Ан-132

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ан-132 — лёгкий транспортный самолёт. Является модернизованной версией самолёта Ан-32. Разрабатывался компанией «Антонов».[1][2]

Содержание

[править] Характеристики

Ан-132 — модификация созданного ещё в советское время самолёта Ан-32. При этом сам Ан-32 — это развитие Ан-26, который является грузовой модификацией пассажирского ветерана Ан-24, что взлетел ещё в 1959 году. Чтобы самолёт, созданный по технологиям 1950-х, получил новую жизнь, планируют полностью поменять носовую часть фюзеляжа (до грузовой кабины), внедрить т. н. «стеклянную кабину», цифровую авионику и англо-канадскую силовую установку с моторами Pratt & Whitney Canada PW-150 и винтами Dowty Rotol, что повлечёт за собой замену электросистем и монтажей, воздушных систем и ряда других.[3] Нечто похожее 20 лет назад сделал Китай, создав самолёт MA-60 на базе Ан-24.[4]

Самолёт может применяться, в том числе, на песчаных аэродромах. Дальность самолёта по сравнению с предшественником повышена вдвое, улучшены характеристики, в том числе топливная эффективность. В результате создания Ан-132 будет изменена носовая часть фюзеляжа, центроплан крыла и мотогондола его прототипа Ан-32.[5]

Дальность полёта Ан-132 — более 3 тыс. км, вместимость грузового отсека — 71 десантник.[6]

Ан-132 будет иметь крейсерскую скорость до 500 км/ч, максимальную высоту крейсерского полета до 9000 м с максимальной полезной нагрузкой до 9,2 тонн.[7]

[править] Комплектующие

На Ан-132 будут установлены:

  • двигатели Pratt&Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers.[8]
  • системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr.[9]
  • комплекс авионики компании Honeywell.[10]

На Ан-132 планируется использовать новую вспомогательную силовую установку западного производства.[11]

Доля украинских комплектующих в самолёте составляется около 15-20 %. В частности, исполнительные механизмы поставляет харьковский ФЭД. Топливные системы, авионика разрабатывались на Украине. Программное обеспечение и управляющий комплекс системы управления самолёта разработал НТК Экран.[12]

В конструкции кессона центральной части крыла Ан-132 применяются прессованные панели из России. В случае их замены придётся спроектировать новый центроплан самолёта.[13]

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Полностью на сегодня отработан по импортозамещению [российских комплектующих] один самолет — демонстратор Ан-132D перспективного легкого многоцелевого самолета Ан-132, который создается по заказу Саудовской Аравии.»[14]

[править] Производство

По состоянию на июнь 2017 года линия в Киеве по сборке Ан-132 была почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск серийного самолёта.[15]

[править] Цена

В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил: «Самолеты такого класса в базовой комплектации стоят примерно $30-35 млн. Мы рассчитываем приблизиться по цене к нижней границе этого диапазона».[16]

[править] Нереализованный проект производства в Саудовской Аравии

Первоначально проект создания самолёта Ан-132 осуществлялся в интересах Саудовской Аравии и предполагал передачу ей документации и интеллектуальных прав на самолёт.[17] Интеллектуальная собственность на самолёт была разделена в равных долях между Украиной и Саудовской Аравией.[18]

Был подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолётов Ан-132 для Саудовской Аравии. Часть самолётов планировалось производить на Украине, но одновременно с этим в Саудовской Аравии предполагалось создавать мощности для производства этого самолёта и компонентов.[19]

В компании «Антонов» планировали, что будут созданы две линии сборки самолётов Ан-132: в Киеве и Саудовской Аравии.[20] На начальном этапе самолёты Ан-132 планировалось выпускать на Украине. Саудовская сторона, как предполагалось, будет производить в основном композитные материалы и оснастку для планера, остальное — Украина. Затем производство планировалось развернуть в Саудовской Аравии в условиях международной кооперации, в том числе с участием предприятий Украины.[21]

В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил, что завод в Саудовской Аравии будет построен «примерно через три года».[22]

Аналитики скептически оценивали планы «Антонова». Так, в блоге bmpd говорилось: «90 шансов из 100, что ни до каких серийных закупок [Ан-132], а тем более сборки саудитами дело не дойдёт.»[23]

В итоге проект так и не был реализован, сотрудничество было прекращено по инициативе саудовской стороны.

