Внешняя политика России в 2017 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2017 году российская дипломатия решала многоплановые задачи по обеспечению национальной безопасности и созданию благоприятных внешних условий для поступательного развития страны. Россия сохраняла самостоятельный внешнеполитический курс, продвигала объединительную повестку дня, предлагала варианты решения международных проблем и конфликтов. Развивала взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными государствами, играла активную роль в работе ООН, многосторонних организаций и форумов, включая G20, БРИКС, ШОС, ОБСЕ, ОДКБ. Помимо прочего, российского политика была направлена на предотвращение дестабилизации международных отношений.[1]

Особое внимание уделялось поддержанию стабильности и развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ. Российское председательство в СНГ в 2017 году способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества стран в экономической, правоохранительной, гуманитарной и других областях, а также в сфере внешнеполитической координации. Значимыми результатами по линии ЕАЭС стали завершение работы над Таможенным кодексом, одобрение «дорожной карты» действий по развитию интеграции, принятие плана мероприятий по реализации скоординированной транспортной политики государств-членов на 2018—2020 годы. Завершение переговоров с Китаем по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве стало важным этапом в процессе сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути, являющегося частью китайской инициативы «Один пояс — один путь».[2]

Союзнический характер отношений между Россией и Белоруссией подтвердили проведенные в сентябре совместные стратегические учения вооруженных сил двух стран «Запад-2017». Динамично развивались связи с другими союзниками по ОДКБ — Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Основным политическим итогом деятельности ОДКБ стало принятие главами государств-членов Декларации в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием Организации (ноябрь).[3]

Заметно активизировались связи с Узбекистаном. Подписание двустороннего Договора о стратегическом партнёрстве открыло новую страницу в традиционно близких отношениях с Туркменистаном. На встрече министров иностранных дел каспийских государств (декабрь) завершено согласование проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря с прицелом на её подписание в ходе саммита «пятерки» в Казахстане в 2018 году.[4]

Россия проводила конструктивную линию в урегулировании внутриукраинского конфликта путем реализации Минских договоренностей. В сентябре Президент России предложил разместить в регионе миссию ООН по охране наблюдателей СММ ОБСЕ. В декабре российская сторона способствовала организации обмена пленными между Украиной, ДНР и ЛНР.[5]

На европейском направлении поддерживались активные политические контакты с ФРГ, Францией, Италией, Австрией, Венгрией, Грецией, Кипром, Финляндией, Чехией, Сербией. Россия подтвердила свою ведущую роль в развитии международного арктического сотрудничества, проведя в Архангельске IV форум «Арктика — территория диалога» (март).[6]

Во взаимодействии с Европейским союзом положительным итогом стало оживление политдиалога на высшем и высоком уровнях и отраслевого сотрудничества. Контакты с Североатлантическим альянсом, проводящим конфронтационную линию в отношении России, не имели возможности для конструктивного развития. Площадка ОБСЕ энергично задействовалась для отстаивания российского взгляда на широкий круг общеевропейских проблем. Россия участвовала в работе органов Совета Европы. Поддерживались действия российских представителей в его Парламентской ассамблее по возвращению этого органа к здоровой форме работы без какой-либо дискриминации.[7]

Энергичная вовлеченность России в дела Сирии способствовала ликвидации основных сил террористической группировки «Исламское государство» в этой стране и формированию предпосылок для политического урегулирования конфликта под эгидой ООН. Совместно с Ираном и Турцией Россия выступила гарантом договоренностей о прекращении боевых действий между правительственными силами и вооруженной оппозицией, а также выработала параметры проведения Конгресса сирийского национального диалога с участием широкого круга представителей народа Сирии.[8]

Получили серьезный импульс двусторонние отношения и с другими государствами Ближнего и Среднего Востока: Египтом, Саудовской Аравией, Израилем, Иорданией, Ираком, Катаром, ОАЭ. В заявлении МИД от 7 апреля Россия подтвердила приверженность цели создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, признавая в этом случае Западный Иерусалим в качестве столицы Израиля.[9]

При инициативной роли России в состав Шанхайской организации сотрудничества приняты Индия и Пакистан. В целях активизации поиска путей афганского урегулирования Россия инициировала возобновление работы Контактной группы «ШОС — Афганистан» и в октябре провела ее заседание. В феврале и апреле состоялись консультации по афганской проблематике в Московском формате, призванные содействовать процессу национального примирения в ИРА.[10]

Отражением высокой динамики российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия стали два визита Президента России В. В. Путина в Китай (майская встреча в рамках инициативы «Один пояс — один путь» и сентябрьский саммит БРИКС) и визит Председателя КНР Си Цзиньпина в июле в Россию.[11]

Одним из проявлений укрепившегося взаимопонимания Москвы и Пекина по вопросам международной безопасности стало выдвижение совместной инициативы по мирному урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.[12]

Хорошими темпами развивались диалог и сотрудничество с Японией, Южной Кореей, Монголией, Вьетнамом, Индонезией, Филиппинами.[13]

Традиционно конструктивным оставалось качество связей с большинством стран Западного полушария. Состоялись встречи на высшем уровне с Бразилией, Мексикой, Венесуэлой и Уругваем.[14]

Были установлены контакты с новой администрацией США. Личные встречи В. В. Путина и Д.Трампа прошли «на полях» июльского саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, а также в ходе форума АТЭС в Дананге. Взаимодействие с Вашингтоном по двусторонней повестке дня и решению актуальных международных проблем осуществлялось в той мере, в какой это отвечало российским национальным интересам.[15]

