Внешняя политика России в 2012 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2012 году внешняя политика России характеризовалась усилением интеграционных процессов на постсоветском пространстве и охлаждением отношений с Западом.[1]

Содержание

[править] Укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве

2012 год начался с большого прорыва в интеграции на постсоветском пространстве. С 1 января на территории трех стран-участниц Таможенного союза — России, Беларуси и Казахстана — начало действовать Единое Экономическое Пространство /ЕЭП/. Ранее было объявлено, что целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни их населения.[2]

Согласно существующему плану, ЕЭП должно стать базой для формирования будущего Евразийского союза — союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. Также вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнеры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента.[3]

Правда, эксперты отмечают, что новая стадия интеграционного процесса «создания Единого экономического пространства на базе Таможенного союза» в большей степени заявлена, нежели реализована. Тем не менее, директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин указывает на наличие «бюрократического движения», что, по его мнению, немаловажно.[4]

Участники нового интеграционного объединения на пространствах бывшего СССР всякий раз подчеркивают, что оно носит экономический, а не политический характер. Так что речь идет не о имперских амбициях Росси, а об исторической взаимосвязанности стран.[5]

«Если посмотреть на экономические показатели, Россия по-прежнему для большинства постсоветских государств, кроме Прибалтики и Грузии, является крупнейшим торговым партнером», — отмечает профессор Кафедры международных отношений и внешней политики РФ Университета МГИМО Юрий Дубинин. — «Мы экономически привязаны другу к другу еще со времен Российской империи, у нас вся инфраструктура общая». Например, широкая железнодорожная колея /советский стандарт/ кончается на границах бывшего СССР, то есть страны связаны единым стандартом, и при пересечении границы с Украиной или Казахстаном переставлять вагоны с одной колесной пары на другую не требуется.[6]

Кроме того, существуют и геостратегические причины. «Нам не нужно, чтобы к нашим границам на постсоветском пространстве приближалось НАТО, как это Буш хотел в 2008 году», — заявляет эксперт. — «Поэтому как-то необходимо сохранить эти государства в сфере российских интересов».[7]

Период «ожидания», «паузы» в российской внешней политике связан с тем, что Россия, по мнению известного политолога Федора Лукьянова, «стоит на развилке». «Говорить это уже банально, но, тем не менее, это так», — отмечает ученый. В российской внешней политике 20 лет подряд прослеживался один лейтмотив — необходимость доказать, что распад СССР не означал исчезновения России с мировой арены как великой державы. Эта задача была выполнена посредством кампании в Грузии. На Западе опасались, что она станет началом новой русской экспансии, но это был конец экспансии, фиксация ситуации, когда Россия была признана «серьезной» страной, но не настолько «серьезной», чтобы вернуться на позиции СССР. «Дальше начался период медленного переосмысления — кем Россия может быть дальше», — заявил Ф. Лукьянов. Сейчас и он подошел к концу. Россия теперь стремится сформулировать реальные прагматические интересы, выбрать страны, рынки и территории, которые нужны ей чисто экономически.[8]

[править] Охлаждение отношений между Россией и Западом

2012 год в отношениях между Россией и США стал скорее годом ожиданий, нежели каких-либо серьёзных действий. Так считает Ю. Дубинин. «Это — год ожиданий того, во что выльются российско-американские отношения в новом властном цикле, то есть после президентских выборов в России и в США», — заявил ученый. — «Никакие крупные проблемы в этом году не были решены». Например, США так и не дали России юридических гарантий ненаправленности против нее европейской системы ПРО, которая создается НАТО под руководством США.[9]

Д. Тренин также считает, что 2012 год в плане отношений России и Запада можно охарактеризовать как паузу. «Из-за избирательной кампании у американского президента не было времени и возможности осуществлять какие-то новые проекты в российском направлении», — сообщил специалист.[10]

Правда, в ноябре американским конгрессом была отменена поправка Джексона-Веника, которая ограничивала торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими права человека, и, по сути, была однозначным образом направлена против РФ. Тем не менее, подобные шаги были предприняты только по той причине, что после вступления России в ВТО подобная поправка стала оказывать отрицательное воздействие не только на российский, но и на американский бизнес.[11]

При этом почти к моменту отмены поправки Джексона-Веника подоспел закон Магнитского, который вводит персональные санкции в отношении российских граждан, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Подобный закон препятствует въезду на территорию США ряда представителей российских силовых структур и администрации, подозреваемых в соучастии к гибели в СИЗО юриста фонда «Hermitage» Сергея Магнитского. Как комментирует Ю. Дубинин, в законе Магнитского все-таки имеется определенный антироссийский уклон.[12]