[править] Оценки

Оценка Сергея Меренкова: «Для ГП „Антонов“ [проект Ан-132] — это шаг назад. Семейство Ан-24/-26/-30/-32 заслужило своё почётное место в истории авиации и отвлечение творческих сил ОКБ на его реинкарнацию принесёт больше вреда, чем пользы. Звучала сумма $60 млн, якобы планируемая за эту работу, но по курсу 2015 года это вдвое меньше, чем было получено от Ирана в 1996 году за пользование документацией Ан-140, причём — без передачи интеллектуальных прав.»[24]

По словам Меренкова, двигатель Ан-132 (PWС-150) в мире используется только на пассажирских самолётах Bombardier Dash 8Q-400 и малопригоден для военно-транспортного самолёта.[25]

Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2019 года): «Построенные в единственном экземпляре самолёты Ан-178 и Ан-132D неконкурентоспособны и никому не нужны, а поэтому их используют исключительно для пиара».[26]

[править] История

[править] 2015 год

7 мая 2015 года Taqnia Aeronautics, дочерняя организация саудовской компании по вопросам развития и инвестиций (Taqnia), подписала соглашение с ГП «Антонов» о разработке и производстве легкого транспортного самолёта (Ан-132) в Саудовской Аравии. В соответствии с соглашением, Научно-технологический центр имени короля Абдулазиза (KACST), компания Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» выполнят доработку существующей модели самолёта (Ан-32) с целью обеспечить улучшение характеристик самолёта в отношении полезной нагрузки, дальности полёта и взлётных параметров. Новая модель самолета будет носить название Ан-132, и Саудовская Аравия также будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на самолет.[27]

16 июня 2015 года ГП «Антонов» подписал соглашение об участии в проектировании и постройке авиационного завода в Саудовской Аравии. Партнёрами по программе являются: Taqnia (Королевство Саудовская Аравия), УкрНИИАТ, «Алтис холдинг» (Украина) и Broetje-Automation (Германия). Согласно достигнутым договорённостям, первым самолётом, постройку которого планируется освоить на новом авиационном комплексе, станет самолёт Ан-132.[28]

По сообщению ГП «Антонов», 29 декабря 2015 года оно завершило сборку агрегатов фюзеляжа первого демонстрационного образца самолёта Ан-132D.[29]

[править] 2016 год

8 февраля 2016 года на госпредприятии «Антонов» завершили сборку фюзеляжа первого экземпляра самолёта Ан-132.[30]

21 февраля 2016 года госпредприятие «Антонов» подписало с саудовской корпорацией Taqnia соглашение о кооперации в производстве Ан-132 в Саудовской Аравии.[31]

15 марта 2016 года был заключен и контракт с корпорацией «Honeywell International Inc.» на услуги интегрирования системы авионики на $17,7 млн. Его условиями предусмотрено до 20 октября 2017 года завершить интеграцию системы Primus Epic 2.0 для установки на самолёт-демонстратор Ан-132D.[32]

В апреле 2016 года ГП «Антонов» завершило крупноагрегатную сборку самолёта−демонстратора Ан-132D. На самолёт установлено хвостовое оперение. Таким образом, планер самолёта собран, подключен фюзеляж, крыло и хвостовое оперение, сообщается на официальном сайте украинского предприятия.[33]

Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 года.[34]

Контракт на поставку интегрированной воздушной системы, включая систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему, для первого самолета-демонстратора Ан-132D с Liebherr-Aerospace Toulouse SAS (Тулуза, Франция) был подписан 1 июня 2016 года на выставке ILA в Берлине. Сумма его не оглашалась, но условия сразу предусматривали поставку на ГП «Антонов» такой системы еще для четырёх самолётов Ан-132, которые будут использоваться в лётных испытаниях.[35]

20 декабря 2016 года на авиационном заводе «Антонов» (бывший «Авиант») в Киеве состоялась церемония выкатки самолёта-демонстратора Ан-132D, который фактически является опытным образцом самолёта Ан-132. На церемонии выкатки присутствовал президент Украины Пётр Порошенко.[36]

[править] 2017 год

31 марта 2017 года с киевского аэродрома Святошино совершил первый полёт самолёт-демонстратор Ан-132D.[37]

В рамках международной оборонной IDEF-2017 в Стамбуле (Турция) в мае, «Укроборонпром», саудовская Taqnia Aeronautics и турецкая Havelsan закрепили подписанием меморандума планы сотрудничества по созданию на базе Ан-132 модификации для несения морской патрульной службы.[38]

По итогам переговоров в ходе международной Dubai Airshow-2017 в ноябре в Дубаи (ОАЭ), сторонами достигнута договоренность о переходе к новому этапу сотрудничества и началу формирования программы кооперации серийного производства самолета.[39]

[править] 2018 год

В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Сейчас идёт второй этап [реализации проекта Ан-132]. Отрабатывается технико-экономическое обоснование проекта по строительству завода в Саудовской Аравии. Под производственные мощности уже выделено место площадью 25 га. Следующий шаг — подписание контракта на строительство завода и начало финансирования.»[40]

В марте 2018 года пресс-служба компании «Антонов» заявила, что организовать серийное производство самолёта Ан-132 планируется в рамках создания технопарка возле города Таиф, расположенного на западе Саудовской Аравии. «Компания TAQNIA Aeronautics и „Антонов“ работают над технико-экономическим обоснованием построения авиационного завода с участием западных экспертов. Начать строительство предприятия планируется в 2019 году, срок постройки — 9 месяцев, а сборка серийных Ан-132 должна быть запущена в 2021 году», — говорилось в сообщении.[41]

