачам обеспечения международной безопасности, в том числе в рамках урегулирования сирийского кризиса, а также по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 2010 года, десяткам других двусторонних договоренностей. США пришлось признать провал попыток «изолировать» Россию на международной арене: состоялись две встречи президентов, 14 встреч глав внешнеполитических ведомств, в том числе два визита госсекретаря США в Москву.[59]
В связи с победой на президентских выборах в США Д.Трампа В. В. Путин направил поздравительное послание, в котором выражена надежда на совместную работу по выведению отношений из кризисного состояния.[60]
Отношения с Европейским союзом по-прежнему находились в заложниках неконструктивной линии Брюсселя на «сдерживание России» под различными предлогами. Тем не менее продолжался диалог по ряду направлений, представляющих взаимный интерес, в числе которых контртерроризм, миграция, торговые и таможенные вопросы, энергетика, ближневосточная проблематика и другие.[61]
В ходе встречи «на полях» Петербургского экономического форума 16 июня Президент Российской Федерации В. В. Путин передал Председателю Еврокомиссии (ЕК) Ж.-К.Юнкеру российские предложения по выстраиванию взаимодействия РФ — ЕС в новых условиях. Ответ пока не получен. Остаются без конкретной реакции и предложения Евразийской экономической комиссии о рабочих контактах с ЕК.[62]
20. Несмотря на сохраняющийся курс ЕС на сокращение взаимодействия с Россией, продолжались программы приграничного и регионального сотрудничества с участием Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии при финансовой поддержке Европейской комиссии, а также партнерств «Северного измерения» в области экологии, транспорта, здравоохранения и культуры.[63]
Минувший год подтвердил значение ОБСЕ в общеевропейских делах.[64]
На украинском направлении Организация продолжала содействовать реализации «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», работе Контактной группы и Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине. Добились повышения объективности и полноты отчетов Миссии о ситуации во всех регионах Украины.[65]
В дополнение к традиционной тематике ОБСЕ свое место в постоянной повестке дня Организации получили вопросы миграционного кризиса в Европе и совместимости интеграционных процессов. Поддерживали интерес к данным вопросам, при этом указывая на первопричины возникновения проблем с миграцией в ЕС. В рамках работы по продвижению тематики экономической взаимосвязанности содействовали участию в мероприятиях ОБСЕ представителей Евразийской экономической комиссии, ОДКБ, СНГ и ШОС.[66]
Удовлетворены конструктивным взаимодействием между ЦИК России и БДИПЧ ОБСЕ по вопросам наблюдения за выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября.[67]
Россия присоединилась к новым мерам доверия ОБСЕ при использовании информационно-коммуникационных технологий, а также к принятой в ходе СМИД ОБСЕ декларации, посвященной 20-летию «Концептуальной базы ОБСЕ по контролю над вооружениями», которая приветствует запуск структурированного диалога по вызовам и рискам безопасности в целях формирования их общего понимания.[68]
В год двадцатилетия своего участия в Совете Европы, который является ведущим форматом общеевропейского сотрудничества, Россия выступала активным партнером во всех «измерениях» деятельности СЕ (за исключением ПАСЕ).[69]
В рамках политического диалога Россию с рабочим визитом посетил Генеральный секретарь СЕ Т.Ягланд, в Москве успешно прошло заседание Руководящего комитета по программам взаимодействия Российская Федерация — Совет Европы.[70]
Дальнейшему расширению российского участия в работе СЕ послужит подписание нашей страной Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами, Конвенции о едином подходе к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей, и Протокола № 15 о внесении изменений в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, направленного на повышение эффективности работы Европейского Суда по правам человека.[71]
Руководство НАТО продолжало реализовывать утвержденный на саммите альянса в Уэльсе в 2014 году комплекс мер по форсированному наращиванию военного присутствия и развитию военной инфраструктуры блока в государствах ЦВЕ, Прибалтики и в акватории Черного моря. На состоявшемся в июле Варшавском саммите альянса закреплен долгосрочный курс на усиление военной составляющей блока с целью сохранения доминирующих позиций в евроатлантическом регионе, а также для глобального «проецирования силы», подтверждена неизменность линии на военно-политическое «сдерживание» нашей страны.[72]