Россия выполняла свои обязательства в области обеспечения режимов нераспространения ОМУ. Завершен процесс ликвидации российских запасов химического оружия. Принципиальной оставалась линия в поддержку выполнения всеми сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.[16]

В контексте работы по сохранению исторической правды о Второй мировой войне Министр иностранных дел России С. В. Лавров в выступлении на 72-й сессии Генассамблеи ООН выдвинул инициативу об обеспечении международно-правовых рамок против разрушения мемориального наследия.[17]

Россия выступила принимающей стороной крупных международных форумов: XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (октябрь), 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза (октябрь), XXI Петербургского международного экономического форума (июнь), Восточного экономического форума (сентябрь), VI Московской конференции по международной безопасности (апрель) и VIII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности (май).[18]

Прошедший в России Кубок конфедераций по футболу (июнь-июль) стал прологом к крупнейшему международному спортивному событию — Чемпионату мира по футболу, который пройдет в нашей стране в 2018 году.[19]

Содержание

[править] Территории

[править] Армения

Во второй половине января Россия и Армения договорились о поездках граждан по внутренним паспортам.

[править] Белоруссия

3 апреля Россия и Белоруссия по итогам встречи Путина с Лукашенко договорились о цене на российский газ для Белоруссии.

В 2017 году Россия и Белоруссия договорились о поставках Белнефтехиму 24 млн тонн нефти в год.[20]

[править] Венесуэла

В апреле «Роснефть» предоставила венесуэльской госнефтекомпании более $1 млрд в обмен на обещанные поставки нефти.[21]

[править] Египет

В начале февраля Россия и Египет подписали протокол о создании российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала для локализации производств российских компаний, ориентированных на рынки Египта, Африки и Ближнего Востока. В промзоне предполагается производство грузовиков, сельскохозяйственных тракторов, продуктов нефтехимии, железобетонных изделий.[22]

[править] Китай

13 января агентство Синьхуа сообщило, что Китай и Россия договорились о новых «контрмерах» в ответ на планы США о развертывании в Южной Корее противоракетного комплекса. Контрмеры «будут направлены на защиту интересов Китая и России и сохранение стратегического баланса в регионе», сообщило Синьхуа, процитировав заявление, обнародованное после посвященной вопросам безопасности встречи представителей России и КНР.[23]

24 марта Россия и Китай внесли в СБ ООН проект резолюции по борьбе с химическим оружием в Ираке и Сирии.

[править] Молдавия

17 января президенты России и Молдавии в ходе переговоров договорились о сотрудничестве в разных сферах.

[править] Монголия

В феврале Россия и Монголия договорились о расширении межрегиональных и приграничных связей, а также о наращивании обменов между деловыми кругами.

[править] Саудовская Аравия

В середине января Россия и Саудовская Аравия создали дорожную карту по взаимным инвестициям.

[править] Сирия

В начале января Россия объявила, что начинает сокращать свое военное присутствие в Сирии.

18 января Россия и Сирия подписали соглашение о расширении и модернизации пункта обеспечения российского ВМФ в сирийском Тартусе.

24 января Россия, Иран и Турция создали трёхсторонний комитет, который ежедневно будет отслеживать нарушения режима прекращения огня в Сирии.

28 февраля Россия и Китай наложили вето в Совбезе ООН на решение ввести санкции в отношении Сирии.

[править] США

28 января президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп провели первую официальную беседу по телефону.

В конце января Россия и международная коалиция во главе с США нанесли первый совместный авиаудар по боевикам ИГ в сирийском городе Эль-Баб.

После удара ВМС США по авиабазе в Сирии 7 апреля Россия и Дамаск назвали произошедшее актом агрессии.

В апреле В. В. Путин принимал в Москве госсекретаря Р.Тиллерсона.[24]

Министр иностранных дел России С. В. Лавров в мае в Вашингтоне встречался с Президентом США Д.Трампом.[25]

В июле «на полях» саммита G20 в Гамбурге состоялась первая встреча Президента России В. В. Путина с президентом США Д. Трампом.[26]

[править] Турция

12 января Россия и Турция подписали Меморандум о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полётов авиации в ходе операции в Сирии.

18 января Россия и Турция совместно совершили воздушные налёты по мишеням ИГИЛ в расположенном к северо-востоку от Алеппо городке Эль-Баб.

[править] ЮАР

В январе Россия и Южно-Африканская Республика договорились о безвизовом режиме для владельцев загранпаспортов.

К началу марта Россия и ЮАР завершили все процедуры, необходимые для установления безвизового режима.

[править] Япония

С 1 января Россия и Япония взаимно упростили визовый режим, у самостоятельно выезжающих российских граждан перестали требовать обязательное приглашение от гаранта поездки.

1 февраля Россия и Япония договорились о проведении в марте в Токио консультаций по вопросу совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах.

[править] Международные организации

[править] Совет Европы

В июне 2017 года российские власти приостановили уплату в бюджет Совета Европы взносов — около 33 млн евро, почти 10 % бюджета организации — до полного и безоговорочного возобновления полномочий российской делегации в ПАСЕ.[27]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ-Венесуэла Путина: Москва увеличивает долю в нефтяных активах в обмен на кредиты. 11 августа 2017
  22. [21]
  23. [22]
  24. [23]
  25. [24]
  26. [25]
  27. [26]
  28. [27]
Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты