Международный валютный фонд


Материал из Documentation.

(Перенаправлено с МВФ)
Перейти к: навигация, поиск

Международный валютный фонд (МВФ) — международная организация.

Содержание

[править] История

МВФ был основан в 1946 году в рамках Бреттон-Вудсской системы с целью представления краткосрочного финансирования странам с проблемами в уравновешивании платежного баланса во избежание повторения возврата к протекционизму и ослабления конкуренции межвоенного периода. МВФ играл системообразующую роль в обеспечении устойчивости международной валютной системы. Поэтому он сотрудничал преимущественно с развитыми странами и концентрировал внимание на основных монетарных и фискальных агрегированных показателях. В программах МВФ большей частью отсутствовали структурные изменения и совсем незначительное внимание уделялось обусловленности. Только в 1968 году обусловленность была формально закреплена в дополнении к Статьям о соглашениях, и до середины 1970-х годов она касалась лишь макроэкономических показателей.

Однако в 1971 году в результате крушения Бреттон-Вудсской системы МВФ утратил свою первоначальную роль. Режим плавающего обменного курса, принятый в большинстве развитых стран, не требовал постоянного надзора и поддержки Фонда. По выражению Милтона Фридмена, «утратив свою единственную функцию, МВФ должен был бы закрыть свое дело». Вместо этого в 70-х гг. круг деятельности Фонда начал расширяться за счет сотрудничества с развивающимися странами. Поворотным моментом в этом процессе считается эпидемия кризисов задолженности 1982 г. (обычно называемая «ползучей миссией»). В последующие годы деятельность Фонда сосредоточилась на оказании финансовой поддержки и технической помощи развивающимся странам, пострадавшим от кризиса. Такое изменение привело к увеличению средней продолжительности и расширению целей программ, а также к изменениям в характере обусловленности. «В ответ на существенные перемены в природе и масштабах экономических диспропорций, с которыми столкнулись страны-члены МВФ, программы поддержки Фонда в отдельные годы уделяли больше внимания структурным реформам и достижению устойчивого экономического роста». В определённой мере это было реакцией на усиление критики в адрес МВФ как «сурового» института, уделяющего слишком много внимания сокращению внутреннего спроса и слишком мало — расширению внутреннего предложения.

Изменение иерархии целей и характера проблем ведущих государств членов МВФ привело к увеличению срока действия резервных соглашений до трёх лет и к принятию новых среднесрочных программ, таких как EFF, SAF и ESAF. В основе принятия в 1974 году программы EFF лежала необходимость решения проблем «экономики, испытывающей серьезные трудности с платёжным балансом из-за структурных диспропорций или экономики, характеризующейся медленными темпами роста и постоянно неуравновешенным платежным балансом, не позволяющим проводить активную оздоровительную политику». Аналогичным образом, целью программы SAF стало «преодоление структурных диспропорций и застоя» в странах с низким доходом, «многие из которых на протяжении ряда лет страдали от низкого уровня экономического роста и сокращения дохода на душу населения».

[править] Цели программ поддержки МВФ

Официальные цели:

  • Урегулирование платежных балансов (без принятия мер, негативно влияющих на развитие международной торговли):
    • неотъемлемая роль МВФ;
    • долгосрочный экономический рост;
    • уделение повышенного внимания после 1982 г.
  • Более эффективное использование (распределение) производственного потенциала (имеет решающее значение в переходных экономиках).

Другие цели, заявленные в меморандуме программы, публичных выступлениях и научных трудах сотрудников:

  • борьба с бедностью;
  • защита окружающей среды;
  • сокращение военных расходов;
  • политические цели.

[править] Роль МВФ в экономическом развитии посткоммунистических стран

Среди всех международных организаций МВФ играл наиболее важную роль в процессе трансформации в экономиках посткоммунистических стран. Это объясняется тем фактом, что к началу 1990-х годов МВФ накопил значительный опыт не только в области макроэкономической политики, но и в осуществлении структурных и институциональных реформ. Поэтому считалось, что он полностью готов к принятию ответственности за мониторинг, управление и поддержку процессов трансформации в среднесрочной перспективе.

Но эта деятельность была весьма далека от тех задач, для решения которых изначально создавался МВФ.

[править] Основные соглашения МВФ

Для защиты МВФ от дополнительного риска, связанного с предоставлением долгосрочного концессионного финансирования сомнительным странам, в течение 1980-х годов обусловленность финансирования постоянно усиливалась. Наиболее заметно возросли требования в области структурных преобразований, связанных с перспективами долгосрочного экономического роста. Если в начале десятилетия структурные индикаторы были исключительным явлением, то к концу почти две трети программ предусматривали определенное их количество, и в среднем на программу приходилось не менее трёх таких индикаторов.

Изначально обусловленность финансирования вводилась для того, чтобы гарантировать, что «государство-член МВФ проводит политику, которая будет решать частично или полностью проблемы внешних платежей» и поэтому «будет способно вовремя вернуть долги, что обеспечит движение ограниченных ресурсов Фонда и сделает их доступными для других стран»17. Однако вследствие введения среднесрочных программ и трудностей в оздоровлении экономики развивающихся стран обусловленность превратилась в инструмент регулирования на микроуровне. В то же время ресурсы МВФ начали застревать в некоторых странах с наиболее серьезными проблемами. Многие правительства попали в постоянную зависимость от ресурсов МВФ. Как отмечалось в журнале «Bird» (2000), «представление о Фонде, который появляется в стране, оказывает быструю финансовую помощь, корректирует платежный баланс и затем уходит, является просто-напросто ошибочным». Продление срока программ было лишь одним из факторов, усиливающих такого рода зависимость.