Тем не менее, впервые после почти двухлетнего перерыва 20 апреля, 13 июля и 19 декабря в Брюсселе по инициативе натовской стороны состоялись заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей, повестка дня которых включала в себя кризис на Украине, вопросы безопасности в Афганистане и риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России.[73]
Рассматриваем СРН как востребованный механизм для консультаций между Россией и НАТО по ключевым вопросам безопасности. Открыты выстраивать отношения с альянсом с учетом степени его готовности к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по обеспечению общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках СРН обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других государств, а также обязательств по военной сдержанности в соответствии с Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО от 27 мая 1997 года.[74]
В рамках усилий по развитию отношений с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) поддерживался интенсивный диалог на высшем уровне, укреплялись межпарламентские связи, осуществлялся активный межведомственный делегационный обмен. Взаимоотношения России со странами Латинской Америки лишены конъюнктурной подоплеки и выстраиваются на долгосрочную перспективу на основе дружбы, взаимного уважения и совпадения интересов.[75]
Рассматривая развитие интеграции в ЛАКБ как важное условие повышения его профиля в международных делах, последовательно работали над продвижением сотрудничества с латиноамериканскими многосторонними объединениями. По итогам состоявшейся в ноябре в Сочи встречи С. В. Лаврова с расширенным «квартетом» Сообщества латиноамериканских и карибских государств намечены конкретные направления сотрудничества с этим представительным региональным объединением.[76]
Предпринимали шаги по развитию многопланового сотрудничества со странами Африки к югу от Сахары и их интеграционными объединениями, прежде всего Африканским союзом (АС). Установленные контакты между Комиссией АС и Евразийской экономической комиссией открывают дополнительные возможности для углубления связей и наполнения их новым содержанием.[77]
В рамках содействия Африке принято решение внести дополнительный единовременный взнос в Фонд ВПП по финансированию гуманитарной продовольственной помощи, в том числе Зимбабве и Эфиопии — по 1,5 млн долл.; Мадагаскару и Сомали — по 1 млн долл.[78]
Активно задействовали двусторонние контакты, а также площадки международных специализированных структур для защиты интересов российского топливно-энергетического комплекса. Крупным успехом стало достижение договоренностей членов ОПЕК, России и других нефтедобывающих стран о снижении в 1-м полугодии 2017 года объема добываемой нефти на примерно 1,8 млн.барр./д. Данный шаг призван способствовать стабилизации мирового нефтяного рынка, повышению инвестиционной привлекательности отрасли, позволит компаниям реализовать новые проекты и таким образом избежать скачка цен через несколько лет.[79]
На площадке Форума стран-экспортеров газа продвигали интересы отечественного ТЭК в том, что касается принципов ценообразования на газ, надежности поставок, стабильного функционирования газовых рынков и увеличения доли природного газа в глобальном энергобалансе.[80]
Оказывалось необходимое сопровождение крупным инфраструктурным проектам («Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири»), под постоянным контролем находились вопросы транзита российского газа через Украину.[81]
В условиях продолжающегося санкционного давления на нашу страну со стороны США, ЕС и ряда их союзников обращали внимание инициаторов подобных шагов на их очевидную нелегитимность и контрпродуктивность, подчеркивали, что односторонние ограничительные меры способствуют дальнейшей фрагментации и разбалансировке мировой экономики, препятствуя ее выходу на траекторию устойчивого роста.[82]
Одновременно отстаивали нашу принципиальную позицию в пользу отказа от закрытых узкоформатных торговых блоков, проводили линию о необходимости полного соответствия создаваемых интеграционных объединений общепризнанным нормам и правилам глобального торгово-экономического регулирования.[83]
Историческим событием стала февральская встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в Гаване. В ее ходе Предстоятели Церквей подчеркнули общность задач и целей перед лицом актуальных вызовов современному обществу, выступили в защиту традиционных семейных ценностей, призвали мировое сообщество предпринять меры по защите христиан на Ближнем Востоке.[84]