По мнению председателя Комитета Госдумы РФ по международным делам Алексея Пушкова, «в традициях США иметь действующий антироссийский закон: на смену поправке Джексона-Веника придет закон Магнитского. Стоит при этом отметить, что Россия также приняла одно не понравившееся Соединенным Штатам решение — запретила деятельность в России Агентства США по международному развитию /USAID/ за помощь российским неправительственным организациям».[13]

Серьезно повлияли на отношения с США разногласия по сирийской проблеме. Российская позиция заключается в том, что не стоит вмешиваться во внутренние дела суверенных государств и нарушать их суверенитет. Любое вмешательство в гражданскую войну может быть рассмотрено лишь как помощь, предоставляемая одной из сторон конфликта. «Укоренилось представление о России как о пособнике, союзнике режима Башара Асада», — заявил Д. Тренин. — «И отношения с Западом в целом у России охладились».[14]

Эксперты отмечают, что отношения России с ЕС хуже, чем в 2011 г, когда в странах ЕС было гораздо больше надежд, связанных с Дмитрием Медведевым. Теперь эти надежды развеяны. «К тому же европейцы очень трепетно относятся к проблемам ценностей, и ситуация, эмблемой которой стал конфликт вокруг „Pussy Riot“, сильно возбудила европейскую общественность в отношении того, что происходит в России», — объясняет директор Московского Центра Карнеги.[15]

Эксперт также указал на то, что и с российской стороны не было особого стремления к сближению с Европой. Президент России Владимир Путин и верхний эшелон российской власти, наблюдая за развитием европейского кризиса, разуверились в том, что Европа может рассматриваться в качестве модели развития России. Поэтому появилось более отстраненное отношение к ЕС. Европа теперь наряду с Азией и с США рассматривается как один из контрагентов России, но отнюдь не как привилегированный партнер, как это было еще недавно на протяжении многих лет.[16]

В качестве одной из главных тем российско-европейских отношений в этом году продолжает фигурировать вопрос отмены визового режима. Здесь со стороны России даже стало появляться некоторое раздражение. Недавно посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов заявил о том, что «если к концу 2013 г не будет прорыва в плане проработки этого соглашения, Россия будет делать из этого какие-то выводы».[17]

В 2012 году со стороны Европы также продолжали слышаться голоса, заявляющие о том, что России необходимо избавиться от зависимости энергопоставок. Так, в ЕС не ослабевает риторика о том, что Россия может быть недобросовестным партнером. Тем не менее, Ю. Дубинин отмечает, что в отношениях России и ЕС риторики, в принципе, очень много. «Мы всего 20 лет как вышли из состояния „холодной войны“, и живы еще многие из тех, кто в ней так или иначе участвовал или воспитывался под воздействием идеологии ее периода», — объясняет эксперт. — «У политиков, депутатов и всех тех, кто формирует общественное мнение, это еще сидит на энергетическом уровне».[18]

[править] Территории

[править] Аргентина

В апреле ​Россия и Аргентина подписали документы о сотрудничестве в рамках строительства в Аргентине атомной электростанции, гидроэлектростанции и развития сектора природного газ​а страны.[19]

В начале мая Россия и Аргентина подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий поставку Буэнос-Айресу трёх многоцелевых вертолётов Ми-171Е и такого же количества Ка-226Т.

[править] Бангладеш

В ноябре Россия и Бангладеш подписали межправительственное соглашение о строительстве атомной электростанции «Руппур» в 200 км от столицы страны.

[править] Белоруссия

В конце декабря Россия и Белоруссия согласовали объём поставок российской нефти в первом квартале 2013 года на уровне 5,75 млн тонн.

Регулярный импорт автобензинов производства Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Россию начался в конце 2012 года.[20]

Россия и Белоруссия договорились о новой формуле цены на российскую нефть при поставке на белорусские НПЗ и вместе с тем зафиксировали в соглашении возможность переработки по давальческой схеме до половины поставляемых объемов.[21]

[править] Вьетнам

3 июля глава МИД Вьетнама Фам Бинь Минь заявил, что Вьетнам выступает за скорейшее создание зоны свободной торговли с Таможенным союзом РФ, Белоруссии и Казахстана. «Мы договорились о скорейшем начале переговоров и заключении соглашения о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом, в который входят Россия, Казахстан и Белоруссия. Это поможет укрепить отношения наших стран в области торговли и инвестиций», — сказал он. Министр иностранных дел РФ С.Лавров заявил, что эксперты работают над вопросом создания зоны свободной торговли Таможенного союза и Вьетнама, к концу года они представят соответствующий доклад. «Рассчитываем, что проект будет успешным», — добавил он.[22]

29 июля президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг заявил, что Вьетнам рассматривает возможность создание зоны свободной торговли Вьетнама и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Чыонг Тан Шанг сказал, что если соответствующее соглашение будет подписано, «это даст новый импульс для активизации взаимоотношений и увеличения объёма поставок товаров».[23][24]

В октябре Россия и Вьетнам заключили межправительственное соглашение на поставку двух фрегатов.