В июле 2018 года президент компании «Антонов» Александр Донец заявил: «Второй этап [проекта Ан-132] предполагает доведение прототипа Ан-132D до облика серийной машины. В то же время рассматривается вопрос создания на территории Саудовской Аравии предприятия по сборке самолета. Чтобы оценить коммерческие перспективы этого проекта, Саудовская Аравия заказала у испанской фирмы технико-экономическое обоснование. К настоящему времени оно готово на 80-85 %. В этом исследовании испанцы, в частности, предложили создание современного модернизированного сборочного производства в Киеве, где будет выпущена начальная партия Ан-132 с последующим увеличением доли производства в КСА. <...> В Киеве в кооперации с предприятиями Саудовской Аравии будет построена установочная партия машин (количество самолетов в ней будет определено по результатам технико-экономического обоснования). Со временем доля производства на заводе в КСА будет увеличиваться, но сборка самолётов будет выполняться во взаимодействии с предприятиями Украины и других стран.»[42]

В сентябре 2018 года директор инжиниринговой компании «Прогресстех-Украина» Андрей Фиалковский заявил: «Мы участвовали в тендере по проектированию завода в Саудовской Аравии [по сборке Ан-132]. Сейчас проект приостановлен и сроки отодвинулись. Если будет повторный тендер, будем участвовать.»[43]

[править] 2019 год

В апреле 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил: «Мы презентовали программу [по самолёту Ан-132] руководству Саудовской Аравии, продемонстрировали перспективы строительства завода. Было выделено место под него. Компания KACST (King Abdulaziz City Science and Technology) свои обязательства по первому договору выполнила — оплатила работы по постройке самолета-демонстратора. В свою очередь „Антонов“ построил Ан-132D и начал его испытания. Саудовская компания Taqnia Aeronautics стала нашим партнером по продвижению Ан-132 на рынке. Для оценки перспективности проекта обратились к авторитетной испанской компании, которая выполнила его технико-экономическое обоснование. Получен положительный результат. Однако по причинам, не связанным с ГП „АНТОНОВ“, в Саудовской Аравии произошла смена партнера по программе, и процесс приостановился. У них <...> был военный заказчик, который решил, что нужна немного другая машина. <...> Однако, я могу сказать, что „Антонов“ не заморозил проект Ан-132. Мы ищем и заказчика, и партнёра.»[44]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
  2. 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
  3. ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
  4. Проблемы украинского авиастроения
  5. В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
  6. В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
  7. ГП «Антонов» на выставке China Air Show’2016 о западных комплектующих самолета-демонстратора Ан-132D: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
  8. 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
  9. 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
  10. 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
  11. 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
  12. [1]
  13. Есть ли будущее у авиастроительной отрасли Украины? 25 сентября 2016
  14. [2]
  15. [3]
  16. [4]
  17. ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
  18. «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
  19. «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
  20. [5]
  21. [6]
  22. [7]
  23. Текст комментария «Да ни за чем особо — 90 шансов из 100, что ни до каких серийных закупок, а тем более сборки саудитами дело не дойдет.» 21 декабря 2016
  24. ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
  25. Интервью бывшего исполняющего обязанности руководителя ГП «Антонов» Сергея Меренкова. 12 марта 2018
  26. Конструктор Ан-225: Авиастроение в Украине умерло. 8 марта 2019
  27. Проблемы украинского авиастроения
  28. Проблемы украинского авиастроения
  29. ГП «Антонов» завершило сборку фюзеляжа второго опытного образца Ан-178 и агрегатов Ан-132. 6 января 2016
  30. На «Антонове» собрали фюзеляж первого Ан-132. 11 февраля 2016
  31. «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
  32. Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
  33. Завершена крупноагрегатная сборка самолета-демонстратора Ан-132D. 5 апреля 2016
  34. Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
  35. Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
  36. [8]
  37. [9]
  38. [10]
  39. [11]
  40. [12]
  41. [13]
  42. [14]
  43. Кресло для Маска. Как украинские инженеры помогают Boeing и Teslа. 5 сентября 2018
  44. Президент ГП «Антонов» Александр Донец: Мы должны вернуться к тому, что умеем делать очень хорошо — к грузовым, военным самолетам. Это у нас всегда получалось. 26 апреля 2019
  45. [15]
  46. [16]
Самолёты Ан
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Ан-2Ан-2ПАн-3Ан-4Ан-6Ан-8Ан-10Ан-12Ан-14Ан-22Ан-24Ан-26Ан-28Ан-30Ан-32Ан-34Ан-38Ан-38-100Ан-40Ан-70Ан-71Ан-72Ан-74Ан-88Ан-124Ан-124-100Ан-132Ан-140Ан-148Ан-158Ан-168Ан-174Ан-178Ан-178-111Ан-180Ан-188Ан-204Ан-218Ан-225
Личные инструменты