Другим важным событием в сфере межцивилизационного диалога стало участие российских представителей в 7-ом Всемирном форуме в апреле в Баку и встрече министерского уровня в сентябре в Нью-Йорке Альянса цивилизаций, проведение VII встречи Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в мае в Казани.[85]
Важным направлением приложения усилий отечественной дипломатии оставалась деятельность по расширению российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом. Реализованы масштабные проекты в рамках «перекрестных» Годов, Дней и Сезонов России с иностранными государствами: в Греции, Китае, Испании, Франции, Германии, Великобритании. В Белоруссии, Казахстане, Греции, Финляндии, Австрии, Испании, Германии с успехом прошли фестивали отечественной культуры «Feel Russia» и «Цветы России».[86]
На сохранение многовековых духовных связей с народами мира ориентирован проект Дни России в зарубежных странах, реализуемый при поддержке Московского Патриархата. В 2016 году такого рода мероприятия состоялись в Армении, Абхазии, Киргизии, на Кубе, в Бразилии, Греции, Словакии, Македонии.[87]
За счет отделений в г. Гомель (Белоруссия) и г. Ош (Киргизия) расширена сеть российских центров науки и культуры. Площадки РЦНК активно задействовались для проведения акций культурно-просветительского, образовательного, научно-методического характера.[88]
Продолжалась комплексная линия по наращиванию экспорта российских образовательных услуг за рубеж.[89]
Особое внимание уделялось работе с молодежью. Проведены представительные молодежные форумы «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Итуруп», реализуется проект «Новое поколение», благодаря которому молодые лидеры из зарубежных стран могут ознакомиться с нашей страной. Совместно с Росмолодежью ведется подготовка к XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 2017 году.[90]
Осуществлялась комплексная работа по консолидации российской диаспоры за рубежом, поддержке ее в стремлении сохранить самобытность и связь с исторической Родиной. Предприняты меры по совершенствованию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.[91]
Приоритетом оставалась защита прав и законных интересов соотечественников в государствах проживания. Активно задействовали ресурс ОБСЕ для привлечения внимания к положению русскоязычного населения на Украине и в Прибалтике.[92]
Продолжались усилия по укреплению позиций русского языка в мире, подготовлена нормативно-правовая база реализации утвержденной в 2015 году концепции «Русская школа за рубежом». Также в числе приоритетов в работе с соотечественниками — сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, поддержка русскоязычных СМИ в контексте продвижения объективной и достоверной информации о нашей стране в глобальной медиа-среде.[93]
В рамках взаимодействия с молодежным крылом русскоязычной диаспоры складывается практика ежегодного проведения Всемирных игр юных соотечественников. В ходе прошедших в Сочи в апреле Вторых Игр приняли участие 500 молодых спортсменов из 46 стран.[94]
Благодаря проекту «Здравствуй, Россия!» более 700 представителей русскоязычной творческой молодежи из 43 стран получили возможность лично побывать на исторической Родине.[95]
Содержание |
[править] Международные организации
20 апреля Россия и страны НАТО обсудили основные вопросы, касающиеся безопасности в Европе.
[править] Прогнозы
В декабре 2015 года основатель разведывательно-аналитической компании Stratfor и центра Geopolitical Futures Джордж Фридман заявил, что в 2016 году Россия и Украина придут к некоему соглашению — «формальному или неформальному» — по украинскому кризису. «Структуру» потенциальной договоренности политолог затрудняется определить, но договоренность позволит погасить конфликт, считает он. Американцам и их союзникам, имеющим общие границы с Россией, этот компромисс придется не по душе, однако в Европе, по мнению Фридмана, будут и те, кто обрадуется «примирению» Москвы и Киева. «Германия будет в восторге из-за устранения дополнительного очага конфронтации к востоку от своей территории. Остальные европейские страны, занятые другими проблемами, отнесутся к этому безразлично», — считает американский политолог.[96]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]
- ↑ [55]
- ↑ [56]
- ↑ [57]
- ↑ [58]
- ↑ [59]
- ↑ [60]
- ↑ [61]
- ↑ [62]
- ↑ [63]
- ↑ [64]
- ↑ [65]
- ↑ [66]
- ↑ [67]
- ↑ [68]
- ↑ [69]
- ↑ [70]
- ↑ [71]
- ↑ [72]
- ↑ [73]
- ↑ [74]
- ↑ [75]
- ↑ [76]
- ↑ [77]
- ↑ [78]
- ↑ [79]
- ↑ [80]
- ↑ [81]
- ↑ [82]
- ↑ [83]
- ↑ [84]
- ↑ [85]
- ↑ [86]
- ↑ [87]
- ↑ [88]
- ↑ [89]
- ↑ [90]
- ↑ [91]
- ↑ [92]
- ↑ [93]
- ↑ [94]
- ↑ [95]
- ↑ [96]