[править] Индия

В октябре Россия и Индия подписали контракт купли-продажи на поставку 2,5 млн тонн СПГ в год на протяжении 20 лет.

[править] Ирак

В конце 2012 года Россия и Ирак заключили оружейные контракты на сумму около $4,2 млрд: пакет предусматривал поставки комплексов ПВО «Панцирь-С1», вертолетов Ми-35 и Ми-28НЭ.

[править] Казахстан

В сентябре Россия и Казахстан подписали протокол о внесении изменений в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов.

[править] Киргизия

В сентябре Россия и Киргизия достигли договорённости о пребывании российской военной базы в Киргизии до 2032 года.

Осенью Россия и Киргизия подписали соглашения о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 (более 1 500 мегаватт) и Верхне-Нарынского каскада ГЭС («Акбулун», «Нарын-1», «Нарын-2» и «Нарын-3»; общая мощность — 282 мегаватт; ожидается достичь выработки 1 млрд кВт*ч/год).

[править] Китай

В сентябре в ходе поездки председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию состоялась встреча глав государств в рамках неформальной встречи руководителей членов АТЭС.[25]

В сентябре Россия и Китай приняли новую программу сотрудничества на 2013—2017 годы.

В начале декабря премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао совершил официальный визит в Москву, приняв участие в 17-ой регулярной встрече глав правительств двух стран. Эта встреча стала очередным важным событием в китайско-российских двусторонних отношениях.[26]

В конце 2012 года Россия и КНР заключили «Программу действий китайско-российского культурно-гуманитарного сотрудничества».

Россия и Китай заключили контракт стоимостью около 700 млн долларов на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф.

Россия и Китай подписали меморандум о развитии речного, в том числе круизного туризма.

Россия и Китая провели перекрёстный Год туризма.

[править] КНДР

Россия и КНДР заключили соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов.

[править] Македония

В июне премьер Македонии Никола Гуревски заявил, что между Россией и Македонией может быть создана зона свободной торговли.[27]

[править] Молдавия

В ноябре Россия и Молдова договорились о полной либерализации воздушного сообщения на всех договорных линиях, за исключением линии Москва-Кишинёв.

[править] Новая Зеландия

В июне посол Новой Зеландии в России Иэн Хилл заявил: «Соглашение с Новой Зеландией [о зоне свободной торговли с Таможенным союзом] будет первым внешнеэкономическим документом ТС с дальним зарубежьем: это имеет и политическое значение, в том числе для Новой Зеландии. К российско-новозеландским переговорам по зоне свободной торговли „присматривается“ все большее число стран. Потому можно предположить, что их успешное завершение станет, скорее всего, моделью для аналогичных договоренностей многих стран с Россией и Таможенным союзом в целом.»[28]

[править] ОАЭ

В декабре Россия и ОАЭ подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

[править] Польша

Россия и Польша заключили соглашение о принципах МПП, которое предполагает упрощенный порядок пересечения границы между странами.

[править] Сербия

Россия и Сербия подписали рамочное долгосрочное соглашение о поставках российского газа в объеме до 5 млрд кубометров в год.

[править] Сирия

4 февраля Россия и Китай наложили вето на новый вариант резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко.

19 июля Россия и Китай наложили вето на «западный» проект резолюции по Сирии.

[править] США

9 сентября Россия и Соединенные штаты Америки подписали двухстороннее соглашение между двумя странами об упрощении визового режима.

В конце 2012 года Россия и США после длительных переговоров достигли соглашения по борьбе с интернет-пиратством.

Россия и США подписали договор на поставки ядерного топлива. Цена контракта - более 1 млрд долларов.

[править] Таджикистан

5 октября Россия и Таджикистан подписали соглашения о строительстве нескольких ГЭС.