Другим фактором стал целый ряд неудачных программ. Например, в Бразилии с 1965 по 1972 гг. имелось восемь различных резервных соглашений, а в Перу за период 1971—1977 годов их число достигло 1719. В целом же, оценка результатов программ поддержки МВФ в развивающихся странах неоднозначна. Хотя эмпирические исследования часто говорят об отрицательном воздействии на экономический рост и положительном воздействии на платежный баланс в кратчайшем периоде, а также положительном влиянии на экономический рост в долгосрочном периоде, эти выводы в большинстве случаев неубедительны. Некоторые авторы пытаются доказать, что готовность Фонда поддерживать неудовлетворительную политику действительно привела к проведению такой политики. МВФ решительно отвергает подобные выводы относительно его отрицательного воздействия на политику, но признает недостаточную настойчивость в требовании проведения более совершенной политики в странах-членах Фонда.

С учётом недавних попыток сосредоточить внимание на обеспечении экономического роста в развивающихся экономиках и нежелания правительств стран-реципиентов использовать жесткие методы реформирования, Фонд принялся оказывать поддержку посткоммунистическим странам. В этих странах структурные реформы имели особое значение в силу того предположения, что за первоначальным сокращением производства последует быстрый экономический рост, вызванный реструктуризацией экономики. Поэтому роль МВФ как субъекта технической помощи становится еще более важной (что противоречит его обычной функции обеспечения либерализации торговли).

Ожидание в будущем высоких темпов роста и недооценка издержек реформирования привели к нежеланию проводить в переходных экономиках ограничительную фискальную политику. По нашему мнению, это упущение существенным образом повлияло на дальнейшее развитие событий. В скором времени оказалось, что от сотрудничества с МВФ выиграли страны с высокой степенью самостоятельности в проведении реформ, и главным образом это были центрально-европейские государства и страны Балтии. Характерно, что эти страны пошли по пути более жестких бюджетных ограничений, нежели большинство стран бывшего СССР. Первые программы стабилизации оказались в целом успешными, а впоследствии, в процессе вступления в ОЭСР и особенно в ЕС, привели к всесторонним структурным реформам. Таким образом, в большинстве случаев страны больше не нуждались в финансировании МВФ.

Однако в большинстве стран бывшего СССР, несмотря на первоначальную макроэкономическую стабилизацию и прекращение гиперинфляции, дисциплина соблюдения условий соглашений продолжала нарушаться. Обусловленность финансирования оказалась не в состоянии определять политику, тем самым подтвердив известное мнение о том, что МВФ не может заставить проводить необходимую политику. Серия неудачных программ, двойные стандарты, долгосрочная зависимость от финансовых ресурсов МВФ возобновлялись вновь и вновь. Наконец мираж макроэкономической стабилизации, который заложил фундамент готовности МВФ поддерживать такие экономики, полностью рассеялся во время российского кризиса 1998 г. В следующих двух главах эти события описываются более подробно.

[править] Соглашение SBA

Резервное соглашение (Stand-by arrangement, SBA, начиная с 1952). Финансирование временного или периодически возникающего дефицита платежного баланса. Покупка иностранной валюты: в течение 6-36 месяцев (первоначально 6-12 месяцев), погашение долга (выкуп) через 3,5-5 лет после даты покупки. Первоначально ограниченная обусловленность финансирования макроэкономической политики, в том числе с 1980-х гг. — структурной политики. Пересматривается ежегодно.

[править] Соглашение EFF

Продленное соглашение с Фондом (Extended Fund Facility, EFF, начиная с 1974 года). Среднесрочное финансирование корректировки хронического или острого дефицита платежного баланса, вызванного структурными несоответствиями или слабым экономическим ростом. Покупка: в течение 3 лет (с продлением этого периода до 4 лет), выкуп: 4,5-10 лет. По сравнению с SBA обусловленность финансирования в большей степени охватывает структурную политику. Пересматривается ежегодно.

[править] Соглашение SAF

Соглашение о системной корректировке Structural Adjustment Facility (SAF, начиная с 1986 года).

[править] Соглашение ESAF

Продлённое соглашение о системной корректировке (Enhanced Structural Adjustment Facility, ESAF, начиная с 1987 года). Льготное финансирование среднесрочной макроэкономической корректировки в странах с низким уровнем дохода, отмеченных в отчетах Фонда по политическим подходам. Покупка: в течение 3 лет (с продлением срока до 4 лет), выкуп: 5,5-10 лет. Более строгая обусловленность финансирования, включающая критерий структурной политики. Пересматривается каждые полгода.

[править] Соглашение PRGF

Соглашение о борьбе с бедностью и содействии экономическому росту (Poverty Reduction and Growth Facility, PRGF, начиная с 1999 года). Замена программ SAF и ESAF с акцентом на борьбу с бедностью с учетом среднесрочной политики, оговоренной в качестве особого условия в отчетах МВФ по стратегиям борьбы с бедностью. Покупка: в течение 3 лет (с продлением срока до 4 лет), погашение: 5,5-10 лет. Строгая обусловленность, включающая критерий структурной политики. Пересматривается каждые полгода.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Международные организации
Экономические ВТОМВФЕБРРПарижский клубАТЭСЕАЭСОПЕК
Прочие ООНЕвросоюзНАТОШанхайская организация сотрудничестваСНГОБСЕСовет ЕвропыАСЕАН
Личные инструменты