Ан-124

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ан-124 «Руслан» — сверхтяжёлый транспортный самолёт разработки КБ «Антонов».

Уникальность Ан-124-100 обеспечивает лидерство России на международном рынке перевозок сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов. По своим характеристикам и транспортным возможностям он превосходит аналогичные самолёты. Ресурс конструкции «Руслана» установлен в 50000 лётных часов, 10000 полётов и 45 календарных лет.[1]

Содержание

[править] История

Производство Ан-124 в России было свёрнуто в середине 1990-х годов.

В 2009 году президент России Д. А. Медведев поручил правительству внести в гособоронзаказ до 2020 года закупку 20 новых тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». По оценкам специалистов, возобновление производства «Русланов» будет способствовать созданию более 2,3 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, с реализацией этого проекта дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней могут возрасти на 4 млрд руб.

13 июля 2010 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин в ходе рабочей поездки в Ульяновск подтвердил намерение министерства обороны России разместить «стартовый» гособоронзаказ на партию модернизированной версии самолётов Ан-124, который позволит возобновить серийное производство Ан-124 на ульяновском АО «Авиастар-СП» и загрузит завод на несколько лет вперёд.

[править] Конкуренты

В нише «Руслана» на мировом рынке нет конкурентов. Американцы и европейцы сочли разработку и серийное производство военно-транспортных самолётов грузоподъёмностью свыше 100 тонн дорогостоящей экзотикой и, при необходимости, фрахтуют Ан-124 у одной из пяти коммерческих компаний, у которых в парке есть такие самолёты. «Гражданские» Ан-124-100, например, перевозили американские зенитно-ракетные комплексы Patriot во время войны в Персидском заливе, и активно привлекались НАТО для обеспечения деятельности группировки войск в Афганистане.[2]

[править] Комплектующие

На предприятиях России изготавливается 78 % комплектующих самолёта, на предприятия Украины приходится 22 %.[3]

[править] Модификации

Ан-124-100 — гражданский транспортный самолёт взлётной массой 392 т с максимальной коммерческой нагрузкой 120 т и с максимальной дальностью полёта 15 тыс. км, отвечающий текущим требованиям ICAO по навигации, экологии и безопасности полётов.

Ан-124-100М-150 отличается от Ан-124-100 увеличенной взлётной массой (до 402 т), максимальной коммерческой нагрузкой (до 150 т) и максимальной дальностью полёта (до 15,5 тыс. км), отвечает перспективным требованиям ICAO.

Ан-124-300 отличается от Ан-124-100М-150 удлинённым на 6 м фюзеляжем, что позволяет при той же максимальной коммерческой нагрузке в 150 т увеличить взлётную массу до 553 т и, соответственно, максимальный запас топлива — до 295 т, максимальную дальность полёта — до 16,8 тыс. км.

[править] Применение полимерных композиционных материалов

При самолёта Ан-124 «Руслан» в его конструкции было использовано большое количество деталей, узлов и агрегатов из ПКМ общей массой 5500 кг, в том числе из угле- и боропластиков — массой 2500 кг (2100 штук). Площадь обшивок имела 650 м2, а наибольшие размеры конструкций 2,1х12,7 м. Масса органо- и стеклопластиков составила 3000 кг. Снижение массы самолёта при этом достигло примерно 2000 кг.[4]

[править] Конструкторская документация

В России имеется вся конструкторская документация на самолёт Ан-124.[5]

[править] Возможность возобновления производства

[править] В России

В августе 2018 года глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил: «Техническая возможность возобновления производства Ан-124 у нашей авиационной промышленности присутствует, ведь большая часть комплектующих самолета выпускается в Российской Федерации, а наш опыт работ по импортозамещению позволяет уверенно решать подобные задачи. В наличии имеется и документация на самолет, и соответствующие производственные мощности. Другое дело, что острой необходимости в строительстве новых самолетов такого класса в настоящее время нет. У нас имеется большой парк самолётов, находящихся в хорошем техническом состоянии и с большим остатком ресурса. Модернизация бортового радиоэлектронного оборудования позволит эксплуатировать имеющийся парк примерно до конца 2040-х годов. К этому времени будет детально прорабатываться вопрос производства перспективного летательного аппарата, который придет на замену Ан-124.»[6]

[править] На Украине

В апреле 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил: «Сейчас делать такой самолет [Ан-124], как выпускался в 80-е годы, нет смысла. Он должен оснащаться современным оборудованием и системами. Есть еще один нюанс. Рынок грузовых авиаперевозок хоть и растет в среднем на 5 %, но специализированных машин, таких как „Руслан“, много не нужно. У нас есть 7 самолётов на „Авиалинии Антонов“ и 11 — у российской „Волги-Днепр“. Фактически, сегмент мирового рынка воздушных перевозок крупногабаритных и сверхтяжёлых грузов поделён этими компаниями. Стандартные грузы в основном перевозят на других, в том числе пассажирских самолётах. Наши „Русланы“ смогут проработать ещё лет двадцать. Поэтому сейчас и нет смысла строить новые.»[7]

Инженер-конструктор авиадвигателей Сергей Корж в августе 2020 года заявил: «Тема возможности восстановления [на Украине] производства Ан-124 обсуждалась в СМИ много раз. Ответы известны — рестарт производства невозможен. Большая часть уникальных технологий и производств крупногабаритных деталей фюзеляжа, особенно — крыльев, а также заготовок для деталей двигателей всегда находились на территории РФ.»[8]

В феврале 2022 года Анатолий Вовнянко заявил: «Меня <…> вызывал депутат ВС [Верховного совета Украины] С. Пашинский, который был главой комитета ВС по обороне и главой наблюдательного совета „Укроборонпрома“, чтобы я ему рассказал, возможно ли за 500 млн долларов развернуть производство самолета Ан-124 в Украине. На что я сказал, что если будет даже 5 млрд долларов, то Украина не в состоянии построить эти самолеты, и объяснил почему.»[9]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. ЗАО «Авиастар-СП» завершило работы по восстановлению летной годности самолета Ан-124-100 «Руслан»
  2. Самый большой в мире: чего ожидать от проекта «Ермак» . 22 октября 2014
  3. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  4. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛА РАЗВЕРНУТОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ ПАССАЖИРСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ (1970—1995 гг.)
  5. Как на Украине убивают самолеты: при нынешней власти Кива на ГП «Антонова» не вернется
  6. [1]
  7. Президент ГП «Антонов» Александр Донец: Мы должны вернуться к тому, что умеем делать очень хорошо — к грузовым, военным самолетам. Это у нас всегда получалось. 26 апреля 2019
  8. [2]
  9. [3]
  10. [4]
Самолёты Ан
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Ан-2Ан-2ПАн-3Ан-4Ан-6Ан-8Ан-10Ан-12Ан-14Ан-22Ан-24Ан-26Ан-28Ан-30Ан-32Ан-34Ан-38Ан-38-100Ан-40Ан-70Ан-71Ан-72Ан-74Ан-88Ан-124Ан-124-100Ан-132Ан-140Ан-148Ан-158Ан-168Ан-174Ан-178Ан-178-111Ан-180Ан-188Ан-204Ан-218Ан-225
Личные инструменты