Ан-2П


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Ан-2П — самолёт. Изготовитель: ОКБ им. О. К. Антонова, «АВИАНТ». В настоящее время его серийное производство прекращено.

Ан-2 — первенец созданного в 1946 г. ОКБ им. О. К. Антонова, единственный в мировой практике самолет, производство которого продолжается более 50 лет. Первый полет опытного Ан-2 состоялся 31 августа 1947 г. (летчик Н. П. Володин). Самолет поступил в эксплуатацию в августе 1948 г. Серийное производство в СССР было завершено к 1965 г. после постройки более 5000 самолетов. После этого оно было продолжено в Польше и Китае. В Польше заводом компании «ПЗЛ Мелец» с 1960 г. по лицензии было произведено около 12000 самолетов. С 1957 года по начало 1970-х годов в Китае также по лицензии было построено 15000 самолетов под обозначением «Харбин» Y-5. На 2003 г. в эксплуатации находилось около 2000 самолетов в ГА и около 1000 самолетов в ВВС по всему миру.

Изначально самолет Ан-2 проектировался по техническим требованиям министерств сельского и лесного хозяйства, однако вскоре он нашел свое применение в советских ВВС в качестве самолета для перевозки парашютистов, буксировщика планеров и учебно-тренировочного самолета для штурманов. Всего было разработано 16 модификаций самолета для различных отраслей народного хозяйства. Уже в течение пятидесяти лет Ан-2 остается «рабочей лошадкой» местных авиалиний на всем пространстве стран СНГ, и не только. Как один из последних бипланов, находящихся в производстве, самолет Ан-2 все еще эксплуатируется в ВВС почти 30 стран.

Несмотря на «почтенный возраст», самолет короткого взлета и посадки ОКБ Антонова все еще остается востребованным и незаменимым. Благодаря простой конструкции Ан-2 прост в обслуживании в полевых условиях, его можно эксплуатировать с неподготовленных площадок (в 400—500 метров), при диапазоне рабочих температур от +45 до −50оС.

Максимальная скороподъемность Ан-2 — 2,7 м/сек. Дальность полета на высоте 1000 м с коммерческой нагрузкой 500 кг — 900 км. Максимальная дальность полета без коммерческого груза с полностью заправленными топливными баками 1050 км. Практический потолок — 4400 м. Максимальный запас топлива — 900 л. Ан-2 оснащен пилотажно-навигационным радиовысотомером А-037, радиокомпасом АРК-9, маркерный приемник МРП-56П, гирополукомпас ГПК-48, и комбинированной курсовой системой ГИК-1.

Впервые Ан-2 стал применяться для тушения лесных пожаров «Авиалесоохраной» с 1952 года. Самолет использовался для десантирования парашютистов-десантников и как авиатанкер. Он получил обозначение Ан-2Л и был оснащен авиапожарным опрыскивателем (АПО). Из бака емкостью 1000 л огнегасящая жидкость под давлением выбрасывалась назад со скоростью равной скорости полета самолета. При расходе жидкости 200 л. в секунду Ан-2Л создавал смоченную полосу длиной до 150 м. Опыты с АЛО, продолжавшиеся до 1965 г. показали, что создаваемые полосы на открытых местах хорошо задерживали огонь. В древостоях смоченные полосы только лишь приостанавливали беглые пожары, но на распространение устойчивых низовых пожаров существенного влияния не оказывали. Кроме того, аэродромные заправочные пункты для АПО должны были иметь специальное оборудование (баллоны со сжатым воздухом, компрессор, мотопомпу и др.), что затрудняло маневрирование такими самолетами. Много времени тратилось на подлет от аэродрома до пожара и обратно для повторной заправки.

Следующей попыткой создания пожарного самолета на базе отечественного биплана стало изготовление Ан-2П на базе поплавковой модели Ан-2В в 1961 году. В качестве резервуаров под воду использовались центральные отсеки поплавков суммарной емкостью 1260 л. В донной части отсеков находились небольшие совковые створки для забора воды при глиссировании и широкие боковые — для ее быстрого слива. В хвостовой части самолета располагались два небольших бака для раствора ретарданта. В зависимости от имеющегося на борту топлива пилоты забирали за один заход от 600 до 1260 л воды.

В ходе проведенных испытаний Ан-2П в 1961 году в Карелии и Тюменской области было выявлено, что если гидропорт расположен в 200 км от места пожара, а от ближайшего подходящего водоема до точки слива около 8 км, самолет без дозаправки топливом может совершить 23 вылета и обработать 15560 м2 лесной площади, затрачивая на один рейс в среднем около 7 минут.

Однако поплавковая версия Ан-2 так и не пошла в серийное производство, а после крушения одного пожарного самолета данную программу свернули вовсе. В дальнейшем в 90-ых годах была создана версия пожарного самолета Ан-2П наземного базирования с резервуаром под огнегасящий раствор на 1200 л внутри салона. Данный пожарный самолет применяется авиалесоохраной до настоящего времени, хотя и не очень часто.

Ан-2П способен создать смоченную полосу 75 x 4 м, при сбросе воды с высоты с 10 м на скорости 160 км/ч. Средняя производительность тушения с помощью данного пожарного самолета — 10-11 тонн воды в час при удалении от водоема до пожара в 100 км. Себестоимость часа работы пожарного самолета составляет 650—700 долл. США, при цене самого самолета около 250 тыс. долл. США.

[править] Лётные и пожарные характеристики

Габариты, массы и силовая установка

  • Экипаж: 2 человека
  • Полезная нагрузка: 1500 или 12 пассажиров
  • Дальность полета: 900 км
  • Максимальная скорость: 258 км/ч

Пожарные характеристики:

  • Емкость баков под огнегасящую жидкость: 1200 л
  • Количество баков: 1
  • Скорость при сбрасывании: 140—160 км/ч
  • Минимально возможная высота при сбрасывании: 10 м
  • Время заправки баков: 2 мин.
  • Время слива: 2-3 сек. Размеры:
  • Длина: 12,95 м
  • Размах крыла: 18,18 м
  • Высота: 4,2 м

Масса:

  • пустого — 3450 кг
  • максимальная взлетная — 5500 кг

Силовая установка:

  • Тип двигателя: ПД АШ-62ИР Швецова или PZLKalicz
  • Мощность: 1000 л.с. (746 кВт)
  • Центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок Сибирского филиала
  • Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России г. Красноярск
Самолёты Ан
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Ан-2Ан-2ПАн-3Ан-4Ан-6Ан-8Ан-10Ан-12Ан-14Ан-22Ан-24Ан-26Ан-28Ан-30Ан-32Ан-34Ан-38Ан-38-100Ан-40Ан-70Ан-71Ан-72Ан-74Ан-88Ан-124Ан-124-100Ан-132Ан-140Ан-148Ан-158Ан-168Ан-174Ан-178Ан-178-111Ан-180Ан-188Ан-204Ан-218Ан-225
Личные инструменты


ЦРТ - устройство записи для речи.