[править] Турция

В конце 2012 года пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал: «Таможенный союз и Экономическая зона открыты для каждого. В настоящее время Россия, Белоруссия и Казахстан начали успешно развивать данный процесс. Интерес и желание присоединиться к ТС со стороны как можно большего количества наших соседей, включая, естественно, Турцию, будет с радостью встречено Россией».[29]

[править] Узбекистан

28 июня своё членство в ОДКБ приостановил Узбекистан.

[править] Украина

В феврале секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заявил: «Хочу ещё раз подтвердить намерение развивать сотрудничество с Таможенным союзом в формате „3+1“. Такой формат не исключает полноправного членства нашего государства в этом объединении.» Он уточнил, что приоритетным вектором внешней политики Киева остается евроинтеграция, но призвал не противопоставлять этот процесс развитию сотрудничества в рамках СНГ.[30]

20 марта Россия и Украина заключили межправительственное соглашение, определяющее полномочия портовых властей двух стран по контролю за безопасностью судоходства в Азовском море и Керченском проливе.[31]

С марта Россия и Украина сняли ограничения на число назначенных перевозчиков и число рейсов между странами на всех линиях за исключением маршрута Киев-Москва.

12 июля президенты РФ и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович приняли совместное заявление, в котором дали поручение соответствующим ведомствам подготовить договор о делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе.[32]

В августе Россия и Украина приступили к совместным летным испытаниям Ан-70.

10 сентября Россия и Украина согласовали новую схему производственного сотрудничества по самолёту Ан-70.

С сентября Россия и Украина сотрудничают в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ.

В октябре Россия и Украина достигли предварительной договорённости о придании нового формата зерновому пулу двух стран.

[править] Финляндия

В ноябре Россия и Финляндия создали контактную рабочую группу по оперативному обмену информацией и информированию СМИ по резонансным семейным конфликтам.

[править] Швейцария

В сентябре Россия и Швейцария заключили межправительственное соглашение, согласно которому последняя предоставляет доступ властям России о счетах граждан России в швейцарских банках.

[править] Япония

В начале 2012 года Россия и Япония подписали соглашение об облегчении визового режима.

В сентябре Россия и Япония подписали договор по борьбе с браконьерством в целях предотвращения незаконной добычи и торговли морскими живыми ресурсами в приграничных районах Тихого океана.

Россия и Япония объявили о планах строительства завода по сжижению природного газа стоимостью 13 миллиардов долларов.

[править] Международные организации

[править] НАТО

В январе Россия и НАТО одобрили «дорожную карту» сотрудничества до 2014 года, предусматривающую взаимодействие в борьбе с морским пиратством и терроризмом.

[править] ОПЕК

С сентября Россия и ОПЕК проводят встречи, получившие название «Энергодиалог Россия — ОПЕК».

[править] Заявления

В июле глава ФАС РФ Игорь Артемьев заявил, что в ближайшее время принято решение создать единый наднациональный орган в области защиты конкуренции на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По его словам, новое ведомство будет образовано в течение 1,5-2 лет по аналогии с антимонопольной комиссией ЕС. При этом руководитель ФАС отметил, что создание наднационального органа не предполагает закрытия ведомства. «Но туда перейдут основные полномочия, что сегодня решено на уровне политики»,- добавил он.[33]

В начале сентября Путин заявил, что Россия получила десятки заявок от стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на возможность установления особых торговых и экономических отношений с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством России, Белоруссии и Казахстана.[34]

[править] Примечания

  1. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  2. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  3. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  4. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  5. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  6. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  7. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  8. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  9. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  10. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  11. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  12. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  13. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  14. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  15. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  16. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  17. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  18. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  19. [1]
  20. [2]
  21. [3]
  22. Вьетнам хочет свободно торговать с Таможенным союзом
  23. Вьетнам задумался о присоединении к Таможенному союзу
  24. Вьетнам рассматривает возможность присоединения к Таможенному союзу
  25. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  26. Годовой обзор: В 2012 г. внешняя политика России охарактеризовалась усилением интеграции на постсоветском пространстве, охлаждением отношений с Западом и расширением сотрудничества с Китаем. 25 декабря 2012
  27. Страны бывшей Югославии и ТС могут перейти на свободную торговлю
  28. Свободу торговле!
  29. Гай Борисов: Вступление Турции в Таможенный союз приведет к региональным глобальным переменам
  30. Киев качнулся в сторону Таможенного союза[4]
  31. [5]
  32. [6]
  33. В рамках Таможенного союза будет создан единый антимонопольный орган
  34. В.Путин: РФ получила десятки заявок от стран АТР на особые отношения с ТС
Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел


Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Личные инструменты